ПОЛУМУЖЧИНА-ПОЛУЖЕНЩИНА (МУЖЧИНА/ЖЕНЩИНА)
Эскиз Марии Бьорнсон
|
История этого костюма довольно любопытна. Самое раннее изображение такого рода нам удалось обнаружить на гравюре Николя де Лармессина II
(Nicolas de Larmessin II, 1638-1694), созданной в конце XVII века. Серия гравюр "гротескные костюмы" (всего их
около 70) представляла различные
профессии. Этот гротескный костюм, в котором соединились предметы мужского и женского гардероба, представлял собой... профессию старьёвщика.
Но популярность этот образ обрёл веком позже, благодаря одному французскому дворянину: шевалье д’Эон (или де Еон), тайный агент, первую половину
жизни провёл как мужчина, а вторую половину - как женщина. Вопрос о его истинной половой принадлежности остаётся открытым до сих пор.
После выхода шевалье в отставку слухи о его принадлежности к женскому полу и конфликты с его участием получили большую огласку,
и в печати стали появляться карикатуры на д’Эона. В середине 1770-х этот вопрос постоянно обсуждался в прессе, дошло до того, что
ставки на то, к какому полу принадлежит д’Эон, начали оформляться на Лондонской фондовой бирже. Именно карикатурный образ д’Эона лёг в основу
костюма, созданного Марией Бьорнсон, только она разместила гравюру в зеркальном отображении.
"Старьёвщик". Гравюра Николя де Лармессина II
|
|
Карикатура на шевалье д’Эона
|
В конце XIX - начале XX вв. образ "полумужчины-полуженщины" получил более широкое распространение. Люди-андрогины были весьма
популярны в цирковой среде (самыми известными из них являются двуполые близнецы Альберт и Альберта), затем этот образ стал использоваться
как костюм для Хэллоуина, а уж без танца "полумужчина-полуженщина" не обходилось ни одно уважающее себя бурлеск-шоу.
Но вернёмся к мюзиклу. Разумеется, Мария Бьорнсон видоизменила гравюру XVIII века, сделав костюм более современным и маскарадным, а также
добавив к нему плащ и головной убор. Оригинальная лондонская версия этого костюма потребовала для своего создания 15 метров ткани и 60 метров тесьмы,
первый костюм для Вест-Энда был сшит супружеской парой, при этом муж делал мужскую половину костюма, а жена, соответственно, женскую.
Мужская половина костюма представляет собой имитацию фрака: чёрные в полоску брюки, жилет и удлинённый пиджак, белая рубашка с воротником-стойкой
и галстук-бабочка. Женская часть - яркое платье: имитация глубокого декольте, пышная многослойная юбка с оборками. "Женская" нога облачена в чулок (как правило,
красного цвета) и яркую туфлю с огромной пряжкой-цветком. Для удобства танцора чёрная мужская туфля имеет каблук такой же высоты, как и женская.
Любопытнее всего решён вопрос с головным убором и лицом персонажа. Головной убор представляет собой наполовину цилиндр, другая половина - цветочная
шляпка с короткой вуалью или сеткой. Парик также разделён надвое: справа - чёрная мужская укладка, слева - длинные светлые волосы, завитые в локоны.
Стоит особо отметить, что костюм этот надевает танцор-мужчина (не все зрители могут сразу понять половую принадлежность персонажа). При этом
правая половина лица закрывается полумаской с большими чёрными усами (вернее, одним усом), а на левую половину наносится подчёркнуто
яркий "женский" макияж.
Плащ у персонажа чёрный с яркой (как правило, жёлто-красной) атласной подкладкой. Именно этим плащом он пугает Кристину во время маскарада -
она в толпе принимает его за Призрака, чему способствует также и полумаска.
Наверх
|