Постер


Дополнительно на тему:

Галерея и синопсис фильма

Фильм на imdb.com


На стр. Люди и маски

На стр. Фильмы


Жорж Франжю


Пьер Брассёр


Эдит Скоб


Где купить:

Amazon.com


Текст © Мышь_полевая, shnur777




Les yeux sans visage
"ГЛАЗА БЕЗ ЛИЦА" RU

Общая информация
Интересные факты
Интересные ошибки и неточности



Постер

Страна: Франция / Италия
Дата выхода: 11 января 1960 г.
Длительность: 90 минут.
Язык оригинала: французский.
Производство: "Champs-Élysées Productions", "Lux Film".

Другое название фильма: "House of Dr. Rasanoff"
Режиссёр: Жорж Франжю (Georges Franju).
Сценарий: Жан Редон (Jean Redon), Пьер Буало (Pierre Boileau),
Тома Нарсежак (Thomas Narcejac) и Клод Соте (Claude Sautet).
Продюсер: Жюль Боркон (Jules Borkon).
Композитор: Морис Жарр (Maurice Jarre).
Оператор: Эжен Шюфтан (Eugen Schüfftan).
Монтаж: Жильбер Нато (Gilbert Natot).
Художники: Огюст Капелье (Auguste Capelier) и Марго Капелье (Margot Capelier).
Костюмы: Мари Мартин (Marie Martine).

В ролях: Пьер Брассёр (Pierre Brasseur, доктор Женессье), Эдит Скоб (Édith Scob, Кристиан Женессье), Алида Валли (Alida Valli, Луиза), Франсуа Герен (François Guérin, Жак Вернон), Жюльет Мэйнель (Juliette Mayniel, Эдна Грюбер), Александр Рино (Alexandre Rignault, инспектор Паро), Беатрис Альтариба (Béatrice Altariba, Полетт Меродон) и др.

Неизвестные похищают и убивают дочь профессора Женессье. Полиция приглашает доктора на опознание. Убитый горем отец организует похороны Кристиан. На самом деле, девушка жива, а Женессье вот уже несколько месяцев подряд пытается восстановить её лицо, изуродованное в автокатастрофе. Его помощница Луиза заманивает в поместье девушек, которым предстоит стать жертвами пластических операций безумного доктора...

Более подробный синопсис и галерею фильма можно найти на отдельной странице.


Фильм "Глаза без лица", снятый режиссёром Жоржем Франжю по одноимённому роману Жана Редона, по праву относится к классике мирового кинематографа. Сейчас, спустя десятилетия после премьеры, сложно увидеть оригинальность его сценария после череды всевозможных клише и откровенного плагиата, но в 1960 году фильм произвёл впечатление разорвавшейся бомбы. Картина была настолько хороша, что в кинотеатре Эдинбурга семь человек во время просмотра потеряли сознание. Но ленте элементарно не повезло с датой выхода в прокат. Буквально через два года "Психо" Альфреда Хичкока буквально взорвёт всю мировую кинообщественность, фактически на несколько десятилетий уставив моду на подобные психологические триллеры. Картина же Франжю была буквально погребена под критическими отзывами, едкими комментариями и уничижительными эпитетами. Для своего времени это была слишком тяжёлая пища, которую не могли усвоить. Интересно, что сегодня именно главные сцены, когда-то шокировавшие публику (сцена операции, демонстрация крупным планом изуродованного лица, смерти профессора, растерзанного стаей собак) выглядят блеклыми и устаревшими. Фильм интересен прежде всего своей атмосферой и игрой со зрителем. Первая достигается благодаря оригинальной операторской работе (заметьте замечательную игру со светом и отражениями) и великолепному саундтреку Мориса Жарра. Что же касается второго, то Франжю знает, что корни абсолютного ужаса коренятся в нашем воображении. По-настоящему шокирует и выбивает из колеи образ Кристиан — своеобразного синтеза красавицы и чудовища. Её холодная, бледная резиновая маска скрывает именно то "нечто", обитающее в глубинах нашего психики, что мы способны только представить. А насколько это "нечто" ужасно, зависит от вашего собственного воображения.*

К тематике нашего сайта фильм относится весьма отдалённо. Несмотря на кажущуюся жестокость и "чудовищность" картины, вся она пронизана романтическими нотами, воспевающими внутреннюю красоту. С доктором Женессье ситуация понятна: его волнует не столько судьба дочери, сколько собственные честолюбивые замыслы, ради дела своей жизни он готов пойти на любые преступления. Однако тут больше интересно, на что готова сама Кристиан ради красивого лица, ради любви и нормальной жизни. Где находится тот предел, через который переступить нельзя, чтобы не превратиться в настоящее чудовище. Молодость, свобода и чистота — те качества, которые даются природой и питаются силой духа — в итоге одерживают победу над жаждой внешних атрибутов счастливой жизни.


ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

• Фильм самым серьёзным образом повлиял на жанр фильмов ужасов. Натуралистические сцены пластических операций показались многим режиссёрам весьма пугающими, и они стали вставлять их в собственные фильмы. Белая маска, которую носит главная героиня фильма, была использована режиссёром Джоном Карпентером при создании образа Майкла Майерса — убийцы-маньяка из фильма ужасов "Хэллоуин". Карпентер признавался в любви к фильму "Глаза без лица" и влиянию, которое тот на него оказал.

• Гильермо дель Торо, сравнивая этот фильм с фильмом Жана Кокто "Красавица и чудовище" и называя оба фильма великолепными, говорил: "...Это мрачное поэтическое кино об ужасе и скоротечности жизни. Возвышенные, практически эфемерные образы этих фильмов транслируют в зрительный зал идею гибели и потери: безумная, хрупкая любовь, отчаянно цепляющаяся за последнюю надежду в водовороте тьмы".

• А в 2011 году один из самых эпатажных режиссёров нашего времени Педро Альмодовар снял фильм "Кожа, в которой я живу" — как он сам признавался, почти римейк, поскольку "Глаза без лица" является одним из самых любимых его фильмов.

• Когда фильм "Глаза без лица" был представлен на кинофестивале в Эдинбурге в 1960 году, во время показа сцены хирургической операции семь человек потеряли сознание, на что режиссёр Жорж Франжю едко заметил: "Теперь я знаю, почему шотландцы носят юбки".

• В США фильм вышел в прокат с вырезанной сценой хирургической операции и под названием "Камера ужасов доктора Фаустуса" (The Horror Chamber of Dr. Faustus), что довольно странно, поскольку никакой "доктор Фаустус" в фильме ни разу не упоминался. Под оригинальным названием полная версия фильма была показана в кинотеатрах США только в 2003 году, в ночь на Хэллоуин.

• Фильм был встречен резко отрицательными реакциями кинокритиков. В Англии единственный критик, написавший положительную рецензию на фильм, был уволен из редакции. (!)

• Платья, которые Кристиан носит на протяжении всего фильма, были созданы известным модельером Юбером де Живанши, маркизом, основателем модного дома Givenchy.

• Актриса Эдит Скоб имеет русские корни: она является внучкой русского генерала Добровольческой армии Владимира Скобельцына.


ИНТЕРЕСНЫЕ ОШИБКИ И НЕТОЧНОСТИ

• В первой сцене фильма, когда Луиза вытаскивает из машины тело первой жертвы, на ногах трупа видны чулки. Парой секунд спустя, когда она подтаскивает тело к воде, видны уже голые ноги трупа.

• В начале фильма Кристиан говорит, что её отец убрал из дома все зеркала. Но в тот момент, когда врач выносит из гостиной бессознательную Эдну, их отражения можно увидеть в зеркале рядом с камином.

• В сцене хирургической операции доктор Женессье делает разрезы по контуру лица и глаз пациентки (Эдны). Но в тот момент, когда они с Луизой начинают снимать с лица кожу, внезапно из ниоткуда появляются разметка и надрез вокруг рта.

• Когда Луиза смотрит на пролетающий самолёт, аудиодорожка воспроизводит звук работающих пропеллеров, однако в кадре при этом появляется самолёт с реактивными двигателями.

• Автомобиль доктора Женессье периодические "меняет" свой номерной знак. Если приглядеться внимательно, то можно заметить, что в качестве машины доктора используются два разных автомобиля Citroen DS.

• Когда доктор паркует машину перед моргом и глушит мотор, передние колеса автомобиля повёрнуты влево. В следующем кадре, когда он покидает машину, передние колеса стоят прямо.

• Маска Кристиан, когда её показывают отдельно (тяжёлая, массивная, контур ограничен только лицом), явно отличается от маски, которая затем оказывается на лице девушки (лёгкая, тонкая, помимо лица закрывает также область под подбородком).

* Текст на основе рецензии shnur777


Наверх