ГАЛЕРЕЯ И СИНОПСИС


Осторожно! Ниже раскрывается сюжет фильма. И, возможно, его концовка!



Действие фильма происходит в 1925 году. В начале фильма мы видим, как доктор Файбс увлеченно играет на органе одну из композиций Мендельсона. После этого он некоторое время дирижирует механическим оркестром (надпись "Чудесный механизм доктора Файбса" свидетельствует о том, что заводные фигуры музыкантов созданы им самим).

Появляется прекрасная ассистентка доктора, и он с удовольствием вальсирует с ней под музыку механического оркестра.


Закончив танец, ассистентка - чуть позже мы узнаем, что её зовут Вульнавия, - моментально переодевается в другой костюм и спускается в гараж. Доктор опускает туда же клетку, закрытую черной тканью. Вульнавия устраивает клетку в машину, и они с доктором направляются к первой жертве. Доктора в машине не видно - стекла закрываются шторкой, на которой нарисован портрет его же в молодости.

Первая жертва доктора - солидный пожилой господин, - ни о чем не подозревая, ложится спать. Когда он засыпает, открывается мансардное окно, и через него в комнату опускается клетка. Обратно она поднимается уже без черного покрывала, зато с распахнутым днищем. Через несколько минут выясняется, что в клетке находились летучие мыши - вампиры. Очень голодные.

Утром слуга, принесший завтрак, обнаруживает, что комната полна летучих мышей. А его хозяин лежит на постели, искусанный до смерти.


В бальной зале у доктора стоит стол, на котором находятся девять восковых бюстов. Вернувшись после первого убийства, он вешает на шею одного из бюстов какой-то загадочный ромбовидный медальон, после чего сжигает восковое лицо скульптуры.

Прибывшая на место полиция во главе с инспектором Троутом начинает расследование. Убитый оказывается врачом. По странному стечению обстоятельств, на прошлой неделе похожим образом погиб другой хирург - его закусали насмерть пчелы. В собственной библиотеке. Искусали так, что его лицо превратилось в сплошное месиво.


Следующим вечером доктор Файбс гримируется (мы видим, как он приклеивает себе нос и уши и надевает парик с бакенбардами), после чего, поиграв немного на органе, отправляется на бал-маскарад.

На балу выясняется, что один из гостей - доктор Харгрейвс, психиатр, - забыл маску. Файбс, прячущий лицо за яркой птичьей маской, предлагает ему роскошную маску в виде головы лягушки. Харгрейвс просит его помочь надеть и застегнуть маску. Файбс застегивает её и запускает механизм, который заставляет голову лягушки сжиматься, пока это не убивает психиатра.

Вернувшись домой, Файбс снимает с себя медальон, вешает его на очередной восковой бюст и сжигает ему лицо.


Следующий в списке - доктор Лонгстрит - становится жертвой собственного сладострастия. Просматривая тайком по вечерам киноленты про восточных танцовщиц, он приходит в восторг, когда в его доме появляется красавица Вульнавия, и безропотно даёт молчаливой красотке связать себя по рукам и ногам и привязать к креслу.

После чего появляется доктор Файбс. С помощью Вульнавии он выкачивает из своей жертвы всю кровь, однако при этом Лонгстрит ухитряется сорвать с его шеи медальон. Пока происходит процедура выкачивания крови, Вульнавия играет снаружи на белой скрипке. Закончив, Файбс оставляет бутылки с кровью в качестве презента Скотланд-Ярду.


У полиции появляется первая зацепка - все убитые в свое время работали на доктора Везалиуса. Тот шокирован известием и готов помочь полиции в расследовании, однако пока никаких версий предоставить не может.

Следующей зацепкой становится оброненный во время последнего убийства медальон Файбса. Полиция находит ювелира, изготовившего этот медальон, и тот объясняет, что ему был заказан набор из десяти медальонов. На каждом была какая-то надпись на древнееврейском.


Инспектор Троут идет за консультацией в синагогу. Раввин, поглядев на медальон, говорит, что на нём изображен древнееврейский символ крови - это символ одной из десяти казней египетских, о которых написано в Библии. Согласно легенде, когда фараон отказался отпустить евреев, на Египет обрушились одно за другим десять страшнейших бедствий: москиты, летучие мыши, лягушки, кровавые реки, град, крысы, звери, саранча, смерть перворожденного, тьма.

Тем временем доктор Файбс с помощью специального устройства соединяет свою гортань с граммофоном - оказывается, говорить он может только таким образом. Обращаясь к портрету своей покойной супруги, он заверяет её, что убьёт тех девятерых, что повинны в её смерти, после чего их сердца снова сольются в вечности. После чего прижимает к губам перчатку любимой жены.


Везалиус сообщает инспектору, что собрал данные по всем своим операциям, где он работал в команде с другими врачами. Таких случаев оказалось около 1200. Тем не менее, среди этой массы операций был лишь один случай, когда он работал вместе со всеми четырьмя погибшими хирургами. Четыре года назад, в 1921 году, на операционном столе оказалась Виктория Регина Файбс, но помощь пришла слишком поздно - они не смогли её спасти.

Её муж, доктор Антон Файбс, был в Швейцарии, когда ему сообщили о смерти супруги. Возвращаясь домой, он не справился с управлением машиной и погиб. Их похоронили одновременно в семейном склепе.


Следующего доктора из той хирургической бригады снова "ловят" на молчаливую красавицу Вульнавию. По дороге домой он видит прекрасную девушку, у которой, кажется, сломалась машина. Он приказывает своему шоферу помочь молодой леди. Файбс сначала отключает шофера, а затем помещает в машину хирурга устройство, которое в считанные минуты понижает там температуру до -40 градусов. Бедняга замерзает насмерть - вот вам и проклятие с градом.


Ещё одну неожиданную зацепку даёт сын доктора Везалиуса. Талантливый юноша не только прекрасно играет в шахматы, но ещё и серьёзно увлекается музыкой, играя на нескольких музыкальных инструментах. В разговоре с отцом он делится новостями из музыкального магазина - и между прочим случайно упоминает, что среди известных органистов был некто по фамилии Файбс.

Из разговора с владельцем музыкального магазина выясняется, что доктор Антон Файбс - который действительно в прошлом давал концерты органной музыки - до сих пор жив, он появлялся в магазине. Однако больше никаких сведений раздобыть не удается, кроме того, что после его "смерти" весь его капитал был переведен в Европу и снят со счета какой-то загадочной молчаливой женщиной.


Полицейские отправляются на кладбище и обнаруживают, что в склепе Файбсов хранится лишь прах сгоревшего в автомобильной катастрофе Антона, а тело Виктории исчезло. Они приходят к выводу, что Антон Файбс остался жив, а вместо него похоронен прах его водителя.


Следующая жертва доктора Файбса - страстный любитель аэропланов, член аэроклуба. Когда он отправляется пилотировать свой маленький спортивный самолет, Файбс запускает ему туда голодных крыс. Грызуны нападают на пилота, самолет теряет управление и падает. Файбс, нюхая полевые цветы, наблюдает за этим в подзорную трубу, а Вульнавия аккомпанирует ему на белой скрипке.


Стоит отметить, что Файбс вообще эстет, утонченная артистическая натура. В своем доме (оформленном, кстати, в стиле арт-деко) он разыгрывает целые представления: создает иллюзию ресторана и казино, куда приглашает свою молчаливую помощницу, угощает её вином, танцует... Всё обставлено с отменным вкусом и артистизмом. Но самому Файбсу, чтобы принять спиртное, приходится прибегать к некоторым ухищрениям - использовать для этого свой рот он не может.


Тем временем из группы, оперировавшей Викторию Файбс, остались в живых трое: доктор Уиткомб, медсестра и сам руководитель группы, доктор Везалиус. Доктора Уиткомба решают отправить за границу в сопровождении сотрудников полиции. Однако при выходе из гостиницы его пронзает рог медного единорога - прямо в присутствии сержанта Троута и его подчиненных.

Доктор Файбс, расплавив очередной восковой бюст, снова играет на органе и разговаривает с фотографиями покойной жены, обещая, что месть будет совершена меньше чем через сутки. Из его разговора становится ясно, что он окончательно и бесповоротно сошёл с ума, - впрочем, это не подлежало сомнению с самого начала фильма.


Полиция плотным кольцом окружает клинику, где работает следующая жертва Файбса - медсестра, принимавшая участие в операции. Они надеются поймать преступника любой ценой. А сам Файбс тем временем... варит концентрат из брюссельской капусты. Когда ловушка готова, доктор Везалиус объясняет медсестре, почему её так охраняют, рассказывая ей подоплеку дела. А за их спиной мы уже видим доктора Файбса, переодетого медбратом.

Медсестре приходится остаться на ночь в клинике - наружу её не выпускают. Её запирают в комнате, охраняемой полицейским, и она принимает снотворное, чтобы уснуть. Файбс проникает в помещение над этой комнатой, просверливает там дыру, поливает лицо медсестры своим концентратом из брюссельской капусты - и выпускает туда заранее приготовленную саранчу. Прожорливые насекомые обгладывают женщину до костей.


В этот момент инспектор и доктор Везалиус вдруг понимают, что "смерть первенца" - следующее по списку проклятие - может касаться доктора напрямую: у него есть сын. Они бросаются к доктору домой и обнаруживают, что юноша похищен.

Файбс звонил Везалиусу и требует, чтобы тот приехал один к нему в особняк. Когда хирург приезжает, Файбс заявляет ему, что плохо относится к медицине и врачам. Врачи говорили ему, что он никогда не сможет разговаривать, однако он, используя свои познания в музыке и акустике, сумел создать себе голос! А теперь он приготовил для хирурга особое наказание: он предлагает Везалиусу сделать со своим сыном то же, что тот сделал с Викторией Файбс - срочную операцию.

После этого он демонстрирует ему сына: юноша привязан к операционному столу, он находится под наркозом. Над ним - аппарат с кислотой. Чтобы освободить сына, Везалиус должен достать ключ, который находится... в грудной клетке юноши, рядом с сердцем! На всё ему отводится шесть минут - ровно столько, сколько прожила жена Файбса на операционном столе.


Файбс сообщает молчаливой Вульвании, что она ему больше не нужна (кстати, при этом он первый раз за весь фильм называет её по имени), и приказывает уничтожить всё, что он тут создал. Вульвания запускает механический оркестр и берётся за позолоченный топор...

Тем временем сам Файбс спускается в операционную и всячески отвлекает разговорами Везалиуса. Он заявляет ему, что через шесть минут, если доктор не успеет, кислота прольётся на мальчика, и лицо у него станет таким же, как у самого Файбса.

После этого он снимает с себя лицо-маску, представая перед шокированным Везалиусом во всей красе.


После этого Файбс, поиграв на органе, спускается вниз - снова загримироваться. Вульвания продолжает наносить своим топором скудный ущерб окружающей обстановке, когда к особняку подъезжает полиция. В результате полицейские загоняют Вульванию в операционную как раз в тот момент, когда Везалиус достает из груди сына ключ, отпирает замок и отвозит каталку в сторону.

Кислота проливается на лицо Вульвании, и мы первый раз слышим её голос, когда она кричит.


После этого полиция и Везалиус пытаются найти Файбса - они понимают, что спуститься к нему в подземное логово можно только лишь с помощью органа, и пытаются выяснить, как работает механизм.

Сам Файбс тем временем подходит к роскошному зеркальному двуспальному гробу, в котором лежит забальзамированное тело его жены, ложится рядом, втыкает себе в вену иглу, по которой его кровь заменяется жидкостью для бальзамирования.

Бальзамируя себя заживо, он опускает над ними мраморную надгробную плиту, на которой изображена схема солнечного затмения. И пала тьма...


На верх страницы.