Призрак Оперы и Прага - готичная история в готичном городе, что может быть прекраснее! И я поспешила купить билеты - на самолет и в театр. Особую роль сыграло, конечно, то, что чехи ставили нон-реплику, и если классические постановки отличаются только нюансами актерской игры, то нон-реплики - это всегда свежий взгляд также и на костюмы, декорации, хореографию.

Театр "Гоя Мюзик Холл" расположен, скажем прямо, на выселках, в местечке Выставиште, и он - часть развлекательного комплекса, куда входят лапидариум, парковая зона, аквариум с морскими обитателями, "поющие" фонтаны и т. д. Здесь же работают аттракционы. В общем, это любимое место отдыха пражан с детьми. Вход на территорию по билетам. В том числе по театральным.

Здание театра - в виде пирамиды. Фойе довольно небольшое, гардероб тоже. Стены оборудованы экранами, на которые выводится информация в нескольких слайдах о касте на текущий спектакль, об оркестре и постановочной группе. После дается длинный блок рекламы. Зал довольно компактный, с очень выраженным подъемом рядов, так что впереди сидящие люди практически не загораживают обзор. В отличие от МДМ в зале не предлагаются напитки и перекус. Вообще чешская публика (а в зале было подавляющее большинство местных) весьма интеллигентна, живо реагирует на происходящее на сцене, довольно активно хлопает. Во время спектакля не было слышно ни посторонних разговоров, ни телефонных звонков.


Давайте теперь займем свои места - уже прозвенел третий звонок, а голос за кулисами произнес речь о запрете на видео- и фотосъемку, а также перечислил спонсоров постановки. Оркестр расположен под сценой. Справа и слева - пандусы, ведущие на сцену. На сцене в центре люстра под тканью, справа напольные часы и конторка аукциониста. Стрелки часов замерли на 12. Под бой часов меркнет свет, и начинается аукцион.

Участники аукциона встают в проходах справа и слева от центрального партера, дама в черном платье, шляпе с вуалеткой и с тростью встает возле правого пандуса. Она хочет купить шкатулку, но Рауль де Шаньи устанавливает слишком высокую цену. Дама едва не плачет.

Объявлен последний лот - люстра, огни которой, возможно, помогут пролить свет на историю о Призраке Оперы. Никакой попытки люстру включить, никакого треска, блеска и работы пиротехников. Просто сдергивается тряпка, и под увертюру люстра начинает медленно раскладываться. Раскладываться. Раскладываться... в гигантскую конструкцию, лишь условно напоминающую изящный силуэт, придуманный Марией Бьорнсон. Медленно, я бы сказала, даже с некоей ленцой люстра поднимается к потолку - ее закрепляют не над партером, а за последним рядом амфитеатра. Публика, во всяком случае, окружавшая меня, не повернула даже головы, не проводила люстру даже взглядом.


А на сцене тем временем в центре встала дама в черном. Вот исчезла ее шляпа, явив белокурые кудрявые локоны, вот исчезло платье, и под ним оказался наряд в голубых тонах - лиф и газовая тряпочка вокруг бедер. А трость забрала себе... мадам Жири, вышедшая из левой кулисы. Да, зритель, на аукционе была Мег! Но хлопать глазами от удивления было некогда.

Потому что на сцене чуть позади Мег оказался... Призрак в плаще, шляпе и полумаске. Он задумчиво пронаблюдал, как рабочие выкатывают декорации к Ганнибалу, причем его, конечно, никто из них не заметил, а затем оставил красную розу на гримерном столике и исчез.

Надо заметить, что когда Мег преображалась после аукциона прямо на сцене, директора остались стоять внизу, в проходе, и разоблачались там - скинули плащи. В положенное время они поднялись на сцену.

В лаконичных, даже скорее аскетичных декорациях Карлотта спела свои строки о римском гнете над головой, которую на подносе услужливо держала ассистентка. Выпорхнули - условно говоря - балерины, потому что ансамбль оказался несколько неуклюж, местами толстоват, но зато с большим энтузиазмом. У каждой девушки в ансамбле была своя история. Кто-то был из группы поддержки Карлотты, у кого-то был роман с рабочим сцены... Эти микросценки очень оживляли второй план и, что немаловажно, это были сквозные истории, имевшие продолжение и в других групповых сценах.

Чешский язык не вызывал у меня такого веселья, как польский. В нем гораздо меньше шипения, зато больше цоканья. Впрочем, вместо "рома" Лефевр предложил Пьянджи спеть "ржым".

Андре, как и водится между всеми Андре мира, был слегка влюблен в Карлотту. Она согласилась для него петь, Лефевр сел за пианино (в целом, пианино на сцене было логично - оркестра-то нет), а Мег подала Карлотте шкатулку, из которой та извлекла нежно-голубой легкий шарфик, даже скорее косынку.

У края сцены открывается люк – там, где должна была быть суфлерская будка, - и появляется дирижер (актер, а не настоящий дирижер, конечно). По ходу мюзикла он появляется еще несколько раз – в подходящие по сюжету моменты.


В сцене, когда "Think of me" поет Кристина, Мег остается с ней на сцене, она стоит на одном колене, исполняя роль держательницы шкатулки. На реплике Рауля, когда в классической постановке директора в ложе замирают, здесь они ведут себя активно.

После Кристине выносят один букетик. Интересно, что в оригинальной версии балерины, окружающие Кристину, в балетных пачках, что, на мой взгляд, довольно нелогично, а в Праге только две балеринки а пачках, остальные - не сняли наряды для Ганнибала.

Занавес отделяет авансцену с декорацией гримерки, от остальной сцены. Здесь Кристина, не стесняясь, скидывает костюмную юбку и предстает в голубеньких панталончиках, прежде чем накинуть белый халатик. Она так увлеченно читает письмо Рауля, что не слышит мадам Жири, когда та пытается привлечь внимание Кристины к розе и тому факту, что Призрак доволен.


Рауль зовет Кристину на ужин, но та боится строгого учителя. Зеркало отъезжает в сторону, и появляется Призрак. Он увлекает Кристину к левой кулисе, к колонне, где под ложей номер пять открывается в стене тайный проход. Никаких двойников - короткий путь по травелатору а одну сторону, и вот уже справа винтовая лестница, по которой, вздернув юбку повыше, а полу призрачного плаща перекинув через руку, наши герои, раскрывая попутно рот под фонограмму, спустились в условные подвалы.


У Призрака трон со встроенным органом, эта конструкция стоит справа, еще правее - небольшой шкаф. Лодка причаливает слева, как и полагается. Сценография здесь вообще ни одним элементом не пересекается с оригинальной. Призрак не снимает плаща, нет и фирменных его жестов. Зато чрезвычайно наглядно, куда он потратил зарплату за прошлый месяц, - на пальце красуется кольцо с огромным черным камнем, раза в три больше классического. Музыка ночи плавно перемещается вправо, к шкафу, в котором оказывается зеркало с куклой, которая начинает двигать руками и корпусом, как робот. Есть от чего испугаться - и Кристина падает в обморок... на руки Призраку. Браво, чехи, ваш режиссер оказался смелым человеком.

Накрыв Кристину стянутым (наконец-то!) с плеч плащом, Призрак допевает и бежит за трон за халатом.



Кристина снимает маску, пугается, падает... а Призрак мало того что не прикрывает срам ладошкой, так еще и встает в полный рост и демонстрирует с горделивой осанкой свой грим зрителям. Когда же все-таки прикрывается, то правую щеку он закрывает не правой рукой, как в классической версии, а левой.

Призрак словно упивается происходящим. Кристина не смотрит на него, она в ужасе. Он нависает над ней... и очень нежно, едва касаясь волос, проводит ладонью над ее головой. Но нет, она сурова и непреклонна. Сует маску, все так же не глядя, а потом сворачивается в позу эмбриона.



Занавес опущен. Буке в ложе справа, осматривает ее, видит балеринок, выскочивших на авансцену, и пугает их удавкой, не замечая, что позади девчушек стоит... Призрак собственной персоной и тоже слушает. Неловко вышло, да.

Занавес все еще закрыт, а директора уже поют Notes. Только спустя несколько строк я сообразила посмотреть назад - директора встретились в проходе перед амфитеатром. Свои письма они читали уже на сцене, но еще перед занавесом. Далее мы видим их кабинет. Задумка режиссера здесь несколько неочевидна: со стен кабинета слезают обои, отходят панели, на полу слегка вытертый ковер... возможно, идея в том, чтобы показать, как выплата жалованья Призраку ущемляет интересы самих директоров?..

Интересен в этой сцене Рауль. Он словно и не удивлен, что Призрак что-то требует, что вообще всплыл какой-то Призрак. Он скорее досадует, что тот посмел вторгнуться на его территорию, ведь он патрон театра, то есть получил его в свое владение. А тут объявился незнамо кто и смеет хозяйничать. И не важно, что с точки зрения последовательности событий это именно Рауль вторгся на территорию Призрака.

Карлотта со своим письмом садится за столик, на котором стоит плоская ваза. Выражая свое негодование, Призрак устраивает пиротехническое шоу – из вазы полыхает огнем и сжигает письмо.


Примадонна началась, и сцена преобразилась - из кабинета директоров мы переместились за кулисы театра, где полным ходом готовились к спектаклю. Для Карлотты принесли ширму, за которой ее одели для роли. Один из рабочих, которые ширму для нее придерживали, то и дело подглядывал за переодеванием, а потом прикрывал глаза ладонью. Тут же мылись полы, тут же не был убран слон, обычная рабочая обстановка.

В "Il Muto" были добавлены новые краски и детали. Например, вездесущая Мэг не толчется возле графини, а шпионит за доном Аттилио. Для дона же Аттилио режиссер придумал странный ход – мало ему было словами намекнуть, что служаночку он бы с удовольствием взял с собой, так славный старый граф выразительно пощупал себя за промежность, а потом для пущей наглядности понюхал ладонь. Публика, должна признаться, посмеялась именно в этом месте, а не во время длительной низкой ноты, которую дон Аттилио старательно тянул.

Появляется Призрак (как и полагается – на самом верху, из первых рядов его не видно), Карлотта квакает, и сцену быстро готовят для балета. Причем очевидно, что эта идея только что пришла директорам в голову – они выгоняют балерин из-за кулис, те не готовы, забыли, в каком порядке надо вставать, пастушок еле-еле нагнал их. Тени Призрака на заднике нет, так что балеринки, собравшись, затанцевали спокойно и слаженно. И тем большим сюрпризом для них оказывается тело Буке, сброшенное с колосников. Причем тело (тряпичную куклу) сбросили не в глубине сцены, а над авансценой, в свете софитов.



Всеобщая паника, и Кристина убегает с Раулем на крышу. Мег прикрывает их отход и бессильно садится на сцену, а потом все-таки уходит, оставляя влюбленных наедине.

В той сцене все вполне классически, кроме одного момента – Рауль не встает перед Кристиной на одно колено (и ниже вы поймете, почему). Вот они целуются и уходят. Призрак не спускается на ангеле из-под купола, а появляется из статуи на сцене, причем статуя сделана под золото, а ниша для Призрака прикрыта золотыми шторками.

Мы возвращаемся к финалу "Il Muto", все кланяются. Люстра падает – так же неторопливо, как и поднималась. Впрочем, кое-кто из зрителей пригибал все же головы. Люстра не сложилась, а осталась висеть едва касаясь дном пола сцены.

Так она и провисела весь антракт.



Второй акт

Прозвенел третий звонок, зрители практически все заняли свои места – и на авансцене, перед занавесом, собрались директора, мадам Жири, Карлотта – они наблюдали, как люстру поднимают обратно. После чего разошлись по разным кулисам, а на авансцену вышли уже Рауль и Кристина, оба в маскарадных костюмах. Под звуки увертюры Рауль опустился на одно колено, протянул Кристине коробочку – и надел ей на палец обручальное кольцо. Потом они поцеловались и разбежались в разные стороны. Время маскарада пришло.

Декораторы сохранили лестницу, но добавили еще декораций – панели на стенах, скульптуры (женские и мужские торсы с вылепленными без особой детализации половыми органами). Манекены на лестнице отсутствуют. Существенное изменение, точнее, замену претерпели костюмы. Только у мадам Жири все такая же накидка с блестками, как и в классической версии, Рауль традиционно в военном мундире (разумеется, с налетом национальности). Красная Смерть тоже, вы не поверите, в красном, тем не менее в Праге Призрак не в шляпе, а в маске черепа, что довольно символично и отсылает к книге. Также среди масок есть обезьянка.

В общем и целом, сцена маскарада смотрится довольно органично. Разве что опера Призрака называется "Донхуанов триумф".



После исчезновения Призрака Рауль нагоняет мадам Жири, и она спокойно, без страха перед Призраком, поясняет Раулю ситуацию.

Вторые "Notes" проходят не в кабинете директоров, а в декорациях театра, но сцена не претерпела принципиальных изменений.

Репетиция тоже вполне классическая. Разве что пианино стоит не справа, а слева от репетирующих.



А вот далее – сцена на кладбище. Подробнее о декорациях вы можете прочитать на странице с декорациями и закулисьем. Кристина очень эмоционально исполняет "Wishing..." (кстати, на ней синий плащ интересной конструкции, но нет красного шарфа), и на верху склепа появляется Призрак. Его костюм – тот же, что и в первом акте, вместе со шляпой. Разве что добавилась трость.

Он гипнотизирует Кристину, и она уже готова идти к нему, но перед сценой появляется Рауль. Он стоит у первого ряда, поднимается на пару шагов вверх по пандусу, но не выходит на сцену, и оттуда зовет Кристину – полушепотом, словно не хочет, чтобы его увидели и заметили: "Кристина, Кристина, иди сюда, быстрее, бежим, пока нас не засекли!" Смотрится очень органично.

Увы, Призрак заметил Рауля, и тому пришлось подниматься на сцену и утаскивать Кристину за руку. Призрак глумится и стреляет в Рауля огненными шарами – в отличие от, скажем, российской постановки, прицел у Призрака не сбит, шары летят точно в сторону Рауля, но, увы, дальность выстрела крайне мала, так что они сгорают у подножия склепа. Тем не менее, это ему не помогает – Кристина и Рауль убегают.



Подготовка к "Дон Жуану" тоже классическая, только стрелок стоит возле первого ряда, поскольку оркестровой ямы нет.

Начинается опера. Дирижер появляется снова (и это последний раз, когда мы его видим), он руководит процессом вплоть до появления Кристины, затем исчезает, чтобы не отвлекать внимание зрителей. На сцене слева стол, практический пустой. Справа – огромная средневековая кровать с задернутым пологом. Костюмы – очень испанские и ни разу не похожи на костюмы Марии Бьорнсон.

Полог кровати откидывается – и мы видим Дон Жуана-Пьянджи, который только что, совершенно очевидно, был занят с Мег. Она маячит позади Пьянджи – застегивается, одергивает юбку, шарит у Пьянджи по карманам в поисках денег, пока тот договаривается с Пассарино о коварном плане.

Затем Пьянджи скрывается опять за пологом кровати, Пассарино уходит, и из левой кулисы выходит Кристина. Призрак в черном балахоне появляется из-за полога кровати.

"Point of No Return" в интерпретации чехов – не просто эротический, но откровенно порнографический. Кристина в процессе ложится на стол (вот почему он полупустой), гладит себя, едва ли не ласкает свою грудь, потом сползает на стул перед Призраком – спиной к зрителям. Широко расставляет ноги, откидывается на спинку стула, потом оказывается на коленях у Призрака, и они оба уже начинают исследовать тело Кристины…

…Пока она не замечает на руке мнимого Пьянджи до боли знакомое кольцо с черным камнем (которое, как вы помните, неприлично огромно). Далее все тоже по классическому сценарию – Кристина откидывает капюшон, Призрак надевает ей кольцо, а она взамен срывает с него маску и парик.

Пьянджи мы видим на кровати, в петле, закрепленной на потолке кровати. Пока все в панике, мадам Жири показывает Раулю проход, ведущий к логову Призрака. Пока Мег (уже переодетая в мужской костюм) поясняла Раулю, что надо держать руку на уровне глаз, мадам Жири обшаривала колонну слева, пока не открыла потайную дверь. Рауль скинул пиджак и скрылся за дверью.


Финальная сцена в логове Призрака вполне классическая. И Рауль в петле (разве что Призрак подкрадывается к нему не слева, а справа, поскольку, как вы помните, его трон стоит справа), и Кристина в подвенечном платье. Манекен не лежит на троне, а стоит внутри своей ниши, Призрак вырывает у него из рук букет, но от манекена не избавляется.

Сцена поцелуя интересна вот чем: актеры не целуются по-настоящему, они только касаются друг друга сомкнутыми губами. (К слову, с Раулем Кристина целовалась вполне традиционно). Возможно, это особенность именно того актерского состава, который я видела.

Призрак прогоняет Кристину, садится перед шкатулкой (она слева, как ей и положено быть). Кристина появляется снова и возвращает Призраку кольцо. Призрак ей – "Кристина, я тебя люблю". А она… не уходит, а прямо на сцене начинает свою репризу "Say you'll share with me…". И полная иллюзия того, что поет она это Призраку! Пока не появляется Рауль, который, видимо, устал ждать Кристину возле лодки. Они уже вдвоем продолжают свои строки, и Призрак смотрит на них, пока они окончательно не уходят со сцены и допевают уже за кулисами.

Призрак садится на трон и… задергивает за собой занавесочки. Но хотя бы исчезает он по-настоящему, так что Мег, которая затем появляется, находит только маску.

Мег не опускается в классическую позу на одно колено. Она демонстрирует публике маску стоя.


Зал единодушен, хлопают очень слаженно, почти до оваций. На поклоны входят тоже слаженно, но не по классической схеме, когда актеры стоят с двух сторон и отступают на шаг при появлении главных действующих лиц.

Призрак немного небрежен, парик не совсем аккуратно надет, да и пуговку рубашки он не застегнул. Зато он в плаще и во время поклонов он левой рукой придерживал одну полу, лихо наматывал ткань на правую руку и кланялся, кокетливо выставляя вперед одну ножку.

Затем наконец-то на сцене появляется оркестр с дирижером.

После спектакля у чехов принято, чтобы Призрак, Кристина и Рауль выходили в фойе. С ними можно фотографироваться, можно брать у них автографы. Что люди и делают с большим удовольствием. Мне понравилась такая открытость для публики.

Несколько слов и об исполнителях.

Радим Шваб в роли Призрака меня не впечатлил. То ли режиссерское видение, то ли личная трактовка роли, но этот Призрак был немного самовлюбленным, даже позером, определенно - экстравертом, иногда впадающим в истерику. Кроме того, голос у него не самый приятный и сильный из Призраков. Признаюсь честно, "Музыку Ночи" он откровенно запорол. Его отношение к Кристине почти лишено возвышенности, он смотрит на нее с практической точки зрения. В общем и целом, если он видит в Кристине не свою личную музу, а новую примадонну, то он прав.

Кристина - Моника Соммерова обладает чудесным чистым сопрано, которое идет легко из любого положения - сидит ли Кристина, лежит ли на столе или стоит полусогнувшись. А стоять так ей приходится часто, потому что актриса очень высокая. Когда она стоит прямо, она возвышается над всеми остальными актерами, включая и Рауля. В "Музыке Ночи" стоящий позади Кристины Призрак не смотрится никак, хотя он объективно все же повыше Моники. Бедняжка все сцены с Раулем вынуждена проводить либо сидя, либо полусогнувшись, чтобы визуально скрыть свой рост.

Рауль - Томаш Ванек. Обыкновенный, не лучше и не хуже других Раулей.

Мадам Жири - Ванда Шипова. Актрису не состарили искусственно, и на сцене она выглядит старшей сестрой Мег. Вокально она вполне справилась. Ее роль в чешской постановке свелась к минимуму, потому что часть функций по опеке Кристины, по осведомленности о делах Призрака взяла на себя Мег.

Мег - Андреа Габржишова вокально звучит очень выигрышно. Она не балерина, которая поет, а певица, которая танцует. Хотя Мег может встать на пуанты, танцевальные партии даются ей с трудом, видно, как не хватает дыхания, а ведь надо еще потом и текст произносить! Замечу в скобках, что ей не мешает немного посидеть на диете: животик и складки очень заметны. Мне понравилось, что роль Мег в чешской постановке расширили, получилась интересная и логичная интерпретация.

Карлотта - Люцие Силкенова. Отличный вокал. Карлотта здесь не эгоистка, ревнующая к Кристине. Она просто эксцентрична, но зла никому не желает. За что ее обижал Призрак - не понятно. Пьянджи - Николай Вишняков вокально хорош, в плане игры не лучше и не хуже других, отличительных особенностей не заметила.

Директорский дуэт (Йозеф Штагр и Ян Урбан), как всегда, прекрасен. Они прекрасно взаимодействуют на сцене, и специально, я думаю, для этого были придуманы некоторые ходы. Как трогательно опекают они друг друга во время вторых "Notes" или после того, как обнаружен труп Пьянджи. Во время заминки после смерти Буке Андре стоит внизу, а Фирмин - все еще в ложе, из которой они смотрели спектакль. Директора переглядываются, переговариваются тихонько, вдвоем приходят к общему решению, и Андрэ объявляет, что сейчас зрителям покажут балет. Кроме того, у Фирмина была своя "фишка" в этом спектакле - он спотыкался и едва ли не падал, особенно комично это смотрелось в "Примадонне". Он и на поклоны вышел, споткнувшись и вызвав тем самым большое удовольствие зала.

Особенно хочу отметить исполнителя сразу нескольких ролей. Яромир Адамец был аукционистом, месье Лефевром и доном Аттилио. У него яркий глубокий голос, а сам он отлично справился со всеми ролями (включая также совсем скромную роль полицейского).

Наверх