Для более полной иллюстрации мы включили в галерею фотографии из разных постановок мюзикла.
Нажмите на картинки, чтобы посмотреть в увеличенном размере.
Пролог.
1911 год. Аукцион в Парижской Опере, на котором распродается имущество театра. Один за другим с молотка уходят
театральная афиша к постановке оперы "Ганнибал", деревянный пистолет и три искусственных человеческих черепа
из оперы Мейербера "Роберт-Дьявол". Один из главных покупателей - Рауль, виконт де Шаньи, пожилой мужчина в
инвалидном кресле. Виконт покупает афишу к "Ганнибалу", не обращая внимания на остальной реквизит. Затем вниманию
покупателей представляют лот № 665 - музыкальную шкатулку с фигуркой обезьянки на крышке. Виконт тут же покупает
эту шкатулку и тихонько вспоминает о той, для кого эта шкатулка много значила...
Следующий лот под номером 666 - огромная люстра, которая фигурировала в знаменитом "трагическом происшествии" в
Опере. Аукционист предлагает посмотреть, как работает электрическая проводка, которую сделали специально для этой
люстры, и отпугнуть Призрака из прошлого небольшой иллюминацией - в этот момент люстра вспыхивает, поднимается к
потолку, и под звуки увертюры сцена преображается, действие переносится во времена юности Рауля.
Акт I.
1881 год. В Опера Популер идет репетиция оперы "Ганнибал" композитора Шалумо. На сцене блистает примадонна Карлотта
Гуидичелли, исполняющая роль Элиссы, королевы Карфагена. Она держит в руках отрубленную голову поверженного врага,
которую ей преподнес сам Ганнибал (его роль исполняет Убальдо Пьянджи). Среди танцующих рабынь можно заметить двух девушек -
Кристину Дааэ и Мег Жири.
В самый разгар действия Убальдо Пьянджи делает ошибку, режиссер его поправляет, а затем репетиция прерывается появлением
директора - господина Лефевра. Он сообщает собравшимся о том, что уходит в отставку, и представляет новых директоров -
Ришара Фирмина и Жиля Андре. После чего Пьянджи с трудом водружают на боевого слона, и на этом репетиция заканчивается.
Новые директора изо всех сил хвалят Карлотту, отвешивая примадонне цветистые комплименты и умоляя ее исполнить арию из третьего акта
оперы. Та, конечно же, соглашается, однако во время исполнения неожиданно падает задник декорации, каким-то чудом не задев диву. Начинается
паника, Мег Жири кричит, что это проделки Призрака Оперы. Взбешенная примадонна покидает сцену в сопровождении Убальдо
Пьянджи. Господин Лефевр тут же торопится откланяться, оставив новых директоров самостоятельно разбираться со всей
этой кутерьмой.
Буквально тут же мадам Жири - балетмейстер Оперы и мать Мег - передает им письмо от Призрака Оперы, в котором тот требует
ежемесячно выплачивать ему 20 тысяч франков и предоставить в его полное распоряжение ложу № 5. Встает и еще один вопрос - кто
будет петь, ведь у Карлотты нет дублерши. Мег Жири предлагает послушать Кристину Дааэ, которая брала уроки у великого учителя,
пожелавшего остаться неизвестным.
Кристина начинает петь слегка неуверенно, но постепено ее голос набирает силу - и вот уже она поет на
гала-представлении, заменив Карлотту. Ее пение великолепно, публика взрывается аплодисментами.
Вместе с директорами в ложе сидит новый покровитель Оперы, Рауль де Шаньи. Он узнает Кристину - в детстве они были друзьями.
Пение Кристины приводит в восторг не только публику, но и остальную труппу. Когда занавес падает, ее бросаются
поздравлять все окружающие. Ее хвалит даже суровая мадам Жири, бросая при этом замечание: "ОН будет доволен".
А вот балерин строгая мадам балетмейстер тут же заставляет снова возвращаться к репетициям. Мег, тайком улизнув
от матери, подбегает к Кристине. Она поздравляет подругу с успехом и интересуется, кто же научил ее так петь.
Кристина уводит Мег в свою гримерную и там, переодеваясь, рассказывает, что петь ее учил Ангел Музыки, посланный
ее отцом. Она никогда не видела его, лишь слышала его голос в своей гримуборной. Этот рассказ прерывает появление
мадам Жири. Она отсылает Мег на репетицию, а Кристине передает записку
от Рауля - тот хочет лично поздравить девушку с успехом.
Как только мадам Жири уходит, появляется и сам Рауль. Он вспоминает, как выловил из моря унесенный ветром шарфик
Кристины, как они рассказывали в детстве друг другу страшные сказки, а отец Кристины играл им на скрипке. Кристина
говорит Раулю, что отец обещал после своей смерти послать к ней Ангела Музыки - и исполнил свое обещание. Ангел Музыки
действительно появился и стал давать ей уроки. Рауль считает это очередной красивой сказкой и приглашает Кристину на ужин.
Девушка пытается отказаться, говоря, что Ангел очень строг, всё изменилось, но Рауль ее не слушает и убегает
одеться.
Оставшись одна, Кристина вдруг слышит голос своего Ангела - тот выражает негодование, что мальчишка-виконт пытается
вмешаться в его триумф. Кристина просит у него прощения. В этот момент Рауль возвращается и слышит голоса, но дверь
гримуборной оказывается заперта. Призрак - именно он и был тем самым Ангелом Музыки - появляется в зеркале и
увлекает Кристину за собой. Когда Раулю удается открыть дверь, комната уже пуста.
Призрак уводит Кристину по подземельям Оперы. Они спускаются по запутанным лабиринтам к подземному озеру, где он
садит ее в гондолу. На этой гондоле они и пересекают окутанное туманом озеро, ведущее к тайному логову Призрака.
Логово Призрака освещено множеством свечей. Кристина поражена. Призрак, покинув лодку, бросается к небольшому органу -
завершить аккомпанемент арии.
Очень чувственно и нежно Призрак начинает петь Кристине, убеждая ее унестись фантазиями в мир теней, отдавшись
в плен своим мечтам под волшебные звуки созданной им Музыки Ночи. Поддавшись чарам его голоса, Кристина перестает
бояться и без страха прикасается к его лицу. Призрак подводит ее к большому занавешенному зеркалу и срывает с него
чехол. В обрамлении осколков разбитого стекла Кристина видит свое "отражение" - куклу, точную ее копию,
одетую в свадебное платье. Неожиданно кукла наклоняется, простирая к ней руки, и Кристина теряет сознание.
Призрак берет ее на руки, относит в лодку-кровать и бережно укрывает своим плащом.
На следующее утро Кристина просыпается под звуки музыки - Призрак что-то увлеченно сочиняет, сидя за органом. А разбудившая ее
музыка доносится из музыкальной шкатулки, на крышке которой сидит обезьянка с цимбалами. Видя, что Призрак
всецело поглощен своим занятием, Кристина решает выяснить, кто же скрывается под маской. Тихонько подкравшись к нему,
она срывает с него маску и отшатывается в ужасе, увидев его лицо. Призрак приходит в ярость,
он начинает кричать на девушку, а затем обессиленно опускается на пол и стонет, что лицо - лишь каркас чудовища, мечтающего о
красоте... Кристина проникается к нему состраданием и возвращает маску. Призрак, надев ее, решает вернуть девушку наверх.
Тем временем рабочий сцены Жозеф Буке развлекает балерин небылицами и страшилками про Призрака Оперы. Его рассказы
пользуются большим успехом, особенно когда кое-кто из балерин замечает возвращающихся Призрака и Кристину. Подоспевшая мадам Жири
рекомендует Буке держать язык за зубами, иначе он может за это поплатиться.
У новоиспеченных директоров свои проблемы. Публика в восторге, скандал подогревает популярность, поэтому очереди в кассу
огромны, все билеты на вечер распроданы, однако... петь некому! Вдобавок, они оба получили записки от П.О., в
которых тот напоминает, что ему до сих не выплатили зарплату. Пока они обсуждают возмутительное поведение шутников,
вбегает Рауль, желающий узнать, куда подевалась Кристина. Ему кто-то прислал письмо о том, что девушку "взял под свое крыло
Ангел Музыки, не пытайтесь ее увидеть". Рауль решил, что это сделали директора.
Почти следом за Раулем влетает разъяренная Карлотта. Ей кто-то прислал письмо, в котором настоятельно рекомендовал
отказаться от главной роли в следующей постановке - "Il Muto", уступив свое место Кристине Дааэ. Карлотта
набрасывается на Рауля, решив, что эту оскорбительную записку написал он.
Пока все пытаются выяснить отношения, появляется мадам Жири. Она сообщает, что Кристина Дааэ вернулась, и передает
директорам следующее письмо от Призрака. Тот требует, чтобы в вечернем спектакле Кристина исполнила роль графини, а
Карлотте отдали немую роль пажа. Кроме того, Призраку должна быть предоставлена в безраздельное пользование ложа № 5.
Если его требования не исполнят, произойдет невообразимое несчастье.
Карлотта взрывается. Она уверена, что всё это - проделки виконта, "любовника этой хористочки Дааэ". Директора
пытаются успокоить примадонну, они поют ей дифирамбы и клятвенно обещают ничего не менять в спектакле. Мадам Жири
пытается предупредить, что это опасно, но ее слушают только Мег и Рауль, которые приходят в смятение, что же это за
Ангел такой, опутавший Кристину и Оперу своими сетями? Однако всё уже решено - главную роль отдают Карлотте.
Слышится разгневанный голос, угрожающий невообразимыми карами, но на решение директоров уже ничего повлиять не может.
Начинается представление "Il Muto". Ложу № 5 занимает Рауль, поскольку других свободных мест все равно нет.
Роль графини исполняет Карлотта, Кристине же отводится немая роль юного пажа Серафимо, любовника этой
самой графини. В разгар представления на весь театр раздается гневный голос Призрака, возмущающегося тем, что его
ложа оказалась занята. Кристина испуганно восклицает, что это Призрак Оперы, на что Карлотта велит ей замолчать: "Твоя
роль немая, маленькая жаба!" Услышав это, Призрак саркастически заявляет, что жаба здесь - Карлотта. И действительно,
когда дива начинает петь, из ее горла вырывается кваканье. Она пытается что-то сделать, начинает арию заново,
но тщетно - кваканье продолжается, сопровождаемое издевательским хохотом Призрака, который кричит: "Она поет так,
что свалит люстру!" Люстра при этом начинает вспыхивать и пошатываться. Карлотта в истерике убегает со сцены.
Директора успокаивают зрителей и объявляют, что представление продолжится через десять минут, а роль графини исполнит
Кристина Дааэ. А пока вниманию публики будет представлен балет из третьего акта оперы. На сцену выбегают балерины и
начинают танцевать, но на заднике декорации постоянно появляется тень Призрака и пугает балерин. После чего свет
меркнет, и из-за занавеса на сцену падает тело задушенного Жозефа Буке. Начинается паника.
Рауль выбегает на сцену, и Кристина тащит его за собой на крышу Оперы - она считает, что там Призрак их не найдет.
Она боится своего бывшего Ангела, считает, что теперь он будет убивать снова и снова. Рауль пытается убедить ее, что никакого Призрака не
существует, однако Кристина возражает: она была там, в его, мире, где правит ночь, она видела его уродливое лицо.
Его же голос, напротив, был столь нежен, что влек ее за собою, а его глазах была боль и горечь всей земли, его молящий взгляд
был наполнен угрозой и обожанием...
Рауль пытается успокоить ее, однако эхом доносится призрачное: "Кристина..." Девушка приходит в ужас, и тогда Рауль говорит
ей, что рядом с ним ей нечего бояться, он готов оберегать ее и защищать, подарить ей свободу и дневной свет,
разделить с ней любовь и жизнь. Кристина, уставшая бояться, с готовностью откликается на слова своего возлюбленного,
она готова последовать за ним куда угодно - лишь бы он любил ее. Рауль признается ей в любви, они целуются.
После чего Кристина с улыбкой напоминает, что ей надо возвращаться на сцену, и просит Рауля приготовить карету и
лошадей - они уедут сразу по окончании представления.
Когда они убегают, появляется Призрак - он был наверху, прятался за фигурой золотого ангела, и всё слышал. Он рыдает,
сломленный предательством Кристины. И тут до него доносятся последние слова Рауля и Кристины, которые снова и снова
признаются друг другу в любви. В отчаянии он зажимает ладонями уши, а затем яростно кричит: "Ты проклянешь тот день,
когда не послушалась Призрака!"
На сцене снова "Il Muto". Актеры выходят на поклоны по окончании представления, последней выходит Кристина в
платье графини. Она тоже кланяется, и в этот момент Призрак с громким криком: "Пошла!" - сбрасывает люстру, которая
летит прямо на замершую Кристину. В последний момент девушка успевает отскочить в сторону, и люстра падает
на сцену прямо у ее ног.
Акт II.
На верх страницы
|