Чуть позже у Эрика начинается сильнейшая рвота. Я поспешно
приношу таз, держу своего пациента за узкие худые плечи, и его выворачивает
наизнанку. Что же, неплохой результат. Сколько времени он не ел? Неделю?
Две? Немудрено, что желудок не принимает пищу. Вскоре все заканчивается. Я
уношу таз, убираю следы недавнего кризиса. Эрик следит за моими действиями,
часто моргая. - Это вы раздели меня? - вдруг спрашивает он. Я оборачиваюсь.
В его голосе звучит что-то знакомое... Стеснительность? Застенчивость? - Да,
сударь. Более того, - добавляю я безжалостно, - я еще имела удовольствие вымыть
вас. И ухожу из комнаты с тряпкой в руке, оставляя Эрика наедине с
неловкостью. ...Я заставляю его прополоскать рот, затем выпить немного воды.
Предупреждаю, что вечером ему предстоит еще одна пытка бульоном. Наконец он
засыпает. А я отправляюсь на прогулку, осматривать его «владения». Они
обширны, довольно хорошо обставлены. Открыв очередную дверь, я попадаю в женский
будуар. Вероятно, это комната Кристины... Перс высказал всего несколько скупых
замечаний, но по ним можно составить общее впечатление. В комнате уютно. Все
вещи подобраны со вкусом. Коробка с рукоделием на столе, несколько книг
религиозного содержания. Забытый гребешок на туалетном столике... Флакончик
духов со сладковатым запахом... Атласная ленточка... Здесь все пропитано
любовью, обожанием. Я ощущаю, как в воздухе все еще витают отголоски
признаний... И я понимаю Кристину, которая отвергла жизнь во мраке подземелий
подле пусть и любящего человека, но с такой отталкивающей внешностью. Отвергла
ради солнца и дорогого сердцу лица... И все же... все же... А в дальнем
конце этого странного дома я обнаруживаю спальню хозяина. Она выдержана в
строгих черно-красных тонах. Мрачное и торжественное место. У стены - орган,
заваленный нотами. А в центре на возвышении - обитый шелком гроб. Оригинальное
спальное место, вполне подходящее для Эрика. Мне становится смешно и больно. И я
спешу покинуть комнату. Вечерняя трапеза уже не сопровождается моим
монологом об изысках провинциальной кухни. Эрик молча и терпеливо глотает
бульон, сверля меня ненавидящим взглядом. Затем его снова рвет. Но уже не так
сильно. - Вы не хотите совершить небольшую прогулку? - спрашиваю я, намекая
на некие гигиенические процедуры. Он отрицательно качает головой: разговаривать
со мной он не настроен. Что ж, мне все равно. Я умываюсь, с огорчением
разглядываю некогда изысканное, а теперь безнадежно испорченное платье, снова
устраиваюсь в кресле. - Что вам от меня надо? - спрашивает Эрик. Я пожимаю
плечами. И решаю рассказать ему все как есть. - Не далее как вчера, сударь,
вы стали моим мужем, - говорю я. Он смеется. Глухо, отрывисто, словно
кашляет. - Вы лжете. Зачем вы лжете? - Я бы очень хотела, чтобы это было
ложью. Но - увы! - мы действительно обвенчаны. Вы были без сознания, поэтому
ничего не помните. Эрик смотрит на меня в немом удивлении. - Это в самом
деле так? Вы… вы - моя жена? Я кривлю губы. - Формально - да. К
сожалению, обстоятельства таковы, что я вынуждена жить здесь. - Если все
было не по вашей воле, а я не сомневаюсь, что вас принудили к этому браку,
почему вы тогда не оставите меня в покое, не дадите мне умереть? Тогда вы были
бы свободны. - Постарайтесь уснуть, - говорю я вместо ответа. - Вам надо
набраться сил. Он что-то бурчит под нос. Чем напоминает мне разобиженного
ребенка. Я улыбаюсь. - Спокойной ночи, сударь.
Вот уже неделю я живу
в подземелье. Воспользовавшись гардеробом Кристины, пока я не испытываю ни в чем
нужды. Перс исправно носит еду. Он все время чем-то недоволен, качает головой,
словно хочет предупредить меня о чем-то... С Эриком он едва перекинулся парой
слов. Эрик молчалив, покорно ест все, что я готовлю для него, и только его
взгляд говорит о том, как сильно он меня ненавидит. Этот взгляд преследует меня,
давит. Я злюсь на беднягу, на саму себя... Пока в один прекрасный день мое
терпение не лопается. Я сижу у камина, пытаясь читать. Эрик лежит на
кушетке, положив худые руки поверх пледа. Сквозь тонкую материю рубашки видна
сероватая кожа с синими прожилками вен. Если бы взглядом можно было поджечь
одежду, мое платье уже давно бы загорелось. Я поднимаю глаза от книги,
встречаюсь с ним взглядом. Он отворачивается. - Думаю, настало время, -
говорю я со вздохом, - поговорить по душам. За что вы меня ненавидите? За то,
что я не дала вам умереть от голода? Объясните мне! - Да! Да, я хотел
умереть. Смерть была бы избавлением... от всего! Прежде всего, от этого
уродливого лица, которое я ненавижу! Как Бог мог создать что-то подобное?!
Видно, он хотел посмеяться над бедным Эриком... - Почему именно сейчас? - Я
закрываю книгу, все равно она была наполнена глупостями, читать ее можно лишь от
скуки. - Почему вы решили покончить с собой только сейчас? Ведь то, что вы... не
похожи на других, вы поняли давно. И что за странный способ - умереть от голода
вместо того, чтобы, например, принять яд? Эрик молчит. Размышляет над моими
вопросами? Просто не хочет больше говорить? Я кутаю плечи в шаль: даже возле
камина ощущается холод подвалов. И сырость. Здесь нельзя жить... Что это - форма
самобичевания? Истязание плоти? Зачем он выбрал себе такой дом? Только ли скрыть
лицо? - Я жил как жил, не ожидая ничего хорошего, - вдруг начинает Эрик. - И
кто знает, что было бы дальше... но зачем-то Бог захотел унизить меня еще
больше. Он дал мне возможность полюбить. Я слушаю этот тихий голос, полный
тоски. Да, уж если Бог хочет унизить нас, Он посылает нам безответную любовь.
- Кристина... я знаю, не будь я так уродлив, она бы полюбила меня. Она уже
даже чуть-чуть меня любила... Он стискивает руками плед, словно ощущая боль.
Я отворачиваюсь к огню. - Я знал, что уродлив. Что мне нет места среди
прочих людей. И я научился с этим жить. Но только в глазах моей дорогой Кристины
я увидел то, что старался не замечать в глазах других, - отвращение. И приговор:
таким не место подле живых. Я оборачиваюсь к нему. Мне видна только впалая
щека, высокая скула, обтянутая сероватой кожей, вполне нормальное ухо, тонкая
линия губ. Вот он поворачивается. Смотрит на меня. Всю картину портит почти
полное отсутствие носа и кошмарная худоба. Черные круги под глазами производят
удручающее впечатление. Наверное, я уже привыкла к этому лицу, если не испытываю
отвращения. - Когда Бог закрывает дверь, - говорю я, поднимаясь, - он
распахивает окно. Подумайте над этим. Пока я варю кофе. Мой дядюшка, упокой
Господь его душу, любил вкусно поесть. А в послеобеденные часы любил сидеть в
библиотеке с томиком Франсуа Вийона и вкушать кофе. У него была маленькая
прихоть - он любил, чтобы кофе варила ему я... Я приношу поднос с чашками,
кофейник. Отдаю чашку, и моих пальцев касаются ледяные (от этого они кажутся
влажными) пальцы Эрика. - Я бы предпочел кофе по-турецки, - говорит он.
- Браво! Пациент идет на поправку, коль скоро он начинает привередничать в
еде, - отвечаю я. - Попробуйте. Я добавила немного корицы. Такой кофе очень
любил мой дядя. - Он умер? - Давно. А родители погибли еще раньше. - Мне
кажется, он хотел спросить об этом, поэтому предвосхищаю вопрос. Или мне просто
захотелось сказать о том, что одна на свете? Я сажусь в кресло, пью кофе,
смотрю на огонь. - Помните у Баха, в его Кофейной Кантате, - говорю я, -
«Ах! Как вкусен сладкий кофе, он милее поцелуя и приятней, чем мускат!» Я
бывала в этих чопорных и чистеньких немецких городках: в Лейпциге, Гамбурге... Я
улыбаюсь своим воспоминаниям. - Вы знаете Баха? - спрашивает Эрик. -
Ровно столько, сколько положено знать образованной девице, далекой от музыки. У
меня нет слуха, я не владею игрой на музыкальных инструментах. Эрик
протягивает мне чашку. Она пуста лишь наполовину. - Не щадите меня, - говорю
я. - Вам не понравилось. - Увы. Попросите Перса сварить вам кофе
по-восточному, и вы поймете, что такое настоящий кофе. - Непременно. Я
собираюсь унести посуду. В дверях оборачиваюсь. - Оказывается, - произношу
я, сильно сомневаясь, стоит ли вообще об этом говорить, - оказывается, у вас
глаза не черные, как я думала вначале. Они карие. И выхожу. Эрик провожает
меня взглядом, полным безмерного удивления.
Едва начав вставать, Эрик
уже подолгу скрывается в своей комнате, откуда слышна какофония звуков,
извлекаемых из органа. Это не музыка. Это агония несчастного инструмента. Смею
думать, я тоже способна так мучить бедный орган. Пассажи становятся
совершенно невыносимыми, и я влетаю в комнату. - Прекратите! - восклицаю я,
останавливаясь на пороге. - Это ужасно! Эрик быстро снимает руки с клавиш,
по комнате заметался тонкий отголосок недавней музыки. - Что вы сказали? -
спрашивает Эрик, не оборачиваясь. Я подхожу к нему. - Эрик, то, что вы
сейчас играете, чудовищно! Я не могу этого выносить! Это... это... У меня не
железные нервы: утром, услышав первые аккорды, от неожиданности я разбила чашку.
Эрик молчит. Его плечи и спина выражают крайнее презрение к моим музыкальным
вкусам. - Простите, - говорю я. - Но разнообразия ради вы не могли бы играть
иногда... не знаю... Моцарта?.. Что-то менее... - ...раздражающее? - говорит
Эрик. Он поворачивается ко мне. В его голосе сквозит обида. - Ну... менее
громкое хотя бы, - примирительно говорю я. - Не обижайтесь, пожалуйста. Эрик
надувает губы, как разобиженный ребенок. - Вы находите мою музыку
раздражающей и громкой? - спрашивает он. - Помнится, я уже говорила, что у
меня нет слуха? Я не могу оценить красоту и гармонию звуков. Эрик вдруг
неожиданно улыбается уголками губ, отчего вокруг глаз собираются морщинки, а в
глазах отражаются свечи. - Вы совершенно правы, это ужас, а не музыка. Я
попробовал выразить свои чувства... Я подхожу к нему, опускаюсь на колени,
склоняю голову набок. - Как жаль, - говорю я, - что ваши чувства в таком
смятении. Я надеюсь, когда-нибудь вы придете в хорошее расположение духа? -
Вы узнаете об этом первой. А теперь оставьте меня, пожалуйста. И постарайтесь не
обращать внимание. Боюсь, мне необходимо сыграть еще кое-что... Я киваю,
поднимаюсь. Скрываясь от музыки, я выхожу на берег озера. Бездумно брожу,
скидывая камешки в неподвижную воду. Отчаянно замерзаю и возвращаюсь.
Занятая приготовлением ужина, я не сразу замечаю перемену в звучащей
музыке. Она плавна, тиха, она плачет, страдает, но она похожа на человеческую
музыку. К ужину Эрик покидает свою комнату. Ест он крайне мало, но
регулярно, что не может меня не радовать. Мы старательно избегаем разговоров о
нашем браке и о будущем, ограничиваясь беседой о литературе, искусстве,
путешествиях. Эрик откладывает вилку, промокает губы салфеткой. -
Надеюсь, вам понравился Моцарт? - спрашивает он с лукавством. - Моцарт? -
хмурюсь я. - Я не узнала сразу. Довольно оригинальная трактовка.... Эрик
молчит, комкая салфетку. - Как вы можете есть в моем обществе? - вдруг
выпаливает он. Я роняю вилку и чуть не давлюсь салатом. Начинаю кашлять, из глаз
брызжут слезы. Эрик подскакивает ко мне, участливо хлопает по спине, наливает
воды. Избавившись от кашля и выпив, по крайней мере, два стакана воды, я начинаю
чувствовать себя лучше. - Боже, - говорю я, утирая слезы, - что такое пришло
вам с голову?! - Вы не испытываете отвращения? Не чувствуете приступов
тошноты, когда смотрите на меня? У вас завидный аппетит. - Эрик, я надеюсь,
в будущем вы будете более... сдержанны в ваших словах. По крайней мере, когда я
принимаю пищу, - замечаю я. - Налейте мне вина. Он послушно наливает
полбокала из темной бутылки, которую я нашла в буфете. Вино превосходно,
кажется, Божоле. Я делаю большой глоток. - Прежде, чем вы пойдете к себе
терзать ни в чем неповинный орган, а я примусь мыть посуду, - говорю я, - я
должна кое-что прояснить. Эрик внимательно слушает, склонив голову. - Я
не стану отрицать очевидный факт вашего... э... вашей непривлекательной
внешности. Могу предположить, как относились к вам люди на протяжении многих
лет. Меня это не касается. Считайте, что я привыкла. Какой бы я ни находила вашу
внешность, есть в вашем присутствии я могу, - говорю я. - Кое-что в вас мне даже
нравится. - И добавляю безо всякого перехода: - Вы поможете мне с посудой?
Эрик бормочет что-то вроде «я... нет... я должен... мне надо идти...». И
быстро покидает меня. Я же собираю тарелки, размышляя над собственными
словами. Ведь в Эрике действительно есть кое-что, что мне нравится. Его детская
непосредственность. Эмоциональность. И безумно красивые тонкие пальцы, чуткие,
нервные... Я боюсь признаться самой себе - но я очень хочу, чтобы… Тарелка
выскальзывает у меня из рук, я чертыхаюсь и, злясь на себя за странные мысли,
прислушиваюсь к музыке, доносящейся из комнаты Эрика.
…Я нахожу Эрика в
гостиной. Он сидит перед камином, смотрит на огонь и комкает в руках кусочек
черного шелка. Маску. Услышав мои шаги, он поворачивает голову, но избегает
встречаться со мной взглядом. - Вы не находите, что так лучше? - спрашивает
он, прикладывая маску к лицу. Я сажусь в кресло, тоже смотрю на огонь. -
Разумеется, - говорю я, - маска скрывает… ммм… лицо. Но зачем, я уже столько
дней вижу вас без маски? - Это не для вас, - морщится Эрик. Немного
поколебавшись, он протягивает мне газету, которую вместе с продуктами принес
Перс. Я пожимаю плечами, беру ее. Пролистываю, не понимая, что могло привлечь
внимание Эрика. Он нетерпеливо выхватывает листы из моих рук, находит нужную
заметку и показывает мне. - "Состоялась помолвка графа де Шаньи и
мадемуазель Дааэ", - читаю я. Дааэ… Кристина!.. - Вы хотите навестить ее? Для
этого вам маска? Эрик молчит. Пальцы продолжают терзать ни в чем неповинный
шелк. - Кристина думает, что вы умерли, - с моей стороны это довольно
безжалостно, но встреча с Кристиной может снова ввергнуть Эрика в глубочайшую
депрессию. И это после того, как я вытащила его буквально из могилы!.. - Перс
дал объявление в газету. Эрик продолжает молчать. Шелк издает жалобный
треск, рвется пополам и летит в огонь. Меня пугают его вспышки ярости. Он не
крушит мебель, не кричит, не топает ногами. Он лишь смотрит куда-то в
пространство и впивается пальцами в подлокотники кресла до сдержанного скрипа, в
клавиши органа до нервного вздоха аккорда, в бокал до сдавленного хруста
несчастного стекла… Эта всепоглощающая ярость снедает его изнутри, не находя
выхода. Она беспощадна и ненасытна. Эрик зачем-то сдерживает себя, хотя я вижу -
такая сдержанность ему несвойственна. - Эрик, - шепчу я, - Эрик, послушайте
меня… Кристина принадлежит прошлому… Он сжимает кулаки, прижимает их к лицу,
то ли всхлипывает, то ли смеется. Мое сердце сжимается от жалости к нему.
Мне хочется обхватить его голову, прижать к себе, баюкать как дитя… Что за
мысли… Мужчины не плачут!.. Я не знаю, как поступить - уйти, оставив его
наедине с горем, или утешить, если это вообще возможно. Я колеблюсь какое-то
время, затем подхожу к нему, отнимаю, преодолевая сопротивление, его руки от
лица и осторожно касаюсь губами его лба. Для него это жест утешения и
сочувствия. Для меня же… я хотела попробовать на вкус истонченную кожу:
горьковатая она или солоноватая? Теплая или холодная? Испарился ли запах смерти,
преследовавший Эрика с самой нашей первой встречи? Кожа прохладная,
солоноватая, пахнет земляничным мылом и чем-то еще, таким странно-знакомым…
Я смотрю Эрику в глаза, почти касаясь своим лбом его лба. Как мне могло
когда-то показаться, что его глаза черные? Они светло-карие, нежного медового
оттенка, в обрамлении прямых коротких ресниц. Где-то в глубине медового гаснут
оранжевые искорки недавней вспышки ярости. Эрик, кажется, перестал дышать.
Я отстраняюсь. Он смотрит на меня, приоткрыв губы совсем по-детски. -
Кристина тоже однажды поцеловала меня в лоб, - говорит он, наконец. - У нее были
такие сухие губы… - А у меня? - спрашиваю я. - У вас они горячие и
влажные, - отвечает он и проводит ладонью по лбу, словно стирая с него поцелуй.
Я грустно улыбаюсь. Любил ли он кого-то кроме Кристины? Знал ли он любовь
женщины? Вряд ли кто-то кроме шлюх мог делить с ним постель по своей воле… -
Я видела в вашей комнате на камине шахматную доску, - говорю я, чувствуя, что
мои мысли становятся все более и более непристойными. - Сударь, вы играете в
шахматы? - Сам с собой иногда… Раньше Перс играл со мной. - Составите
мне компанию сегодня вечером?
И наши вечера становятся полными шахматных
баталий, в коих я терплю поражение за поражением. Эрика переполняют азарт и
искренняя радость от побед. У него острый ум и молниеносная реакция. За
шахматной доской пропадает его угловатость. Он изящно двигает фигурки, его
пальцы летают над доской, и я чаще разглядываю их, чем черно-белые клетки. Мы
сидим близко к камину, мягкое свечение делает обстановку такой домашней и
покойной. Нас объединяет и еще один ежевечерний ритуал. Отправляясь в свою
комнату, я целую Эрика на прощанье. Он подставляет лоб доверчиво и вместе с тем
настороженно, словно боится, что я вдруг разгляжу его уродливое лицо и вместо
поцелуя оттолкну его… А меж тем музыка, которую играет Эрик, становится
менее странной и грубой. Она медленно, но неуклонно обретает гармонию. И вместе
с тем так плавно вписывается в канву стен, воздуха, предметов, что я почти
перестаю замечать, что она есть. И начинаю замечать, когда ее нет.
<<< Назад    Дальше >>>
В раздел "Фанфики"
На верх страницы
|