Призрак Оперы: открытая репетиция мюзикла
23.09.2014 г.


В пресс-релизе, который рассылался всем представителям СМИ, значилось "служебный вход с табличкой Stage Entertainment". Обойдя половину МДМ в поисках искомой двери, я увидела, что ремонтные работы внутри здания еще не полностью закончены. Я задержалась, чтобы рассмотреть внимательнее, но впереди замаячила группа с камерами и штативами, я поняла намек от мирозданья, пристроилась им в арьергард и благополучно была сопровождена к двери, за которой меня ждала встреча с русским "Призраком Оперы".

Служебный вход оказался на втором этаже, и вся лестница от первого этажа до второго была занята — журналисты с камерами наперевес и телефонами в руках негромко жужжали на свои сугубо журналистские темы. Кто-то собирался вечером еще на одну съемку, кто-то рассказывал, как его принимали на работу, кто-то делился впечатлением от просмотра "Короля Льва"… Все были деловиты и бестрепетны.

Сбор прессы был назначен на 12:45, и примерно в это время нас и начали запускать в зал. Сверялись со списком, поэтому в дверях случился небольшой затор, преодолеть который попытались чуть припозднившиеся Артур Маселла (режиссер) и Патрисия Меррин (хореограф).

Внутри, в холле, — пол все еще застлан пленкой, слышны звуки ремонтных работ, ходят рабочие. Зрительный зал уже полностью готов. Мы заполнили партер почти на две трети. Операторы устанавливали камеры в проходе, а я выбрала себе местечко чуть сбоку.

На сцене — декорации крыши. Люстра уже под потолком, бока и верх сцены уже задекорированы элементами Оперы. Свет приглушен. Этот приглушенный свет моя полупрофессиональная камера так и не смогла побороть, увы.


На сцену поднялся продюсер и глава компании "Стейдж Энтертейнмент" Дмитрий Богачев. Он рассказал о том, как будет проходить мероприятие. Нам покажут три фрагмента из спектакля. Первый — репетиция по вокалу. Второй — репетиция по актерскому мастерству, третий — хореографическая репетиция.

И представил нам вышедшего на сцену музыкального супервайзера шоу Дэвида Каддика (David Caddick).

Каддик (с переводчицей) должен был представить нам работу с вокалом на примере сцены "Все, о чем прошу". Репетиция, сказал Каддик, всамделишная, как если бы в зале не было прессы.

Рауль (Евгений Зайцев) и Кристина (Елена Бахтиярова) вышли на свои позиции на сцене в костюмах. Магия началась.


Пропев часть строк, артисты остановились по просьбе Каддика. Богачев спросил у зала, хватает ли света, на что получил ответ хором: "Нет!!!" А вот и нет, включать освещение на полную мощность не стали, поскольку это не была цель мероприятия. Мы же собрались не для того, чтобы снимать полноценные клипы. Именно по этой причине на сцене постоянно будут присутствовать посторонние — переводчики, гримеры, рабочие — и загораживать актеров, затрудняя работу операторов и фотографов. Записать песню целиком было нельзя — попросту ее целиком не исполняли.

И репетиция продолжилась. Каддик еще несколько раз прерывал дуэт, поправляя какие-то огрехи (категорически не слышимые моему уху) в вокале Елены-Кристины и призывая актеров вкладывать больше силы в строки "Я судьбу с тобою разделю, вот все о чем прошу" (после поцелуя), потому что, цитирую, "музыка вас здесь не поддерживает, только вы сами можете поддержать друг друга".


Про переводчиков. К сожалению, не знаю их имен. Но они — не просто "голос за кадром". Иностранные члены команды не понимают русского языка, а следовательно — и русскоязычного текста, поэтому им сложно ориентировать актеров. И переводчик должен быть в музыкальном материале, чтобы сходу понять, о чем речь, и соотнести английский текст с переводом.

К слову о переводе. "Все, о чем прошу" — увы, все моменты, к которым были претензии еще со времен прослушивания, остались. "Беду предотвращу я — от мрака защищу я". Евгений Зайцев делает крошечную паузу перед "я", иначе совсем было бы грустно.

Фрагмент был маленький, но отлично показал — по крайней мере, мне, — что у нас прекрасная Кристина. Мимика, голос, все хорошо. Рауль-Зайцев — по одной арии сложно судить о характере персонажа в целом, но мне показалось, что у нас будет классический вариант роли.

После того, как Каддику понравился вариант, спетый актерами, наступил 20-минутный перерыв, во время которого Елена и Евгений (как были, в костюмах), а также Дэвид Каддик и Дмитрий Богачев вышли к журналистам и встали в проходе между партером и амфитеатром в разных сторонах зала.

Дмитрий Богачев увлеченно рассказывал о том, сколько стоит "Призрак Оперы", о том, что к постановке мюзикла такого масштаба шли много лет. У Рауля в этот момент спрашивали, что чувствует он, актер Евгений Зайцев, играя историю из 19-го века. Погружение в этот мир, ответил актер, иногда такое, что начинаешь терять ориентацию в пространстве и не знаешь, в каком ты веке. У Елены Бахтияровой же спрашивали совсем о другом — о метаниях героини, о любовном треугольнике на сцене, а кто-то поинтересовался париком и тем, как хитро микрофон крепится к голове и куда потом уходит проводок… Совсем в стороне Дэвид Каддик говорил, как порой странно для его уха звучит русский язык, но при этом русский текст хорошо ложится на музыку.

Признаться, меня больше интересовало то, что происходило в тот момент на сцене. А там убрали оперную крышу и опустили мост, по которому Призрак ведет Кристину в подвалы. Потом выдвинули канделябры, орган, выкатили зеркало и лодку. Все действия рабочих на сцене координировал человек с наушником и микрофоном из зала. Вынесли обезьянку, а потом быстро унесли обратно — музыкальная шкатулка была не из этой сцены.


И вот снова выходит Дмитрий Богачев. На это раз он представил следующий фрагмент спектакля — "Музыку Ночи" — и режиссера Артура Маселлу (Arthur Masella), который и проведет репетицию с Призраком-Дмитрием Ермаком и Кристиной-Тамарой Котовой.

Освещение сделали приближенное к тому, что будет на сцене во время спектакля, включили дымовую машину, и, в общем, в этот момент я поняла, что да, вот за эту зрелищность я и люблю "Призрака Оперы".

Мне понравилось, как ведет себя на сцене Ермак, жесты, мимика, конечно, все "фирменное" и постановочное, но выглядит органично. Он не выходил из образа, даже когда Маселла прервал несколько раз пение, чтобы откорректировать слегка жесты (Кристина слишком рано поднимала руку к маске) и общий настрой сцены. В вокальном плане мне показалось, Призрак не поет в полную силу, придерживая голос. Но, наверное, это потому, что все репетиции сопровождались только пианино — трудно раскрыться голосом под такой аккомпанемент. Тамара Котова мне тоже понравилась. Она выглядела очень сосредоточенной — сфокусированной только на режиссере и на своем партнере по сцене и, может, чуть менее эмоциональной, чем Елена Бахтиярова.

Что касается перевода, то, скажу честно, я больше смотрела, чем слушала, так что серьезных недостатков не заметила, разве что "полутьма ласкает глаз", по крайней мере, я это расслышала и запомнила.

А еще Ермак мне напомнил… Джерарда Батлера. Не в плохом смысле, просто — похожий типаж.






В следующем 20-минутном перерыве к журналистам снова вышел Дмитрий Богачев, а кроме того — Ермак, Котова и Маселла. Режиссер сказал, что начал работать с "Призраком Оперы" 27 лет назад и работает по сей день. Он решительно настроен, чтобы российский зритель увидел высокопрофессиональную постановку.

Дмитрий Богачев сказал, что именно Артур Маселла знает, как должен выглядеть "Призрак Оперы", поскольку Маселла — "носитель его ДНК". Кроме того, он поделился тем, как шли кастинги. В частности, как долго не могли найти Кристину — и вот удача! Елена Бахтиярова и Тамара Котова нашлись! Причем на мастер-классе в Лондоне, который проводил сам Эндрю Ллойд Уэббер, он назвал Елену одной из лучших Кристин за все время мюзикла. Что касается Призрака — то его тоже пришлось поискать, но вот на прослушивание пришел Дмитрий Ермак и поразил всю международную команду, которая набирала актеров, своим вокалом и эмоциональностью, он так выложился на прослушивании, что его утвердили моментально.



Ну а Дмитрий Ермак отвечал на тот же вопрос, что задавали и Евгению Зайцеву — не чувствует ли он себя в отрыве от сегодняшнего дня, играя персонажа из 19-го века. Нет, Ермак не теряет связь с действительностью, он не переносит игру в реальную жизнь, которая, к слову, вполне успешна. И он поделился с журналистами своей радостью — скоро у него родится ребенок.

Вначале Ермак был в своей маске (как мы помним из его интервью, это репетиционная маска, а не рабочая), а потом его попросили ее снять. Грима под маской не было, и это вполне естественно: журналисты узнали, сколько времени уходит, чтобы нанести сложный грим.

А сцена тем временем была закрыта занавесом. Когда его подняли, мы увидели декорации к Маскараду.

Дмитрий Богачев представил третьего участника репетиции — хореографа Патрисию Меррин (Patricia Merrin), которая в свое время танцевала в ансамбле еще в оригинальной лондонской версии, а затем — стала хореографом и теперь ставит танцы в "Призраке Оперы".

Меррин посмотрела сначала выход оркестрика — обезьянки, барабанщика и др., потом — первую половину "Маскарада" до появления Рауля (Евгений Зайцев) и Кристины (Елены Бахтияровой), сделала замечание ансамблю — не раскрывать широко руки. Затем появились и главные персонажи. К ним тоже было замечание — не уходить далеко в край сцены, чтобы не быть оторванными от ансамбля. (Карлотта — Ирина Самойлова.)

И вот финальный вариант — маскарад. Честно, дух захватывает. Все блестит, переливается, все яркое, звонкое… Из трех представленных сцен эта — понравилась мне больше всего.



 


И все закончилось.

К журналистам снова вышли Ермак, Бахтиярова и Зайцев. До Патрисии Меррин, тоже общавшейся с журналистами, я не дошла.

Дмитрий Богачев спешил в "Россию", где сейчас готовят к показу ревайвал "Красавицы и Чудовища", но все-таки ответил еще на несколько вопросов. Например, о костюмах. Большая часть костюмов сшита специально для российских актеров, стоимость одного костюма измеряется несколькими тысячами долларов. Спектакль технически очень сложный, например, во время Музыки Ночи помимо канделябров из пола появляется около 150 свечей, все это синхронно с музыкой — разумеется, все автоматизированно, и у дирижера есть наушник, чтобы скоординировать все движения.

Глава "Стейджа" не сомневается, что мюзикл ждет успех — почти все билеты до декабря включительно выкуплены, открыты продажи на январь. Идти "Призрак Оперы" будет два года, а может — и более, будет дано 800, а то и 1000 спектаклей. Увы, туров не будет, поскольку, по словам г-на Богачева, у нас в России нет площадок (кроме обновленного МДМ), где бы мюзикл мог идти длительное время.

В заключение Дмитрий Богачев ответил на мой вопрос, возможна ли постановка сиквела "Призрака Оперы":

— Не исключено. Это красивый мощный спектакль. Его, конечно, не стоит сравнивать с оригиналом. "Призраком Оперы" — это феномен, и еще не удалось поставить мюзикл, сравнимый с ним, это не удалось даже его создателю Уэбберу. А так сиквел — отличная яркая постановка. Трудно сказать, когда возможно будет постановка, сразу после "Призрака Оперы" или потом, пока неясно, как подать спектакль, какое будет продюсерское решение. Но в целом — не исключено, что зрители увидят "Любовь Не Умирает Никогда".

И совсем уж в конце рассказа хочу вот что отметить.

Они все очень восторженны, очень открыты, всех, начиная от главы "Стейджа" и заканчивая гримерами, распирает от радости и эмоций. Надо видеть, как эмоционально актеры делятся впечатлениями от сцены и спектакля. Надо слышать, с каким удовольствием и вкусом рассказывает продюсер о своем детище.

Я очень надеюсь, что результат такого труда и таких эмоций будет прекрасным.

Елена ди Венериа

А вот здесь можно посмотреть профессиональные фотографии наших коллег.

На страницу мюзикла в России