Пролог.

1911 год. Аукцион в Парижской Опере, на котором распродается имущество театра. Аукционисту добавили реплик, декорации изменились, начиная с этой сцены и по всей постановке. Во время аукциона вся сцена в дыму, происходящее выглядит нереальным. Один за другим с молотка уходят театральная афиша к постановке оперы "Ганнибал" и др. вещи. Один из главных покупателей - Рауль, виконт де Шаньи, пожилой мужчина в инвалидном кресле в инвалидном кресле - мадам Жири. Виконт, чуть более молодо выглядящий, покупает афишу к "Ганнибалу", не обращая внимания на остальной реквизит. Затем вниманию покупателей представляют лот № 665 - музыкальную шкатулку с фигуркой обезьянки на крышке. Новый дизайн шкатулки: крышка раскрывается, как цветок, являя зрителям обезьянку. При этом она светится красным, пока играет. Участники аукциона подходят ближе посмотреть на диковину. Раулю подносят уже закрытую шкатулку. Виконт тут же покупает эту шкатулку и тихонько вспоминает о той, для кого эта шкатулка много значила...


Следующий лот под номером 666 - огромная люстра, которая фигурировала в знаменитом "трагическом происшествии" в Опере. Аукционист предлагает посмотреть, как работает электрическая проводка, которую сделали специально для этой люстры, и отпугнуть Призрака из прошлого небольшой иллюминацией - в этот момент люстра вспыхивает, поднимается к потолку, и под звуки увертюры сцена преображается, действие переносится во времена юности Рауля. В Манчестере и Бристоле люстра не поднималась, а висела под потолком и лишь слегка опускалась при словах аукциониста. В последующих городах люстра уже поднимается со сцены - не так эффектно и не так неожиданно, но довольно зловеще – когда она загорается, от нее начинают отскакивать искры. Кроме того, во время увертюры участники аукциона покидают сцену, реквизит укатывают; сцену заполняют танцующие призраки; свет сосредоточен на Рауле. Опускаются декорации "Ганнибала" - пальмы на фоне морского берега. Рауль уходит, оставляя сцену призракам, но и они исчезают. На пустой сцене, где постепенно рассеивается дым, при ярком освещении появляется Карлотта.


Акт I.

1881 год. В Опера Популер идет репетиция оперы "Ганнибал" композитора Шалумо. На сцене блистает примадонна Карлотта Гуидичелли, исполняющая роль Элиссы, королевы Карфагена. Она держит в руках достаёт из шкатулки, которую подносит ей надсмотрщик за рабами, отрубленную голову поверженного врага, которую ей преподнес сам Ганнибал (его роль исполняет Убальдо Пьянджи). Среди танцующих рабынь можно заметить двух девушек - Кристину Дааэ и Мег Жири. Отсюда и на протяжении всей постановки добавлено много новых танцевальных номеров.

В самый разгар действия Убальдо Пьянджи делает ошибку, режиссер его поправляет, а затем репетиция прерывается появлением директора - господина Лефевра. Он сообщает собравшимся о том, что уходит в отставку, и представляет новых директоров - Ришара Фирмина и Жиля Андре. После чего Пьянджи с трудом водружают на боевого слона, и на этом репетиция заканчивается. Вместо декоративного слона зрители видят проекцию слона на заднике.

Новые директора изо всех сил хвалят Карлотту, отвешивая примадонне цветистые комплименты и умоляя ее исполнить арию из третьего акта оперы. Та, конечно же, соглашается, однако во время исполнения неожиданно падает задник декорации, каким-то чудом не задев диву. На сцену падает несколько мешков с песком - противовесы, а задник при этом качается. Начинается паника, Мег Жири кричит, что это проделки Призрака Оперы. Взбешенная примадонна покидает сцену в сопровождении Убальдо Пьянджи. Господин Лефевр тут же торопится откланяться, оставив новых директоров самостоятельно разбираться со всей этой кутерьмой.

Буквально тут же мадам Жири - балетмейстер Оперы и мать Мег - передает им письмо от Призрака Оперы, в котором тот требует ежемесячно выплачивать ему 20 тысяч франков и предоставить в его полное распоряжение ложу № 5. Встает и еще один вопрос - кто будет петь, ведь у Карлотты нет дублерши. Мег Жири предлагает послушать Кристину Дааэ, которая брала уроки у великого учителя, пожелавшего остаться неизвестным.

Кристина начинает петь слегка неуверенно, но постепенно ее голос набирает силу - и вот уже она поет на гала-представлении, заменив Карлотту. Ее пение великолепно, публика взрывается аплодисментами. Вместе с директорами в ложе сидит новый покровитель Оперы, Рауль де Шаньи. Он узнает Кристину - в детстве они были друзьями.

Пение Кристины приводит в восторг не только публику, но и остальную труппу. Когда занавес падает, ее бросаются поздравлять все окружающие. Ее хвалит даже суровая мадам Жири, бросая при этом замечание: "ОН будет доволен". А вот балерин строгая мадам балетмейстер тут же заставляет снова возвращаться к репетициям. Отражения зрительного зала в туре не делают, Кристина сразу оказывается за кулисами, где ей вручают цветы и где её обступают балерины, большая часть из которых уже в халатах, в том числе и Мег. Мадам Жири отправляет своих подопечных переодеваться. Кристина остаётся одна, если не считать проходящего мимо рабочего сцены. Правая сторона его лица закрыта мотком верёвки, а левую видно из левой части зала; впрочем, Кристина всё равно не может заподозрить, что "brava, brava, bravissima" произносит этот человек. Сцена поворачивается, открывая общую уборную балерин - у Кристины теперь нет персональной гримерной. Мег поздравляет подругу с успехом и интересуется, кто же научил ее так петь.

Кристина, переодеваясь в этой же общей гримерной, пока остальные балерины потихоньку убегают, рассказывает, что петь ее учил Ангел Музыки, посланный ее отцом. Она никогда не видела его, лишь слышала его голос в своей гримуборной. Этот рассказ прерывает появление мадам Жири. Она отсылает Мег на репетицию, а Кристине передает записку от Рауля - тот хочет лично поздравить девушку с успехом.

Как только мадам Жири уходит, появляется и сам Рауль. Он вспоминает, как выловил из моря унесенный ветром шарфик Кристины, как они рассказывали в детстве друг другу страшные сказки, а отец Кристины играл им на скрипке. Кристина говорит Раулю, что отец обещал после своей смерти послать к ней Ангела Музыки - и исполнил свое обещание. Ангел Музыки действительно появился и стал давать ей уроки. Рауль считает это очередной красивой сказкой и приглашает Кристину на ужин. Девушка пытается отказаться, говоря, что Ангел очень строг, всё изменилось, но Рауль ее не слушает и убегает одеться.

Оставшись одна, Кристина вдруг слышит голос своего Ангела - тот выражает негодование, что мальчишка-виконт пытается вмешаться в его триумф. В наступившей тишине голос Призрака звучит оглушительно. Кристина роняет розу и сжимает руками виски. Она в самом деле считает, что голос Призрака звучит у неё в голове. Разговаривая с ним, Кристина не воздевает руки к небесам: отвернувшись от зеркала, она вцепляется в спинку стула и вся сжимается в ожидании страшного чуда. В этот момент Рауль возвращается и слышит голоса, но дверь гримуборной оказывается заперта. Призрак - именно он и был тем самым Ангелом Музыки - появляется в зеркале и увлекает Кристину за собой. Когда Раулю удается открыть дверь, комната уже пуста.

Призрак уводит Кристину по подземельям Оперы. Они спускаются по запутанным лабиринтам к подземному озеру, где он сажает ее в гондолу. Теперь в этой сцене не участвуют дублеры, только сами актеры - они все время на сцене. Новые декорации: огромная каменная винтовая лестница, которая ведет вниз, в подземелья. Стена закрывает собой сцену, на которой устанавливаются в это время декорации подземелья. Когда Кристина и Призрак проходят путь до конца, в стене появляются ступеньки, а также мы видим гондолу, к которой эти ступеньки ведут. На этой гондоле они и пересекают окутанное туманом озеро, ведущее к тайному логову Призрака. Пока герои совершают путешествие, стена отодвигается за кулисы, открывая подземелья. Когда герои прибывают на место, гондола исчезает.

Логово Призрака освещено множеством свечей. Свечи не поднимаются из пола, они как бы висят в воздухе. Кристина поражена. Призрак, покинув лодку, бросается к небольшому органу - завершить аккомпанемент арии.

Очень чувственно и нежно Призрак начинает петь Кристине, убеждая ее унестись фантазиями в мир теней, отдавшись в плен своим мечтам под волшебные звуки созданной им Музыки Ночи. Поддавшись чарам его голоса, Кристина перестает бояться и без страха прикасается к его лицу. Призрак подводит ее к большому занавешенному зеркалу и срывает с него чехол. В обрамлении осколков разбитого стекла Кристина видит свое "отражение" - куклу, точную ее копию, одетую в свадебное платье. Неожиданно кукла наклоняется, простирая к ней руки, и Кристина теряет сознание. Призрак берет ее на руки, относит в лодку-кровать и бережно укрывает своим плащом. Декорации логова сильно изменены. В жилище Призрака теперь есть кровать, на которой Кристина проводит бóльшую часть арии. Во время арии Призрак завязывает ей глаза черной лентой - лишь так он осмеливается прикоснуться к ней. Правда, под конец арии он эту повязку снимает, оставляя у Кристины на шее. Сцены с манекеном нет. Призрак подносит к лицу Кристины подсвечник, сознание она теряет от избытка эмоций. Призрак поддерживает её, не давая упасть, и кладёт на кровать (до кровати один шаг, и ему не нужно поднимать Кристину на руки), после чего заботливо укрывает её одеялом.

На следующее утро Кристина просыпается под звуки музыки - Призрак что-то увлеченно сочиняет, сидя за органом. А разбудившая ее музыка доносится из музыкальной шкатулки, на крышке которой сидит обезьянка с цимбалами. Кристина просыпается именно от звука органа. Видя, что Призрак всецело поглощен своим занятием, Кристина решает выяснить, кто же скрывается под маской. Тихонько подкравшись к нему, она срывает с него маску и отшатывается в ужасе, увидев его лицо. Теперь Призрак УЖЕ без маски - увлеченный игрой, он не заметил, что девушка проснулась, и снял маску, чтобы вытереть лицо платком. Кристина просто с интересом берет с органа его маску. Затем она с улыбкой касается его плеча, и Призрак машинально оглядывается на нее, забыв, что его лицо обнажено. Призрак приходит в ярость, он начинает кричать на девушку, а затем обессиленно опускается на пол и стонет, что лицо - лишь каркас чудовища, мечтающего о красоте... Кристина проникается к нему состраданием и возвращает маску. Призрак, надев ее, решает вернуть девушку наверх. Призрак поёт в полный рост, на словах о красоте снимает с подставки фату и любуется ею. Потом идёт к Кристине, не прячась и не прикрываясь, но девушка отворачивается и не смотрит на его лицо, пока наконец не собирается с силами и не протягивает ему маску. Он без сантиментов поднимает её на ноги и уводит, прихватив по дороге письмо со стола.

Тем временем рабочий сцены Жозеф Буке развлекает балерин небылицами и страшилками про Призрака Оперы. Его рассказы пользуются большим успехом, особенно когда кое-кто из балерин замечает возвращающихся Призрака и Кристину. Подоспевшая мадам Жири рекомендует Буке держать язык за зубами, иначе он может за это поплатиться. В этой сцене снова в качестве декорации есть стена из сцены "The Phantom of the Opera". Когда "Magic Lasso" подходит к концу, стена раздвигается, открывая зрителям кабинет директоров.

У новоиспеченных директоров свои проблемы. Публика в восторге, скандал подогревает популярность, поэтому очереди в кассу огромны, все билеты на вечер распроданы, однако... петь некому! Вдобавок, они оба получили записки от П.О., в которых тот напоминает, что ему до сих не выплатили зарплату. Пока они обсуждают возмутительное поведение шутников, вбегает Рауль, желающий узнать, куда подевалась Кристина. Ему кто-то прислал письмо о том, что девушку "взял под свое крыло Ангел Музыки, не пытайтесь ее увидеть". Рауль решил, что это сделали директора.

Почти следом за Раулем влетает разъяренная Карлотта. Ей кто-то прислал письмо, в котором настоятельно рекомендовал отказаться от главной роли в следующей постановке - "Il Muto", уступив свое место Кристине Дааэ. Карлотта набрасывается на Рауля, решив, что эту оскорбительную записку написал он. Кабинет в новых декорациях. У Карлотты новое платье. Сцена отыграна иначе, больше юмора.

Пока все пытаются выяснить отношения, появляется мадам Жири. Она сообщает, что Кристина Дааэ вернулась, и передает директорам следующее письмо от Призрака. Тот требует, чтобы в вечернем спектакле Кристина исполнила роль графини, а Карлотте отдали немую роль пажа. Кроме того, Призраку должна быть предоставлена в безраздельное пользование ложа № 5. Если его требования не исполнят, произойдет невообразимое несчастье.

Карлотта взрывается. Она уверена, что всё это - проделки виконта, "любовника этой хористочки Дааэ". Директора пытаются успокоить примадонну, они поют ей дифирамбы и клятвенно обещают ничего не менять в спектакле. Мадам Жири пытается предупредить, что это опасно, но ее слушают только Мег и Рауль, которые приходят в смятение, что же это за Ангел такой, опутавший Кристину и Оперу своими сетями? Однако всё уже решено - главную роль отдают Карлотте. Слышится разгневанный голос, угрожающий невообразимыми карами, но на решение директоров уже ничего повлиять не может.

Начинается представление "Il Muto". Ложу № 5 занимает Рауль, поскольку других свободных мест все равно нет. Роль графини исполняет Карлотта, Кристине же отводится немая роль юного пажа Серафимо, любовника этой самой графини. Отсутствует помощница ювелира, которую играла Мег, - теперь у графини только трое спутников. В разгар представления на весь театр раздается гневный голос Призрака, возмущающегося тем, что его ложа оказалась занята. Кристина испуганно восклицает, что это Призрак Оперы, на что Карлотта велит ей замолчать: "Твоя роль немая, маленькая жаба!" Услышав это, Призрак саркастически заявляет, что жаба здесь - Карлотта. И действительно, когда дива начинает петь, из ее горла вырывается кваканье. Она пытается что-то сделать, начинает арию заново, но тщетно - кваканье продолжается, сопровождаемое издевательским хохотом Призрака, который кричит: "Она поет так, что свалит люстру!" Люстра при этом начинает вспыхивать и пошатываться. Карлотта в истерике убегает со сцены. Декорации "Il Muto" сильно напоминают декорации, которые были использованы на 25-летии мюзикла в Альберт-холле.

Директора успокаивают зрителей и объявляют, что представление продолжится через десять минут, а роль графини исполнит Кристина Дааэ. А пока вниманию публики будет представлен балет из третьего акта оперы. На сцену выбегают балерины и начинают танцевать (пастушок в балетной труппе отсутствует, его место занял фавн), но на заднике декорации постоянно появляется тень Призрака и пугает балерин. После чего свет меркнет, и из-за занавеса на сцену падает тело задушенного Жозефа Буке. Начинается паника. Декорации повернуты так, что зрители видят, что именно происходит между Буке и Призраком, видят их противостояние. Призрак в это время одет в костюм рабочего сцены, с фартуком. Однако шляпы на голове нет, маска видна. Тени на задник не проецируются.

Рауль выбегает на сцену, и Кристина тащит его за собой на крышу Оперы - она считает, что там Призрак их не найдет. Она боится своего бывшего Ангела, считает, что теперь он будет убивать снова и снова. На крыше Кристина вспоминает голос Призрака с нескрываемой нежностью и радостью и чуть не топает ногами на Рауля, когда он смеет усомниться в реальности того, что она слышала. Здесь и везде, говорит ли она об отце или об Ангеле Музыки, она прикасается к медальону с портретом отца, не делая между ними различий. Рауль пытается убедить ее, что никакого Призрака не существует, однако Кристина возражает: она была там, в его, мире, где правит ночь, она видела его уродливое лицо. Его же голос, напротив, был столь нежен, что влек ее за собою, а его глазах была боль и горечь всей земли, его молящий взгляд был наполнен угрозой и обожанием... Изменились декорации. Вместо купола Оперы мы видим теперь три статуи, одна из которых - Аполлон с лирой. На строках о том, что Призрак повсюду, Кристина как бы подходит к краю крыши.

Рауль пытается успокоить ее, однако эхом доносится призрачное: "Кристина..." Девушка приходит в ужас, и тогда Рауль говорит ей, что рядом с ним ей нечего бояться, он готов оберегать ее и защищать, подарить ей свободу и дневной свет, разделить с ней любовь и жизнь. Кристина, уставшая бояться, с готовностью откликается на слова своего возлюбленного, она готова последовать за ним куда угодно - лишь бы он любил ее. Рауль признается ей в любви, они целуются. После чего Кристина с улыбкой напоминает, что ей надо возвращаться на сцену, и просит Рауля приготовить карету и лошадей - они уедут сразу по окончании представления.

Когда они убегают, появляется Призрак - он был наверху, прятался за фигурой золотого ангела теперь он стоит за статуей Аполлона, и всё слышал. Он рыдает, сломленный предательством Кристины. И тут до него доносятся последние слова Рауля и Кристины, которые снова и снова признаются друг другу в любви. В отчаянии он зажимает ладонями уши, а затем яростно кричит: "Ты проклянешь тот день, когда не послушалась Призрака!" Когда Призрак выбрасывает вперед руку, скульптура начинает отъезжать назад, словно он толкает ее своим гневом.

На сцене снова "Il Muto". Актеры выходят на поклоны по окончании представления, последней выходит Кристина в платье графини. Она тоже кланяется, и в этот момент Призрак с громким криком: "Пошла!" - сбрасывает люстру, которая летит прямо на замершую Кристину. В последний момент девушка успевает отскочить в сторону, и люстра падает на сцену прямо у ее ног. Призрак стреляет в люстру. Она разбивается, но не падает.


Акт II.


На верх страницы