Пролог
фильма показан в балете. Титры: Побережье Кале, Франция. 1901 год. За
кадром звучит мелодия Дух Музыки, поют Элизабет Уолш (Кристина) и
Эрик Уолк (Дааэ). На экране мы видим маленькую Кристину и ее отца,
скрипача Дааэ. Он играет на скрипке, она сидит с шарфом у его ног. В песне
поется о Духе Музыки, который дарует истинную музыку. Дааэ уходит,
Кристина одна, и ветер уносит ее шарф, который находит Рауль. Он
возвращает шарф, и они с Кристиной идут рука об руку. Но вот Кристина
исчезает, и за кадром мы слышим голос Кристофера Рата (Рауль): "Однажды я
найду ее снова".
Подросшая
Кристина в своей комнате разучивает по нотам партию. Она слышит голос,
который говорит: "Пусть музыка ведет тебя!" Кристина в недоумении, она
спрашивает, не дух ли ее отца снизошел на нее. Девушка хочет, чтобы
таинственный некто ушел, но он говорит, что здесь его дом и объясняет, что
выбрал ее и пришел дать ей дар истинной музыки. Обладатель голоса
замолкает, и в комнату заходит мадам Жири. Кристина рассказывает ей о
таинственном посетителе, и мадам Жири напоминает ей слова Дааэ о Духе
Музыки, который владеет истинной музыкой. Она предостерегает Кристину. "Но
что может случиться?" - спрашивает девушка. - "Все, что угодно", -
вздыхает мадам Жири. "Кто ты?" - спрашивает Кристина. - "Я тот, кем ты
хочешь, чтобы я был", - отвечает голос. Кристина спрашивает, как она может
оплатить уроки музыки. Голос отвечает, что ее платой будет ее пение: она
должна петь только для него одного. Он велит ей выпустить ангела,
сокрытого внутри нее, и она начинает петь. В зеркале появляется Призрак, и
они поют с Кристиной дуэтом "Дух Музыки".
Десять
лет спустя. Театральную сцену готовят к спектаклю. Снуют рабочие, тут же
идет репетиция кордебалета. Строгая мадам Жири поправляет своих
воспитанниц. Меркнет свет, раздается смех, и через сцену проносится
Призрак, закутанный в плащ. Девочки начинают перешептываться. Они поют о
слухах, которыми полнится Опера, о том, как выглядит Призрак: он похож на
скелет, кто-то видел, что у него две головы, а еще он приносит смерть...
Мадам Жири недовольна.
Появляется
смешной человечек с тросточкой, записной книжкой и в котелке. Он задает
разные вопросы Буке, который уверен, что перед ним страховой агент.
Человечек отмалчивается: "Я тут просто смотрю, как и что". Появляется
Карлотта в сопровождении директоров. Она не в духе, отказывается петь на
представлении, у нее легкое недомогание и вообще. Мадам Жири предлагает
заменить Карлотту Кристиной. "Никто не поет лучше Карлотты", - надменно
говорит примадонна, и тут же падает часть декорации, и звучит смех
Призрака.
Директора
в своем кабинете обсуждают театральные дела. Раскрываются дверки в бюро,
появляется рука Призрака, и он крадет со стола ручку, очки Ришара и
программку Моншармена. Пока те выясняют, кто у кого что украл, нам
становится видно, что Призрак стоит за портретом, который висит над
столом, и пишет что-то в программке. Затем он ловко возвращает украденное
в руки директоров. Моншармен зачитывает его требования - двадцать тысяч
франков в месяц и ложу номер пять, иначе случится "страшное несчастье".
Призрак тем временем роняет на пол очки Ришара, на которые тот
незамедлительно наступает. Далее следует дуэт директоров "Как
устраивают шоу", в их диалог вклинивается Призрак, и становится
понятно, кто на самом деле устраивает тут шоу.
Карлотта
на вечернем спектакле поет арию "Песня Драгоценностей" из "Фауста". На
сцену что-то падает, но Карлотта мужественно начинает петь сначала.
Призрак пугает рабочего, и тот роняет на пол ящик. И снова Карлотта
начинает петь сначала. Призрак разговаривает с пьяным Буке, у которого
двоится в глазах, в результате он бежит с топором по сцене, чем
окончательно приводит Карлотту в негодование, и она уходит. Петь Маргариту
просят Кристину. "Иди и блистай", - говорит ей Призрак.
Кристину
видит Рауль и вспоминает девочку, которой вернул когда-то шарф. С
противоположной стороны Кристину слушает Призрак. От избытка чувств в
конце выступления Кристина падает в обморок. Карлотта расстроена, она поет
о том, как трудно порой быть примадонной, особенно если тебя так и норовят
обидеть конкурентки. К гримуборной Кристины идет Ришар с букетом. Карлотта
ошибочно думает, что цветы для нее. Она разочарована. Кристина в своей
комнате говорит мадам Жири, что на представлении как будто голос жил
отдельно от нее и она очень довольна, но очень устала. Входит Рауль.
Следует церемония представления, и мадам Жири замечает: "Конечно, я слышала
о вас, виконт. Ваш брат - покровитель Оперы". Рауль напоминает Кристине
давнюю историю с шарфом, а она говорит ему, что хранит тот шарф у себя.
Рауль приглашает девушку на бал, который должен состояться вот-вот,
буквально вечером. Она согласна. Мадам Жири напоминает об уроках музыки,
но Кристина уверена, что ничего плохого не случиться, если она примет
приглашение Рауля. Она остается одна, и появляется Призрак. Он говорит,
что сделает Кристину величайшей певицей. Она идет за ним через зеркало.
Рауль входит в опустевшую комнату. Появляется смешной человечек с
неизменной тросточкой. Он говорит, что он - дарога, на его родном языке
это означает полицейский чин. Пока Рауль в недоумении, куда делась
Кристина, за его спиной дарога тоже скрывается в проходе за зеркалом, и
Рауль вообще перестает что-либо понимать.
Дарога
следует за Призраком. А тот приводит Кристину в свой подземный дом. "Кто
ты? - спрашивает Кристина. - Девочки из кордебалета считают тебя демоном,
Буке говорит, что ты привидение". И Призрак рассказывает о том, что бывал
когда-то в Санкт-Петербурге, где потряс всех своим волшебством, что жил в
Персии, где строил прекрасные дворцы. Его жизнь была бурной и интересной.
"Так ты архитектор, волшебник, солдат, музыкант?" - "Музыкант в первую
очередь!" Призрак делится с Кристиной размышлениями на тему своего
творения - "Дон Жуан торжествующий". Его "Дон Жуан" потрясает своей силой,
накалом страстей. А вовсе он не сумасшедший или охотник за плотскими
удовольствиями, как его считают некоторые. Призрак поет Кристине
"Истинная музыка, истинная любовь". Он запрещает девушке видеться с
виконтом за пределами Оперы. Она же требует, чтобы он снял маску. Он
отказывается, мотивируя тем, что, сняв маску, она отвергнет его как
прочие. Она не слушается, срывает маску, в ужасе отворачивается. Призрак
расстроен, он садится, опустив плечи, и Кристина через какое-то время
кладет маску на пол, а сама присаживается рядом с Призраком, накрывая его
ладонь своей ладонью.
На
маскараде Рауль спрашивает у Кристины, куда она исчезла и кто обладатель
мужского голоса, который он слышал. Девушка уводит Рауля на крышу, где
собирается рассказать "удивительную историю". На маскараде появляется
Призрак в маске чудовища. Директора перешептываются. "Кто этот человек?" -
"Не знаю, он же в маске". Буке видит Призрака и узнает его. Призрак
утаскивает Буке за кулисы. "Какая мощь, какая грация", - говорит Карлотта,
когда Призрак возвращается. Он слышит ее слова и спотыкается. Он делает
замечание директорам, потому как они не выплатили ему жалование и не
оставили ложу. Появляется дарога. Призрак дает Карлотте какое-то снадобье,
и она покорно его принимает. А затем поет арию из "Волшебной Флейты" для
увеселения публики. Увеселение удается, потому что от снадобья у нее
ломается голос, и она поет то своим, то мужским. "Кажется, мы потеряли
нашу примадонну", - вздыхают директора. Призрак танцует с Карлоттой, а
затем велит дароге дать ей другое снадобье. Он уходит, а из-за кулис
вываливается тело Буке с топором в спине.
Рауль
и Кристина на крыше Оперы. Он говорит девушке: "Я не против, чтобы ты
пела, пока сама этого хочешь". Затем объясняется с ней словами песни
"Куда бы ты ни шла, я последую за тобой". Она же рассказывает ему,
что ее учитель не позволит ей уйти с Раулем. Нет, она не боится его, он
часть ее, свои чувства к нему она не может объяснить. "Есть что-то за
пределами этого мира", пытается объяснить она Раулю. Появляется
Призрак. Он бросает под ноги Раулю дымовую шашку, и пока тот кашляет,
уводит Кристину. Появляется Перс. Он предлагает Раулю следовать за собой в
жилище Призрака, но предупреждает, что это может быть опасно.
Кристина
и Призрак репетируют "Отелло" Она сердится, говорит, что не хочет быть
пленницей. Призрак утверждает, что она должна выбрать между обыденностью и
вдохновением, между обычными звуками и музыкой. К жилищу Призрака идут
Перс и Рауль, Перс говорит, что справиться с Призраком трудно, надо брать
его хитростью. Призрак слышит их и взрывает на их пути еще одну шашку.
Перс притормаживает, а Рауль добирается до его дома с требованием
отпустить Кристину. Призрак говорит, что не удерживает ее, она останется с
ним добровольно. Он дает Кристине возможность выбирать, и она кидается на
грудь Раулю. Тот уводит Кристину, но Призрак окликает ее, и она пожимает
его руку со словами "Ваша музыка слишком хороша для нашего мира, она
божественна". И уходит.
Призрак
в сердцах срывает маску, рвет партитуру своего творения. И тут появляется
дарога. Он предлагает Призраку стать его аудиторией. Протягивает ему
маску, говорит, что ему было приятно ловить его. "Я нашел вас сейчас и
снова найду", - замечает он. "Я скрылся от вас тогда, скроюсь и сейчас", -
отвечает Призрак. "Борьба - это так весело", - кивает дарога. Они
раскланиваются, и Призрак приглашает его последовать за собой во тьму,
если дарога, конечно, не боится. И скрывается в облаке дыма за потайной
дверью.
Вне
Оперы Кристина говорит Раулю, что пойдет с ним, куда он захочет, что петь
отныне будет только для него. Они целуются.
В
луче прожектора танцует балерина. Она слышит голос, который говорит:
"Пусть музыка ведет тебя". - "Кто ты?" - спрашивает она. "Я тот, кем ты
хочешь, чтобы я был", - смеется Призрак.
На верх страницы
|