Гастон Леру



Источники информации:



Gaston Leroux. De Rouletabille à Chéri-Bibi, 2008




Gaston Leroux. Parcours d'une oeuvre, 1996




Gaston Leroux ou Le Vrai Rouletabille, suivie de "Six histoires epouvantables", 2003




The Essential Phantom of the Opera, 1996




Revue Europe № 626-627, 1981






Midi-Minuit Fantastique № 23-24, 1970-1971




The Phantom of the Opera (Hollywood Archives Series)


Текст © Елена ди Венериа

Переводы с фр. © Seraphine




ГАСТОН ЛЕРУ
Биография

Однажды за этим занятием он познакомился с парижским журналистом Гастоном Леру,
и это знакомство оказало решающее влияние на судьбу Рультабиля.
Гастон Леру, "Дама в черном", пер. И. Ингора

В своем романе Le Parfum de la Dame en noir Гастон Леру вывел себя в микроскопическом эпизоде. Лукаво и немного грустно он рассказывает об отрочестве одного из самых любимых своих персонажей, Жозефа Рультабиля, который решил стать журналистом под влиянием встречи с ним, Гастоном Леру. А что же заставило самого Леру, адвоката по образованию, стать журналистом? А потом сменить полную опасных приключений жизнь на спокойную Ниццу и перо автора романов и повестей? Кто он, "отец" Призрака Оперы? О Гастоне Леру, людях и событиях, его окружающих, и книгах, им написанных, - на этой странице.

Материалы кропотливо подобраны из различных книг, фотографии собраны из различных источников. Некоторые материалы - и фото, и факты биографии - никогда ранее не публиковались в сети. Огромное спасибо lina за фотографии дома Леру в Париже, Inquisitor за помощь в подборе материала.

Часть 1. Детство и отрочество -> Журналист

Gaston Leroux
Улица du Faubourg Saint-Martin, 66, где родился Леру
Нажмите на картинку,
чтобы посмотреть в увеличенном размере

6 мая 1868 года родители будущего писателя ехали из Ле Мана домой в Нормандию, где у его отца, Альфреда Леру, строительного подрядчика, было свое дело. Они должны были пересесть на другой поезд в Париже. Мать Гастона, Мари-Альфонсина, в девичестве Бидо, думала, что ребенок родится уже в Нормандии, но роды начались, когда они ехали через Париж и застряли в пробке. (Да, в те времена тоже были пробки, только вместо автомобилей были экипажи, запряженные лошадьми). Случилось это событие за месяц до бракосочетания родителей, которое произошло в Руане 13 июня. Гастон был старшим из четырех детей. Младшие, сестра Элен и братья, Жозеф и Анри, любили и уважали Гастона, который, после смерти родителей, стал им опорой и поддержкой. Приехав в Париж после окончания колледжа, Леру нашел дом, в котором родился. На первом этаже оказалось похоронное бюро. "Какая ирония, - едко пошутил он. - Там, где стояла колыбель, теперь стоит гроб".

Семья поселилась в Нормандии, сначала в Фекане у родственников Мари-Альфонсины, затем в Трепоре, у родственников Альфреда Леру. Гастон много времени любил проводить в деревне St. Valery-en-Caux на побережье. Он любил плавать в рыбацкой лодке и помогал ловить сельдь. К тому же он превосходно плавал. С 1880 года он учился в колледже в городке Э (Eu), где его отец возглавил работы по реставрации замка, принадлежащего французской королевской фамилии.

Соучеником Леру был Филипп Орлеанский1, потомок королевской династии. Оба учатся отлично, но это не мешает им быть большими проказниками, которые постоянно подшучивают над преподавателями. Гастон будет вспоминать об этом в интервью, которое даст в 1925 году Фредерику Лефевру для "Литературных новостей" (Les Nouvelles litteraires): "Мы очень дружили с Филиппом. И оба были страшными драчунами".

Принц со своей стороны тоже часто вспоминал эту дружбу, благодаря которой Леру получил боевое крещение как журналист. Действительно, в 1895 году Филипп Орлеанский, возглавлявший партию сторонников новой реставрации, даст ему в Лондоне, где он жил в изгнании, интервью, в котором он отказывал другим представителям прессы. Это интервью будет опубликовано на первой странице газеты "Утро" (Le Matin).

Из воспоминаний одного из соучеников Леру: "Гастон Леру был коренастым, невысоким мальчиком. Его порывистые движения странно не соответствовали мечтательной серьезности лица. У него были густые, сросшиеся на переносице брови, карие с золотистыми искорками восторженные глаза. Взъерошенные волосы покрывал синий берет, а зимой он надевал широкую накидку, которую носил с такой же элегантностью, как какой-нибудь итальянский кавалер, кутающийся в свой плащ".

Gaston Leroux
Нажмите на картинку,
чтобы посмотреть в увеличенном размере

Лучший ученик, он часто получал призы за способности, и его учителя предсказывали, что он станет хорошим юристом. В этот колледж позже Гастон "отправит" своего персонажа Рультабия. Сам же Леру пишет свои первые вирши и лелеет мечты о славе.

29 июля 1886 года молодой Леру закончил бакалавриат в Канне и был послан в Париж изучать право, и все это время он пишет короткие рассказы и стихи, некоторые из которых даже публикуются. В 1889 году он получил звание адвоката. Тогда же умерла его мать. Эта драма наложит отпечаток на всю его юность. Именно она вдохновит его на написание страниц, где Рультабий с грустью вспоминает о визитах Дамы в черном. Немного времени спустя, так и не оправившись от горя, умирает и отец.

Гастон, оставшись с двумя братьями и сестренкой на руках, становится опорой всей семьи. Единственным утешением в этой ситуации было то, что он получит освобождение от долгой военной службы. Ему придется отслужить всего два месяца в конце 1889 года, в пехотном полку в Мане. Бытует мнение, что, получив довольно солидное наследство, Гастон Леру промотал его едва ли за год. Однако биографы, в том числе на официальном сайте, не упоминают этот факт. Я склонна считать, что, даже будучи азартным человеком, Леру не мог истратить все деньги, не позаботившись при этом о младших братьях и сестре, оставшись их единственным кормильцем.

Леру поселяется в Латинском квартале, где его слегка разочаровывает слишком тихий, обывательский образ студенческой жизни. Он начинает бывать в литературных кругах, давно мечтая о писательской карьере. Некоторое время спустя он посылает Марселю Самба, ставшему к тому времени сотрудником "Малой Французской Республики" (La Petite Republique Francaise) свое первое художественное произведение под названием "Маленький торговец жареной картошкой" (Le Petit Marchand de pommes de terre frites), которое, к сожалению, так и не было опубликовано. Первая напечатанная статья появилась в журнале "Лютеция" (Lutece), среди сотрудников которой были, например, Поль Верлен и Жюль Лафорж. Слава пришла к Гастону, когда "Эхо Парижа" опубликовало его венок сонетов, посвященный ведущей актрисе Режен. И, хотя он сдал экзамены и был принят на стажировку в суд, его сердце окончательно сделало выбор между правом и литературой в пользу литературы.

Гастон Леру, из интервью Фредерику Лефевру:
"Еще с коллежа меня начал мучить демон литературы. Я сочинял трагедии, писал новеллы. Стоит ли говорить, что и те, и другие ничего не стоили?"

Он пишет поэму, посвященную Ламартину. Это первое напечатанное произведение Леру вышло в апреле 1887 года во "Всемирной лире" (La Lyre universelle).

В октябре 1889 года Гастон Леру становится лиценциатом права, а 22 января будущего года дает клятву как адвокат в первой палате Парижского аппеляционного суда. В то же время он продолжает оставаться начинающим автором и встречается в кафе со многими представителями мира литературы. Он становится другом Андре Антуана, основателя Свободного театра и будущего директора театра "Одеон", а также знакомится с Робером Шарвэ, новым начальником отдела новостей в газете "Эхо Парижа", и пишет для него несколько текстов, после чего становится его секретарем. (Ему же будет посвящен первый роман из цикла о Рультабиле "Тайна желтой комнаты").

Le Matin
Здание редакции газеты Le Matin, открытка 1909 года
Нажмите на картинку,
чтобы посмотреть в увеличенном размере.

В 1894 году происходит решающий переворот в его карьере. Он оставляет адвокатскую деятельность и целиком отдается журналистике. В январе он пишет для ежедневной газеты «Париж» отчет о процессе над анархистом Огюстом Вайаном, бросившим бомбу в Палату Депутатов. И сразу же, благодаря своему таланту, получает предложение от крупной ежедневной газеты "Утро" (Le Matin). Так начинается его потрясающая журналистская карьера. Автор бесчисленных театральных ревью, интервьюер, эссеист, Гастон Леру отдал газете всю молодость, оставаясь бессменным корреспондентом, готовым сорваться с места и лететь на другой конец света ради интересного репортажа.

Сначала он работает сотрудником судебной хроники. Он пишет отчеты о других процессах над анархистами: над Леоном Леотье, Эмилем Анри или над Санто Казерио, убийцей президента республики Сади Карно, а также о многих других более банальных судебных процессах.

Гастон Леру, из интервью Фредерику Лефевру: "Из всех рубрик, судебная хроника казалась наиболее приверженной прочным традициям. Все было крайне просто: в предварительной статье излагались правонарушения обвиняемого в соответствии с обвинительным заключением, а затем освещался каждый день процесса с описанием того, что происходило в зале суда"

Но он мыслит по-другому и демонстрирует свое видение во время процесса маркиза де Нейва, проходившего в 1895 году в Бурже. "Этот процесс стал прекрасным поводом для применения моего метода: отбросить в сторону все бумаженции и работать с единственным документом — жизнью! Жизнь и только жизнь, день за днем! Не ворошить больше прошлое, а предвидеть будущее! Пусть другие из моих собратьев занимаются тем, что произошло позавчера, я буду предсказывать, что случится завтра".

Он хочет непременно увидеться с обвиняемым и добивается встречи с ним в камере, выдав себя за антрополога, которому разрешено побывать в тюрьме. На следующий день "Утро" публикует его интервью на первой странице. Несколько ответственных работников было наказано, его соратники были в ярости. Через несколько лет Леру расскажет об этой истории в статье, озаглавленной "Запретный плод", а также использует ее в романе "Рультабий у цыган". Кроме того, этот процесс даст ему повод впервые высказать свое мнение относительно несовершенства правосудия: "Таковы были присяжные. Страшно становится подчас, когда замечаешь, насколько у этих людей разнятся, а порой и начисто отсутствуют мнения. Оторопь берет, когда, глядя на урну, из которой достаются счастливые и несчастливые номера, понимаешь, что уголовный суд — всего лишь лотерея". (8 ноября 1895 года)

Leroux
1894 г. Удостоверение репортера

С 1897 года Леру — полноправный сотрудник редакции "Утра". Он делает репортажи на разные темы, пишет обозрения и заметки. В августе того же года он оказывается среди шести журналистов, официально избранных для сопровождения президента Французской республики Феликса Фора во время его визита в Россию. Это было первое соприкосновение со страной, которой предстояло сыграть в его судьбе большую роль. Однако главное заключалось в том, что именно в этом году, после нескольких неудачных попыток началась наконец его литературная карьера. За два года до того он безуспешно пытался пристроить в театр своих "Братьев Рорик", драму в пяти актах о знаменитых пиратах, чья история не сходила в то время со страниц газет и вдохновила позже Жюля Верна на написание романа "Братья Кип".

В апреле на подмостках "Гэте-Монпарнас", маленького театра, расположенного на левом берегу Сены, ставится его одноактная пьеса "Турок в Мане", написанная вместе с братом Жозефом (тоже сотрудничавшим с "Утром") и подписанная псевдонимом Гастон Ларив. 18 апреля 1897 в театральной рубрике "Утра" была напечатана краткая заметка об этом спектакле. В общем-то, это был скорее провал: публика смеялась не столько над авторским текстом, сколько над двусмысленным поведением актеров. Тем не менее начало было положено, и в последующие месяцы Леру публикует несколько театральных обозрений под именем Ларив.

В декабре "Утро" объявляет о начале публикации нового романа с продолжением:

"С завтрашнего дня "Утро" начинает публикацию нового, не издававшегося ранее романа молодого талантливого писателя Гастона-Жоржа Ларива "Человек ночи". Читатель с неослабевающим интересом будет следить за действиями множества персонажей, обуреваемых неистовыми страстями. Начало романа разворачивается в Америке, во время драматических событий на Тихоокеанской железной дороге, а затем переносится в Париж, где и происходит развязка. Принимая подчас фантастический характер, сюжет романа никогда не вступает в противоречие с логикой, а посему описанные в нем на первый взгляд необычайные, но на самом деле вполне обычные события заинтересуют самого взыскательного читателя».

Таким образом, Леру предлагает вниманию читателей своей газеты свой первый роман — историю о мести, последнюю часть которой он писал под впечатлением от драмы, разыгравшейся в мае того же года на Благотворительном базаре.

Leroux
1899 г. Общее фото журналистов, аккредитованных для освещения дела Дрейфуса в Ренне. Гастон Леру под номером 38.

В начале 1898 года Леру присутствует на процессе Эмиля Золя в связи сего знаменитым открытым письмом "Я обвиняю" и публикует подробнейшие отчеты в "Утре". Затем, летом, следует пересмотр дела Дрейфуса в Ренне2. Однако из-за разногласий с редакцией газеты Леру довольно быстро отстраняют от этой работы, и на несколько недель он уезжает на природу. Он едет рыбачить в деревушку Вилье-сюр-Морен в департаменте Сена и Марна, где поселилась целая компания художников с Монмартра, в том числе живописцы Анри Остоль Делаж и Юбер-Эмиль Беленк, а также скульптор Жюль Дебуа. Упоминания об этом местечке будут впоследствии нередко появляться в его публикациях в "Утре".

Кроме того, Леру надолго сохранит верность Монмартру и создаст на страницах "Парижского альманаха", издаваемого д-ром Пеле, знаменитое описание этого пристанища французской богемы. В рыбалке — одном из любимых его времяпрепровождений — его привлекает скорее буколическая, чем практическая сторона.

Как ни странно, именно в это время его литературная деятельность словно замирает. Можно было бы ожидать публикации в "Утре" его нового романа с продолжением, однако ничего подобного не происходит. Театру тоже приходится в это время ждать, пока на него вновь снизойдет вдохновение. Настал момент для матримониальных забот. И действительно, 10 мая 1899 года Леру вступает в свой первый брак, узаконив связь с Марией Лефран. Уроженка Сен-Кантен-Ламот (департамент Сомма), она была на пять лет старше его (родилась 28 октября 1863 года). Этот брак оказался весьма неудачным, и через несколько месяцев супруги расстались. Детей в этом браке не было.

В 1900 году Леру становится официальным репортером "Утра" с ежемесячным жалованьем в 1500 франков и одним из самых видных представителей своей профессии. Доказательством этому служит выход в конце следующего года в издательстве "Фламмарион" сборника его публикаций под общим названием "На моем пути". В то же время в "Утре" и в его вечернем приложении "Ле Франсэ" публикуются многочисленные статьи журналиста на самые разные темы. Занимается он и театральной критикой.

Продолжение биографии:

На стр. Леру: Путешествия -> Россия -> Рультабий
На стр. Леру: Писатель -> Кино -> Случаи из жизни -> Наследники и наследие
На стр. Леру: Как создавался Призрак Оперы


Наверх