Мюзикл "The Phantom of the Opera" создан по книге Гастона Леру, однако во многом сюжет мюзикла и книги различны. История, созданная Уэббером, стала одним из самых удивительных явлений не только в музыке, но и в культуре ХХ века. Несмотря на то, что мрачная и романтическая история о Призраке, обитавшем в подземелье под Парижской оперой, была неоднократно экранизирована, для многих и многих название "Призрак Оперы" ассоциируется именно с мюзиклом Эндрю Ллойда Уэббера.

История рождения легенды началась 22 марта 1984 года, когда британский композитор Эндрю Ллойд Уэббер, автор мюзиклов "Иисус Христос - Суперзвезда", "Эвита", "Кошки" и др., взял в жены молодую актрису и певицу Сару Брайтман. За плечами этой исполнительницы была работа в танцевальной группе "Hot Gossip", главная роль в спектакле "Соловей" и участие в оригинальном составе мюзикла "Кошки" того же Уэббера. В расчете на голос Сары Уэббер сочинил "Реквием", однако ему хотелось показать талант супруги в более масштабном произведении. Этим произведением и стал мюзикл "Призрак Оперы", где Сара Брайтман исполнила одну из главных ролей - роль Кристины Дааэ.

Первоначально предполагалось, что Сара исполнит эту роль в мюзикле "The Phantom" Кена Хилла, который также ставился по книге Леру. Принять участие в этой постановке она не смогла, зато идеей очень заинтересовались Уэббер и продюсер Кэмерон Макинтош, до этого ставивший с Уэббером "Кошек" (сам Кэмерон по этому поводу любит рассказывать, что Эндрю позвонил ему, когда тот принимал ванну, и спросил, что он ответит, если он скажет ему "Призрак Оперы". Макинтош уже знал, что, скажи ему Эндрю хоть "патентованное средство от тараканов", отвечать надо было "Да!").

После посещения спектакля Уэббер предложил Хиллу стать продюсером "Призрака", поставив спектакль в Вест-Энде. По ходу дела он даже сыграл ему мелодию, которую можно было бы вставить в новую постановку... В общем, Хилл понял, что его "Призрак" стремительно становится "Призраком" Эндрю Ллойда Уэббера. Тот, в свою очередь, довольно быстро пришел к выводу, что Хилл ему, в общем-то, ни к чему, и сосредоточился на собственной постановке.

В том же 1984 году Уэббер и Макинтош посетили японскую премьеру "Кошек" и там случайно встретились с Джимом Шарманом - человеком, поставившим в свое время лучшие версии "Иисуса Христа - Суперзвезды". Именно Шарман посоветовал Уэбберу самому продумать сценарий будущей постановки, и он же посоветовал человека, который мог бы написать тексты - а именно Джима Стейнмана, известного автора песен, писавшего для Мит Лоуфа и Бонни Тайлер. Однако сотрудничество со Стейнманом не сложилось, тот был занят, и место либреттиста оказалось вакантным.

Несколько месяцев спустя, будучи в Нью-Йорке, Уэббер наткнулся в комиссионном магазине на старую книжку Гастона Леру "Призрак Оперы" и принял это за знак свыше (особенно учитывая то, что купить ее в Англии оказалось невозможным). Кроме того, при написании сценария он руководствовался первой экранизацией 1925 года с Лоном Чейни в главной роли. В основном сценарий и мелодии были набросаны в Австралии, и к лету 1985 года был готов первый акт мюзикла, который и был показан избранной аудитории в Сидмонтоне (это поместье Уэббера, в котором композитор каждое лето устраивает музыкальные фестивали - главным образом для того, чтобы представить на суд небольшому числу присутствующих свои новые произведения). Роль Призрака на фестивале исполнял Колм Уилкинсон. Первые тексты были написаны Ричардом Стилгоу, с которым Уэббер до этого работал над "Звездным экспрессом". Перед этим, правда, он предложил почетную роль Тиму Райсу, но у того уже были свои замыслы относительно Холодной войны (которые он и осуществил, написав "Chess"), а поступиться своими планами ради другого ни один из них не захотел.

После фестиваля стало ясно, что Стилгоу написал не совсем то: в этой романтической истории не оказалось ни страсти, ни романтики. Уэббер обратился к Алану Джей Лернеру - автору текстов к "Моей прекрасной леди" и "Жижи" - с вопросом, не заинтересует ли его подобный проект. Лернер, к огромной радости Уэббера, согласился, однако скоро выяснилось, что либреттист тяжело болен: рак. На помощь пришел Кэмерон Макинтош. За год до этого продюсер входил в состав жюри конкурса молодых композиторов и либреттистов имени Вивиан Элис, одним из участников которого был Чарльз Харт. Этот 24-летний начинающий автор не стал лауреатом конкурса, однако он привлек внимание Макинтоша. После небольшой пробы и собеседования Харт получил работу и за три месяца написал лирику к мюзиклу. Тексты всех арий были кардинально изменены, однако многие названия самих арий, придуманные Стилгоу, остались. В итоге, по словам самого Харта, 80% лирики были его, а 20% - Стилгоу.

Кроме Чарльза Харта, в творческой группе была еще одна дебютантка - театральный художник Мария Бьорнсон. Она занималась оформлением оперных и драматических спектаклей с 1971 года, и "Призрак Оперы" стал ее первым мюзиклом. Именно Мария Бьорнсон придумала знаменитую маску, растиражированную по всему миру на кружках, часах, плакатах и другой сувенирной продукции. Кроме того, Бьорнсон настояла на том, чтобы пресловутую падающую люстру опускали не на сцену, а на зрителей. К сожалению, Мария Бьорнсон ушла из жизни в 2002 году.

Ставить новый мюзикл Уэббера сначала пригласили Гарольда Принса, однако из-за разногласий, возникших между Принсом и Макинтошем, его сменил Николас Хитнер, а затем Тревор Нанн. Но в результате режиссером все-таки стал Гарольд Принс - о чем и мечтал Уэббер, который не сомневался, что именно Принс с присущим ему размахом сможет сделать этот спектакль тем, чем он должен был быть. И здесь чутье не подвело композитора.

Если кандидатуры на роль Кристины даже не обсуждались, то найти исполнителя главной мужской партии - Призрака - оказалось непросто. Сначала эту роль собирались отдать поп-певецу Стиву Хaрли, который снялся вместе с Брайтман в видеоклипе на дуэт "The Phantom Of The Opera", выпущенном для рекламы будущего мюзикла в начале 1986 года (тогда еще концепция мюзикла не была продумана до конца, поэтому Призрак дефилирует по экрану в жуткой железной маске, а люстра благополучно сваливается на Рауля, делая развязку совсем иной, нежели у Леру). Также рассматривалась кандидатура Колма Уилкинсона, однако он получил более интересное на тот момент для него предложение (роль Жана Вальжана в мюзикле "Отверженные") и отказался. (Однако позже он все же исполнял эту роль в Торонто, неоднократно и успешно).

Но однажды Уэббер, забирая супругу от преподавателя по вокалу, услышал пение другого его ученика - Майкла Кроуфорда. Это был именно тот голос, который так долго искал композитор - страстный и в то же время потусторонний. Кроуфорд был известен широкой публике в основном как комедийный актер. Его самой заметной работой 60-х стала роль симпатичного дуралея в киномюзикле "Хелло, Долли!". В 70-е годы Майкл Кроуфорд работал на телевидении - играл главного героя в популярном телесериале "У некоторых матерей это действительно есть" и в театре - в мюзиклах "Билли", "Барнум" и др.

Решение отдать роль Призрака Кроуфорду было довольно рискованным, но Уэббер не ошибся в выборе - Майкл Кроуфорд прославил эту партию, так же, как и она его.

Актера на роль Рауля было найти не так-то легко: он должен был пластично двигаться, хорошо петь и убедительно играть аристократа. Хореограф мюзикла Джиллиан Линн вспомнила об американском актере, игравшем Манкустрепа в венской постановке "Кошек", и пригласила его на прослушивание. Так роль Рауля досталась Стиву Бартону, и этот талантливый артист создал прекрасный запоминающийся образ виконта Рауля де Шаньи. К сожалению, в 2001 году Бартона не стало.


Премьера мюзикла состоялась 9 октября 1986 года в театре Ее Величества в Вест-Энде, в присутствии членов королевской семьи.

Романтическая история с печальным финалом мгновенно завоевала весь мир. Разумеется, не обошлось без критики, особенно в адрес Сары Брайтман, но это мало повлияло на сборы. В 1988 году спектакль прибыл на Бродвей, где стал самым долгоиграющим шоу, обогнав своего собрата - "Кошек". Конечно, не обошлось без критики (очень часто - в адрес Сары Брайтман), однако это не помешало мюзиклу с оглушительным успехом идти в двадцати семи странах мира, в том числе в Японии, Австрии, Канаде, Швеции, Германии, Австралии и других странах.

На сегодняшний день "Призрак оперы" - один из самых любимых мюзиклов на всем земном шаре (в 2002 году ему общественным голосованием было присвоена награда Лоуренса Оливье в номинации "самый популярный мюзикл") и самый долгоиграющий спектакль за всю историю музыкального театра - и на Вест-Энде, и на Бродвее "Призрак Оперы" был сыгран более 10 тысяч раз и все еще продолжает собирать полные залы в театрах Ее Величества (Лондон) и Маджестик (Нью-Йорк). В 2013 году мюзикл был включен в Книгу рекордов Гиннеса как самая долгоиграющая театральная постановка на Бродвее.

В 2004 году на мировые экраны вышла экранизация спектакля, осуществленная режиссером Джоэлем Шумахером. Роль Призрака сыграл Джерард Батлер, роль Кристины - Эмми Россум. На российские экраны фильм вышел 6 января 2005 года.

То, что композитор задумается о написании сиквела к мюзиклу, было неизбежным. В конце 90-х он стал работать над либретто вместе с британским автором детективных триллеров Фредериком Форсайтом и даже написал песню "The Heart Is Slow To Learn" которая в последствии вошла в партитуру мюзикла "Прекрасная игра". Однако когда стало ясно, что придуманная Уэббером и Форсайтом история с трудом может быть воплощена на сцене, композитор решил отложить проект. В 1999 году Форсайт, с благословения композитора, выпустил в свет книгу "Призрак Манхэттена". Роман, представлявший собой продолжение мюзикла, а не книги Гастона Леру, по которой он был поставлен, был встречен критикой негативно.

Премьера нового мюзикла Эндрю Ллойда Уэббера "Love Never Dies", в котором рассказывается продолжение истории Призрака Оперы, прошла 9 марта 2010 года в вест-эндском театре "Адельфи".


На верх страницы