На главную В раздел "Статьи"
В раздел "Обзор российской прессы"
Русская постановка мюзикла

Иван Ожогин: «Воланд, Кролок, Призрак и другие»

Интервью © Сергей Ильченко



«Культурный Петербург»
№ 1(56), 20 февраля 2016 года.


Журнал «Культурный Петербург» в феврале опубликовал интервью с одним из самых популярных жителей Санкт-Петербурга, Иваном Ожогиным — исполнителем роли Призрака в российской постановке мюзикла «Призрак Оперы». В интервью Иван рассказал читателям о своем творческом пути, об отношении к некоторым ролям и др. Интервью будет интересно всем поклонникам артиста.


ИВАН ОЖОГИН: «ВОЛАНД, КРОЛОК, ПРИЗРАК И ДРУГИЕ»

Этого обаятельного и статного артиста обожают многие зрители в двух столицах, на сценах которых он блистает в самых ярких и знаменитых ролях легендарных мюзиклов. Такого исполнителя ролей представителей сил зла ранее не видели театральные подмостки. Но в жизни Иван Геннадьевич производит совсем другое впечатление. В этом и посчастливилось убедиться лично главному редактору «Культурного Петербурга» во время эксклюзивного интервью, на которое любезно согласился тот, чей голос и чьих героев знают и обожают в Москве, Петербурге, Берлине и во многих других городах.

ИВАН ОЖОГИН

Родился 1 сентября 1978 года в Ульяновске.

В 1997 году Иван Ожогин был принят на курс «Артист музыкальною театра» Российской академии театрального искусства (ГИТИС), который успешно закончил в 2002 году (мастерская проф. А. Б. Тителя и И. Н. Ясуловича).

Участвовал в большинстве российских постановок мю-зиклов: «Чикаго», «Свадьба соек», «Норд-Ост», «Кошки», «Красавица и Чудовище». «Бал вампиров», Pola Negri, «Мас-тер и Маргарита», «Призрак Оперы», «Джекилл и Хайд», спектакле «Черная уздечка белой кобылицы», шоу-концерте «Хиты Бродвея».

Славу артисту принесла роль графа фон Кролока в россий-ской постановке известного мюзикла Романа Полански «Бал вампиров». За исполнение данной роли Иван Ожогин был награжден высшей национальной театральной премией «Золотая маска» в апреле 2013 года, а также премией «Музыкальное сердце театра» в декабре 2012 года.

В конце 2012 года Иван Ожогин получил приглашение берлинского Театра Запада на роль Графа фон Кролока в немецкую постановку мюзикла «Бал вампиров». Исполнял роль графа вплоть до закрытия мюзикла в Германии.

Он стал первым российским исполнителем, который был ангажирован на главную роль в немецкий мюзикл, а также единственным артистом в истории музыкального театра, который параллельно исполнял одну и ту же роль на двух разных языках в двух разных странах.


— Вы говорили о том, что помните, как с трех лет мама водила Вас в детский хор. А помните любимую песню детства?

— Сказать, чтобы была одна, самая популярная, не могу. Любую песню слушал и пел с удовольствием. Всегда что-то крутилось в голове. До сих пор сохранилась эта привычка. Но, пожалуй, самыми любимыми были мелодии из «Бременских музыкантов.

— Вы родились и выросли в Ульяновске. Часто приходилось выступать в знаменитом Ленинском мемориале?

— С мемориалом у меня связано много воспоминаний. Я знаю там каждый закоулок, потому что там работал мой папа. Выступал там как чтец, читал стихи и прозу. Наверняка и петь там приходилось, но на память сейчас не приходит.

— Помните свой первый киноопыт?

— Он у меня хорошо сохранился в памяти. Это был первый курс института. Была осень 1998 года. Снимался в сериале «Криминальная Россия» — целых два съемочных дня. Слов не было, снимали под хронику происшествий. Зато была выразительная актерская игра (улыбается) — и лицом, и телом. Правда, в конце меня «убивали».

— Что сказали родители, когда Вы выбрали профессию актера? Не говорили ли они, что это, мол, не мужская профессия?

— Никогда мне не говорили так. Ни разу не слышал от родителей таких слов. На меня никто никогда не давил. Куда решишь — туда и пойдешь.

— Некая мрачность сопровождает Ваше творчество... Вы ведь даже играли роль под названием «Мсье Мрак»...

— Да, был в моей биографии и такой персонаж — директор дурдома. Я целый год играл его в мюзикле «Красавица и Чудовище».

— А после «темного» не хотелось стать «Господином Света»?

— Как раз после такой роли я и сыграл в спектакле театра Сатиры «Черная уздечка белой кобылицы» абсолютно позитивную светлую роль еврейского пророка Иоселе. Это был музыкально-драматический спектакль режиссера Юрия Шерлинга — уникального режиссера и композитора.

— Однако потом силы зла снова Вас перетащили на свою сторону. На Вас не давит это обстоятельство?

— Я всегда руководствуюсь принципом: играешь плохого — ищи, где он хороший. Это везде работает.

— И даже в образе Воланда?

— И в нем тоже. Особенно в Воланде. Помните эпиграф к роману Булгакова? «Так кто ты, наконец? Я часть той силы, что вечно хочет Зла и вечно совершает благо». Вот об этом и мюзикл «Мастер и Маргарита».

— Выходит, Воланд — добрый человек?

— Он не человек. Это материализованная сущность.

— А как играть эту сущность, как играть Дьявола?

— Сложно объяснить словами то, что чувствуешь внутри. Но попробую. Он абсолютно понимает, что на любое событие, на любое явление могут быть две, пять, сто диаметрально противоположных точек зрения. Для него не существует хорошего, плохого, мерзкого, гадкого, светлого. У него есть четкая задача: победить, взять верх. Это вечный спор.

— Это позиция мистического героя. А в жизни Вы оцениваете людей вне моральных категорий?

— Как можно разделять на человеческое и профессиональное? У меня сейчас такая ситуация: работаю с человеком, который неплохой профессионал, но как человек он, мягко говоря, не очень хороший... При этом есть менее профессиональный коллега, но человек замечательный. Вот кого выбрать? Я не беру на себя смелость и ответственность за решение чьей-то судьбы. Если человек мне неприятен, то я не стану строить ему козни, просто выскажу свою точку зрения. А судьба, жизнь сама рассудит, как поступить.

— Когда-то Вы репетировали роль Ромашова в мюзикле «Норд-Ост». Потом выбрали роль в «Чикаго». А через полтора месяца после этого случился захват террористами «Норд-Оста». Вы верите в судьбу?

— Да, верю в судьбу. Я, наверное, фаталист.

— То есть чему быть, того не миновать?

— Да. Судьба может меняться. От каждого шага может зависеть то, куда тебя поведет — в ту или иную сторону. С одной стороны, можно сказать, что судьба в твоих руках. Но просчитать заранее, как это будет, очень сложно, почти невозможно. Но пытаться можно.

— Когда Вы шли на кастинг мюзикла «Бала вампиров»...

— Я на него не шел, я на него летел... Самолетом из Берлина.

— Хорошо. Когда Вы летели, у Вас было ощущение что Вы его пройдете?

— К тому времени я уже посмотрел сам мюзикл в Вене в редакции Корнеулиса Балтуса. Мне было все понятно, кроме финала, когда вампиры начали танцевать в современных костюмах, то меня это очень смутило. К тому времени я был серьезно погру-жен в православные постулаты, и для меня это было серьезным испытанием. Меня буквально разрывало на части. Отказываться от «Бала вампиров» и терять ТАКУЮ роль? И при этом испытывать жуткие сомнения относительно морального смысла спектакля. Думал, что мне режиссер что- то подскажет. И при первой же встрече я спросил его: «А о чем спектакль играем?».

— И что он ответил?

— Он не понял вопроса. Не ожидал, что молодой российский актер начнет так глубоко копать в черной комедии.

— Как Вы для себя объясняете победы сил Зла?

— Объясняю, что вампиры — это аллегория. Причем, играя в «Бале вампиров» в Берлине на немецком языке, я ближе всего подошел к пониманию сути этого произведения. Кролок — это же сверхчеловек, Ницше в чистом виде.

— То есть, по сути, Ваш герой — это реинкарнация Воланда?

— Можно и так, если хотите.

— В Вашей жизни все возможно. Представьте себе, что Вы идете в Москве по Патриаршим прудам, а на скамейке сидит иностранец с перстнем. Вы понимаете, кто он, а он Вас не знает..

— Так не бывает. Все наоборот. Если он когда-нибудь появится передо мной ,то он будет абсолютно замаскирован. Я наверняка почувствую к нему интерес как к личности. Может быть, он меня будет отталкивать, может быть, притягивать. Не знаю. Могу только предположить. Гипотетически.

— Но вот оно случилось. О чем Вы его спросите или о чем Вы его попросите?

— Я спрошу его: ну когда же закончится эта история с темными силами? Я буду настаивать на том, чтобы прекратилось это противостояние между злом и добром. Чтобы все были счастливы, любимы и любили. Чтобы на земле воцарился мир.

— Тогда Вам придется спеть арию одного очень известного героя из мюзикла Эндрю Ллойд Уэббера, который в это свято верил...

— Иисуса Христа?

— Да. Вы хотите ее спеть?

— Мне это интересно. Каждый раз, когда с этой арией я выхожу в спектакле «Хиты Бродвея», то пытаюсь нащупать нерв этой арии. Помимо вокала, надо понять, какие у тебя отношения с Создателем, как ты можешь с ним разговаривать напрямую.

— Вы перемещаетесь между Петербургом и Москвой...

— Поклонники называют это в шутку «телепортацией».

— В одном из интервью, когда Вы играли в «Бале Вампиров», то сказали, что в связи с тем, что готовится новый спектакль с Вашим участием «Пола Негри», Вы собираетесь осесть в Петербурге. На настоящий момент Вы петербуржец, москвич, житель Ульяновска, России...

— Очень хочется сказать, что я — человек мира.

— В данный момент Ваш дом где находится?

— Моя семья живет в Петербурге. Стало быть, я петербуржец.

— Вы снимаетесь в кино?

— Пара сериалов вышла по осени. Где-то роль побольше, где-то поменьше. Мне это интересно. Но впереди меня ждет возобновление в театре музыкальной комедии «Бала вампиров».

— Вот уж Ваши поклонницы обрадуются...

— А они и так радуются. Так что граф фон Кролок возвращается.

Текст © Сергей Ильченко

Наверх