ГАЛЕРЕЯ И СИНОПСИС


Осторожно! Ниже раскрывается сюжет фильма. И, возможно, его концовка!



Лондон. 1880 год. Сэр Роберт Каргрейв - молодой талантливый врач, получивший рыцарский титул за разработанную им уникальную методику массажа для расслабления мышц. Благодаря этой технике он может излечивать даже некоторые случаи паралича. Однако доктор не успокаивается на своих достижениях и работает над новой методикой: он изучает влияние ядов на организм и предполагает, что воздействие некоторых ядов на центральную нервную систему человека позволит ему однажды применять их для лечения парализованных больных.


В один из дней сэр Роберт получает любопытную посылку: из Швейцарии ему присылают "новейшее изобретение", позволяющее вводить лекарство непосредственно в вену пациента - иначе говоря, медицинский шприц. А странный курьер привозит письмо, почерк на котором приводит доктора в необычайное волнение. Ознакомившись с письмом, Роберт тут же велит помощнице немедленно купить ему ближайший билет до Горславы. И вскоре корабль с молодым доктором на борту покидает Великобританию.


После долгого путешествия морем, а затем на поезде, Роберт приезжает в Горславу. Это маленький городок, затерянный где-то в Центральной Европе. Близится ночь, и кроме доктора, на вокзале нет ни одного приезжего. Станционный смотритель сильно удивляется тому, что кто-то приехал к ним в такое время. Местность тут дикая, кругом горы, ни одного дилижанса в ближайшее время не ожидается.

Когда Роберт отвечает, что за ним должны прислать частный экипаж, стричок-смотритель изумленно и недоверчиво смеется. Однако когда доктор называет имя человека, к которому едет - барон Сардоникус, смотритель меняется в лице. Он явно напуган, и Роберт хочет узнать причину. "Вы не поймете, - отвечает тот. - Вы слишком молоды, и у вас еще нет дочерей..." Он хочет сказать что-то ещё, но в этот момент является посланный Сардоникусом слуга и приглашает Роберта следовать за собой. Глядя им вслед, смотритель испуганно осеняет себя крестом.


Усевшись в экипаж, Роберт снова достает письмо, которое побудило его так спешно покинуть Англию. Письмо послала Мод - когда-то она была возлюбленной Роберта, но затем отец выдал её замуж за барона Сардоникуса. И теперь баронесса умоляет Роберта приехать к ним в замок. Ее муж узнал об исследованиях Роберта и горит желанием с ним встретиться. Мод просто умоляет его не отклонять это приглашение.

Тем временем карета проезжает по довольно неприглядной местности: искореженные остовы деревьев и зловещий туман - ни животных, ни растений.


Едва войдя в замок, Роберт слышит отчаянный женский крик. Ворвавшись в комнату, доктор видит душераздирающее зрелище: молодая женщина привязана к стулу, а на лице у неё - целая куча пиявок. Шокированный столь варварским обращением доктор тут же убирает пиявок и возмущенно спрашивает у слуги, кто отдал такое распоряжение.

Слуга по имени Крулл невозмутимо отвечает, что это приказ барона, один из его экспериментов. "И каков эффект?" - с тихой яростью спрашивает Роберт. "Эффект? О, никакого эффекта", - пожимает плечами Крулл.

Доктор отдает распоряжение освободить девушку, уложить её в постель и напоить чем-нибудь горячим. После чего отправляется на встречу с ожидающей его баронессой.


Мод явно очень рада видеть Роберта, однако правила приличия не позволяют им бурно выражать свою радость от встречи. Поэтому они заводят светский разговор. Роберт спрашивает, не скучает ли она по Лондону. Баронесса отвечает, что муж регулярно снабжает её свежими газетами и журналами, интереснейшими книгами, нотами... Однако да, она явно скучает. А как дела у Роберта? Про его рыцарский титул и научные достижения они уже знают из газет и журналов. Нашел ли он себе спутницу жизни? Роберт отвечает, что у него просто нет на это времени - работа в больнице, лекции, написание статей, эксперименты... Оба понимают, что всё это - лишь отговорки. Он по-прежнему любит Мод.


В этот момент заходит Крулл, и баронесса велит ему отвести доктора в приготовленную для него комнату. Роберту необходимо освежиться после поездки, через некоторое время его ждут к ужину. Проходя по дому, доктор замечает первые странности: на месте парадных портретов предков барона висят пустые рамы. Крулл явно замечает его интерес и поясняет, что обычно люди выставляют напоказ своих предков, однако барон - человек необычный во всех отношениях, и привычки большинства людей - не для него.


Роберт принимает ванну после путешествия, и в этот момент раздается стук в дверь. Открыв дверь, Роберт обнаруживает горничную Анну - ту самую девушку, которую он спас от пиявок. Анна благодарит его за вмешательство, после чего выражает робкую надежду на то, что приезд доктора положит конец этим ужасным экспериментам... Но тут она пугается, что сболтнула что-то лишнее, и стремительно убегает. А на другом конце коридора появляется Крулл, который несет в тарелке какую-то странную кашу-размазню. Эту кашу он относит в комнату барона, и вскоре Роберт слышит оттуда жутковатый сосущий звук.


Приведя себя в порядок, Роберт спускается к ужину. В отсутствие барона он спрашивает у Мод, чем была вызвана её столь горячая просьба приехать. Мод сначала пытается обратить всё в шутку, но затем произносит: "Не сейчас". В этот момент появляется барон, и Роберт от изумления едва не теряет дар речи: лицо барона скрыто маской! Поздоровавшись с Робертом, барон приглашает всех к столу.


Барон садится за стол вместе со всеми, однако ничего не ест. Он обещает Роберту чуть позже объяснить причины, по которым он вынужден носить маску, после чего они заводят непринужденную светскую беседу.

А в это время Крулл заходит в другую комнату, где находится Анна. Девушка в жутком виде: она стоит на носочках, а руки её привязаны за большие пальцы к потолку. В таком положении бедная женщина подвешена не случайно: Крулл пытается выяснить у неё, что именно она успела сказать доктору. Когда Анна отказывается отвечать, он угрожает нацепить пиявок ей на всё тело, чтобы они выпили у неё всю кровь. Анна явно испытывает перед пиявками панический ужас, и когда Крулл садит первую пиявку ей на ногу, она не выдерживает и рассказывает о своём разговоре с доктором.


Тем временем за ужином барон заводит разговор о гулях - мифических уродливых существах, вскрывающих могилы и пожирающих мертвецов. Роберт скептически относится к таким сказкам, на что барон замечает, что англичане могут себе позволить не верить в такие вещи, однако в его стране в гулей верят все, ибо они реальны. Более того, он сам лично видел гуля. Однако дальше продолжить разговор на эту тему им не удается - Крулл сообщает, что к барону пришли посетители. Извинившись, барон удаляется.

Посетителями оказываются пять хорошеньких девушек-селянок, которых Крулл заманил обещанием хорошо им заплатить. В подвале замка накрыт стол с дорогими кушаньями и винами. Крулл угощает девушек и говорит, что золото достанется только одной счастливице, которую выберет барон. Присоединившийся к компании барон наливает девушкам вина, немножко развлекает разговором, и в результате выбирает себе одну девушку.

Крулл выпроваживает остальных, барон начинает заигрывать с избранной "счастливицей", но ту слишком сильно мучает любопытство, что же скрывает барон под своей странной маской - и она, не раздумывая, срывает с него маску. Раздается отчаянный женский крик.


Наступает утро. Тут выясняется, что барон и баронесса спят в разных комнатах, и дверь свою баронесса по ночам запирает на огромный засов. С утра Сардоникус стучится к ней, и между ними происходит довольно напряженный разговор. Сначала Мод, слышавшая женский крик, упрекает его в очередных похождениях с девицами - при этом становится ясно, что подобное происходит уже не впервые. Сардоникус же объявляет, что намеревается всё рассказать доктору. Доктор просто обязан помочь ему, и именно Мод должна позаботиться о том, чтобы доктор ему не отказал. На вопрос баронессы, как именно она должна этого добиться, Сардоникус прямиком говорит, что она должна использовать всё своё обаяние. Он знает, что Ричард и Мод неравнодушны друг к другу. Когда Мод, оскорбленная, пытается дать мужу пощечину, тот скручивает ей руки и делает последнее предупреждение.

Тем временем Ричард, пытавшийся с утра побриться, обнаруживает, что в доме нет ни одного зеркала.


После завтрака Сардоникус выводит доктора в сад - довольно странный сад, в котором нет ни одного цветка. Роберт спрашивает его об услышанном вчера крике, о пиявках на лице Анны, об отсутствии зеркал... Сардоникус предлагает доктору выслушать его историю. Этим он получит ответы на все свои вопросы.

Сардоникус не всегда был бароном, когда-то он был простым парнем, и он был женат. Но его первую жену, Эленку, убил гуль...

Итак, несколько лет назад жил-был приятный молодой парень по имени Марек Толеславски. После смерти матери Марек жил вместе с женой, красавицей Эленкой, и со своим старым отцом, Хенриком. И всё бы у них было хорошо, если бы не бедность. Марека и Хенрика простая жизнь вполне устраивала, а вот Эленке всегда хотелось чего-то большего. А тут ещё, как назло, у старого Хенрика была дурная привычка - он любил на последние деньги покупать лотерейные билеты. Разумеется, никогда ничего не выигрывая.

На годовщину смерти матери Марек и Хенрик отправились на кладбище, навестить могилку. Словоохотливый гробовщик поделился с ними тревожной новостью - на кладбище стали замечать какие-то странные фигуры, кто-то тревожит могилы, снова поползли слухи о гулях... Обсудив эти происшествия, мужчины отправились домой.


А дома их встречает сердитая Эленка - они приехали слишком поздно, и кормить ужином их она не будет. Марек терпеливо сносит нападки жены, а Хенрик хитро улыбается и говорит невестке, что у него есть для неё подарок! У Эленки тут же загораются глаза, но через минуту оказывается, что подарком этим является... лотерейный билет. Конечно же, "на этот раз он обязательно выигрышный". Эленка в ярости, и лишь терпеливый Марек относится к происходящему с пониманием. Он искренне и тепло любит и жену, и отца.

Между тем, это был последний вечер, когда они видели старого Хенрика живым. Ночью тот тихо скончался во сне.


Проходит некоторое время. Молодые живут по-прежнему. Эленка постоянно уговаривает Марека продать отцовскую ферму и уехать в город, она по-прежнему мечтает о красивой жизни. Однако Марек об этом и слышать не хочет. И вот в один из дней к ним заявляется приятель Марека. Парень слегка навеселе, и Эленка встречает его в штыки. Однако тот приносит им потрясающую новость - опубликован список победителей лотереи, и в основном списке стоит имя Хенрика Толеславски! Тот самый лотерейный билет действительно оказался выигрышным! Они теперь богаты!

Марек бросается искать лотерейный билет, и после нескольких минут тщетных поисков его осеняет ужасная догадка - билет лежал в кармашке любимого жилета Хенрика. Того самого жилета, в котором его похоронили! Марек в отчаянии - деньги пропали. Однако Эленка считает иначе. Билет не БЫЛ в жилете, он там ЕСТЬ. Его надо просто пойти и достать. Марек в ужасе от её слов, он даже думать о таком не хочет. Однако с Эленкой не поспоришь: "Если ты меня любишь - докажи!"


И вот под покровом ночи Марек отправляется с лопатой на кладбище. Попросив у отца прощения, он начинает копать его могилу. Продолжается эта работа несколько часов. Наводящая ужас атмосфера кладбища, окутанного зловещим туманом и освещаемого полной луной, вносит свою лепту в происходящее.

И вот могила раскопана, Марек вскрывает гроб, поднимает крышку... В этот момент луна освещает лицо лежащего в гробу Хенрика. Жуткий безгубый оскал мертвеца становится последней каплей, и Марек с истерическим воплем выпрыгивает из могилы и бежит прочь.


Однако через минуту Марек приходит в себя и останавливается. Это всего лишь нервы. Лотерейный билет по-прежнему лежит там. И вот Марек разворачивается, возвращается к могиле, спускается туда и достает из кармашка лотерейный билет.

Эленка лежит в кровати и слышит, как вернулся Марек. В комнате темно, она слышит его шаги, вот его тело опускается рядом с ней на кровать... Эленка понимает, что что-то не так - муж не может говорить, лишь как-то странно мычит. Она зажигает свет - и видит рядом с собой жуткий оскал мертвеца на лице Марека. Завизжав, Эленка не выдерживает и умирает от страха.


Такова история барона Сардоникуса. Баронский титул и замок он купил на те деньги, которые получил по лотерейному билету. После этого он ездил по всему миру, обращаясь к разным докторам, но всё, чего смог добиться, - это чтобы ему вернули способность разговаривать. Для этого потребовались годы занятий и тренировок. Однако сардонический оскал с лица так и не пропал. Марек, с мрачной иронией назвавший себя бароном Сардоникусом, продолжает винить во всем произошедшем себя. Это он, как настоящий гуль, осквернил могилу своего отца и убил свою Эленку. И поплатился. Теперь понятно, почему в доме нет зеркал. И есть он может лишь жидкие кашицы - сосет их, словно животное. А его эксперименты... что ж, он в отчаянии просто хватается за любую соломинку, пробует любые способы воздействия на лицевые мышцы, надеясь, что когда-нибудь сможет избавиться от своего недуга.

Теперь же, услышав о потрясающих успехах доктора Каргрейва, он пригласил его к себе с единственной целью - он надеется, что доктор со своей уникальной методикой сумеет ему помочь. Роберт - его последняя надежда. Всё, чего он хочет, - это быть таким же, как все люди.

Роберт соглашается ему помочь. Они идут готовиться к процедурам, однако по пути Роберта перехватывает Мод и умоляет... убить Сардоникуса! Всё не так просто, говорит она. Если барон останется в живых, ей несдобровать.


Сеанс массажа продолжается несколько часов, однако всё бесполезно - сардоническая ухмылка по-прежнему красуется на лице барона. Роберт печально говорит, что ничем не может помочь барону, на этом всё. Однако тот не согласен - он знает, что Роберт разрабатывает и новую методику воздействия на парализованные мышцы с помощью ядов. Роберт возражает, что эта методика ещё совершенно не опробована, и она крайне опасна - яд может попросту убить барона. А рисковать жизнью своего пациента доктор не вправе. Сардоникус пробует подкупить доктора, назначает ему высокую оплату, однако тот не уступает - вопрос не в цене. Это попросту недопустимо.

"Что ж, - говорит барон, - тогда пройдёмте со мной". Они спускаются в подвалы замка. Замок действительно очень старый, и та комната, в которую Сардонкус заводит доктора, - это не что иное, как... камера пыток!


А в камере пыток привязана к стулу Мод. Барон делится своей проблемой - оказывается, жена его не любит и не хочет принимать у себя, запирается от него на ночь. Разумеется, всё это из-за его лица. Мод возражает, что её пугает не столько его лицо, сколько душа - барон жесток, груб и высокомерен. Однако Сардоникус лишь презрительно фыркает на такое заявление и предлагает доктору сделать свой выбор: либо тот соглашается провести операцию, либо Крулл прямо сейчас изуродует лицо Мод так, что она будет в точности похожа на своего мужа. Роберт в ярости нападает на барона, однако Крулл тут же бьет его по голове - и придя в себя, Роберт обнаруживает, что тоже теперь связан.

Любимая присказка Крулла: "Если барон приказывает мне что-то сделать, то я это делаю - что бы он ни приказал". Он очень преданный слуга. Однако когда барон отдает приказ изуродовать Мод, даже Крулл не выдерживает - ведь Мод такая красивая... Однако Сардоникус хмуро напоминает слуге о том единственном случае, когда Крулл не выполнил его приказание - с тех пор у слуги нет одного глаза. Всё поняв, Крулл покорно кивает и берётся за нож. Когда лезвие прикасается к щеке Мод, Роберт не выдерживает и соглашается провести операцию.


Роберт пишет письмо в Лондон, в свою клинику, с требованием прислать всё необходимое оборудование и препараты в Горславу. Когда оборудование приходит, доктор начинает проводить свои опыты на собаках. При введении яда псы гибнут один за другим. Барон хмуро наблюдает за итогами экспериментов, однако отступать не намерен. Между тем, доктор не имеет права на ошибку - если барон умрёт, Крулл убьет и Мод, и Роберта.


И вот в один из дней Роберт объявляет, что он готов. Суть эксперимента будет заключаться в следующем: в лицо барона доктор введет некоторое количество яда, которое парализует и расслабит мышцы. Но это ещё не всё. Любопытная особенность: в одной из запертых комнат барон, оказывается, держит эксгумированный гроб с телом своего отца! И Роберт приказывает Круллу привязать барона к креслу в этой комнате - напротив раскрытого гроба. После чего вводит яд, в комнате гасят свет, и Сардоникуса оставляют наедине с трупом отца. Барон относится к этому скептически - за столько лет он уже налюбовался это зрелище вдоволь, так что вряд ли оно произведет на него впечатление.

Однако впечатление производит, да ещё какое. Одно дело - смотреть на труп посреди дня, а совсем другое - остаться с ним наедине ночью в комнате, да ещё и когда тебе ввели непонятное лекарство... У Сардоникуса начинается легкая истерика. В этот момент Крулл открывает смотровое окошко, и свет падает прямо на лицо мертвеца, ярко осветив его в темноте. Барону что-то чудится, он отчаянно кричит и теряет сознание.


Вбежав в комнату, присутствующие не верят своим глазам: от повторно пережитого испуга мышцы на лице барона расслабились, и он снова стал прежним. Барон срывает покров с одного из зеркал и недоверчиво рассматривает своё лицо. Он исцелен!

Правда, есть одна неувязка - барон пока не может говорить. "Ничего, - утешает его доктор. - Вашим мышцам просто нужно привыкнуть к новому состоянию. Чуть позже речь вернётся".


На радостях барон тут же подписывает Мод согласие на развод и запиской спрашивает Роберта, сколько он ему должен. "Вы мне ничего не должны", - отвечает доктор. Тогда Барон одной категоричной надписью велит им тотчас же уезжать. Он не хочет их больше видеть.


Роберт, Мод и горничная Анна тут же собирают вещи и едут на вокзал. В тот момент, когда они ожидают поезда, вдруг прибегает взволнованный Крулл. Оказывается, у барона серьезная проблема - он не только не может говорить, он вообще рта раскрыть не может! Ни есть, ни пить! Роберту надо срочно вернуться, его яд оказал побочное действие!

Роберт смеется - никакого яда не было! Он вколол барону простую воду! Присутствующие в недоумении. Оказывается, поясняет доктор, когда барону не помог его массаж, он понял, что причина недуга - не физиологическая, а психологическая. Марек настолько винил себя в осквернении могилы отца, что его душа и совесть сами наказали его. Так что помощь доктора ему вовсе не требуется.

Роберт велит Круллу возвращаться к хозяину и всё ему рассказать. Это просто-напросто самовнушение, и когда барон это поймёт, он сам сможет открыть рот. Крулл уходит.


В этот момент на экране появляется режиссер и предлагает зрителям проголосовать. Если они покажут свои карточки большим пальцем вверх, барон выживет, излечится и, может быть, даже найдет себе новую жену. Если же зрители считают, что он недостаточно наказан, пусть покажут карточки большим пальцем вниз - и тогда Сардоникуса ожидает кара за все его поступки.

Сосчитав голоса, Касл заявляет, что зрители проголосовали за наказание!


Короткая трехминутная развязка показывает, как Крулл, вернувшись к барону, лжет ему, что не застал доктора - тот уже уехал. Он ничего не говорит Сардоникусу о словах Роберта. В результате барон умирает мучительной смертью от голода и жажды, а Крулл, посмеиваясь, усаживается за стол и ест у него на глазах.


На верх страницы.