— <…> А как вы находите пейзаж?
— Очень красиво.
— <…> Где ещё можно увидеть такие пейзажи?
— Да. Как будто ты в Музее Гревэна.
(Гастон Леру «Призрак Оперы»
Перевод Д. Мудролюбовой)


Действительно, очень красиво. Экзотические пейзажи. Впечатляющие эффекты. Волшебные иллюзии. И мне удалось — не в воображении, а наяву — побывать там. Нет, не в «камере пыток» Эрика, Призрака Оперы (при всём восхищении его фантазией и талантом изобретателя — к счастью). В знаменитом «Дворце Миражей» Музея Гревен. Почему же описание так похоже? Всё просто: аттракцион «Дворец Миражей» является прототипом «камеры пыток» из романа Гастона Леру «Призрак Оперы». Причём в книге не нужно искать намёки и ассоциации: об этом сообщается открытым текстом (см. эпиграф).

Внимательный читатель усомнится: разве не Эрик изобрёл зеркальные комнаты, какие «можно видеть на некоторых выставках», в том числе и в музее? И если этих «камер чудес» или, по-другому, «дворцов иллюзий» было несколько,


Дворец Миражей, Всемирная выставка
Париж, 1900 год

почему предпочтение отдано именно Музею Гревен? Заглянем в историю, в самое начало XX века — 1900 год.

Этот год ознаменовался во Франции грандиозным культурным событием: в Париже на площади Трокадеро прошла Всемирная выставка (Exposition Universelle), продолжавшаяся целых семь месяцев — с 15 апреля по 12 ноября — и установившая мировой рекорд посещаемости (свыше 50 миллионов человек). На выставке, символом которой стала встреча нового века, было представлено множество достижений науки, техники и искусства, актуальных по сей день. В первый раз за всё время участия в ежегодных парижских Всемирных выставках Россия продемонстрировала свою техническую мощь в полном объёме, что произвело фурор.


«Зеркала» Леонардо да Винчи

Так вот, на Всемирной выставке 1900 года впервые был показан аттракцион: светомузыкальное зрелище под названием «Дворец Миражей» (“Palais des mirages”). Создателем зеркального зала иллюзий являлся Эжен Энар (Eugène Hénard). Однако идея принадлежала не ему. Интересные особенности зеркал заметил Леонардо да Винчи. В его записях есть известный рисунок «Зеркала» с описанием: «…если взять 8 плоских зеркал (каждое 1,2 х 1,8 м) и поставить их в круг, чтобы они образовали восьмиугольник, то человек, помещённый вовнутрь, может увидеть бесконечное число своих отражений». Получается, в действительности не Эрик изобрёл зеркальную комнату. Но отдать пальму первенства самому Леонардо да Винчи (заодно будучи сравнённым с ним) не так уж обидно, ведь правда? Вернёмся к «Дворцу Миражей». На выставке присутствовал президент Музея Гревен, крупный финансист Габриэль Тома (Gabriel Thomas). Зрелище произвело на него столь сильное впечатление, что он обратился к Эжену Энару с просьбой о приобретении аттракциона по окончании выставки. Таким образом, чудесный «Дворец Миражей» был перенесён в Музей Гревен, где его открытие состоялось в 1906 году.

Почему Энар легко согласился передать своё замечательное детище Тома? Музей Гревен (Musée Grévin), парижский музей восковых фигур на бульваре Монмартр, — один из двух самых знаменитых подобных музеев в мире; второй — лондонский Музей мадам Тюссо. История Музея Гревен началась в 1881 году, когда Артюр Мейер (Arthur Meyer), журналист и основатель


Вход в музей Гревен

известной парижской газеты “Le Gaulois”, решил показать читателям объёмные изображения героев первой полосы — тогда фотографии ещё очень редко использовались в печатных изданиях. Мейер обратился за помощью к художнику-карикатуристу, театральному костюмеру и скульптору Альфреду Гревену (Alfred Grévin), который с энтузиазмом принялся за работу над созданием музея, впоследствии названного в его честь. Музей восковых фигур распахнул свои двери в IX-м округе Парижа 5 июня 1882 года, по адресу: 10, Boulevard Montmartre — 75009 Paris. Сейчас в коллекции Музея Гревен находится около 500 восковых фигур знаменитых людей и вымышленных персонажей; коллекция постоянно пополняется. Большая часть экспозиции представлена в виде сцен, изображающих ключевые моменты истории Франции. В музее десять тематических залов (на момент открытия их было два — Колонный и Купольный, построенных архитектором Эженом Эно-Пельтри (Eugène Emile Esnault-Pelterie). Фигуры в залах совсем не похожи на манекены: это живые люди и существа, замершие в естественных позах. Почти с каждым можно бесплатно сфотографироваться. Постановочные сцены сопровождаются звуковыми эффектами, создающими иллюзию реальности, так что иногда становится жутковато. Экспозиция размещена по всему зданию, на двух этажах; вход расположен со стороны главного фасада, а выход — с противоположной стороны. При выходе, в последней комнате, раскрываются секреты создания восковых фигур: на муляжах, стендах и электронных табло показан процесс изготовления фигуры. Музей Гревен является старейшей частной экспозицией Парижа и представляет собой одну из величайших исторических и культурных ценностей.

«Дворец Миражей» — визитная карточка Музея Гревен. Единственный в своём роде аттракцион, не знающий себе равных во всём мире. К 100-летнему юбилею в 2006 году при поддержке знаменитого иллюзиониста Артуро Бракетти (Arturo Brachetti) он был полностью отреставрирован и теперь по-прежнему приводит в восторг посетителей.

Возникает вопрос: если копий «Дворца Миражей» не существует, то о каких других «камерах чудес» или «дворцах иллюзий» на выставках идёт речь? Это художественный вымысел, необходимый для сюжета романа: ведь Эрик — изобретатель, новатор, следовательно, нужно было подчеркнуть значимость и актуальность его изобретения посредством упоминания работ продолжателей. К тому же аналогия с реальным объектом придавала повествованию остроту и вызывала более сильные эмоции у читателей. Но вышеупомянутые общие названия — подлинные. Правда, они относятся к одному конкретному объекту: это два наименования аттракциона «Дворец Миражей» (“Cabinet fantastique” и “Palais des mirages”), присутствующие в качестве подзаголовков над входом в Музей Гревен.

На официальном сайте Музея Гревен о «Дворце Миражей» рассказывается следующее:
«Когда гаснет свет, перед глазами изумлённого зрителя разворачивается головокружительное и поистине колдовское зрелище: непостижимая игра света и зеркальных поверхностей бесконечно раздвигает окружающее пространство.
Три великолепные панорамы, словно по мановению волшебной палочки, сменяют друг друга: из таинственного индусского храма зритель переносится в тревожные сумерки джунглей, а из них в блистающий роскошью Дворец, достойный Тысячи и одной ночи.
Благодаря таланту звуко- и светорежиссёра Бернара Зайнера (Bernard Szajner) и композитора Маню Катше (Manu Katché), музею удалось возродить старинный аттракцион, применив к его работе новейшие технологические достижения и объединив традиционные декорации с ультрасовременными звуковыми и световыми эффектами».


Артуро Бракетти


Бернар Зайнер


Маню Катше

Очень похоже на описание в романе, не так ли? Если подумать, первым вариантом декорации во дворце Мазендарана ведь был «бесконечный храм»; то есть «конголезский лес» — вторая декорация, придуманная Эриком. Значит, отличается лишь одна тема декорации: пустыня и оазис (книга) и восточный дворец (музей). Сразу замечу, что между «Дворцом Миражей» и «камерой пыток» существуют сходство и различие, о которых будет сказано ниже. Но основная разница, конечно, в том, что атмосфера «Дворца Миражей» не жуткая, а восхитительная (хотя иногда данное утверждение несколько спорно).

* * *

Итак, впечатления пленницы… простите, посетительницы. С целью полного погружения в мир любимого произведения я направилась в Музей Гревен сразу после длительного пребывания в Гранд Опера. «Дворец Миражей» — первый экскурсионный зал. Он находится на втором этаже музея. Чтобы попасть в него, нужно подняться по величественной мраморной лестнице, построенной в 1900 году архитектором Ривом (Rives). Оказавшись на площадке перед входной дверью, я узнала от сотрудницы, что в зале идёт шоу, поэтому необходимо немного подождать, пока оно закончится и наберётся очередная группа посетителей. Кроме меня никого не было; это давало прекрасную возможность осмотреться и прочувствовать момент. Изысканный интерьер напоминал Большое фойе Гранд Опера, только был более нежным, невесомым. Ажурные золотистые стены, потолок-поднебесье с ангелочками, сияющая хрустальная люстра.


Бюст Альфреда Гревена
перед лестницей во Дворец Миражей


Алёна Иванова, фото у лестницы
во Дворец Миражей


Лестница во Дворец Миражей
фото автора


Лестница во Дворец Миражей

А из-за двери доносились какие-то странные звуки: стук, рёв, отголоски музыки, иногда шорох. В памяти всплыли книжные строки, и мне стало немного не по себе. Как следует испугаться не успела — вскоре в зале всё стихло, подошёл народ, сотрудница открыла дверь и пустила нас внутрь. Да, нашим взорам предстала относительно небольшая комната правильной шестиугольной формы с высоким потолком. Со всех сторон окружали зеркальные стены, а по углам находились богато украшенные круглые (так казалось) тумбы, на которых стояли восковые фигуры в индийских нарядах. Тумбы тоже располагались «на фоне» угловых зеркальных вставок, поэтому стены фактически состояли из двенадцати зеркал. Книжное железное дерево отсутствовало. Пол был обычным, тёмным — не паркетным, как в романе; однако, возможно, его перестлали во время реставрации. На некотором расстоянии от стен возвышался приблизительно метровый сплошной парапет, замкнутый в кольцо (за исключением коридорчиков, ведущих к дверям). В комнате было две двери — одна напротив другой. Посетители встали вдоль ограждения. Я тогда решила, что между стенами и парапетом проложены рельсы, по которым будут двигаться тумбы и оборудование во время шоу (попыталась рассмотреть, но в тусклом свете ничего увидеть не удалось). Лишь позже, узнав принцип работы аттракциона, поняла, что парапет служит барьером, не позволяющим вплотную приблизиться к стенам и ненароком повредить механизм, зеркала или их полировку (хотя за парапетом всё же находились некоторые устройства, но точно не рельсы). Дверь затворилась. Мгновение… Свет погас, и представление началось.

Комната расцветилась радугой огней, и в зеркалах возникли бесконечные колонные залы индусского храма. Среди колонн стояли божества в ритуальных одеждах, украшенных золотой бахромой, драгоценными камнями и цветами. Под сводами горели фантастические светильники и струились бегущие огни. Палитра освещения постоянно менялась, преображая обстановку до неузнаваемости. Действо сопровождалось стилизованной этнической музыкой.

Миг — и чудесным образом вокруг вырос ночной тропический лес. В ультрамариновой тьме, озарённой мириадами мерцающих звёзд, на фоне африканской музыки послышалось пение неведомых птиц, шелест листвы и журчание воды. Издалека доносился мерный бой тамтамов. Где-то трубил слон. Слоны! Вот же они — смотрят из-за стволов-колонн, опустив длинные хоботы. А из фантазийных крон, свисают… сияющие питоны! Взглянув вверх, я увидела нечто, напоминающее дерево из книги: под потолком, залитым светло-жёлтым светом, был сквозной навес из радиально расходящихся от центра тёмно-зелёных полотен в форме листьев. Конструкция немного опускалась, складываясь наподобие вывернутого зонта, и поднималась, от чего огромные листья выгибались и хлопали. Вдруг прямо за спиной раздалось поскрипывание. Это был забавный маленький металлический шарик на длинном штативе; двигаясь, он испускал красный лазерный луч вглубь зеркала. Оказывается, такие же «светлячки» появились у каждой стены и прошивали лесную чащу яркими нитями.

Миг — джунгли превратились в роскошный восточный дворец, переливающийся всеми цветами Фестиваля красок Холи. Между колоннами танцевали восковые красавицы в заморских нарядах, и изысканная мелодия летела в бескрайнюю даль, переплетаясь с гирляндами огоньков.

Шоу поражало воображение! Я понимала Перса и Рауля де Шаньи. Несомненно, неискушённым «зрителям» XIX века подобные технические новинки казались чем-то за гранью фантастики. Ведь даже сейчас посетители, привыкшие к компьютерной графике и лазерным шоу, восторженно оглядывались по сторонам, а некоторые порой вздрагивали от спецэффектов. Мы находились внутри гигантского калейдоскопа. Отражения создавали причудливые иллюзии, уходящие в бесконечность. Зрелище было настолько впечатляющим, что в «джунглях» я на самом деле с тревогой ожидала — нет, конечно, не броска пенджабской удавки — каких-нибудь внезапных сюрпризов вроде появления воскового дикого зверя за спиной. К счастью, создатели аттракциона решили подарить публике исключительно приятные ощущения. А ориентацию в пространстве я вправду сразу потеряла. Ради эксперимента попробовала сориентироваться; получилось не сразу — при взгляде, устремлённом в пол. Надолго задержаться в реальности не смогла: игра света, цвета и музыки быстро заманила обратно в сказочные миры.

Несмотря на бесконечность каждого из трёх миров, мы и глазом моргнуть не успели, как шоу закончилось. Всего около 10 минут… Сотрудница открыла вторую дверь, выход. Так что зал, как и в романе, сквозной; вот только, хорошо, двери расположены обычно, а не в потолке и в полу. Очарованные посетители покинули тихую тёмную комнату, скрывшую свой невероятный секрет до прихода следующих ценителей прекрасного. Было жаль расставаться со сказкой, но впереди ждали новые, не менее сильные, впечатления от путешествия по Музею Гревен.

«Дворец Миражей» — незабываемое фантастическое зрелище, гармонично сочетающее старинную романтику и современные технологии. Не удивительно, что Гастон Леру, проживавший в то время в Париже, вдохновился и увековечил в своём романе это замечательное творение, сочтя его достойным одного из величайших литературных умов.

К слову, в экспозиции Музея Гревен представлено большое количество восковых фигур, иллюстрирующих историю и культуру Франции: это реальные люди, а также персонажи французских литературных произведений, кинофильмов и мультфильмов. Но Призрака Оперы среди них нет. Хотя роман Гастона Леру служит прекрасной рекламой «Дворца Миражей» и, соответственно, Музея Гревен.

* * *



Рисунок 1

Позже мне всё-таки удалось узнать тайну «Дворца Миражей», а заодно и «камеры пыток» Эрика. Как было сказано выше, дело здесь в простом физическом явлении — отражении световых лучей. В зале правильной шестиугольной формы стены представляют собой шесть огромных идеально отполированных зеркал. Всего получается три пары параллельных зеркал (противоположные стены) и десять пар зеркал, поставленных под углом (остальные пары стен). Этим и объясняется множество отражений. Схема отражений в шестиугольном зеркальном зале показана на рисунке 1. Залы (6 штук), заштрихованные горизонтально, создаются вследствие однократного отражения. В результате двукратного отражения возникают изображения, заштрихованные вертикально, т. е. ещё 12 залов. Троекратное отражение присоединяет к ним ещё 18 залов (косая штриховка). Залы множатся с каждым отражением, и общее число их зависит от совершенства полировки, а также от параллельности зеркал, занимающих противоположные грани зала. Практически различаются ещё залы, появляющиеся в результате 12-го отражения. Таким образом, видимый горизонт охватывает 468 залов.



Рисунок 2

На этом оптические эффекты реального и книжного зеркальных залов не заканчиваются. В дополнение к бесчисленным отражениям там трижды мгновенно меняется вся картина. Перемена декораций осуществляется следующим образом: зеркальные стены на некотором расстоянии от рёбер разрезаны вдоль, и полученный угол может вращаться вокруг оси, заменяясь другим. На рисунке 2 видно, что можно произвести как раз три замены, соответствующие углам 1, 2 и 3. Все углы, обозначенные цифрой 1, изображают индусский храм / конголезский лес, все углы под цифрой 2 — джунгли / пустыню, а углы под цифрой 3 — восточный дворец / оазис во «Дворце Миражей» и «камере пыток» соответственно. Декор углов сливается с лепкой потолка. Быстрое и чёткое движение скрытого механизма, поворачивающего углы, в мгновение ока превращает одну декорацию в другую. Время суток определяется освещением.


Рисунок 3


Уточню на примере «Дворца Миражей». Кажущиеся круглыми тумбы на самом деле являются фрагментами, вмонтированными в угловые грани. Поскольку углы тоже зеркальные, создаётся иллюзия целых тумб. А восковые фигуры на тумбах действительно целые, поэтому вместе с ближайшими отражениями каждая даёт три полноценных объекта (см. рисунок 3). Симметрично расположенные зеркальные поверхности углов многократно увеличивают число отражений и обогащают картину.

Механизм аттракциона не такой уж сложный. Но сама идея, её воплощение, фантазия и вкус создателей восхищают и производят неизгладимое впечатление. Кстати, «Дворец Миражей» — единственный зал Музея Гревен, где фото- и видеосъёмка запрещены. Здесь всё служит одной цели: сотворить и сохранить хрупкую гармонию света, цвета, звука, образов, пространства и чуда.

* * *

Источник вдохновения Гастона Леру прекрасен. Но почему же он превратился на страницах романа в орудие убийства? «Камера пыток» — воплощение уродливой красоты. Сложное, эффектное изобретение, созданное с чудовищной целью. Наглядный результат стремления быть принятым в обществе, извращённый этим обществом. Противоположность своего автора, самого Призрака Оперы. Гастон Леру ёмко и точно выразил суть этого персонажа: «Он хотел лишь одного — жить, как все люди. Но он был слишком безобразен. Ему приходилось скрывать свой дар или пускаться на различные трюки, а ведь родись он с обычным лицом, он мог бы стать одним из самых благородных представителей рода человеческого! Его сердце было способно объять целую империю, а в итоге довольствовалось подвальным склепом». Эрик — не столько преступник, сколько жертва общества. С самого рождения его считали воплощением зла за то, в чём он не мог быть виновен и что не мог изменить, — за его уродливую внешность. Косность и предрассудки довели Эрика до такой степени унижения и отчаяния, что он вынужден был направить свой ум и талант в единственное русло, угодное окружающим — преступную деятельность. Эрик стал изощрённым убийцей, чтобы его, наконец, полюбили люди. Да, звучит ужасно; но этим писатель призывает читательскую аудиторию к размышлению о том, что невежество одних людей питает криминальную корысть других, а между молотом и наковальней оказываются невиновные, просто непохожие на остальных, люди.

На основе текста романа «Призрак Оперы» и собственных наблюдений я составила таблицу, в которой представлено подробное сравнение «камеры пыток» Эрика с её прототипом — «Дворцом Миражей» Музея Гревен.

«Камера пыток» Призрака Оперы и «Дворец Миражей» Музея Гревен
Сходство и различия

I. СХОДСТВО

1. Первый образец впоследствии был воспроизведён в другом месте. «Камера пыток» появилась во дворце Мазендарана, затем была скопирована в подвалах Гранд Опера. «Дворец Миражей» появился на Всемирной выставке в Париже, затем был перенесён в Музей Гревен.

2. Место расположения — Париж, Франция.

3. Вход и выход не являются одним и тем же проёмом.

4. Небольшой зал.

5. Высокий потолок.

6. Форма зала — правильный шестигранник.

7. Все стены зеркальные от пола до потолка.

8. «По углам («камеры пыток». — А.И.) размещались вставки из наборных зеркальных пластинок, которые могли поворачиваться на барабанах». Такие же дополнительные угловые грани есть во «Дворце Миражей».

9. В углах комнаты установлены барабаны, каждый из которых имеет три грани с различными пейзажами. Барабаны автоматически вращаются, что приводит к смене декораций.

10. По углам комнаты размещается какой-либо декоративный элемент, и он многократно повторяется в отражениях; «благодаря зеркальному эффекту реальное пространство дробится на шесть шестигранных залов, каждый из которых, в свою очередь, множится до бесконечности».

11. Попав в «камеру пыток», люди сначала оказываются в полной темноте и абсолютной тишине. Во «Дворце Миражей» тоже тихо, и непосредственно перед началом шоу выключается тусклый свет.

12. Хорошая звукоизоляция. Но через потайное окошко под потолком в «камере пыток» и через открытые двери «Дворца Миражей» слышны посторонние звуки из-за стены.

13. Светящийся потолок.

14. Очень красивые пейзажи.

15. Первым вариантом декорации в зеркальной комнате Эрика — во дворце Мазендарана — был «бесконечный храм». Первая декорация во «Дворце Миражей» — бесконечный «индусский храм».

16. В «камере пыток» создаётся иллюзия присутствия диких африканских зверей: льва, леопарда, а также мухи цеце. Во «Дворце Миражей» это слоны и питоны.

17. «Небывалый спектакль» поражает воображение.

II. РАЗЛИЧИЯ

«Камера пыток»

«Дворец Миражей»

1. Изобретатель зеркального зала иллюзий («камеры пыток» во дворце Мазендарана) — Эрик, Призрак Оперы.

1. Изобретатель зеркального зала иллюзий («Дворца Миражей» на Всемирной выставке в Париже) — Эжен Энар. Идея принадлежит Леонардо да Винчи.

2. «Камера пыток» — не единственная подобная комната; кроме её оригинала во дворце Мазендарана и копии в подвалах Гранд Опера «такие комнаты можно видеть на некоторых выставках».

2. «Дворец Миражей» — единственный в своём роде аттракцион.

3. Названия «камера чудес» и «дворец иллюзий» — общие; они даются всем подобным аттракционам на выставках.

3. Названия «камера чудес» и «дворец иллюзий» относятся к одному конкретному объекту: это два наименования аттракциона «Дворец Миражей» (“Cabinet fantastique” и “Palais des mirages”).

4. «Камера пыток» расположена глубоко под землёй, ниже уровня третьего подвального этажа Гранд Опера.

4. «Дворец Миражей» находится на втором этаже Музея Гревен, тогда как экспозиция размещена на обоих этажах здания.

5. Вход бесплатный.

5. Вход платный. Посещение шоу «Дворца Миражей» входит в стоимость экскурсии по Музею Гревен.

6. Вход представляет собой отверстие в каменном полу.

6. Вход представляет собой обычный дверной проём.

7. Вход находится в потолке, на высоте нескольких метров от пола.

7. Вход расположен на одном уровне с полом зала; ступеньки и т. п. отсутствуют.

8. Местонахождение двери, через которую можно покинуть комнату, пленникам неизвестно.

8. Дверь выхода отчётливо видна.

9. Чтобы выйти из «камеры пыток», нужно обнаружить секретную дверь и открыть её при помощи потайного механизма.

9. По окончании шоу «Дворца Миражей» сотрудник музея открывает дверь и выпускает посетителей.

10. Есть два выхода:
1) люк в полу, ведущий в подвал;
2) скрытая дверь в стене.

10. Выход представляет собой обычный дверной проём.

11. «Камеру пыток» можно покинуть двумя способами:
1) спуститься в пещеру-погреб по каменной спиральной лестнице;
2) выйти в комнату в стиле Луи-Филиппа.

11. Из «Дворца Миражей» можно пройти по коридору в следующий выставочный зал «Коктейль» Музея Гревен.

12. Деревянный паркетный пол.

12. Сейчас — тёмный пол со звукоизоляционным покрытием.

13. В углу комнаты находится высокое железное лиственное дерево, которое выглядит, как настоящее: «…во тьме высветился ствол дерева, самого настоящего дерева с листвой, его ветки уходили вверх вдоль стены, теряясь где-то под сводами».

13. В углах комнаты располагаются высокие тумбы с различными восковыми фигурами. Только под потолком есть сквозной навес из радиально расходящихся от центра тёмно-зелёных полотен в форме листьев.

14. Внутри «камеры пыток» находятся железное дерево и пенджабская удавка, висящая на его ветке. В «камере пыток», построенной в убежище Эрика, на полу лежит ещё одна удавка (ей был задушен Жозеф Бюкэ).

14. Во «Дворце Миражей» имеются восковые фигуры на тумбах, механизмы для лазерного шоу и парапет, замкнутый в кольцо.

15. Зеркальные стены и декоративные элементы очень прочные, их почти невозможно испортить.

15. Механизм, зеркала и декоративные элементы хрупкие, поэтому они отгорожены от посетителей барьером.

16. Действо в «камере пыток» длится несколько часов, примерно сутки. При этом пленники теряют счёт времени; им кажется, что прошло много дней и даже лет.

16. Шоу «Дворца Миражей» длится около 10 минут. Посетители сожалеют, что оно так быстро заканчивается.

17. Пытки начинаются автоматически.

17. Шоу начинается при участии сотрудника музея.

18. Вначале зажигается яркий, слепящий свет.

18. Сразу начинается светомузыкальное зрелище.

19. Два пейзажа превращаются сначала в два других, а затем в третий. Конголезский лес, где пленники проводят день и ночь, преображается в выжженную солнцем пустыню, в которой возникает оазис, а потом начинается гроза и обрушивается ливень с градом.

19. Три панорамы: индусский храм, джунгли в сумерках и восточный дворец.

20. Первая декорация — «конголезский лес». Африканский лес. Жаркий полдень сменяется удушливой ночью.

20. Первая декорация — «таинственный индусский храм».

21. Вторая декорация — обширная пустыня «из песка, камней и скал», залитая обжигающим солнцем.

21. Вторая декорация — «тревожные сумерки джунглей».

22. Третья декорация — оазис в пустыне. Далёкий, постепенно приближающийся мираж. Внезапная гроза и дождь с градом.

22. Третья декорация — «блистающий роскошью Дворец, достойный Тысячи и одной ночи».

23. Стены «камеры пыток» нагреваются, и пленники изнемогают от удушающей жары.

23. Во «Дворце Миражей» поддерживается комфортная температура воздуха.

24. Звуковое оформление представляет собой лишь ряд спецэффектов (рычание льва и леопарда, жужжание мухи цеце, журчание воды, шум дождя).

24. Стилизованная этническая музыка, соответствующая каждой из трёх тем оформления. Разнообразные звуковые эффекты (рёв слонов, пение птиц, шелест листвы, журчание воды).

25. Звуковые эффекты создаются при помощи:
— «длинного тамбурина, на один конец которого натянута ослиная кожа. Она обвязывается струной из кишки, соединённой в центре с другой струной, пропущенной через корпус инструмента». Для извлечения нужного звука следует «потереть эту струну рукой в перчатке, натёртой канифолью»;
— «очень узкого и очень длинного ящика с врезанными через определённые промежутки желобами из дерева и металла, куда насыпаются мелкие камешки. Падая, камешки ударяют друг о друга и о желоба», и вследствие этого возникают «дробные звуки».

25. В создании музыкального сопровождения участвуют не столь экзотические и пугающие инструменты — классические и современные электронные.

26. В «камере пыток» практически невозможно не потерять ориентацию в пространстве.

26. При желании во «Дворце Миражей» можно достаточно быстро и легко сориентироваться, пристально глядя в пол.

27. Пленники «камеры пыток» приходят в ярость, постепенно сходят с ума и кончают жизнь самоубийством.

27. Посетители «Дворца Миражей» наслаждаются зрелищем и уносят с собой самые приятные воспоминания.

Текст © Алёна Иванова

Использованные источники:
1. Леру Г. Призрак Оперы: Роман / Пер. с фр. Д. Мудролюбовой. — СПб.: Азбука-классика, 2005. — 352 с.
2. Grévin Paris. — Главная. — За кулисами. — История музея «Гревен».
3. Grévin Paris. — Главная. — Разделы музея. — Дворец Миражей. Праздник огней.
4. LiveInternet. — Михаил Назаров. — Париж. Музей Гревен.
5. Википедия — свободная энциклопедия. — Всемирная выставка (1900).
6. Википедия — свободная энциклопедия. — Музей Гревен.
7. Официальный сайт Музея Гревен.
8. Официальный сайт Музея Гревен в Париже.
9. Перельман Я. И. Занимательная физика. Книга 1. — Глава восьмая. Отражение и преломление света. — Дворцы иллюзий и миражей.

Наверх