Название: "Batman: Masque" ("Бэтмен: Маска")
Иллюстратор: Майк Грелл (Mike Grell)
Художник-колорист: Андре Хромов (Andre Khromov)
Текст: Джон Костанза (John Costanza)
Редактор: Скотт Петерсон (Scott Peterson)

Дата выхода: ноябрь 1997 г.
Издательство: "DC Comics"
Серия: "Elseworlds"
Формат: мягкая обложка, 64 стр.
ISBN: 9781563893094

Нажмите на обложки, чтобы посмотреть их в увеличенном размере.



Рисунок на форзаце

Бэтмен, супергерой, стоящий в одном ряду с Человеком-пауком и Суперменом.

Его дебют состоялся в 1939 году, когда на волне популярности Супермена компания DC Comics решила сделать еще одну серию комиксов - про нового героя. Его придумал Боб Кейн, настоящее имя Роберт Кан (Robert Kahn, 21.10.1915–3.11.1998), американский комиксовый автор. Образ Бэтмена появился благодаря совместной работе Кейна и его коллеги Билла Фингера (William Finger). В частности, именно Фингер пририсовал персонажу черные перчатки, убрал из костюма крылья и красные вставки, предложив черно-серую гамму. Популярность к новому герою пришла практически сразу. Все это вылилось в сериалы, мультипликационные версии, компьютерные игры, коллекционные фигурки и т. д. и т. п. В 2011 году Бэтмен стал вторым по популярности в списке "Сто лучших героев комиксов всех времён" по версии IGN, уступив Супермену.

История о встрече Бэтмена и Призрака Оперы стала возможной в серии "Elseworlds", выпускаемой в том же издательстве "DC Comics", что и основные истории о Бэтмене. Еще в 1942 году был опубликован комикс о приключениях Супермена в рамках альтернативной реальности. Вся серия построена на том, что персонажи комиксов помещаются из своей привычной среды в иные миры, иные реальности, иное время или иные обстоятельства. Первая история о Бэтмене в рамках серии "Elseworlds" была выпущена в 1989 году (в том же году, что и фильм о Призраке Оперы с Робертом Энглундом в главной роли) и повествовала о том, как Бэтмен в Викторианскую эпоху ловил Джека-Потрошителя.

Поскольку в иных мирах и реальностях все возможно, и герои различных комиксов вполне способны встречаться, участвовать в совместных операциях, а то и перевоплощаться один в другого, эту серию смело можно называть фанфикшеном по отношению к оригинальной версии.


Майк Грелл

Майк Грелл (Mike Grell, 13.09.1947) - американский автор и художник, уже много лет работающий в жанре комиксов. Работал над комиксами о таких персонажах как Жлезный Человек, Зеленая Стрела, Тарзан, Бэтмен. "Маска" - весьма интересный комикс, полный отсылками к мюзиклу Уэббера и теме Призрака Оперы. Здесь мы имеем сразу двух персонажей, которые носят маски, – это Харви Дент, чье лицо оказалось сильно обожжено, и Бэтмен, таинственный защитник обездоленных. Мотивы, по которым они скрывают свое лицо, различны, полагаю, их можно назвать двумя личинами одной персоны – Призрака.

Бэтмен выполняет не только функцию Призрака, но и Рауля – когда он находится в образе Брюса Уэйна. Он ухаживает за Лорой Авиан, с чьим отцом когда-то был дружен. Лора выполняет в комиксе функцию Кристины. Ее фамилия – avian, с английского "птичий", это интересно – в балете, в котором она танцует, девушки носят маски из птичьих перьев.

Еще "призрачные" детали. Обложка комикса (это часть иллюстрации из внутренней страницы) – реминисценция на знаменитую позу из мюзикла Уэббера. Лора-Кристина попадает в логово Бэтмена, она просыпается в белой ночной сорочке, повсюду свечи, разве что нет органа. Она срывает маску с Бэтмена-Призрака, говоря, что маска скрывает только лицо, но не сердце, что похоже на отсылку к мюзиклу Копита.

Опера здесь заменена на балет, что вполне разумно, учитывая манеру отрисовки комикса. Майк Грелл отлично изображает динамичные сцены, в которых балет смотрится органично.

Харви Дент – персонаж из вселенной Бэтмена. В оригинальной истории он преуспевающий красавец-прокурор, вследствие несчастного случая получающий лицевую травму и переходящий в стан противников Бэтмена под именем Двуликий. В разных версиях франшизы происхождение травмы у Дента варьируется, а также варьируется степень его психического расстройства.

На сцене театра ставят "Маску Красной смерти" Эдгара По. Это явная отсылка к роману Леру, в котором Призрак Оперы на маскараде появился в костюме Красной смерти.

У комикса интересная отрисовка, упор сделан на динамику – некоторые страницы вообще не снабжены диалогами, только действие. Диалоги приятно читать, Брюс Уэйн остроумный собеседник, но ровно настолько, чтобы не наскучить читателям. Это интересная инкарнация Призрака Оперы и качественный комикс из мира Бэтмена.


Страницы комикса из личной коллекции Елены ди Венериа. Пожалуйста, не копируйте на свой сайт без разрешения!


Нажмите на картинку, чтобы посмотреть в увеличенном размере.


Действие происходит в 1890 году. Бэтмен – миллионер из Готэм-сити, у него есть тайная пещера с различными специфическими техническими приспособлениями, он носит костюм человека-летучей мыши и защищает город от преступников. Все, как и в оригинальной версии с той разницей, что передвигается он в супер-скоростной карете, запряженной парой черных коней. Вот он получает специальный сигнал – где-то в городе творится зло, – и собирается прийти на помощь пострадавшим.


В это время в оперном театре Готэм-сити пять минут до начала премьерного спектакля "Маска Красной смерти" по рассказу Эдгара По. В главных ролях Харви Дент и Джулианна Сандовал. За кулисы быстро пробирается посыльный – он несет цветы, но не прима-балерине, а скромной девушке из кордебалета, Лоре Авиан. На карточке, прилагавшейся к цветам, значится лаконичное "От поклонника".

Бэтмен добирается до места рандеву – его вызвал полицейский комиссар О'Хара. Оказывается, трое преступников сбежали из тюрьмы. За двумя идут по следу ищейки, а третий – бывший трубочист – ушел по крышам, а собак на крышу не затащишь. Бэтмен начинает преследование.


На балете все гладко – до определенного момента. В то время, как Бэтмен по колосникам гонится за трубочистом, Харви Дент в костюме Красной смерти полой своего плаща задел осветительный прибор, и плащ вспыхнул. Огонь быстро перекинулся на одежду, и вот уже лицо Харви горит.


После представления к Лоре в гримерку приходит старый друг ее покойного отца. Это Брюс Уэйн. Они с отцом Лоры учились вместе, Брюс был младше, и мистер Авиан его опекал. Брюс на правах друга семьи ведет Лору на ужин. Брюс говорит, что абонировал ложу – и Лора уточняет, третью? Потому что именно она, единственная из всех лож, была пуста. Увы, говорит Брюс, в своем стремлении опаздывать, как велит мода, кажется, он вульгарно опростоволосился. Лора смеется и прощает его.

Но затем она вспоминает о бедняге Харви Денте. Теперь, с такими ожогами, он вряд ли сможет дальше танцевать, а для танцора лишиться возможности танцевать – подобно смерти. Лора считает, что такой талант, как у Харви, не должен пропадать: он вполне может быть преподавателем.

Они с Брюсом едут навестить Харви, но тот в истерике прогоняет их прочь. Как, как он может показываться другим с ТАКИМ лицом?!

Брюс везет Лору на прогулку. Она рассказывает, что Харви заменит танцор из Санкт-Петербурга Николай Варченко. Я приеду пожелать тебе удачи, говорит Брюс. Не надо, просит Лора, мы в театре не желаем удачи, это навлекает беду, мы желаем сломать ногу.


И правда – перед представлением все обмениваются пожеланием сломать ногу. И прима Сандовал – действительно ее ломает, потому что кто-то невидимый повернул рычаг, декорации перемещаются, прима спотыкается…

Директора в панике – за короткое время они потеряли премьера и приму! Появляется Брюс Уэйн и предлагает взять на место Сандовал Лору Авиан – ее отец был великим танцором, и девушка унаследовала его талант. Директора намекают, что желание Брюса продвинуть Лору зиждется не столько на признании ее таланта как балерины, сколько… Брюс отметает намеки и в свою очередь делает замечание директорам – подумали бы они о том, как извлечь выгоду из сложившейся ситуации.

Один из директоров, мистер Фергюсон, особенно против того, чтобы Лора заняла место примадонны, и в тот же вечер он поплатился за свое упрямство. Его поджидал некто с удавкой в руке.


А Лора на сцене – одна, вечером, танцует, и появляется таинственный незнакомец в плаще и шляпе, низко надвинутой на лицо. Он говорит, что у Лоры есть талант, страсть, и он поможет ей. Они начинают танцевать – мы видим красивый профиль мужчины, но вот очередное па – и вторая половина его лица ужасна. Он исчезает.

С колосников за Лорой наблюдает Бэтмен. Кто ты, спрашивает Лора, почти не различая его в темноте. Я присматриваю за тобой, отвечает Бэтмен, присматривать за тобой – моя работа. Почему же я раньше тебя не видела? Меня почти никто никогда не видит, но я тут, и я всегда буду тут.

Проходит время. Брюс приглашает девушку к себе домой на ужин. Как приятно слышать в этих стенах женский смех, говорит дворецкий Альфред. Вы, наверное, часто его слышите, говорит Лора, вероятно, тут бывает много женщин. Практически не бывает, говорит Альфред и удаляется.


На улице к Лоре подходят двое мужчин, одного из которых она сперва принимает за того, кто "присматривает" за ней. Но это обычные грабители. И девушку спасает только появление Бэтмена. Она в обмороке, и Бэтмен уносит ее с собой в тайную пещеру.

Лора просыпается позже – на ней белая ночная сорочка, а на шее ожерелье. Она смотрит на себя в зеркало – и за ней видна фигура Бэтмена. Это украшение моей матери, говорит он.


Она узнает его – это он наблюдает за ней из тени. Ты должна бояться меня, говорит Бэтмен, ты же не знаешь, что под маской. Я не боюсь, отвечает она, маска скрывает только лицо, но не сердце. Она целует его и снимает маску.

Брюс говорит, что сердце бывает чернее тени. Он – порождение тьмы. Его мать умерла на руках отца, на улице, едва успев родить ребенка, а убийца сбежал. И с тех пор Бэтмен, помощь и правосудие, старается прибыть хотя бы на секунду раньше.

Затем Брюс говорит, что он чувствует, что вокруг Лоры собирается что-то плохое, несчастный случай с Сандовал – вовсе не случайность. Я не боюсь, говорит Лора, ведь ты присматриваешь за мной. И она протягивает ему маску.



Перед представлением Брюс в гримерной Лоры – она болтает о Париже, о том, что там хорошо проводить медовый месяц, но Брюс плохо ее слушает, он рассматривает визитку в цветах. Лора считает, что цветы от него, и на визитке стоит "От поклонника", как и в прошлый раз. Но теперь Брюс не посылал букет.

Он смотрит на балет из своей ложи. Ващенко повешен. Вместо него в костюме Красной смерти на сцене – его убийца. Он шепчет на ухо Лоре – перестань быть Лорой, стань самим танцем! Брюс преображается в Бэтмена и вступает в игру. Они с Красной смертью вступают в схватку на колосниках, и Бэтмен срывает маску с Красной смерти. Это Харви Дент! Харви шипит на Бэтмена – ты думал, ты один наблюдаешь? Я следил за тобой, когда ты следил за Лорой. Оставь ее в покое, она не принадлежит к твоему миру, ее место здесь. Ты, говорит Харви, как никто другой должен понимать меня, ведь ты тоже прячешься за маской.


Харви перепрыгивает на люстру, в его руках нож. Если я не могу заполучить тебя, кричит он Лоре, ты не достанешься никому! И он начинает резать канат, на котором висит люстра. Бэтмен в последний момент вытаскивает Лору из-под люстры. А Дент оказывается погребенным под ней.

Лору приглашают в труппу парижского театра. Но внимание репортеров ей сейчас совсем ни к чему. Она кричит, чтобы её оставили в покое, и убегает.


Альфред привозит Лору к Брюсу. Тот в своей пещере. Он говорит, что Харви был прав, она принадлежит к миру света театральных рамп. А он вечно будет во тьме. Я люблю тебя, Брюс, говорит Лора, позволь мне вывести тебя из тени на свет. Это абсурд, говорит она, быть среди всех этих вещей, ты не принадлежишь этому месту.

Я задаю себе вопрос каждый раз, когда надеваю маску, отвечает Брюс, кто я и где мое место. Так вышло, что мое место – в абсурде. Лора бросает на пол ожерелье (оно рассыпается на жемчужины, совсем как тогда, когда Брюс родился) и уходит, оставляя Брюса наедине с маской.

На верх страницы