"Figures de cire" (Фигуры из воска)
Страна: Франция
Производство: "Eclair"

Режиссёр: Морис Турнёр (Maurice Tourneur)
Сценарий: Андре де Лорд (André de Lorde), Гастон Леру
В ролях: Анри Руссель (Henry Roussel, Пьер де Лион), Эмиль Трамон (Emile Tramont, Жак), Анри Гуже (Henri Gouget, директор музея восковых фигур)
Дата выхода: 1913 г.
Жанр: ужасы, короткометражка
Продолжительность: 11 мин. (уцелевшая версия)



Морис Турнёр

Фильм «Человек с восковыми лицами» (именно под таким именем он значится во всех русскоязычных интернет-источниках, хотя дословно с французского название переводится как «Фигуры из воска») – одна из первых работ Мориса Турнёра, некогда популярного французского режиссёра, несколько лет проработавшего в «Голливуде», снимавшего в своих фильмах таких звёзд кино как Марлен Дитрих или Лон Чейни.

Долгое время картина считалось утраченной. Обнаруженная в 2007-м году копия на момент находки пребывала в удручающем состоянии. Даже после проведённых работ по восстановлению некоторые кадры так и остались повреждёнными, а часть эпизодов продолжают числиться в списках «без вести пропавших». На сегодняшний день «Человек с восковыми лицами» доступен лишь в таком, усечённом варианте. Правда, по мнению некоторых зрителей, это придаёт зрительному ряду особый мистический оттенок.

Удивительно, но данная небольшая картина положила начало масштабной традиции фильмов ужасов о скульптурах из воска, к которой, в том числе, принадлежит американский «Дом восковых фигур» 2005-го года. По прошествии века в эстетике и деталях сюжета произошли значительные изменения, но фабула в своей основе осталась прежней: человек зашёл в музей восковых фигур и… Качество и количество ужасов, которые выпадут на его долю, зависят от фантазии режиссёра.

Впрочем, благодарить (или ругать – зависит от предпочтений) за утверждение в кино «воскового» архетипа следует не одного Турнёра, а может, и совсем не его. Сюжет «Человека с восковыми лицами» почти полностью совпадает с историей, описанной в рассказе Гастона Леру «Музей восковых фигур».

Главный герой Пьер после дружеского спора о природе страха берётся провести ночь в компании восковых кукол. Он весел и абсолютно уверен в себе. Но мы, когда смотрим картину, постепенно уверяемся в трагическом исходе. На отсутствие «хэппи-энда» указывает зловещий, хотя и прямолинейный кадр: голова владельца музея превращается в череп. Но также и более тонкая вещь: директор музея, когда его встречают герои, неподвижен, словно сделанный из воска. Размывая таким образом грань между человеком и скульптурой, Турнёр погружает нас в атмосферу кошмара.

Постепенно теряя уверенность в себе, Пьер осматривает экспозицию, представляющую жизнеописание преступника, и вздрагивает, обнаружив, что история узника кончается смертью. Похоже, что здесь Турнёр передаёт привет Фердинанду Зекка, который в 1901-м году поставил фильм «История одного преступления», основанный на экспозиции музея восковых фигур «Гревен». Аналогичные фигуры у Турнёра наблюдает герой.

Тем временем друг Пьера решает навестить его, чтобы немного попугать. К тому времени нервы «смельчака» окончательно сдали. Вдруг Пьер слышит какие-то звуки, видит чёрную тень. Он хватает нож и убивает «ожившую фигуру». В финале у Леру мы узнаём, что друг героя погиб, а сам он сошёл с ума. В последнем кадре фильма Пьер, сидя у тела товарища, размахивает ножом, разражаясь безумным смехом.

Стоит, однако, сказать, что формально фильм не является экранизацией. В качестве сценариста в титрах указан Андре де Лорд (André de Lorde), известный своим сотрудничеством с парижским театром ужасов «Гран-Гиньоль». Для него он написал более сотни пьес, в том числе одну и музее восковых фигур, которая, надо полагать, и легла в основу сценария. Была ли она при этом инсценировкой рассказа Леру, доподлинно неизвестно. Но, скорее всего, это так. В противном случае следует предположить, что Леру заимствовал сюжет из спектакля «Гиньоля», а это довольно маловероятно.

«Человек с восковыми лицами» вышел на экраны век назад, в эпоху, когда кино ещё не до конца освободилось от своего ярмарочного прошлого и во многих проявлениях продолжало оставаться аттракционом. В этой связи большое уважение вызывает желание Турнёра работать не с внешним, а внутренним, психологическим ужасом. Его фильм – единственный из всей плеяды «воскового» хоррора, где злой рок не персонифицирован оживающими фигурами или безумными скульпторами. Ужас здесь находится как бы в самой материи картины. Быть может, его сложно почувствовать зрителям сегодняшнего дня. Но, если у вас получится представить себя европейцем начала века, не имеющим понятия о звуковом кино и блокбастерах «Голилвуда», вот тогда…

В 1997-м году первопроходцу «воскового» направления в хорроре была отдана дань уважения авторами итальянского фильма Восковая маска (M.D.C. – Maschera di cera), который в духе эпохи постмодернизма использует черты многих картин-предшественников. Одна из первых сцен, прямо не связанная с основной историей, является своего рода фильмом в фильме и впервые с 1914-го года воспроизводит на экране сюжет рассказа Леру, передавая его более подробно, чем у Турнёра. Но, быть может, менее изысканно.

Кроме того, один из персонажей приглашает главную героиню сходить в кино на фильм «Человек с восковыми лицами». Делает это он довольно оригинально: выпрыгивает из-за угла с афишей, пугая девушку до полусмерти. «Старые ужасы ещё способны производить впечатление, - словно хочет сказать этим режиссёр Стивалетти, – просто нужно уметь подавать их как следует!».

Рецензия © Глеб Колондо

Наверх