БАЛЕРИНЫ


Эскизы Марии Бьорнсон


Юные балерины из кордебалета одеты в пачки с прилегающим лифом, созданные по образцу работ Эдгара Дега - и в первую очередь его знаменитой скульптуры "Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица". Моделью для неё послужила юная танцовщица Мари ван Готем, которая училась и работала в Опера Гарнье в Париже. Скульптура была создана между 1878 и 1881 годами, это была единственная скульптура, которую Дега выставил - на шестой выставке импрессионистов в 1881 году. Скульптура, сделанная из воска и ткани (она была отлита в бронзе уже после смерти Дега), вызвала скандал. Рецензенты писали, что она невероятно реалистична, "она выставляет себя полуобнаженной, в своей рабочей одежде, усталой и утомленной". А поскольку в то время балетные танцовщицы, как правило, изображались воздушными существами, подобными нимфам, скользящем по сцене, работа Дега сразу привлекла к себе повышенное внимание.


Работы Эдгара Дега



Первоначально Мария Бьорнсон создала две модели костюмов для балерин. Первая модель (эскизы слева) базировалась на всё том же лифе рабыни из "Ганнибала" (как мы помним, первоначально веревочная юбка была отстегивающейся - а в большинстве европейских постановок она отстегивается до сих пор). Планировалось, что "рабыни", заменив веревочную юбку на балетную пачку, превратятся в балерин. Однако эта идея так и не была использована на сцене - ни разу.

Вторая модель, которая и получила своё воплощение на сцене, уже полностью базируется на скульптуре Дега. Наряд представляет собой укороченный лиф, застегивающийся спереди на пуговицы. Плечи занижены, декольте слегка украшено кружевами. Длина пачки несколько короче, чем было принято в 19 веке (на самом деле, балерины тогда носили более пышные пачки длиной почти до колен), но далеко не не такая короткая, как у современных балерин. Волосы сзади собраны белой шелковой лентой.

Строго говоря, этот костюм не является настоящим костюмом репетирующей балерины. Во время репетиций и занятий балерины носили более повседневный танцевальный наряд. А если уж и надевали пачки, то под них обязательно добавляли трико (на оригинальной скульптуре Дега это трико как раз и присутствует). Однако в мюзикле из соображений эстетики балерины во время репетиций носят сценический наряд, без трико.

И напоследок - немного любопытных фактов. На пошив каждой пачки балерины уходит 12 метров тарлатана (столько же, сколько использовалось на пошив пачки в конце 19 века). Края каждого слоя обработаны узорчатыми ножницами. Лиф пошит из льна. Каждая балерина, танцующая в мюзикле, в месяц использует около 12 пар пуантов - то есть меняет пуанты каждые 2-3 дня.



Единственную модификацию этого наряда в мюзикле можно увидеть на Мег в сцене репетиции "Дон Жуана". Поверх платья она накидывает шаль или платок кремового цвета - как правило, вязаный и с бахромой. В европейских постановках, садясь на стул, она подгибает вверх заднюю часть пачки, ибо европейские версии используют более жесткий, "хрустящий" тарлатан, чем американские, и это делается с целью избежать повреждения пачки.


Наверх