Документальный сериал: Paris mystères (Тайны Парижа)
Количество серий: 6
Серия 2: Призрак Оперы (Fantôme de l’Opéra)
Страна: Франция
Производство: Bonne Pioche Télévision и телеканал RMC Découverte
Трансляция: телеканал Viasat History
Дата выхода сериала: 22 января 2018 г.
Длительность: 26 минут

Идея: Кристоф Паскаль (Christophe Pascal)
Оператор: Николя Ле Галь (Nicolas Le Gal)
Композитор: Сэндли Лавалларт (Sandy Lavallart)
Сценарий: Кристоф Паскаль, Жан-Марк Лери (Jean-Marc Léri)
Режиссер: Грегори Монро (Gregory Monro)
Текст за кадром в английской версии сериала читает Дэвид Стенли (David Stanley)
Исторический консультант, голос за кадром во французской версии: Жан-Марк Лери


Документальный сериал был создан в 2018 году и состоит на данный момент из шести серий. Он создан по мотивам одноименной книги Жан-Марка Лери, опубликованной 15 ноября 2017 года (обложку см. справа).

Лери (р. в 1949 г.) — президент Национальной школы хартий, знаток Парижа, был директором музея Карнавале (в том числе курировал катакомбы), а также музея "Крипта паперти Нотр-Дам".

В каждой из серий за двадцать с небольшим минут зрителям рассказывают о какой-нибудь мистической истории. Место действия — Париж. Так, мы узнаем об Аллане Кардеке — основателе французского спиритизма, познакомимся с Николя Фламелем — создателем философского камня, постараемся раскрыть тайны Ордена тамплиеров… и, конечно, заглянем в Гранд Опера, чтобы разобраться с Призраком Оперы — это произойдет во второй серии.

Структура серий одинаковая: сначала нагнетается обстановка, даются факты и слухи о каком-то таинственном событии, затем происходит его разоблачение. В кадре мы видим Жан-Марка Лери — якобы он проводит какие-то изыскания, кроме того, он читает в кадре роман Леру (то самое, первое издание от Лафитта), гуляет по Опере и ее окрестностям.


"Во французской столице, — говорит голос за кадром в самом начале серии, — есть места, где происходит необъяснимое. Это в полной мере относится к Дворцу Гарнье, в котором располагается Парижской Опера. Здесь происходили странные и пугающие явления. Настолько невероятные, что многие объясняют кознями самого известного привидения в истории — Призрака Оперы".

Начало многообещающее, не так ли? Особенно учитывая, что текст этот сопровождает нарезку видеоряда — очень красивые виды внутреннего убранства театра вперемешку с черно-белыми кадрами из фильма 1925 года.

Эпиграфом к серии стала фраза из романа: "Already the shades of night were beginning to surround us".

Голос за кадром говорит, что сюжет романа "Призрак Оперы" возник не случайно. И чтобы разгадать тайну Оперы и Призрака, надо смешаться с тенями, прислушаться к шорохам и звукам.


Далее кратко рассказывается о создании Оперы, приводится статистика — площадь, количество мест и т. п. И, конечно, люстра — 340 лампочек, вес — 8 тонн. Администратор театра, Жиль Дьерон (Gilles Djeraouane) говорит, что если прогуляться по театру, возникает странное ощущение — здание будто поглощает тебя, особенно по ночам.


До открытия Гранд Опера, звучит далее, работали оперные театры на площади Лавуа и на улице Ле Пелетье. И поскольку там происходили всякие события — считалось, что театры прокляты. Кратко в фильме дается история обоих театров с упором на трагические происшествия. Особое место уделено пожарам.

Авторы серии утверждают, что легенда о Призраке Оперы возникла после одного из пожаров — в театре на Ле Пелетье (подробнее об этом читайте на нашем сайте).


И вот дальше идет натуральная фикция в духе Ренаты де Вейль: мол, в романе Леру речь идет о молодом (!) пианисте (!), чье лицо было обезображено в пожаре (!!!). Его возлюбленная — балерина (!) погибла (!) в пожаре (!!!). Искалеченный и безутешный, он навсегда скрылся в подвалах строившейся Гранд Опера. В итоге он умер, но его дух продолжает бродить в подземельях театра, наводя ужас.

Совершенно непонятно, почему сюжет романа превратился вот в это, ведь дальше по серии будет комментарий от дамы, которая действительно его читала!


Затем авторы называют фильм 1925 года и говорят, что были еще фильмы, а также балет, мультфильм и — мюзикл Уэббера (в кадре при этом афиша в театре Majestic в Нью-Йорке).

Показывают и пятую ложу — со стороны партера (в ней стоит актер в плаще и шляпе, на мой вкус — ненужный кич).


Помимо самого Призрака Оперы, говорится далее, в театре происходили и другие события, которые могут служить подтверждением, что на оперных театрах есть проклятие. Перечисляются: падение противовеса (в русском дубляже это балансир) — он убил женщину, которая сидела на 13 месте (это действительно так — читайте об этом на нашем сайте), позже умерла балерина, упав с 13-ой ступеньки парадной лестницы (данные не подтверждены). Неужели это проклятие 13-го номера? Ведь Гранд Опера — по счету тринадцатый оперный театр, построенный в Париже. Ещё упоминаются найденный в подвалах труп рабочего, который повесился, подземная река и таинственное подземное озеро (всё это отсылки к роману, документальных подтверждений этому нет).


Роман похож на плетеную косу, — говорит Мартина Каан (Martine Kahane), почетный директор библиотеки театра. Одна прядь — это талантливо и подробно описанный театр. Вторая прядь — история любви двух мужчин к одной юной певице. И третья — ужасающая, фантастическая, готическая история призрака.

Все цитаты из романа в русской озвучке приводятся из этого перевода (в скобках заметим, что это самый некачественный перевод романа Леру на русский язык, читать его мы крайне не рекомендуем).


И вот настало время для разоблачений. Леру пишет, что упала люстра, на самом же деле упал балансир. И Леру так умело смешал факты и вымысел, что мы считаем, что все в его романе — правда.

Озера в подвалах нет, есть резервуар с водой — и т. д., и т. п. А пожары в театрах были часто, потому что в те времена освещение было свечами и газовыми горелками, огонь распространялся молниеносно.

Резюме: конечно, все вымысел, но тем не менее — все-таки случаются и в наши дни необъяснимые события. В этом месте показывают театр "Могадор" и сообщают о том, что в нем был пожар как раз накануне премьеры "Призрака Оперы" Уэббера.

Проклятие оперных театров, неуловимый Призрак Оперы — все это стало частью истории Парижа, говорится в заключении.


В целом, и сам сериал интересный, и серия про Призрака Оперы — вполне достойная, кроме единственного момента, испортившего всю картину. Разумеется, я имею в виду этот пассаж про обезображенного в пожаре пианиста.

Всё остальное в меру деловито и в меру развлекательно, я не говорю уже о великолепных видах Оперы изнутри и снаружи, включая подвальную машинерию и крышу, а также довольно редкий футаж, который использован в кадре.

В заключение мы предлагаем вам посмотреть эту серию целиком:


А также, в качестве бонуса, представляем вам выходные данные книги, на основе которой создан сериал, и несколько иллюстраций из неё.*


Название: Paris mystères - Les carnets de Jean-Marc Léri

Авторы: Жан-Марк Лери (Jean-Marc Léri), Кристоф Паскаль (Christophe Pascal)
Издательство: "BAYARD"
Дата выхода: 15 ноября 2017 г.
Язык: французский
Формат: мягкая обложка, 269 стр.
ISBN: 9782227491663

Нажмите на обложку, чтобы посмотреть в увеличенном размере.




* Иллюстрации взяты с сайта reverdailleurs.com.

Наверх