Shadowmen: Heroes and Villains of French Pulp Fiction
("Люди из тени: герои и преступники французской бульварной литературы")
Jean-Marc & Randy Lofficier

Издательство: "Black Coat Press"
Дата выхода: 15 сентября 2003 г.
Язык: английский
Формат: мягкая обложка, 304 стр.
ISBN: 9780974071138

Нажмите на обложку, чтобы посмотреть в увеличенном размере.


Жан-Марк и Рэнди Лоффисьер (Jean-Marc & Randy Lofficier) - супруги, которые работают вместе. Они делают переводы, адаптации, пишут свои книги, сочиняют комиксы, пишут сценарии и пьесы - в основном, в жанрах научной фантастики, фэнтези, анимации и популярной литературы. На их счету даже сценарии к таким известным мультсериалам, как "Утиные истории" и "Настоящие охотники за привидениями".

Они владеют собственным издательством "Black Coat Press" и являются соучредителями компании "Hollywood Comics", которая владеет правами на большинство голливудских комиксов, а также французского агентства по недвижимости "Lofficier Consultants". В 1990 году супруги были удостоены премии "Inkpot Award" за выдающиеся достижения в области комикс-арта. Жан-Марк имеет степень МВА в "ESCP Paris Business School", а Рэнди является членом многочисленных гильдий и ассоциаций писателей: "Writers Guild of America", "West" и "Mystery Writers of America".

Посетителям нашего сайта супруги Лоффисьеры хорошо знакомы по замечательнейшей серии сборников фанфиков-кроссоверов Tales of the Shadowmen, в которой сразу несколько рассказов были посвящены Призраку Оперы, а также по вышедшему в 2004 году изданию романа "Призрак Оперы" Гастона Леру, который они сами перевели с французского и выпустили в своем издательстве, снабдив более чем 40 иллюстрациями разных художников и собственным рассказом о родителях Эрика.

Работая на протяжении многих лет с комиксами и авторами, пишущими кроссоверы с наиболее популярными героями бульварной литературы (преимущественно французской), супруги Лоффисьеры в один прекрасный день задумали выпустить документальную книгу, объединив под одной обложкой информацию об этих героях. Первый том книги получил название "Люди из тени: герои и преступники французской бульварной литературы".



Обложка второго тома

Здесь можно увидеть таких известных героев, как Арсен Люпен и Фантомас, Капитан Немо и Робур-Завоеватель, граф Монте-Кристо и Калиостро, Рокамболь и Бельфегор - Призрак Лувра, доктор Корнелиус и доктор Омега, Жудекс и Никталоп, Гарри Диксон и многие-многие другие. И разумеется, одно из первых мест в этом списке занимает Эрик, Призрак Оперы.

Каждому из героев посвящена довольно подробная статья: рассказывается об авторе (биография и основные его работы), затем идет биография и характеристика персонажа, рассказывается, когда и как он появился на свет, его история и характерные черты. После чего приводятся все основные кино- и телефильмы с его участием, а также радиошоу и комиксы.

Все статьи снабжены черно-белыми иллюстрациями.

Заметим еще, что годом позже Лоффисьеры выпустили второй том документальной книги, на сей раз собрав под обложкой героев популярных комиксов. Книга так и называется: "Люди из тени 2: герои и преступники французских комиксов". Однако Призрак Оперы во вторую книгу уже не вошел, хотя он и является героем многочисленных комиксов - и французских в том числе.

Итак, о чем же нам повествует статья про Эрика?



Le Fantôme de l'Opéra
(Призрак Оперы)


"Чтобы стать добрым, мне не хватало лишь, чтобы кто-то полюбил меня."
(Эрик в "Призраке Оперы", глава 23)

Создатель:
Гастон Леру (биография писателя приводится в статье про другого героя - Рультабия).

Книга:
"Le Fantôme de l'Opéra" [Призрак Оперы] (1910).

История:
    Действие книги разворачивается "тридцать лет назад", то есть примерно в 1880 году. В Парижской Опере регулярно замечают таинственный призрачный силуэт, появляющийся и исчезающий совершенно неожиданно. Он даже шантажирует менеджеров, заставляя их резервировать для него специальною ложу (ложу № 5) и платить ему деньги.
    Фарс превращается в трагедию, когда одного из рабочих сцены находят убитым в подземных лабиринтах под зданием Оперы. Призрак буквально одержим певческим талантом юной прекрасной Кристины Даэ, которую он обучает под видом незримого "ангела музыки".
    Когда новые директора отказываются выполнять его требования, в числе которых предоставление главной роли Кристине Даэ, Призрак во время выступления обрушивает в зрительный зал огромную люстру.
    Кристина же влюбляется в красивого молодого Рауля де Шаньи; однако она боится разжечь ревность своего "ангела". Во время бала-маскарада обоих влюбленных преследует Призрак, облаченный в костюм Красной Смерти из рассказа Эдгара По. Он забирает Кристину с собой. Рауль теперь знает, что его соперника зовут Эрик.
    Когда Кристина возвращается, на её пальце красуется обручальное кольцо. Она напугана и умоляет Рауля забыть её и держаться подальше от Оперы. Наконец она рассказывает юноше свою историю. Эрик - ужасно изуродованный гений, который живет под Оперой и знает все её секреты. Он влюблен в Кристину, которая сняла с него маску и видела его настоящее лицо. Сейчас он заканчивает писать свою оперу, "Торжествующий Дон Жуан", и ждёт, что Кристина вернётся к нему - иначе он уничтожит Оперу и убьет тысячи невинных людей. Однако влюбленные не знают, что Эрик следит за ними...
    Рауль убеждает Кристину сбежать с ним. Их помолвка становится явной, и юноша всё время ощущает присутствие преследующего их Призрака. В конце концов, Эрику удается снова похитить Кристину во время её выступления.
    Рауль в отчаянии пытается спасти Кристину, однако он не знает, как попасть во владения Призрака под зданием Оперы. Он находит неожиданного союзника в лице бывшего персидского дароги (начальника полиции), который когда-то в прошлом спас Эрику жизнь - он помог ему сбежать из Мазендеранского Султаната, когда Эрик был приговорен к смерти султаном. Тот не хотел, чтобы Эрик раскрыл ловушки и секреты во дворце, который он же и построил.
    Перс и Рауль проникают в подземелья, расположенные под Оперой. Они встречают крысолова, который чем-то напоминает Гаммельнского Крысолова, и Тень - таинственную темную фигуру, связанную с французской разведкой. В конце концов, они добираются до жилища Эрика, окруженного подземным озером.
    Однако Перс и Рауль попадают в дьявольскую ловушку Эрика - камеру пыток с зеркальными стенами. Оттуда они становятся свидетелями той жертвы, которую приносит Кристина: она соглашается выйти замуж за Эрика, чтобы спасти жизнь Раулю. Эрик, видя ее искреннее сострадание к нему и любовь к Раулю, отпускает своих пленников и позволяет Кристине уйти со своим возлюбленным. Заканчивается роман объявлением о смерти Эрика.

История Эрика:
Гастон Леру говорит нам, что Эрик родился около 1830 года возле Руана, что он является сыном каменщика: двойное значение этого слова (каменщик - масон) является одним из характерных для Леру литературных трюков. Эрик, уродливый от рождения, в конце концов присоединился к цирку и путешествовал с цыганами вплоть до Нижнего Новгорода в Сибири. Можно не сомневаться, что он встречался с Мишелем Стоговым - человеком, которого мы знаем как Немо, который жил в индии под псевдонимом Принц Даккарский (смотри статью "Робур").

Затем Эрик поселился в Мазендеране в Персии, но в конце концов был вынужден уехать в Константинополь, а затем обратно во Францию, где он стал одним из наемных рабочих во время строительства Парижской оперы. Коммуна 1870 года предоставила ему возможность построить для себя частные владения внутри грандиозного сооружения и в его подземельях.

Знаменитые золотые глаза Эрика позволили некоторым исследователям возвести его родословную к Гурую - созданию, известному нам как Чудовище Франкенштейна, чью историю нам поведали Мэри Шелли ("Франкенштейн", 1818) и Бенуа Бекер, он же Жан-Клод Каррьер (серия романов "Франкенштейн", 1957-59).

В действительности же его родословная уходит ещё дальше в прошлое, к Шовлину, знаменитому противнику сэра Перси Блэкни, чьи подвиги были описаны баронессой Эммой Орци в "Алом Первоцвете" (1905), и к Клоду Фролло, печально известному архидьякону собора Нотр-Дам, чья история была рассказана Виктором Гюго в "Соборе Парижской Богоматери" (1831). У Фролло тоже были желтые глаза, а еще он говорил, что обладает алхимическими секретами Николаса Фламеля. Фламель, который встречался с загадочным золотоглазым азиатским гением по прозвищу "господин Минг", умер или исчез в 1418 году. Поэтому предполагают, что Минг, чья карьера была описана Генри Вернесом в его цикле романов "Боб Моран" (выпускаются с 1953 года), был предком Фролло и передал ген желтых глаз своим особым потомкам - включая Эрика.

Собственные потомки Эрика могут включать знаменитое семейство Сэвидж, чьи приключения описывали Лестер Дент и другие авторы, а также таинственного короля преступного мира, который носил маску и откликался на цыганское имя Зигомар - его подвиги были описаны Леоном Сази начиная с 1909 года.

Фильмы и телефильмы:

1. (США; 93 мин., 1925 год)
Режиссеры: Rupert Julian, Lon Chaney Sr. & Edward Sedgwick.
Сценарий: Elliott J. Clawson, Frank M. McCormack, Tom Redd & Raymond L. Schrock.
В ролях: Lon Chaney Sr. (Erik), Mary Philbin (Christine), Norman Kerry (Raoul).

2. (США; цветной, 92 мин., 1943 год)
Режиссер: Arthur Lubin. Сценарий: Samuel Hoffenstein, John Jacoby, Eric Taylor.
В ролях: Claude Rains (Erik), Susanna Foster (Christine), Edgar Barrier (Raoul).

3. El Fantasma de la Opereta (Мексика, 1959 год)
Режиссер: Fernando Cortes. Сценарий: Jose Maria Fernandez Unsain and Alfredo Varela Jr.
В ролях: Pedro de Aguillon (Erik), Sonia Furio (Christine).

4. Ye Bang Ge Sheng (Гонконг, 1961 год)
Режиссер/сценарий: Yuan Quifeng
В ролях: Zhou Lai (Song), Le Di (Li).

5. (Великобритания; цветной, 84 мин., 1962 год)
Режиссер: Terence Fisher. Сценарий: Anthony Hinds.
В ролях: Herbert Lorn (Erik), Heather Sears (Christine), Edward de Souza (Harry).

6. Il Vampiro Dell'Opera (Италия, 1963 год)
Режиссер/сценарий: Renato Polselli
В ролях: John McDouglas (Erik), Vittoria Prada (Christine).

7. (Франция; балет в двух актах и 12 сценах; A2, цветной, 100 мин., 28 декабря 1980 года)
Режиссер: Dirk Sanders. Хореография: Roland Petit.
Музыка: Marcel Landow-ski. Художественный руководитель: Patrick Flynn.
В ролях: Peter Schaufuss (Erik), Dominique Khalfouni (Christine), Patrick Dupont (Raoul).

8. (США телефильм, 120 мин., 1983 год)
Режиссер: Robert Markowitz. Сценарий: Sherman Yellen.
В ролях: Maximilian Schell (Sandor), Jane Seymour (Maria).

9. (США анимационный фильм, 1987 год)
Сценарий/продюсер/режиссер: Al Guest and Jean Mathieson.
Озвучка: Aiden Grennel (Erik), Collette Proctor (spoken) and Virginia Kerr (sung) (Christine), Joseph Taylor (Raoul).

10. (США; цветной, 93 мин., 1989 год)
Режиссер: Dwight H. Little. Сценарий: Gerry O'Hara.
В ролях: Robert Englund (Erik), Jill Schoelen (Christine), Alex Hyde-White (Richard).

11. (США телефильм; 168 мин., 1990 год)
Режиссер: Tony Richardson. Сценарий: Arthur L. Kopit.
В ролях: Charles Dance (Erik), Teri Polo (Christine), Burt Lancaster (Gerard), Adam Storke (Philippe).

12. (США телефильм, 93 мин., 1990 год)
Режиссер: Darwin Knight. Сценарий: Bruce Falstein.
В ролях: David Staller (Erik), Elizabeth Walsh (Christine).

13.(Италия, цветной, 106 мин., 1998 год)
Режиссер: Dario Argento. Сценарий: Gerard Brach.
В ролях: Julian Sands (Erik), Asia Argento (Christine), Andrea di Stefano (Raoul).

14. (США; цветной, 2004 год)
Режиссер: Joel Schumacher. Сценарий: Ben Elton. Либретто: Charles Hart.
В ролях: Gerard Butler (Erik), Emmy Rossum (Christine), Patrick Wilson (Raoul).
Примечание: последний фильм является экранизацией знаменитого бродвейского мюзикла сэра Эндрю Ллойда Уэббера, который для популяризации этой истории и персонажей сделал больше, чем все фильмы вместе взятые, начиная с фильма 1925 года.

Радио:

1. Le Fantôme de l'Opéra [The Phantom of the Opera]
(France-Culture, 3 октября 1964 года)
Режиссер: Claude-Roland Manuel. Сценарий: Jean-Francis Hudoroy.
Озвучивали: Alain Cuny, Jean-Roger Caussimon, R.-J. Chauffard, Christian Lude, Rene Farabet, Dominique Jayr, Micheline Bona.

2. Le Fantôme de l'Opéra [The Phantom of the Opera]
(RTFB, апрель 1965 года)
Информация недоступна.

Комиксы:
(прим.: информация представлена в двух статьях книги - "Призрак Оперы" и "Рультабий")

1. Le Fantôme de l'Opéra [The Phantom of the Opera]
(Daily Strips, 1954 год)
Автор/художник: Pierre Degournay

2. Rouletabille (Claude Lefrancq)
Автор: André-Paul Duchateau. Художник: Bernard C. Swysen
Том 1. Le Fantôme de l'Opéra [The Phantom of the Opera] (1989)
Том 7. Le Trésor du Fantôme de l'Opéra [The Treasure of the Phantom of the Opera] (1996)
В первом томе Рультабий замещает Рауля в качестве возлюбленного Кристины Дааэ и участвует в событиях книги, за которыми комикс следует довольно тщательно. Правда, при этом события "Призрака Оперы" переносятся на 20 лет вперед - из 1880 в 1902 год.
События седьмого комикса происходят несколько лет спустя. Рультабий приезжает в Милан, где в театре Ла Скала поет Кристина Дааэ. Он и Призрак едут в Венецию, где вынуждены объединиться (а в конце концов они даже подружатся) в борьбе против маньяка-убийцы, наследника графа Калиостро.



В заключение позвольте подвести небольшой итог. Книга, изданная Лоффисьерами, безусловно, является довольно интересной и познавательной, позволяет открыть для себя много нового о героях, о которых прежде знали лишь понаслышке. Однако серьезно опираться на предоставленную информацию, увы, нельзя, ибо книга содержит недопустимо большое чисто неточностей и ошибок.

Так, в одной только статье про Эрика мы видим массу недочетов. Пересказ романа изобилует неточностями в описании событий и просто явными ошибками (начиная от неправильно написанного имени Кристины Дааэ и заканчивая Мазендеранским Султанатом).

История самого Эрика вообще повергла нас в недоумение. Во-первых, Леру не называет даже приблизительной даты рождения своего героя, во-вторых, Нижний Новгород находится вовсе не в Сибири. Привязка Эрика к другим персонажам (Немо, Гуруй, Клод Фролло и Минг) более чем сомнительна и сильно отдает фанфикерством. Не говоря уже о его возможных "потомках" - по роману Леру мы знаем, что никаких потомков у Эрика не было и быть не могло. Впрочем, понятно, что здесь целью авторов было именно показать возможные варианты для тех, кто пишет кроссоверы.

Список фильмов хаотичный, информация неполная, кое-где допущены неточности и откровенные ошибки - не будем заострять на них внимание, все эти экранизации вы при желании можете найти на страницах нашего сайта.

В общем, интересно, любопытно - но не стоит доверять представленным фактам безоговорочно. Лучше ознакомиться с персонажами самостоятельно.

На верх страницы