ОБЗОР
Осторожно! Ниже раскрывается сюжет фильма/мюзикла. И, возможно, концовка!
Пытливый зритель сразу обратил внимание на то, что фильм
"Призрак Оперы" режиссер Джоэль Шумахер снимал по мотивам отнюдь не романа
Гастона Леру, а мюзикла сэра Уэббера. Какой вопрос задает в первую очередь
пытливый зритель после просмотра? Правильно. А чем отличается фильм от
мюзикла - или же все идентично начиная от реплик персонажей и заканчивая
гримом?
Кто-то, возможно, уже ответил для себя на эти вопросы. Ну
а остальным мы предлагаем данное сравнение. Жирным шрифтом выделены
моменты, общие для фильма и спектакля.
Часть первая, содержательная.
|
Фильм. Мадам Жири на аукционе.
|
|
Фильм. Преображение театра.
|
|
Фильм. Карлотта поет "Think of me".
|
И фильм, и мюзикл начинаются
одинаково - с аукциона, на котором виконт де Шаньи покупает шкатулку с
обезьянкой на крышке. Единственное отличие - в фильме на аукционе
присутствует еще и мадам Жири, которая тоже хотела купить шкатулку, но
уступила ее Раулю. Аукционист объявляет следующий лот - разбитую
люстру. Огни загораются, и под звуки увертюры люстра взмывает вверх,
расцвечиваясь огнями.
|
Мюзикл. Кристина поет Think of Me.
|
Сцену репетиции "Ганнибала" в
фильме чуть сократили - из нее удалили очаровательный, на мой взгляд,
эпизодик, где Реер, дирижер, поясняет Пьянджи, как надлежит произносить
название города - "Рим", а не "Рома". Зато в фильме не поскупились на виды
театра, мелкие штрихи к быту, что невозможно показать в театральной
постановке. Труппе представляют нового покровителя Оперы Рауля де Шаньи.
Кристина говорит Мег о том, что в детстве она и Рауль были дружны.
Забавный эпизод в фильме - прежний владелец покидает театр со словами, что
он, если что, в Австралии. Мадам Жири приносит письмо от Призрака Оперы.
Еще одно отличие. В фильме Карлотта устраивает скандальчик на пустом месте
- она недовольна тем, что директора заинтересованы танцовщицами. Те ее
уговаривают сменить гнев на милость и просят спеть. В мюзикле же они
просят ее петь просто чтобы улестить. Падает задник, оправдывается
Буке, Карлотта расстроена и уходит. Петь просят Кристину Дааэ.
|
Мюзикл. Кристина рассказывает Мег об Ангеле.
|
Во время пения она
преображается - и вот уже она на сцене перед полным залом.
Существенное отличие в костюмах. В фильме на Кристине роскошное платье,
явно не имеющее отношения к "Ганнибалу", а вот в мюзикле наряд роскошен,
но именно тот, в котором пела на репетиции Карлотта.
|
Фильм. Платье Кристины из другой оперы.
|
|
Фильм. Кристина рассказывает Мег об Ангеле.
|
Зачем в фильме Рауль
поднялся с места и ушел на середине арии, остается загадкой. В спектакле
он смотрит на Кристину из ложи, аплодирует ей - и только. После
представления Кристина в спектакле переодевается в легкий пеньюар, попутно
рассказывая Мег об Ангеле Музыки. В фильме она ведет свой рассказ в
маленькой часовенке. Мег любопытничает, а затем мадам Жири - в
спектакле - отсылает ее заниматься. Эпизод довольно забавен, кстати.
Появляется Рауль, напоминает Кристине об их детстве. И в спектакле
Кристина вспоминает, как он бросился в океан за ее шарфом. В фильме они
просто обмениваются воспоминаниями об отце Кристине, о сказках, которые
читали.
|
Мюзикл. Кристина видит Призрака в зеркале.
|
|
Мюзикл. Через озеро.
|
|
Мюзикл. Music of the Night.
|
Рауль приглашает Кристину ужинать,
она отказывается. Виконт уходит, чтобы распорядиться об экипаже, а
Кристина слышит голос своего строгого учителя, который негодует - пришел
мальчишка, который может встать между Ангелом и Кристиной.
В фильме
Призрак очевидным образом запирает дверь. В спектакле же дверь не
открывается по таинственной и непонятной причине, но когда Кристина уже
покинула комнату, она вновь открывается. Призрак появляется в зеркале.
|
Фильм. Кристина видит Призрака в зеркале.
|
|
Фильм. Призрак украл Цезаря.
|
В фильме все просто - компьютерная графика и работа оператора. Техническое
решение в спектакле весьма оригинально - поверхность состоит из двух
частей. Только одна из них зеркальная.
Кристина проходит через зеркало,
влекомая Призраком.
Разумеется, лошади в спектакле нет.
Кристина и Призрак идут по коридорам, а затем плывут в лодке по озеру,
освещаемому свечами. В фильме их путешествие, разумеется, построено
чуть по-иному, и причины понятны. В жилище Призрака мы видим орган,
свечи, рабочий беспорядок. После эмоционального исполнения Призраком
"Музыки ночи" Кристина видит куклу, похожую на себя, и падает в
обморок.
Призрак в фильме относит ее на постель, а в спектакле просто
укрывает своим плащом. В фильме еще добавлена сцена с Мег, которая
отпирает дверь в гримуборную, проходит через приоткрытую тайную зеркальную
дверь и ничего не успевает рассмотреть, потому что ее находит мать и
уводит прочь.
Буке пугает бедных танцовщиц, рассказывая о Призраке.
Мадам Жири велит ему замолчать.
|
Фильм. Music of the Night.
|
|
Фильм. Мадам Жири уводит Мег из подвалов.
|
|
Фильм. Флакончик уже заменен.
|
|
Фильм. Призрак преследует Буке.
|
|
Фильм. Призрак на маскараде.
|
|
Фильм. Зеркальная комната.
|
|
Фильм. Мадам Жири когда-то помогла Призраку.
|
|
Фильм. Призрак подменил возницу.
|
|
Фильм. Драка.
|
|
Фильм. Twisted Every Way.
|
|
Фильм. Рауль в ловушке.
|
|
Фильм. Призрак бьет зеркала.
|
Кристина просыпается в жилище
Призрака. Он сидит за органом и увлеченно сочиняет музыку. Вот маска
сорвана, и Призрак исступленно проклинает девушку за то, что та посмела
увидеть его лицо. Ну а после, успокоившись, он решает вернуть ее на
поверхность.
|
Мюзикл. Тень Призрака.
|
Письма, которые получили директора,
Карлотта и Рауль в спектакле ничем не отличаются от писем из фильма.
Номер "Примадонна" также не претерпел изменений. Затем следует
постановка "Il Muto". В фильме мы видим, как Призрак заменяет
жидкость для связок на похожую скляночку, служанка прыскает из нее
Карлотте в горло. Ну а в спектакле "жаба" у Карлотты возникает
необъяснимым образом. Балет заполняет неловкую паузу. В фильме мы
видим, как Призрак душит Буке, а в спектакле возникает тень на занавеси -
фигура в шляпе, веревка с петлей. Результат одинаков - Буке мертв.
Кристина и Рауль бегут на крышу.
Трогательное объяснение
влюбленных на крыше под музыку "All I Ask of You", они уходят, и Призрак
разгневанно грозит с Лиры Аполлона. И вот здесь существенное изменение
в сюжете: в спектакле во время поклонов после "Il Muto" Призрак сбрасывает
люстру.
|
Мюзикл. Красная Смерть.
|
Маскарад. Кристина и Рауль тайно
помолвлены. На цепочке на груди Кристина носит кольцо. Появляется
Призрак. В спектакле на нем костюм Красной Смерти. В фильме - костюм
красного цвета, но он скорее напоминает костюм к постановке "Дон Жуана".
Призрак принес свою оперу и велит ее поставить в театре. Далее
снова идет расхождение: в фильме Призрак раздает указания Карлотте,
Пьянджи и директорам. Затем он срывает кольцо с Кристины и исчезает. Рауль
в фильме бросается за ним, попадает в некую зеркальную комнату - дань
книге, где у Призрака была зеркальная комната пыток. Мадам Жири помогает
Раулю выбраться. А затем она рассказывает Раулю о том, что Призрак -
одарен в области архитектуры, музыки, он композитор, творец, гений. В
фильме она также рассказывает о том, как помогла Призраку, когда тот был
подростком, спасла его и привела в театр, где он с тех пор и жил. Таких
подробностей нет в спектакле. Скорее всего этот эпизод позаимствован из
книги Ф. Форсайта "Призрак Манхэттена".
|
Мюзикл. Twisted Every Way.
|
|
Мюзикл. Репетиция.
|
|
Мюзикл. Огненные шары.
|
В спектакле после маскарада директора
снова получают письма от Призрака, он дает им указания по постановке
Оперы. Карлотта ругается с Кристиной, которой Призрак отвел главную
роль в своей постановке. Рауль предлагает план поимки Призрака:
главное, чтобы Кристина пела. Мадам Жири предостерегает всех от каких-либо
действий против Призрака. Кристина охвачена сомнениями, она поет "Twisted
Every Way". Ее принимаются уговаривать и Рауль, и директора, и Карлотта.
Кристина убегает прочь. Рауль твердо намерен воплотить в жизнь свой план.
Мы видим репетицию, полный юмора эпизод, когда Карлотта нелицеприятно
высказывается об авторе кошмарной, по ее мнению, музыки. Мадам Жири
предостерегает ее: лучше не высказываться в подобном тоне при композиторе.
Карлотта в недоумении - композитора-то нет здесь! "Вы так уверены?" -
спрашивает мадам Жири, чем приводит Карлотту в замешательство. А потом
таинственным образом клавиши пианино приходят в движение, и звучит музыка.
Кристина едет на кладбище. В
фильме мы видим, как Призрак бьет по голове возницу и занимает его место.
На кладбище Кристина обращается с мольбой к отцу. Призрак зовет ее, но
появляется Рауль. Между Раулем и Призраком происходит драка на шпагах
в фильме, и Рауль легко ранен в руку, а в спектакле Призрак бросает в
Рауля огненные шары. Рауль уводит Кристину, а Призрак грозит им обоим.
В фильме Рауль предлагает план поимки
Призрака после возвращения с кладбища. В часовне Кристина поет Раулю
"Twisted Every Way". А Призрак в своем жилище готовится к предстоящему
спектаклю. Мы видим, что он убирает Пьянджи со своего пути и выходит на
сцену.
|
Мюзикл. "Дон Жуан".
|
Они с Кристиной исполняют дуэт "Point of No Return". Кристина
понимает, что перед ней Призрак, и срывает с него маску. В спектакле
Призрак тащит Кристину за собой, скрываясь от толпы. В фильме Призрак до
начала спектакля ослабляет цепи люстры, затем после того, как Кристина
сняла с него маску, перерубает канат, и люстра падает, начинается паника,
пожар, Фирмен кричит, что они разорены. Сам Призрак в это время исчезает с
Кристиной.
Мадам Жири указывает Раулю путь к
жилищу Призрака. В фильме Рауль попадает в ловушку и чудом из нее
спасается. В своем жилище Призрак заставляет Кристину надеть
подвенечное платье. Меж ними происходит разговор на повышенных тонах.
Появляется Рауль. Призрак впускает его в свой дом и обманным маневром
набрасывает на шею петлю. А затем ставит Кристину перед выбором -
предпочтет она выйти замуж за Призрака и спасти тем самым жизнь Раулю, или
же виконт умрет. Кристина делает свой выбор в пользу Призрака и целует
его. Слышится приближение толпы, и Призрак отпускает влюбленных. В
фильме он бьет зеркала и уходит через потайной коридор. В спектакле он
закутывается в плащ, садится в кресло и исчезает.
Появляются
преследователи. Мег берет маску - все, что осталось от Призрака.
|
Фильм. Роза и кольцо от Призрака.
|
В фильм добавлено несколько сцен,
показывающих, как Рауль, купивший шкатулку, едет на кладбище. В последней
сцене он ставит шкатулку к памятнику на могиле Кристины. Рядом с шкатулкой
мы видим розу и кольцо - послание от Призрака. Роза, перевязанная черной
лентой, - атрибут Призрака, и эту розу мы постоянно видим в фильме. Кроме
того сцены из прошлого сняты в цвете, а сцены со старым Раулем -
черно-белые, стилизованные под фильмы начала прошлого века.
Часть вторая, художественная.
|
Фильм. Костюмы к "Дону Жуану".
|
|
Мюзикл. Призрак.
|
|
Мюзикл. Костюмы к "Дон Жуану".
|
О костюме Кристины во время ее дебюта
на сцене мы уже упоминали. В фильме она одета в современное для того
времени платье, не имеющее отношения к "Ганнибалу". Призрак в спектакле
носит фрачный костюм с белой манишкой, черным фраком, черным жилетом и
галстуком-бабочкой. У него странного кроя плащ из черной материи,
украшенный на спине и плечах блестящими вставками. На голове у него шляпа.
В фильме фрачный костюм заменен на белую рубашку, фрак, жилет из
коричневой материи и черный шейный платок. Плащ обычный, с бархатным
воротником, на руках черные перчатки. В сцене "Stranger..." на Призраке
халат поверх рубашки и шапочка, которую в фильме использовать не стали. В
сцене "Point..." в фильме Призрак в костюме, на Кристине фривольное
платье, все это в испанском стиле. В спектакле платье Кристины гораздо
скромнее, а Призрак в своем фрачном костюме, но скрыт от публики под
плотным плащом с капюшоном. Соответственно в финальной сцене Призрак из
фильма в одной рубашке, а вот из спектакля - полностью в костюме. Ну а о
костюме на маскараде мы уже упоминали. Кстати говоря, маскарадный костюм
Рауля в спектакле и фильме одинаков - он одет военным, видимо, это снова
дань книге, где виконт служил на флоте.
Гардероб персонажей в фильме
разнообразнее, разумеется, чем гардероб в спектакле, где, пожалуй, только
у Карлотты и у Кристины в разных сценах разные платья. Мужчины же в
спектакле ходят во фраках постоянно.
Интересная подробность. В
книге Кристина - блондинка. Сара Брайтман, первая исполнительница роли
Кристины, шатенка. С тех пор, видимо, идет традиция - все актрисы,
исполняющие роль Кристины, шатенки. А вот Мег каждый раз, наверное, по
контрасту, блондинка. Сохранилась такая тенденция и в фильме. Эмми Россум,
"Кристина", шатенка. А "Мег" снова блондинка.
|
Мюзикл. Директора.
|
В спектакле во время
сцены на кладбище Призрак прячется в часовенке неподалеку от могильного
холмика, где похоронен отец Кристины, а в фильме она подходит к огромному
склепу, двери в который внезапно распахиваются, а на Рауля, когда тот
появился, Призрак нападает, спрыгнув откуда-то сверху.
|
Фильм. Новые директора и мадам Жири.
|
Мадам Жири и в фильме, и в спектакле
ходит в черном, похожем на траурное, платье, ее волосы заплетены в косу и
уложены вокруг головы. Только в сцене маскарада в фильме на ней платье,
стилизованное под японский наряд. Тросточка - непременный атрибут в
спектакле, - сохранен и в фильме. В первой половине фильма Мег ходит в тех
же нарядах, что и в спектакле, а на маскараде, в "Дон Жуане" и после, в
подземельях, она одета по-другому. Буке и в спектакле, и в фильме ходит с
мотком веревки с петлей на конце.
|
Фильм. Кристина снимает маску во время спектакля.
|
|
Мюзикл. Призрак отпустил Кристину.
|
Особая статья - грим Призрака.
Разумеется, в спектакле он гротескный, что обусловлено особенностями
театральных постановок - грим должен быть виден и с галерок. В фильме с
гримом Призрака тоже не слишком церемонились, впрочем, в нем нет особой
агрессивности, гротеска. Изуродована только половина лица - что в
спектакле, что в фильме. Увы, досадный ляп режиссера - в фильме, когда
Призрак в маске, в прорези видно, что грим не нанесен. Согласна, играть с
гримом постоянно - трудно, однако можно было его оставить хотя бы для
крупных планов.
Часть третья, музыкальная.
Актеры на спектаклях поют вживую. Исключение составляет сцена на
маскараде, когда слова Призрака идут в записи, т. к. петь в маске Красной
Смерти технически сложно. Также, как подсказали мне на одном из форумов,
сделаны записи заглавного дуэта и номера "Notes".
В фильме звучит
музыка, написанная Эндрю Ллойдом Уэббером, разумеется, и специально для
этого фильма он написал новую композицию. Аккорды из нее мы слышим,
например, в теме маскарада. В финале она идет со словами "Learn to Be
Lonely", ее исполняет Минни Драйвер. В фильме должна быть еще одна сцена,
где звучит новая композиция, под нее Призрак поет "No One Would Listen",
но из прокатного варианта ее вырезали.
Из песен "Think of Me" и
"The Phantom of the Opera" в фильме изъяли куплеты. Для чего это было
сделано, непонятно. Возможно, чтобы вписаться в общий хронометраж фильма.
Кроме того есть фразы в спектакле, которые актерами поются, а в фильме
просто произносятся.
Часть четвертая, итоговая.
В общем, фильм и спектакль, как говорят в Одессе, - это две
большие разницы. Трудно однозначно сказать, фильм провалился или же обошел
мюзикл по всем статьям. Что-то удалось, что-то, напротив, вышло хуже.
Фильм получился самостоятельным произведением, честно говоря, имеющим
отдаленное отношение к мюзиклу. Разве что музыка их роднит. Да некоторые
общие моменты сюжета.
Каждый найдет ответ для себя сам.
На верх страницы.
|