Твердый переплет
Издательство Victor Gollancz
Дата выхода: 1995 год
Твердый переплет
ISBN: 0575058080
Рис. на обложке: Джош Кирби (Josh Kirby)


Осторожно! Ниже раскрывается сюжет книги. И, возможно, ее концовка!
Рисунки © Paul Kidby


Матушка Ветровоск и нянюшка Ягг сидят за костром и пьют чай. Они сетуют, что их всего двое, тогда как классический вариант - это три ведьмы. Третья недавно их покинула, а новая третья еще не появилась. Они думают взять к себе Агнессу, но та, как говорят, подалась в Оперу. Все бы хорошо, но случайно матушка Ветровоск узнает, что нянюшка Ягг издала книгу рецептов - весьма специфических и фривольных. Она заставляет нянюшку собирать вещи - обе едут в Анк-Морпорк, чтобы стребовать с издателя полагающиеся деньги и решить как-то вопрос с книгами. Заодно проведать Агнессу.

Агнесса же пришла на прослушивание в Оперу. Первым делом она встречает Уолтера Плюма, который выполняет в театре самую разнообразную работу, начиная от чистки нужников и заканчивая разносом напитков. Своим голосом (она может петь так, что бьются стаканы, а еще может заставить голос звучать из разных уголков помещения) агнесса покоряет администрацию, и ее немедленно нанимают. Вместе с ней нанята почти безголосая Кристина, чей папочка вбухал в Оперу много денег. Тем временем Призрак (и мы пока не знаем, кто он, вернее, который из) пытается убить одного из работников. Ему мешают. И вот уже над почти бездыханным телом скопился народ, все охают, ахают. Администрация выслушивает разные версии, одна фантастичнее другой. Одна Агнесса говорит правду - она-то не видела никаких призраков с горящими огнем глазами, никаких скелетов, только смутную фигуру.

Ведьмы (нянюшка взяла с собой еще домашнего питомца - кота Грибо) останавливают дорожную карету прямо посреди поля, чтобы та отвезла их в Анк-Морпорк. Смерть в это время забирает к себе лебедя, после того, как тот исполнил лебединую песнь.

В офисе нового директора Оперы, Нечаста Бадьи сидят он и Зальцелла. Бадья, который раньше заведовал сыроварней, в некоторой оторопи от того, как запущены дела в его новом подотчетном хозяйстве. А пуще всего его раздражают записочки от таинственного П. О., содержащие в себе чаще всего только "Ах-ха-ха!" и все.

Ведьмы едут в карете - с ними еще пассажиры: знаменитый оперный певец Энрико Базилика и его менеджер. Правда, Энрико на поверку оказывается Генри Лежебоксом под псевдонимом, но это не мешает приятному разговору. За то, что, узнав его тайну, ведьмы обещали не выдавать его, Генри обещает дамам протекцию в опере. Примерно в это же время матушка Ветровоск встречается со Смертью, чтобы выиграть у него в карты жизнь ребенка в обмен на жизнь коровы. Суровая ланкрская ведьма сообщает Смерти, что если бы проиграла, то для начала сломала бы ему руку.

Вечером Агнесса возле своей спальни натыкается на пианиста Андре, который шарит зачем-то по всему театру. Когда тот уходит, Агнесса принимает нового визитера. Это Призрак. Он, вообще-то говоря, обращается к Кристине, но Агнесса отвечает за нее. Призрак хочет обучить Кристину певческому мастерству и пройтись по тем ролям, которые ей предстоит играть. Агнесса начинает занятие.

Пока ведьмы и Энрико Базилика едут в Анк-Морпорк, а потом издатель Козлингер почти без нервов отваливает нянюшке Ягг положенную огромную кучу денег за книгу, в театре Призрак убивает крысолова (и верящая в него инкарнация превращает его в крысу). Получив очередное маловменяемое письмо от Призрака, Бадья и Зальцелла принимают судьбоносное решение - они выпустят на сцену Кристину, но петь за нее будет прячущаяся в четвертом ряду хора Агнесса, которая всегда себя считала худышкой в полном теле. На репетиции Агнесса опять поражает всех своим талантом. Кстати, она подозревает, что Призрак - это Андре. Пока тот все отрицает, Призрак утаскивает на тот свет доктора Поддыхла.

Ведьмы появляются в театре. В начале они занимают места в зрительном зале, и нянюшка Ягг со свойственной ей непосредственностью поясняет суть происходящего на сцене действа (дают оперу "Тривиата"). Затем обе дамы пробираются за кулисы. Они сводят знакомство с Уолтером и его мамочкой и провожают мамочку домой, а по дороге подвергаются нападению воров. Их спасает Призрак, который позже скрывается с места преступления, а матушка Ветровоск намеревается творить добро над раненым нападавшим с помощью здоровенной иглы.

В Оперу прибывает "знаменитая патронесса" леди Эсмеральда Ветровоск в сопровождении нянюшки Ягг в качестве компаньонки на подхвате. На экипировку патронессы ушла значительная сумма из выплаченного Козлингером гонорара. Следом приезжает Энрико Базилика с менеджером. Бадья и Зальцелла приглашают всех на ланч. (Агнесса в это время обследует подвалы, натыкается на Уолтера, который беседует с Грибо-котом). Нянюшка Ягг потчует гостей пудингом собственного изобретения и приготовления. Пудинг производит эффект разорвавшейся бомбы, после вкушения которой у всех, кроме матушки Ветровоск и Базилики, возникает "приподнятое" настроение и желание уединиться.

Агнесса сообщает Андре, что, по всей видимости, Призрак - это Уолтер. Андре не сильно ей верит и уходит по делам. Агнесса видит Призрака, думает, что это Уолтер и заговаривает с ним, но сам Уолтер появляется с другой стороны, и Призрак исчезает.

Матушка Ветровоск приводит с собой в театр Грибо в человеческом облике. Нянюшка Ягг подмигивает матушке Уолтера и сообщает, что им с Эсме все известно: Уолтер и Призрак - одно лицо. Но беспокоиться не следует, Эсме обо всем позаботится. Она и заботится. В ложе номер восемь, которую Призрак велит всегда держать пустой, она встречает Уолтера. Тот сбегает, но матушка отправляет по его следу Грибо. Театральная братия во главе с Зальцеллой видит погоню и обвиняет Уолтера во всех грехах. Протесты Агнессы они попросту не слушают.

Уолтер в облике Призрака на крыше Оперы. Появляется матушка Ветровоск и срывает с него маску, и он снова становится Уолтером. Матушка отдает маску Грибо, и тот уводит погоню от Оперы. Матушка Ветровоск и нянюшка Ягг собираются прятать Уолтера, и тот предлагает безопасное место - подвалы. Ведьмы встречают Агнессу, та упирается и не хочет быть ведьмой. А Уолтер показывает нянюшке Ягг музыку, которую пишет Призрак, и деньги, которые прячет Призрак. Та оставляет Уолтера в подвале, а сама уходит. Призрак номер два крадется с ножом к люстре, намереваясь перепилить веревку.

Матушка Ветровоск разговаривает с Андре. Он признается, что на самом деле не пианист, а шпион городской Стражи, из нового подразделения. Он давно подозревает Зальцеллу в совершении преступлений под маской Призрака. Матушка говорит, что кто сказал, что Призрак только один? Нянюшка Ягг останавливает Зальцеллу от перепиливания веревки, и тот сбегает. Бадья дает приказ остановить представление, чтобы никто не пострадал, если люстра вздумает упасть. В подвале матушка Ветровоск дает маску Уолтеру, и тот преображается в Призрака, чтобы шоу могло продолжаться.

Зальцелла окружен толпой. Он поясняет весьма театрально, что ненавидит оперу. Уолтер-Призрак выступает против него, но Зальцелла ловко снимает с него маску, и тот больше не может противостоять своему противнику. Матушка Ветровоск хватает шпагу Зальцеллы за клинок и удерживает ее, пока не проделывает фокус с Уолтером, велев ему надеть невидимую маску. Как только Уолтер снова становится Призраком, она отпускает клинок, и Зальцелла с Уолтером дерутся на шпагах, а потом Уолтер пронзает Зальцеллу. Правда, не по-настоящему, и Зальцелла произносит несколько слов. Потом падает бездыханным. Это опера! А он так ненавидел оперу! Ведьмы предлагают Бадье заменить Зальцеллу на Уолтера, который пишет новую музыку - не оперу, а мюзикл. А мюзикл - это такое дело, когда на входе у тебя музыка, а на выходе деньги. Все довольны.

Шоу тем временем продолжается. Генри Лежебокс прямо на сцене под одобрительные возгласы публики помирился с матушкой, Агнесса выразила нежелание ехать учиться ведьмовству. За Зальцеллой явился Смерть в алом.

В конце концов Агнессе пришлось вернуться домой "проведать маму", и матушка Ветровоск "позволяет ей учиться у себя" ведьмовству.

На верх страницы