ГАЛЕРЕЯ И СИНОПСИС

Режиссер: Олдржих Липский (Oldrich Lipský)
Сценарий: Олдржих Липский, Иржи Брдечка (Jirí Brdecka)
по роману Жюля Верна "Замок в Карпатах"
Кинокомпании: "Ceskoslovenský Státní Film", "Filmové Studio Gottwaldov"
Страна: Чехословакия
Дата выхода: 1 октября 1981 г.
Продолжительность: 97 минут

Композитор: Любош Фишер (Lubos Fiser)
Оператор: Виктор Ружичка (Viktor Ruzicka)
Художники-постановщики: Рудольф Сталь (Rudolf Stahl), Ян Зазворка (Jan Zázvorka)
Костюмы: Ирена Грефова (Irena Greifová)
Декорации: Владислав Рада (Vladislav Rada), Иржи Рулик (Jiri Rulik)

В ролях: Михал Дочоломанский (Michal Docolomanský, граф Феликс Телеке), Эвелина Штеймарова (Evelyna Steimarová, примадонна Сальса Верде), Властимил Бродский (Vlastimil Brodský, Игнац), Милош Копецкий (Milos Kopecký, Барон Рудольф фон Горц), Хелена Ружичкова (Helena Ruzicková, оперная дива), Рудольф Грушинский (Rudolf Hrusínský, профессор Орфанчик), Аугустин Кубан (Augustín Kubán, Toма Глухонемой), Ян Гартль (Jan Hartl, помощник лесничего Вильям Дези), Ярослава Кречмерова (Jaroslava Kretschmerová, Мериотта) и др.

Нажмите на постеры, чтобы посмотреть в увеличенном размере

Фильм «Тайна крепости в Карпатах» (Tajemství hradu v Karpatech) по мотивам романа Жюля Верна Замок в Карпатах вышел в Чехословакии в 1981 году как очередная лихая пародия на западное кино. В странах социалистического лагеря подобные пародии были более чем популярны как одна из редких возможностей хотя бы в таком «через третьи руки» виде приобщиться к заповедному капиталистическому кинематографу. Фильм очень характерен для чешского кино, как и его традиционный легкий и вместе с тем откровенно черный юмор.

C историей томно-нарциссичного тенора, отчаянно ищущего в логове таинственного трансильванского барона погибшую и казалось бы вновь обретенную возлюбленную, я впервые познакомилась, будучи невинным дитя, не способным оценить чернушные шуточки (даже слова Трансильвания и Дракула ничего мне тогда не говорили), и восприняла фильм настолько серьезно, что потом годами со сладким томлением вспоминала этот сюжет как нечто невыразимо страшное. Что это было, как называлось, я не знала, хотя иногда возникало слабое желание поискать. Помнила я только, что это вроде бы имеет какое-то отношение к Жюль Верну, коего глубоко уважаю, но воспринимаю с трудом.

Однако недавно мне довелось приобщиться к этой истории заново – когда одна подруга, в отличие от меня, убежденная поклонница Жюль Верна, спросила: «А вот такой чешский фильм про замок в Трансильвании ты не знаешь? По-моему, страшная гадость, но как раз в твоем духе!» Я сразу поняла, о чем речь, и, обидевшись на «гадость», ответила, что благодаря этому фильму с детства была убеждена, что Жюль Верн написал хотя бы одно интересное произведение! И пошла искать фильм, который посмотрела с величайшим удовольствием, тем более что теперь я могла получать удовольствие и от богатых интонаций любимого мной чешского языка.

Одно из основных отличий сюжета фильма от источника состоит в том, что барон Горц и его подручный сумасшедший ученый Орфаник воссоздали последнее выступление оперной певицы, испуганной бароном до смерти, не с помощью звукозаписи (предсказанного Жюль Верном фонографа) и голограммы, а – сделав видеозапись. Что, между прочим, делает барона Горца первым в истории бутлегером!

Руины баронова замка напичканы разнообразной аппаратурой – у него есть телевизор, позволяющий наблюдать с помощью камер слежений за помещениями крепости и за окрестностями (камерой, встроенной в летучего змея), с пультом управления, фен и прочие приспособления – все оформлено в великолепном стимпанковом стиле. Орфаник заодно изобретает нитроглицерин и регулярно запускает ракеты на луну.

Роль главного героя – графа Феликса Телеке з Тёлёкё исполнял популярный словацкий актер и певец с почти античной правильностью черт и выдающимися вокальными данными Михал Дочоломанский. Граф и по совместительству оперный тенор обладает голосом невиданной разрушительной силы, способным разбивать не только посуду. Отец Феликса считал, что графу не пристало заниматься пением, и сын, желая продемонстрировать родителю всю полноту своего таланта, случайно прихлопнул его сорвавшейся с потолка… люстрой. Эрику еще было куда развиваться, не правда ли?

Феликс с помощью местного егеря (из деревни Вышние Влкодлаки), видевшего в окно замка выступление вроде бы покойной Сальсы Верде, проникает в замок, где барон предъявляет им спящую певицу, запретив, однако, будить ее, так как сердце ее слабо и велика угроза инфаркта. Не без помощи своего могучего голоса, Феликс вырывается из заточения в подземелье замка и раскрывает страшную тайну барона: Сальса Верде действительно умерла, виденное егерем выступление ее – всего лишь запись на кинопленке, а спящая певица – набальзамированный и частично механизированный труп, с эффектом дыхания. Из-за неудачного эксперимента Орфаника Сальсин мавзолей разгерметизировался, и кукла рассыпалась в прах, пленка сгорела во время всеобщей потасовки, и барон, окончательно лишенный возможности созерцать и слушать любимую, взорвал себя вместе с крепостью.

Спасшись из крепости, Феликс развивается на избранном пути и дальше и, как нам демонстрируют в эпилоге, выступает в несомненно самой крутой опере мира: здание предъявлено нам в виде дикого коллажа из изображений наиболее помпезных сооружений Европы (кажется, там проглядываются детали Колизея и много чего еще), но наиболее узнаваемая и бросающаяся в глаза часть взята с фасада Парижской оперы. Исполняя арию Лоэнгрина, Феликс благополучно обрушивает здание и погибает под обломками.

А еще барон угощает своих гостей вином «Шато Дракула» многолетней выдержки, а действие фильма происходит в год выхода романа Брэма Стокера…

Наверх