LA BELLE ET LA BÊTE
Красавица и Чудовище
1946 г.
Великолепная классическая сказка Жана Кокто с Жаном Маре и Жозетт Дэй в главных ролях, снятая с применением
различных спецэффектов, с костюмами от Пьера Кардена. В 1995 году известный композитор Филип Гласс переложил
диалоги на музыку, полностью синхронизировав её со сценами из фильма Кокто, таким образом сделав из "Красавицы и
Чудовища" фильм-оперу. Такой музыкальной обработке подверглись и ещё пара фильмов Кокто.
Кокто и Маре (справа)
|
Поклонники фильма Призрак Оперы
Джоэля Шумахера могут найти для себя много интересного
в экранизации старой сказки, сделанной Кокто. Например, знаменитый эпизод, когда в замке Чудовища канделябры
поддерживают человеческие руки, "растущие" прямо из стен...
Жан Кокто (5 июля 1889 - 19 октября 1963) - известный французский поэт, драматург, кинорежиссер. Он был незаурядным,
разносторонне одарённым человеком. На его творчество в большой степени оказали влияние Дягилев и русский балет, Стравинский,
Пикассо, он дружил с Марлен Дитрих и Коко Шанель. В 1937 Кокто познакомился с двадцатитрёхлетним Жаном Маре и спустя короткое время,
влюбившись в красивого молодого человека и
открыв его своеобразный актёрский талант, Кокто написал для Маре пьесу "Царь Эдип". Они стали жить вместе, и Кокто снимал
Маре в своих фильмах, писал для него пьесы и стал самым близким человеком, заменив, по сути, Маре отца и мать. Спустя какое-то время
он разорвал их любовные отношения, сочтя, что Маре будет тяготиться связью со стариком. Маре же, имея впоследствии отношения
с другими мужчинами, продолжал поддерживать Кокто и заботиться о нём, пытаясь помочь ему выбраться из опиумной зависимости.
Кокто умер на руках Маре.
Фильм Кокто "Красавица и Чудовище" стал своеобразным эталоном, на который ориентировались многие последующие режиссёры, бравшиеся
за экранизацию старинной истории. Посмотреть синопсис и галерею фильма можно на отдельной
странице.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
• Режиссёр стремился придать кинематографическим образам сходство с гравюрами Доре, со свойственной им сложной динамикой
резко противопоставленных света и тени. А вид фермы и сельской местности был вдохновлён картинами Яна Вермеера.
• Кокто долго раздумывал над обликом Чудовища. Он хотел дать ему голову оленя (в память о древнем
божестве Кернунне), пока Жан Маре не смог убедить его, что такая маска совершенно не подходит для лютого и яростного зверя.
• Замысловатые костюмы для фильма были сшиты парижским модным домом "Пакен" (La maison Paquin). В качестве мужского
костюмера над фильмом работал молодой Пьер Карден.
• В своей автобиографии Жан Маре вспоминает, что на гримирование одного только лица уходило
ежедневно по три часа, а весь грим порой занимал до пяти часов; от ношения маски у него развилась экзема. Из-за накладных зубов он питался
одной кашей. Во время работы над фильмом Кокто и сам был госпитализирован с серьёзным аллергическим заболеванием.
• Жан Марэ был настолько впечатляющ и убедителен в гриме Чудовища, что в финале, когда он возвращает себе человеческий
облик, Грета Гарбо воскликнула: "Верните мне назад моё Чудовище!"
• Поскольку съёмки фильма проходили в сложное послевоенное время, труппа испытывала постоянные сложности с аппаратурой и реквизитом.
Режиссёру пришлось использовать разные типы плёнки (поскольку получить целый запас для фильма было проблематично), и впоследствии он заявил, что
различные визуальные текстуры добавили фильму "поэтический эффект". На студии было так холодно, что в перерыве между съёмками актёры
жались к камину и свечам, чтобы согреться. Большинство доступных камер были старыми и изношенными, они часто ломались во время съёмки.
Кроме того, на студии постоянно отключалось электричество. Костюмы приходилось шить из обрезков ткани, и отделу реквизита оказалось трудно найти
целые простыни без заплаток, чтобы снять сцену стирки. Учитывая дефицит ткани, не было ничего удивительного в том, что частенько, приходя на студию утром,
члены труппы обнаруживали, что балдахин и постельное бельё Красавицы ночью были украдены. А сцены на ферме снимались вблизи аэродрома,
поэтому съёмки часто приходилось прерывать из-за звука тренировочных полётов над головой.
• Чтобы создать живые человеческие изображения в камине и других архитектурных элементах в замке Чудовища, Жан Кокто
нанял местных детей. Их загримировали с помощью гипса, чтобы они выглядели, как каменные фигуры.
• Поток, из которого пытается пить "умирающее" Чудовище, на самом деле является канализационным стоком за студией.
• Эффект, когда купец проходит мимо свечей, и они зажигаются сами собой, был достигнут за счёт обратной съёмки: свечи,
на самом деле, задувались, когда он шёл задом наперёд. Сцена была снята единым блоком и затем запущена в обратном направлении.
Из-за этого можно увидеть, как языки пламени в камине двигаются вниз.
• Роль замка Чудовища выполнял дворец Chateau de Raray возле Санлиса (Франция).
Наверх
|