Использованы материалы:
1. Музыкальный справочник. - М.: "Издательский дом "Золотое Руно", 2002 г. - 104 с.
2. Музыкальные формы /А. Одер; Пер. с фр. В. Шабаевой. - М.: ООО "Издательство Астрель": ООО"Издательство АСТ", 2004. - 192 с. - (Cogito, ergo sum: "Университетская библиотека".)
Ария
Балет
Бельканто
Дивертисмент
Кантата
Комическая опера
Либретто
Месса
Опера
Партитура
Ария (с ит. аria - "песня"). Большая вокальная или инструментальная мелодия для соло, обычно в сопровождении оркестра, находящая себе место в любом произведении лирического содержания: опере, кантате, оратории и т.д. В инструментальной сюите опера - мелодичная пьеса, которая, в противоположность другим частям, не относится к танцевальной музыке. Ария появилась в начале 17 века. Самой распространенной арией является ария da capo (с ит. "с начала").
Балет. Драматическая форма, действие в которой передается языком жестов, мимики и танцев. Обычно это произведение для оркестра, хотя иногда в балет включают вокальные номера. Различают балет в качестве самостоятельной формы и вставной балет, включенный в оперу в качестве дивертисмента. В 19 веке во Франции превалирует опера с балетными вставками, призванными украсить спектакль. Вставной балет перестает существовать в произведениях начиная с Вагнера, что, безусловно, стало одной из причин появление балета как самостоятельной формы.
Бельканто (с ит. belcanto - "прекрасное пение"). Стиль вокального исполнения, отличающийся легкостью и приятностью звучания, предельной мелодичной связанностью, изяществом и совершенной техникой.
Дивертисмент (с фр. divertissement - "развлечение"). 1. Увеселительное произведение, состоящее из танцевальных номеров, песен. 2. Танцевальные сюиты или вставные номера в балете или опере, непосредственно не связанные с сюжетом. 3. Сюита развлекательного характера для инструментального ансамбля или оркестра. 4. Легкая иногда виртуозная пьесса типа попурри, вариаций и т.п. часто на заданную тему. Появился в середине 18 века и был весьма популярен в галантную эпоху.
Кантата (с ит. сantata, от ит. cantare - "петь"). Произведение торжественного или лирико-эпического характера, состоящее из нескольких законченных номеров. Она появилась во Флоренции в 17 веке.
Комическая опера Опера на комический сюжет (опера-комедия). В 18 веке сложилось много разновидностей комической оперы: опера-буфф в Италии, балладная опера в Англии, опера комик во Франции, комическая опера в России, зингшпиль в Германии и Австрии, тонадилья в Испании. Многие разновидности комической оперы включали диалоги.
Либретто (с ит. libretto - "книжечка"). 1. Словесный текст вокального драматического произведения, преимущественно сценического (оперы, оперетты, реже оратории). Либретто является литературной основой оперы и не может рассматриваться как самостоятельное художественное произведение. 2. Литературный сценарий балета, пантомимы. 3. Краткое изложение сюжета оперы, оперетты, балета, драмы, кинокартины.
Месса. Представляет собой, вероятно, самую значительную, если не самую старинную, форму культовой музыки. Это многочастная вокальная форма, включающая пять отдельных частей, соответствующих пяти молитвам, исполняемым в строгой последовательности на католической мессе. Ее корни уходят во времена раннего христианства или в крайнем случае - в эпоху самого раннего Средневековья. Ординарий католической мессы включает пять основных песнопений: Kyrie, Gloria, Credo, Sanctus (вместе с Benedictus), Agnus Dei.
Опера (с ит. opera - "действие, сочинение, произведение"). Вид театрального искусства, в котором сценическое действие тесно слито с музыкой - вокальной и оркестровой. Все роли поются, хотя в ряде случаев могут появляться речитативы. Опера родилась в Италии в конце 16 века. 1. Опера-балет - опера, в которой балетные сцены занимают такое же важное место, как и вокальное. 2. Комическая опера (см.). 3. Опера-сериа (с ит. seria - "серьезный") - распространенный в 17-18 веках жанр итальянской оперы на мифологический или исторический сюжет. Содержание оперы - трагедийное.
Партитура (с ит. partitura - "разделение, распределение"). Нотная запись многоголосного музыкального произведения для оркестра, хора, камерного ансамбля и т.п., в которой сведены партии всех отдельных голосов (инструментов). Порядок расположения партий в партитуре более или менее постоянен - сверху вниз по группам однородных инструментов и внутри каждой группы - от более высоких по регистру к более низким.
На верх страницы
|