Чужое лицо ♥♥♥♥♥, RU
他人の顔
Tanin No Kao
1959 г.
Может быть, лицо чудовища создает сердце чудовища. Лицо чудовища обрекает на одиночество, а это одиночество
создает душу чудовища. (Кобо Абэ, "Чужая маска")
Кобо Абэ
|
Роман японского писателя Кобо Абэ (Kôbô Abe, 7 марта 1924 г. - 22 января 1993 г.) был написан в 1959 году.
Это история об ученом, пострадавшем от взрыва баллона с жидким кислородом. У него обожжено лицо, и на коже образовались
уродливые келоидные рубцы. Роман написан от первого лица, и по имени главный герой не называется. Но мы будем его звать
Окуяма, как он назван в фильме, снятом по книге. В 1966 г. Кобо Абэ стал автором сценария этого фильма и сыграл там
небольшую роль.
Кобо Абэ (настоящее имя Абэ Кимифуса) родился в Манчжурии, учился в Токийском университете на медицинском факультете, во время учебы женился на
художнице Мати Абэ. Мати станет иллюстратором книг писателя, будет создавать декорации к его театральным постановкам. В
1947 году, основываясь на личном опыте жизни в Манчжурии, Абэ написал поэтический сборник "Анонимные стихи". В следующем,
1948 году, он неудовлетворительно сдал квалификационный экзамен и по специальности не работал, посвятив себя творчеству.
Он начинает публиковаться, приобретает некоторую известность. В 1950 году знакомится с Хироси Тэсигахара
(Hiroshi Teshigahara), режиссером, специалистом
в искусстве икэбана, человеком разносторонних интересов и талантов. Именно Хироси экранизирует ряд романов Кобо Абэ, в том
числе и "Чужое лицо". В 1973 году Абэ создал и возглавил собственный театр "Студия Абэ Кобо".
Авангардист, новатор, эксперименталист, Кобо Абэ создал интересные и нетривиальные работы. И в жизни у него были нетривиальные
интересы. Он стал первым японским писателем, который набирал свои работы в текстовом редакторе - с 1984 года (!), он был одним из
первых, кто приобрел синтезатор (использовал его для создания и обработки звукового сопровождения спектаклей в своей "Студии"),
он увлеченно, даже фанатично, фотографировал, получил патент на цепь противоскольжения для автомобильных шин (получил серебряную
медаль на международной выставке изобретателей)...
25 декабря 1992 года у него случилось кровоизлияние в мозг. 22 января следующего года он скоропостижно умер в возрасте 68
лет от остановки сердца.
Все люди закрывают окно души маской из плоти и прячут обитающие под ней пиявки. (Кобо Абэ, "Чужая маска")
Название романа по-японски звучит как "танин-но као", и слово "танин" имеет гораздо больше значений, чем "чужой":
это и "странный", и "неродной", и "некто извне", и "некто, не имеющий непосредственного
отношения". Человек без лица. Человек,
потерявший свое лицо.
В восточной, в частности, японской культуре идиома "потерять лицо" означает совершить поступок или попасть в такую ситуацию,
которую невозможно исправить, которая недопустима. "Лишенный лица" человек мог только одним способом решить проблему - совершить
самоубийство. Так было в прошлом. Потерять лицо человек боится издревле - в прямом и переносном смысле. Опозориться,
утратить социальную значимость, оказаться вне общества - это страшно. Это - "смерть" тебя как социальной единицы. Тема
потери лица плотно переплетена с темой масок, которые все мы носим. В "Чужой маске" Окуяма теряет лицо в прямом смысле,
и это рождает страх "потери лица" в обществе, которое оказалось закрыто для него, ставшего уродом.
Внешнее уродство порождает в нем - а, возможно, только открывает то, кем уже он был, но умело скрывал - чудовище:
расист, насильник, кто знает, может, и убийца... "В маске, - пишет Кобо Абэ, - тоже есть нечто схожее с ними [мнимыми
числами - прим. Е. ди В.]: наложить на маску маску - то же самое, что не надевать ее вовсе".
Интересный, необычный роман, полный философских размышлений и аллегорий. Что есть человек в обществе, взаимоотношения
человека с враждебным ему миром, попытка поиска своего места в жизни - главные черты не только этого, но и других
романов Кобо Абэ.
=^_^=
• Экранизация
Постер
|
Производство: Toho Company, Ltd, Япония.
Режиссер, продюсер: Хироси Тэсигахара (Hiroshi Teshigahara)
Автор сценария: Кобо Абэ (Kôbô Abe)
Композитор: Теру Такемицу (Tôru Takemitsu)
Оператор: Хироси Сегава (Hiroshi Segawa)
Монтаж: Фусако Шуцюй (Fusako Shuzui)
Художник-постановщик: Тору Такемицу (T?ru Takemitsu)
Дата выхода: 15 июля 1966 г.
В ролях: Татсуа Накадай (Tatsuya Nakadai, Окуяма), Мачико Киё (Machiko Kyô, его жена), Микийиро Хира
(Mikijiro Hira, психиатр), Киоко Кишида (Kyôko Kishida, медсестра), Кобо Абэ (Kôbô Abe,
человек в баре), Михору Чияки (Minoru Chiaki, владелец дома), Ецуко Ичихара (Etsuko Ichihara, дочь владельца
дома).
Длительность: 122 мин.
Награды: Кинопремия "Майнити" (ежегодная японская кинопремия, спонсируемая газетой "Майнити Симбун"), 1967 г., за лучшую музыку к фильму и
лучшую работу художника-постановщика.
Скриншоты и синопсис
|
• Книга на русском языке
Обложка русского издания
|
Собрание сочинений в 4 томах. Том 1. Женщина в песках. Чужое лицо. Sunna no anna. Tanin no kao -
Серия: Кобо Абэ. Собрание сочинений в 4 томах ("Амфора") - Изд.: Амфора, 2007 г. - Твердый переплет, 432 с.
ISBN 978-5-367-00311-6,
Перевод: Владимир Гривнин
Читать текст в библиотеке Мошкова
|
• Аудиокнига на русском языке
Обложка
|
Кобо Абэ. Чужое лицо (аудиокнига MP3). Серия: XX век. Зарубежная проза. Издательство: Студия АРДИС, 2004 г.
Перевод: Владимир Гривнин
Читает: Ирина Ерисанова
|
Осторожно, спойлеры!
Окуяма после несчастного случая, вследствие которого его лицо оказалось страшно обезображено,
ведет записи для своей жены,
стремясь как можно точнее описать свое состояние и объяснить мотивы поступков. Его дневник занимает три тетради - черную,
белую и серую. Он убежден, что лицо есть главное в общении людей, которые отождествляют внешность и внутреннее содержание.
Единственный способ вернуться в сообщество - носить маску, и Окуяма создает маску, практически подобную настоящему лицу,
способную с помощью лицевых мышц принимать разные выражения. Окуяма попадает в плен к маске. Он приходит к выводу, что люди всегда носят маски,
что в маске человек становится насильником. После взрыва
у Окуямы не было близости с женой, и он, не умея понять, что
творится у нее на душе, решает соблазнить ее, будучи в маске. Это удается, но он подавлен - жена фактически изменила ему. И тогда он
решается рассказать ей все, пишет свои записки и оставляет на съемной квартире, куда приглашает жену.
В финале истории Окуяма, совершенно уничтоженный морально, решает преступить черту и в очередную прогулку берет с собой пистолет,
который купил в первые дни после создания маски.
Конец спойлеров.
На верх страницы
|