Singing in the Moonlight, 2000 г.


Подробнее


Phantom, 2004 г.


Подробнее


Phantom, 2006 г.


Подробнее


Phantom, 2011 г.


Подробнее


Где купить:

Soundofmusic-shop.de
Ebay.com


Где посмотреть:

Youtube.com


Скачать:

CD 2004


Текст © Tenshi




TAKARAZUKA

Корнет, вы... женщина?
"Гусарская баллада"

Создание театра


Итидзо Кобаяси

Театр Такарадзука Ревю (Takarazuka Kagekidan, Оперный женский коллектив Такаразука) был создан в 1913 году Итидзо Кобаяси (Kobayashi Ichizou), президентом корпорации "Железные дороги Ханкю". Таким образом Кобаяси хотел привлечь туристов, чтобы те чаще использовали железную дорогу, ведущую в город Такарадзука, который славится термальными источниками. Такарадзука располагается в пригороде Осаки, на линии "Ханкю Такарадзука". В 1914 году было показано первое представление, состоявшее из трёх небольших музыкальных пьесок: "Дом-Брако" (Children's Operetta Dom-Brako), "Весёлый Дарума" (Ukare Daruma) и "Бабочка" (Kochou). Оно имело успех, и через 10 лет, в 1924 году, открылся театр, построенный специально для Такарадзуки. Поскольку в Японии всё больше возрастал интерес к западной культуре, Кобаяси, который считал национальные театры Но и Кабуки пережитком прошлого, создал труппу, состоящую из девушек (в пику Кабуки, где все актеры - мужчины).

На формирование театра огромное влияние оказало западное театральное искусство. В частности, искусство Франции и Америки. В 1927 году из-за границы вернулся постановщик Такарадзуки Кисида Тацуя, уезжавший "за вдохновением", и по его инициативе было поставлено грандиозное представление "Мон Пари" в стиле французского ревю. С тех пор термин "ревю" прочно вошел в обиход японцев. И все подобные труппы, исполняющие ряд связанных песенно-танцевальных номеров, стали носить название "трупп-ревю". А актрисы Такарадзуки стали именовать себя "такаразьен", или, по-японски - "такарадзэнну" (takarajennu), - по аналогии с "паризьен" - "парижане" (parisienne, что по-японски звучит, как "паридзэнну").

В 1930 году другой постановщик Такарадзуки - Сираи Тэцуо - съездил в Нью-Йорк и привёз оттуда новейшую технику постановки Бродвейских мюзиклов. Таким образом, верный секрет успеха был найден.

К настоящему времени в репертуаре Такарадзуки есть спектакли, поставленные по фильмам ("Поющие под дождем", "Унесенные ветром"), по книгам ("Анна Каренина"), по другим мюзиклам ("Оклахома", "Фантом", "Элизабет"), по пьесам ("Турандот"), по японскому, китайскому фольклору, аниме и манге, имеются оригинальные спектакли ("Молодые люди из Такарадзуки", о кратком периоде, когда в театр принимались и мужчины), по биографиям знаменитых людей ("JFC" - о Кеннеди).

Актрисы


"Мон Пари", 1928 г.

Девочки от 15 до 18 лет выдерживают огромный конкурс (из тысячи претенденток выбирают примерно 40 человек) в школу Такарадзука. Во время учебы они живут на полном пансионе. В школе им преподают пение, актерское мастерство, танцы (традиционный японский, балет, современный), историю музыки, теорию театра, этикет и многое другое. Занятия продолжаются весь день. Кроме того, девочки обязаны убирать в пансионате. Это что-то вроде трудотерапии, призванной научить их терпению, выносливости и укрепить характер, потому что им не разрешают пользоваться бытовыми приборами, например, пылесосом. Через год после поступления девочки делятся на две группы - тех, кто в будущем будет играть мужские роли (otokoyaku, отокояку), и тех, кто женские (musumeyaku, мусумэяку). С этого момента они обучаются раздельно. Будущих "мальчиков" учат вести себя на сцене как мужчины, учат походке, жестам, манере речи (в японском языке речь мужчины и женщины отличаются по использованию лексики и стилю). После обучения актрисы распределяются по труппам.

В начале своего творческого пути в Такарадзуку набирали не только девочек, но и мальчиков. Однако прекрасное большинство труппы активно выступало против этой практики, и в 50-х школу для мальчиков окончательно закрыли. В 1921 году актрис стало так много, что их поделили на две труппы, Цветок и Луну. Позднее появились еще две труппы - Звезда и Снег. В 1940 открылся так называемый Специальный курс ("сэнка") - труппа актрис старшего возраста, которые не хотят расставаться с театром, но уже перестали выступать в основных составах. Ну, а пятая основная труппа, Космос, появилась в 1998 году. Все труппы имеют свои собственные традиции, кто-то специализируется на драмах, кто-то на мюзиклах. Кроме того, внутри трупп актрисы делятся на классы в соответствии с продолжительностью их службы в театре.

Когда топ-звезда решает покинуть труппу, ей устраивают бенефисный спектакль, рядовых актрис провожают после основного спектакля - представляют публике и дают возможность сказать несколько слов на прощание. После завершения карьеры в Такарадзуке актриса может выходить замуж, сниматься в кино, работать в любой области (известен случай, когда бывшая такаразьен стала членом японского правительства), рожать детей и т. п.

Имидж


Fine Romance, 1947 г.

Еще Кобаяси ввел три обязательных правила, которые выполняются неукоснительно и являются девизом театра: "Чистота, Правильность, Красота" (Kiyoku, Tadashiku, Utsukushiku). Все девушки театра Такарадзука обязаны блюсти себя и на протяжении своей работы в театре не выходить замуж и не заводить романов с мужчинами. Более того, актрисе-отокояку не разрешается появляться на публике в компании мужчины, считается, что это наносит вред ее имиджу. Для актрис-мусумэяку правило не такое строгое. Актрисы живут в театральном общежитии. Только топ-звездам разрешается жить отдельно. Разумеется, запрещено приводить домой мужчин, разве что в гости заглянет отец или брат. Часто актрисы-отокояку на публике сохраняют мужское поведение, одеваются как мужчины. Это не рекомендовано руководством театра, но всячески поддерживается, поскольку такое поведение работает на имидж.

В Японии у актрис множество поклонников, есть фан-клубы, специальные журналы, посвященные театру. В фанклубах есть свои довольно строгие правила, например, когда поклонники ждут актрис у служебного входа после спектакля, они не галдят, не толкаются, ведут себя спокойно, не просят автографов, не стремятся сфотографироваться со своими любимицами. Считается, что дурное поведение поклонников очень вредит имиджу актрис. Как видно, имидж - очень важная, если не самая важная, часть творчества такаразьен.

Каждая труппа дает ежегодно два представления в Большом театре в городе Такаразука и один показ в театре в Токио. В остальное время года представления проходят в Боу Холл (Маленький театр в Такарадзука), Городском драматическом театре в Осаке и других залах по всей стране. Кроме того, версию основного спектакля играют синдзин коэн - второй состав труппы, молоденькие актрисы, которым дают возможность почувствовать сцену, а зрители получают возможность познакомиться с будущими звездами театра. Иногда Такарадзука отправляется на гастроли в другие страны.

Связи с Россией

Интересно, что Такарадзука посетила и Россию - правда, всего один раз. Театр приезжал в СССР с гастролями в сентябре 1975-го года труппой, состоящей из 73-х актрис, пробыл 79 дней, дал за это время 72 представления и посетил Ярославль, Вильнюс, Москву, Ленинград и Киев.

Любопытный факт – у истоков зарождения театра стояли выходцы из России. Русские театральные деятели – дирижёры, балетмейстеры, и другие постановщики современного танца, сотрудничали с Такаразукой и помогали в постановках. Так, например, невозможно не оценить вклад балетмейстера Елены Осовской, благодаря руководству которой труппа получила возможность ставить целые балеты (половецкие пляски из оперы "Князь Игорь", "Сон в летнюю ночь", "Послеполуденный отдых фавна", "Фауст", "Ночь на Лысой горе"). А в 2003-м году для постановки хореографических номеров в спектакле на сюжет оперы "Аида" Верди – "Ouke ni Sasagu Uta" ("Песнь, посвященная царской чете") с музыкой современных японских и французских композиторов, была приглашена звезда русского балета - Майя Плисецкая, а её ассистентом - Валерий Ковтун.

Среди спектаклей Такарадзуки на 2010 год числится "Лебединое озеро" Чайковского. А кроме классики в музыке лучшие образцы русской литературной классики заняли свою нишу в истории постановок этого театра. Первым произведением русской классики, появившимся на сцене Такарадзуки, было "Воскресение" Л. Н. Толстого. Премьера состоялась в 1963-м году. Спектакль шёл под названием "Повесть о Катюше" ("Катюся моногатари"). В 1988-м году состоялась премьера "Войны и мира" ("Сэнсо то хэива"), тоже на основе романа Л. Н. Толстого. За Толстым последовал А. С. Пушкин. Пушкинская "Пиковая дама" шла на сцене театра в Такарадзуке в 1994-м году под названием "Зимняя вьюга, или Смерть в Санкт-Петербурге" ("Фую но араси ~ Санкуто Пэтэрубуругу ни сину"). В 1998-1999 годах шла "Капитанская дочка" под названием "Очи чёрные" ("Курои хитоми"). В 2001-м, а затем в 2008-м шла "Анна Каренина" Толстого. В 2008-м году состоялась премьера "Братьев Карамазовых" Достоевского ("Карамазофу но кёдай"). Кроме того, имеются сведения о спектакле под названием "Ожерелье в знак клятвы" ("Тикаи но кубикадзари") по мотивам "Вешних вод" И. С. Тургенева. Не указано только, в каком году он шёл, постановку можно датировать 80-ми годами. Скорее всего, этими постановками русская классика на сцене Такарадзуки не исчерпывается… Среди "русских" спектаклей Такарадзуки не только постановки, основанные на русской классике, но и произведения японских авторов, действие в которых происходит в России и главные герои которых – русские люди ("Пылающий айсберг" ("Моэру хёуга") – автор Хоудзё Хидэдзи; "Страсти вокруг иконы" ("Икон но юваку") – Коике Сюичиро)...

Зрители


Боу Холл

Парадоксально, что основная масса зрителей Такарадзуки – женщины. Хотя, казалось бы, женская труппа должна была бы привлечь в театр мужскую аудиторию. Мужчины, которых можно увидеть в зале, - это, чаще всего, отцы, сопровождающие своих дочерей, или любопытные, явившиеся посмотреть на непонятную диковинку. Этому парадоксу есть своё историческое обоснование, связанное с социальным положением женщин в японском обществе. По японской традиции мужа для дочери всегда искали родители, так как считалось, что лучше них никто не устроит счастья дочери. Фактически, это было что-то вроде делового соглашения, в котором мнение девушки не имело никакого значения, и зачастую такие браки заключались против воли самой невесты. В то же время считалось, что в чужом доме девушка не будет так же счастлива, как под родительским кровом, как бы добры к ней ни были родители мужа, и как бы обходителен с ней ни был супруг. Поэтому родители всегда старались баловать дочь и позволяли ей развлечения, пока ещё она не стала членом другой семьи, ведь всем известно, что у замужней женщины не бывает времени, чтобы куда-нибудь выбраться. В то же время Кабуки представлял угрозу для молодой девушки, поскольку были известны случаи скандальных романов между красивыми актёрами и дамами из высшего общества. Поэтому в данном случае театр Такарадзука, где единственными "представителями мужского пола" были герои спектаклей, которых играли женщины-актрисы, был самым безопасным местом для проведения времени юной барышни. Сами девушки, находясь на спектакле Такарадзуки, словно переносились вслед за актрисами в другие столетия и в другие страны, туда, где нет никаких социальных условностей, где никто не властен решать за них их судьбу, их счастье. Это был самый лучший способ убежать от проблем окружающей действительности. А актрисы, исполняющие мужские роли, представлялись им идеальными мужчинами, мужчинами мечты.

Несмотря на влюблённость в отокояку и на кажущуюся склонность к гомосексуализму, по статистике, в большинстве своём, фанатки Такарадзуки – это как раз те девушки, которые осознают, что после окончания высшей школы выйдут замуж (возможно, за мужчину, выбранного им родителями) и после замужества будут вести размеренную жизнь домохозяек. Среди девушек-студенток, которые собираются получить высшее образование, гораздо меньше интересующихся Такарадзукой. Видимо потому, что у них намного меньше свободного времени в период между учёбой и замужеством.

История продолжается

Такарадзука, популярная в Японии, уже давно стала популярной и на Западе. В России интерес к этому виду искусства только набирает обороты. Молодые девушки - основная составляющая фанатов Такарадзуки, они собираются в интернет-сообществах, обсуждают спектакли, обмениваются свежей информацией, сканами журналов, посвященных теме, записями спектаклей. Диски и журналы, выпускаемые Такарадзукой, по традиции дорогие, прибавьте к этому стоимость доставки до адресата - и вы получите иную составляющую увлечения Такарадзукой, финансовую. И все же - посмотрите хотя бы один спектакль Такарадзуки - и я уверена, вы будете очарованы пластикой актрис, яркими декорациями, богатыми и разнообразными костюмами... и через некоторое время забываешь о некоторой условности происходящего.

На верх страницы