Фотографии © Лика Брагина, Ася Вакулина, Стася Еленская, Кирилл Каллиников,
Софья Лебедь, Анастасия Масленникова, Сергей Миланский



26 марта 2015 года, в преддверии Всемирного дня театра, компания "Стейдж Энтертейнмент" провела в МДМ мастер-класс с участием известной оперной певицы Л. Ю. Казарновской. В мастер-классе с громким названием "Как стать звездой мюзиклов" принимали участие ученики Казарновской, а также артисты мюзикла "Призрак Оперы". Посетить мастер-класс приглашались все желающие, в первую очередь студенты театральных вузов столицы, что ещё более приятно - вход на мероприятие был бесплатным.

Откровенно говоря, известие о том, кто именно будет вести мастер-класс, нас порядком удивило. Дело в том, что Любовь Юрьевна Казарновская, несмотря на свою широко растиражированную известность в оперном мире, среди поклонников мюзикла "Призрак Оперы" уже давно завоевала себе весьма дурную славу, опозорившись (причём не один раз) во время исполнения главного дуэта мюзикла в паре с Николаем Басковым. Нелепые позы и ужасная мимика, свидетельствующие о полном непонимании образа, а что ещё хуже, жуткий акцент и весьма спорные вокальные успехи, продемонстрированные в этом дуэте во время телевизионных концертов, надолго сделали Казарновскую мишенью для насмешек среди поклонников "Призрака Оперы". Так что мы удивились - но ненадолго. Как уже всем прекрасно известно, личные знакомства, помноженные на известное (благодаря многочисленным участиям в телешоу) имя и титул "оперной дивы" дают прекрасную основу для пиара, что, конечно, играет немаловажную роль для коммерческого театра. Проще говоря, Казарновская - это бренд, это торговая марка, и не использовать этот лейбл для рекламы было бы глупо. Так что мы успокоились и приготовились с интересом следить за предстоящим событием.


Непривычно пустое фойе МДМ

Как и следовало ожидать, рекламировали будущий мастер-класс довольно активно - и в соц. сетях, и в электронных СМИ, и даже на Первом канале (см. видео ниже). И вот наконец этот день настал, и мы поспешили в МДМ. Имена всех входящих проверяли по списку. Списков таких было два - для учащихся театральных вузов и для обычных зрителей. Оказавшись внутри здания, мы немного погуляли по более или менее пустому МДМу и стали ждать у главного входа в зал, однако двери, ко всеобщему удивлению, открылись боковые. Можно представить, как народ рванулся занимать желанные места. Образовалась давка, пусть не пугающая, но достаточно агрессивная.

Через пару минут после того, как все расселись, вышел продюсер мюзикла Дмитрий Богачев и произнёс речь о нарастающей популярности мюзиклов в России, об изменении тенденций развития театра и необходимости быстро реагировать на эти изменения, что особенно важно для коммерческого театра. Затем он дал слово появившейся на сцене Любови Казарновской. На пару с Богачевым они долго и, боюсь, довольно пространно рассуждали о том, что сейчас представляет из себя театральная среда. Особый упор в своей речи оба делали на том, что сейчас происходит стирание границ между между оперой, опереттой и мюзиклом: драматические режиссёры приходят в оперу, в мюзикле работают артисты оперетты, кроме того, в мюзиклах используется как эстрадный, так и оперный вокал, что приводит к изменению требований к артистам музыкального театра в целом – кроме хороших вокальных данных, от них требуется умение двигаться и петь в самых неожиданных положениях. Собственно, иллюстрацией этого и должен был стать мастер-класс.

К слову, концепцию мастер-класса Любовь Казарновская объяснила очень быстро, а остальная её речь вышла обобщённой и нудноватой, изобилующей к месту и не к месту воспоминаниями из собственной бурной молодости и рассказами о разных случаях из оперной жизни. Зрителям, пришедшим посмотреть на учеников и сам мастер-класс, пришлось долго ждать, когда иссякнет этот поток красноречия.



И вот наконец на сцену вышел режиссёр российской постановки "Призрака Оперы" Антон Преснов, который после краткого вступления представил собравшимся первую участницу - Валерию Ступину. Здесь, пожалуй, стоит сразу отметить, что творческая команда мюзикла вместе с Казарновской подготовила для молодых артистов непростое испытание и выбрала те сцены, где нужно не только одновременно петь, играть, танцевать, но и справляться с трудностями и перегрузками, нестандартными ситуациями, сложным реквизитом. Петь им предстояло под фортепиано, аккомпанировала участникам мастер-класса замечательный концертмейстер Екатерина Колпакова. Первой сценой стал главный дуэт мюзикла (в спектакле эта сцена носит название "Первое путешествие"). Антон Преснов кратко рассказал об обстоятельствах, при которых Кристин попадает в логово Призрака, и пояснил, что задачей Валерии здесь станет продемонстрировать переход от мюзиклового к оперному вокалу.

Увы, с задачей своей Валерия справилась плохо - видимо, сказалось волнение. Да и тембр её голоса, на наш взгляд, для этой роли совершенно не подходит, продемонстрировать мюзикловый вокал ей не удалось, поскольку у неё уже поставлен глубокий академический звук. Красивый, но для Кристин тяжеловатый. Партнёром Валерии в дуэте стал исполнитель роли Призрака Иван Ожогин, чей сильный и уверенный вокал порой просто заглушал оробевшую "Кристин", а завершилось всё провальным срывом финального вокализа. Казарновская немного успокоила явно смутившуюся ученицу и стала объяснять ей, как надо петь этот дуэт (тут у нас слегка волосы встали дыбом, ибо ТАК петь, как это сделала Казарновская, не надо ни в коем случае, звучало это просто страшно).





Затем Антон Преснов дал Валерии несколько указаний по поводу актёрской игры и поведения Кристин во время этой сцены. На сцену вышла исполнительница роли Кристин Тамара Котова, которая рассказала о некоторых нюансах исполнения дуэта. Например, о необходимости держать руку Призрака до момента, пока лодка не отъедет на достаточное расстояние: когда Призрак идёт спиной, он ни в коем случае не должен споткнуться об отъезжающую лодку и упасть. Речь Тамары получилась очень живой и весёлой, особенно когда она рассказывала о том, как однажды нечаянно нажала пятой точкой на кнопку экстренной остановки лодки, и дальше им с Призраком пришлось идти по "озеру" пешком. Антон Преснов раскрасил этот случай дополнительными подробностями, вызвав в зале весёлый смех. После этого сцену прогнали ещё раз, теперь Валерия взяла (хоть и не удержала до конца) злополучную ноту и, в целом, вела себя чуть увереннее.




Далее на сцену вызвали следующую участницу - Анну Кошкину, а декорации подземелья сменили на роскошную спальню графини из "Il Muto". Что касается Анны Кошкиной - вот здесь смело можно рассыпаться в комплиментах! Пожалуй, из троих учеников Казарновской лишь она смогла достойно представить "известный бренд" на сцене МДМ. Анна замечательно справилась с ролью Карлотты в сцене "Il Muto" и вообще попала в образ по всем параметрам. Пару ей составила Тамара Котова, смотреть на их взаимодействие на сцене было очень и очень приятно. Режиссёр остановил Анну лишь для того, чтобы улучшить "кваканье" и исправить пару жестов. Квакать она так и не научилась, но впечатления об Анне-Карлотте остались только положительные. Комментарии и советы Казарновской в этой сцене тоже были чудесны - чувствуется, что роль капризной оперной примадонны она бы смогла сыграть блестяще.









Третьей и последней сценой стал эпизод на крыше - уже знакомая нам Валерия Ступина в паре с исполнителем роли Рауля Евгением Зайцевым должны были исполнить дуэт "Всё, о чём прошу", а третий ученик Казарновской Андрей Макаров получил наиболее сложное задание - он должен был спеть репризу Призрака, паря на статуе золотого ангела в нескольких метрах над сценой.

Режиссёр Антон Преснов пояснил собравшимся (далеко не все из которых успели увидеть постановку) о том, какие чувства испытывают друг к другу Рауль и Кристин - и что именно они должны передать со сцены этим дуэтом. Любовь Казарновская, в свою очередь, дала Валерии несколько советов по исполнению её партии, после чего именитая оперная дива допустила совершенно грубую бестактность, сообщив всем о том, что Лера неравнодушна к Евгению Зайцеву, - накануне девушка имела неосторожность поделиться с педагогом своими сокровенными чувствами, и теперь всё это оказалось озвучено со сцены, что привело девушку в полнейшее смятение (в скобках заметим, что ученикам Казарновской впредь следует дважды хорошенько подумать, прежде чем делиться с ней своими секретами, дабы не попасть в такую же неловкую ситуацию).

Тем временем Андрей Макаров пытался занять нужную позицию в золотом ангеле. Видимо, с этим возникли какие-то накладки, потому что он далеко не сразу отозвался на вопрос режиссёра, что вызывало многочисленные шутки Казарновской вроде: "Андрей, ты там живой?", "Андрей, голова кружится?", "Он онемел!". Шутки не сильно помогли, потому что парню было действительно страшно, и это сильно чувствовалось.

Итак, Валерия и Евгений исполнили окончание дуэта "Всё, о чём прошу", Валерия снова разочаровала зрителей как своим вокалом, так и актёрским мастерством, с которым тоже дела обстояли не слишком удачно. Режиссёр остановил сцену, вместе с Любовью Казарновской они пытались исправить её ошибки, в частности, им посоветовали покружиться по сцене, держась за руки, для создания нужного настроения. Евгений всё это время был очень мил, деликатно и по-доброму поддерживал эту горе-Кристину. По нему видно, что он будет нежным и любящим принцем для любой, даже не самой удачной, партнёрши. После указаний педагогов дела пошли намного лучше, дуэт прозвучал куда более прилично, хотя ещё и далеко от идеального.



И вот наступила очередь Андрея Макарова. Беднягу спустили на золотом ангеле вниз, и он, сражаясь с явственной боязнью высоты, кое-как с горем пополам исполнил репризу Призрака. Сам по себе голос у Андрея красив, и возможно, если бы он просто стоял на сцене, у него получилось бы спеть гораздо лучше, хотя услышанные нами проблемы заставляют в этом усомниться. Тут стоит ещё раз вспомнить, что задачей мастер-класса было именно умение справляться во время пения с реквизитом и сложным положением на сцене, и Андрей эту задачу, к сожалению, провалил. Да, ему явно было очень страшно петь с высоты подвесного ангела, но там и без страха было слышно много вредных вокальных привычек: парень загонял голос в горло, из-за чего звучал немного гундосо, кривил рот в одну сторону, неточно интонировал и форсировал звук. Ну, и все три раза он мазал мимо одних и тех же нот во фразе "Кляня судьбу".

Казарновская снова принялась веселить сидящих в зале вопросами: "Андрюша, ты там как? Клаустрофобии нет? Головокружения нет?" и так далее. Следует заметить, что все эти вопросы изначально были неуместны, поскольку в результате веселящаяся публика не дала ему настроиться на трагическую арию, да и в целом не воспринимала его всерьёз (в какой-то момент режиссёру даже пришлось шикнуть на зрителей, чтобы прервать смех в зале), плюс ещё необходимость удерживать равновесие на приличной высоте в неустойчивом "ангеле"... В общем, педагоги сильно осложнили его и без того непростую задачу. Хотя нам, зрителям, было очень весело, не будем кривить душой.

Сцену прогнали ещё раз, и если у Валерии и Евгения получилось намного лучше, то на Андрея смотреть было физически больно - боязнь высоты и шатающаяся опора не давали ему сосредоточиться на пении вообще, так что опустим завесу жалости над этой сценой.



И вот мастер-класс подошёл к концу. Иван Ожогин, Тамара Котова и Евгений зайцев отправились готовиться к вечернему спектаклю, до которого оставалось меньше двух часов. Любовь Казарновская ещё некоторое время давала интервью, принимала комплименты и общалась со зрителями, многие из которых являются будущими артистами и певцами.

У нас же от мастер-класса остались слегка смешанные, но в целом безусловно приятные впечатления. Конечно, ученики "великого педагога" Любови Казарновской не показали каких-то особо прекрасных результатов, скорее наоборот (кроме Анны Кошкиной, которая выступила почти безупречно). Несмотря на заявление о том, что у них было две недели на подготовку, создавалось ощущение, что бедным молодым актёрам дали материал буквально накануне, после чего "кинули в воду, чтобы посмотреть, кто выплывет", проверяя их способности на самых технически сложных сценах. Ну что ж, спасибо за эффектное зрелище! Мы повеселились, а заодно и порадовались тому, что среди учеников "великой дивы" есть такие самородки, как Анна Кошкина, а значит, не всё ещё потеряно даже в том мире, где громкое имя значит куда больше, чем профессионализм.

Самым приятным в мастер-классе была возможность посмотреть на репетиционный процесс, ведь не каждый день Стейдж приоткрывает зрителям свою кухню. Безусловно порадовали наши артисты - Тамара Котова, Иван Ожогин и Евгений Зайцев прекрасно исполнили свои роли, Тамара и Евгений очень трогательно поддерживали своих молодых партнёров. Рассказы о закулисье, о забавных и любопытных случаях из актёрской жизни, которые поведали нам Антон Преснов и Тамара, были очень занимательны и познавательны, да и байки из оперной жизни, которыми излишне щедро делилась с публикой Любовь Казарновская, порой тоже вызывали интерес и веселье. Так что в итоге мы получили даже больше удовольствия, чем ожидали, за что ещё раз благодарим организаторов мастер-класса.


Слева направо: Андрей Макаров, Евгений Зайцев, Тамара Котова,
Антон Преснов, Любовь Казарновская, Валерия Ступина, Анна Кошкина


К слову, весь мастер-класс был полностью записан на видео и показан каналом "Москва 24", за что большое им спасибо. Вы теперь можете своими глазами увидеть всё, что происходило на сцене, полную видеозапись мы представляем вашему вниманию.


Видео:

Полная трансляция мастер-класса на канале "Москва 24"



"Доброе утро": репортаж на Первом канале

 

Новости на канале "Москва 24"

  

Наверх