DVD-приложение к журналу "Мир фантастики"
Апрель 2015 г.
Рубрика "Истоки"
Длительность: 7.08 минут
Музыка: Silent Cicada — Phantom II, Мэтью Тиас (Matthew Tyas), Des notes blanches

Журнал "Мир фантастики" выходит с августа 2003 года. Он посвящен не только литературе в жанре фантастики и фэнтези, но также кинематографу, играм, музыке, аниме и т. п. В нем печатаются обзорные статьи, рецензии, интервью со всеми значимыми фигурами мира фантастики. Большинство номеров выходит с DVD-приложением, где размещены дополнительные материалы, не входящие в основной номер.

Так, в апреле 2015 года на диске, приложенном к журналу, в рубрике "Истоки кино" вышло видео, посвященное Призраку Оперы с Лоном Чейни. В коротком 7-минутном видео рассказывается о самом Лоне Чейни, а также кратко — об истории создания фильма. Создатели ответственно подошли к работе, поэтому избежали ошибок, которыми грешат многие журналисты. А уж уважение как к Лону Чейни, так и к фильму — совершенно очевидно.


Осторожно! Ниже раскрывается сюжет фильма!



В начале 20-го века, говорит голос за кадром, на экране царил короткий метр. Это было время смелых экспериментов, время, когда зарождались традиции. [...] В этой рубрике показываются фильмы, заложившие основы современного фантастического кино.

Уже светает над зданием Парижской оперы. Дирекция театра сменяется по неизвестным причинам. Местный осветитель найден мертвым. Во время гала-премьеры одной из опер примадонна теряет голос. Огромная люстра падает прямо на битком набитый зрительный зал. Так начинается один из знаковых фильмов немого кино "Призрак Оперы", снятый в США в 1925 году.


История гения из парижских катакомб по одноименному роману Гастона Леру после успеха первого фильма неоднократно переснимался. Но именно версия, вышедшая за два года до появления звукового кино, стала по-настоящему культовой.

Продюсером фильма стал Карл Лэммле, основатель студии "Universal", который купил права на экранизацию только благодаря личному знакомству с автором. Режиссером назначили Руперта Джулиана.

А главную роль Призрака Оперы исполнил Лон Чейни. Этот актер славился способностью до неузнаваемости изменять свою внешность и даже получил прозвище "Человек Тысячи Лиц".


Лон Чейни. Леонидас Фрэнк Чейни. Родился 1 апреля 1883 года в Колорадо Спрингс. Его отец и мать были глухонемыми, поэтому мальчик рано научился общаться с помощью жестов. Всего фильмография Лона Чейни насчитывает более 150 фильмов.

Он играл самые разнообразные роли. Однако лучше всего ему удавались образы несчастных, одиноких, отверженных людей, часто озлобленных и изуродованных.

Способности Чейни к перевоплощению и умение работать с гримом были невероятны. Кроме того, Чейни уделял много времени таким элементам образа как костюмы и элементы движения. Например, в фильме "Наказание" он сыграл безногого калеку, так плотно привязав ступни к спине, что это казалось физически невозможно. Позже, в фильме "Неизвестный", он проделал аналогичный фокус с руками — он сыграл метателя ножей, который притворяется безруким, скрываясь от полиции.


Для роли Квазимодо из фильма "Горбун из Нотр Дама" Чейни соорудил себе горб весом более 20 килограммов, остальные накладки и приспособления добавили к его весу еще пятнадцать килограммов. Даже с таким избыточным весом он с невероятной ловкостью перемещался по огромной декорации, изображавшей знаменитый фасад собора Нотр Дам де Пари.

Актер не уставал удивлять публику все новыми шокирующими кинообразами, удивительными и непохожими друг на друга. Появилась даже шутка: увидишь таракана — не дави его, возможно, это Лон Чейни.

26 августа 1930 года актер скончался от рака гортани. В 1990 году на голливудской Аллее Звезд была установлена звезда Лона Чейни.


В общей сложности "Призрака Оперы" переснимали дважды. Версия, снятая Рупертом Джулианом, была забракована из-за разногласий со съемочной группой и самим Чейни.

Вторую версию снял Эдвард Сэджвик. Он снял фильм в более мелодраматическом и даже комедийном ключе. Однако на тестовом просмотре публика освистала картину. И версию Сэджвика тоже забраковали.

Существующую версию фильма досняли и смонтировали не указанные в титрах Морис Пивар и Луис Вебер. Они удалили и переработали большую часть материала, отснятого Джулианом и Сэджвиком. Однако при выборе из двух концовок осталась концовка, снятая Сэджвиком.


Лон Чейни сам придумал свой грим и держал его в тайне до самого начала съемок.

Мэри Филбин, игравшая Кристину, впервые увидела истинное лицо Призрака в тот момент, когда сняла с него маску. Ее крик испуга в фильме был не наигранный. Второго дубля уже не понадобилась. Игра актера и его ужасающий грим во время съемок напугали и самого режиссера.

Тайну этого грима Чейни унес с собой в могилу. Многие специалисты-гримеры, включая сына самого Чейни, пытались восстановить этот эффект с помощью целлулоидных тампонов, оттягивания век специальными каплями и зубных протезов, но безрезультатно.

Так, в биографическом фильме "Человек с Тысячью Лиц" Джеймсу Кэгни, исполнявшему роль Лона Чейни, для съемок в эпизоде "Призрака Оперы" после нескольких неудачных попыток попросту налепили маску поверх лица, да так, что актер едва мог говорить.

Кроме того, Чейни в прямом смысле шел на жертвы ради искусства. Зачастую он применял для достижения эффекта очень болезненный грим, который после принятия профсоюзных законов ни кинематографисты, ни сами актеры попросту не решались использовать.


В 1929 году "Призрак Оперы" был полностью переснят. Фактически, сделан заново в тех же декорациях и с теми же актерами. Были озвучены некоторые диалоги, окрашены некоторые сцены.

Как утверждали некоторые публикации после выхода фильма, в картине 29-го года было 17 минут цветной съемки. Но, к сожалению, утерянными оказались съемки в технологии "Призма Колор" и те кадры, где плащ Призрака Оперы и крыша Оперы были покрашены в красный цвет с использованием ручной колоризации. Эти кадры были восстановлены лишь в 1996 году с помощью уже компьютерных технологий.

В фильме также широко использовалось тонирование в разные цвета — желтый, синий, зеленый, красный.


"Призрак Оперы" пережил свыше восьми экранизаций и стал эталонной историей о гении и уродстве. Лон Чейни обессмертил свое имя, создав образ, который не смогли повторить ни на уровне актерской игры, ни на уровне грима и образа.

Сейчас лента находится в общественном достоянии в США и внесена в национальный реестр фильмов.

Мощная работа со светом и декорациями — каждая сцена снималась трижды с разным освещением — буквально переносит нас в атмосферу театра, пахнущего пылью от старого и тяжелого занавеса. Пора смотреть выступление.

Наверх