"Royals"
№ 12/13, 2013 год.
Сегодня мы хотели бы представить нашим читателям один из самых
известных в мире музыкальных театральных коллективов —
Национальную парижскую оперу, известную как Гранд-оперá.
Парижская опера занимает роскошное здание — настоящий дворец, специально построенный для неё в 1861-1875 гг. по проекту архитектора
Шарля Гарнье. Пышная красота этого сооружения вполне соответствует великолепию спектаклей, которые уже почти три с половиной столетия
радуют не только парижан, но и гостей культурной столицы мира. Когда входишь во дворец Гарнье, как часто называют здание Парижской оперы,
сразу попадаешь в удивительный мир, где правят красота и высокая культура...
Гранд-опера была создана в XVII в. по повелению короля Людовика XIV, с детства с удовольствием принимавшего участие в придворных балетах.
Кстати, считается, что своё знаменитое прозвище «король-солнце» он получил как раз благодаря балетному спектаклю: в одном из них он выступил
в роли Аполлона и, одетый в золотистый костюм, сияющий лучистыми бриллиантами, напоминал этого величественного античного бога.
Как в гелиоцентрической модели мира, утвердившейся в Европе с XVI в., Солнце было признано главным светилом, так и «король-солнце» стал
центральной фигурой французского абсолютизма, вокруг которой в годы его долгого правления по «придворным орбитам» вращались приближённые
и подданные.
«Государство — это я», — провозгласил Людовик XIV, и все искусства, включая оперу и балет, прославляли его величие. Придворные представления
на сюжеты античной мифологии уподобляли короля античным богам: он представал перед избранной публикой то Юпитером или Марсом, то Аполлоном,
предводителем грациозных муз. Богу, как известно, всё дозволено — на сцене и в жизни...
Театр, архитектура, живопись эпохи подчёркивали божественность короля, единолично переносящего на землю небесную гармонию. Богато и помпезно
декорировалась сцена, на которой господствовали красота и симметрия, а неизменным центром любой сценической композиции являлся сам король.
Людовик XIV с юности ежедневно и усердно занимался хореографией, был превосходным танцором и нередко выступал вместе с профессионалами; его
балетная техника была безупречной. Подражая монарху, танцевали и музицировали почти всё французы благородного происхождения, о чём свидетельствуют
мемуары, поэзия, живопись.
В 1661 г., после смерти первого министра кардинала Мазарини, долго правившего Францией при вдовствующей королеве Анне Австрийской, одним из первых
распоряжений юного Людовика XIV, взявшего на себя всю полноту власти, стал указ об учреждении Королевской академии танца. Её руководитель Пьер
Бошан систематизировал все танцевальные движения и создал балетную терминологию, которой до сих пор пользуется весь мир.
В 1669 г. король даровал композитору Роберу Камберу и поэту Пьеру Перрену патент на организацию Королевской академии музыки, фактически — первого
постоянного оперного театра в Париже, будущей Гранд-опера. Открылся театр в 1671 г. оперой «Помона»; помпезный спектакль имел большой успех и шёл
в течение восьми месяцев.
Поначалу труппа была небольшой — она состояла из пяти певцов, четырёх певиц, 15 хористов и 13 оркестрантов. Имелась также балетная труппа,
которая первоначально состояла только из мужчин, исполнявших и женские роли, — в этом случае они выступали в шёлковых масках. Вскоре на сцену
вышли и представительницы прекрасного пола.
Особого расцвета Парижская опера достигла после 1672 г., когда её возглавил знаменитый композитор, музыкант и танцовщик Жан Батист Люлли.
Под его руководством было поставлено свыше 20 его собственных произведений — многие из них до сих пор украшают репертуар Парижской оперы. В этих
операх-балетах инструментальная музыка сопровождала танец, пение, драматическую игру; радуя глаз, чаруя слух, спектакли прославляли величие и
мудрость короля. Музыка Люлли пользовалась такой популярностью, что арии из его опер распевали и дворянки, и кухарки...
Несмотря на покровительство короля, постоянного помещения новый оперный театр долго не имел: представления давали то в Лувре, то в Тюильри, то
во дворце напротив Лувра, который назывался Пале-Рояль. Парижская опера выступала и в других зданиях, при этом её постоянно преследовали пожары,
что немудрено при освещении сцены и других театральных помещений сальными свечами и масляными лампами. Первый из многочисленных пожаров в её
истории случился 6 апреля 1763 г., но всякий раз Опера возрождалась из пепла ещё более красивой и совершенной...
На судьбу Оперы влияли и разнообразные политические катаклизмы, которыми так богата история Франции XVIII—XX вв. При всех французских королях,
императорах и республиках Парижская опера неизменно отражала личные вкусы правящих кругов. Музыкальный театр — это точная копия большого света с его интригами, забавами и пристрастиями. И поныне Опера остаётся местом развлечений и встреч светской публики.
После смерти Людовика XIV в 1715 г. серьёзный «антико-мифологический» репертуар в Опере уступил место «галантному жанру», что соответствовало
вкусам легкомысленной эпохи рококо. Современники отмечали, что регент герцог Орлеанский охотнее посещает Оперу, чем церковь. Танцовщицы,
особенно фаворитки важных вельмож, купались в роскоши и даже диктовали придворную моду. Великосветские дамы носили шляпки «а-ля Камарго» или
«а-ля Гимар» — так в XVIII в. звучали фамилии знаменитых солисток балетной труппы Оперы. На костюмы капризной Мари-Мадлен Гимар дирекция театра
тратила баснословные суммы, но когда другие артистки требовали таких же, их «за бунт» запросто сажали в тюрьму...
Именно в XVIII в. Парижская опера стала первой сценой Европы, а значит, и мира. Здесь ставили оперы великолепного Жана Филиппа Рамо и благородного
Кристофа Виллибальда Глюка, героико-трагические балеты Жана Жоржа Новера. Однако серьёзному трагическому искусству парижане всегда предпочитали
пронизанные любовными приключениями пасторальные оперы и балеты. Особенно это характерно для эпохи Людовика XV, когда лёгкость нравов стала
нормой светской жизни. Сам король на сцене не появлялся — зачем себя утруждать? Сидя в зале, он наслаждался сладкоголосым пением красоток
артисток, изящной музыкой, грациозными танцами — менуэтом, гавотом, ригодоном...
Словно предчувствуя грядущую катастрофу, все жили сегодняшним днём. Лови мгновение — красота так недолговечна! Неимоверная роскошь царила на
сцене и в зале, декорации и костюмы украшались летящими амурами и гирляндами роз. Дамы носили огромные кринолины и замысловатые пудреные парики,
кавалеры надевали разноцветные жилеты и украшали туфли пряжками из драгоценных камней. Театральная жизнь, карьеры актёров строились и ломались в
«маленьких ложах», где за задёрнутыми занавесами богатые вельможи встречались с актрисами, обещая поддержку своим протеже и гибель их соперницам.
Знатные дамы не отставали от кавалеров — «сценические боги» Оперы были так милы и галантны! «После нас хоть потоп» — легендарная фраза,
приписываемая маркизе де Помпадур, любовнице Людовика XV, стала девизом целой эпохи...
«Потоп» действительно случился в 1789 г. в форме Великой французской революции. Море крови залило Францию, на гильотине погибли Людовик XVI и
королева Мария Антуанетта, их родственники и приближённые. Но Парижская опера уцелела — она оказалась более жизнеспособной, чем породивший её
социальный строй. Меняя репертуар в зависимости от политической ситуации в стране, Гранд-опера называлась то народной, то императорской или
национальной, то снова королевской. Руководители Парижской оперы всегда являлись искушёнными политиками. В годы Революции актёры активно
участвовали в революционных праздниках и шествиях, изображая аллегории Свободы и Высшего Разума, исполняли революционные гимны, танцевали бойкую
народную Карманьолу. На сцене бывшей Королевской академии музыки шли спектакли с красноречивыми названиями: «Республиканская избранница, или
Праздник разума», «Триумф республики, или Лагерь при Гранпре» и др. По достоинству оценив лояльность представителей бывшей придворной цитадели
искусства, революционное правительство даже выстроило для Парижской оперы большое здание на улице Ришелье, где она давала спектакли с 1794 по
1820 г. На этой сцене ставили оперы Вольфганга Амадея Моцарта и Винченцо Беллини, пели лучшие певцы эпохи, танцевали блистательные артисты.
На её деятельности отрицательно не сказались ни тяготы наполеоновских войн, ни оккупация Парижа войсками антинаполеоновской коалиции, ни реставрация
династии Бурбонов. Бонапарт покровительствовал Опере, а российский император Александр I, пребывавший в Париже во главе победившей Наполеона
русской армии, посетил театр и оставил лестный отзыв об опере «Весталка»...
Разразившаяся в 1820 г. политическая драма, убийство в театре наследника престола герцога Беррийского, снова нарушила благополучие Парижской
оперы. В гневе правящий король Людовик XVIII велел сравнять с землёй ни в чём не повинное театральное здание на улице Ришелье, что и было
исполнено.
Надолго оставаться без Оперы парижане не захотели. Вскоре новое здание для неё было выстроено на улице Ле-Пелетье. В нём насчитывалось 1800 мест,
его отличала замечательная акустика, а новейшая система газового освещения немало способствовала эффектному оформлению романтических опер и
балетов с их любовью к лунному свету, фантастическим сюжетам и персонажам.
Театр открылся 16 августа 1821 г. экзотической оперой «Баядерка», после которой шёл балет «Возвращение Зефира». В дальнейшем балет всегда
показывали после оперы, и многие зрители приезжали только на балет, который в это время переживал бурный расцвет. На сцене порхали сильфиды,
ундины, виллисы — появился танец на пуантах. Именно в театре на улице Ле-Пелетье родились такие великие романтические шедевры, как балеты
«Сильфида», «Жизель», «Корсар»; здесь танцевали легендарные балерины Мария Тальони, Карлотта Гризи, Фанни Эльслер, пели Аделина Патти, Мария
Малибран, Дезире Арто, Полина Виардо...
Парижане обожали своих сценических богинь. Именно на подмостках Парижской оперы к ногам артистки впервые поклонником был брошен цветочный букет.
Не жалея рук, аплодировала и кричала «браво!» оплаченная клака. Чтобы заводить публику, клакёры были рассажены по всему залу, но основная часть
размещалась в партере под люстрой, за что их прозвали «рыцарями люстры».
Богинями Парижа в Опере были актрисы, которых идеализировали и превозносили. Танцовщиц Гранд-опера на своих полотнах запечатлел
художник-импрессионист Эдгар Дега, поклонник оперы и балета. Зато танцующий мужчина со сцены почти исчез — публике он казался таким неинтересным!
Мужчин часто заменяли танцовщицы-травести, пикантные телесные формы которых удачно подчёркивал облегающий мужской костюм...
В Опере существовало особое помещение — «танцевальное фойе», в котором аристократы и богатые финансисты встречались с танцовщицами, наблюдали за
их занятиями до начала спектакля. События, происходящие в фойе, для многих состоятельных абонентов Оперы были важнее самих спектаклей: тут
создавались театральные легенды и рушились карьеры, бурлила жизнь светского Парижа. В Опере давали не только спектакли — здесь проводились
знаменитые, не раз описанные в литературе балы и маскарады, где светские львы ночь напролёт флиртовали с дамами парижского полусвета. Маска
стирала социальные грани, создавала ощущение иллюзорного, почти театрального равенства...
Парижская опера была центром светской жизни, особенно в годы Второй империи (1852-1870), когда Францией правили император Наполеон III и его
красавица жена, императрица Евгения. Они часто посещали спектакли, чему следовало их окружение. И снова политическое убийство вмешалось в историю
Парижской оперы: в 1858 г. при входе в её здание итальянский революционер Орсини совершил покушение на жизнь императора. Правящая семья не
пострадала, но многие из свиты были ранены или убиты. Император решил построить для Оперы новое здание, более безопасное по планировке, и
объявил конкурс архитектурных проектов. Императрица Евгения поддерживала проект своего протеже, но анонимное голосование жюри, состоящего из
именитых академиков и художников, присудило победу молодому архитектору Шарлю Гарнье, уже получившему к этому времени престижную профессиональную
Римскую премию. Когда Гарнье представил императрице свой «диковатый» на первый взгляд проект, Евгения недовольно спросила, в каком же стиле будет
выстроен новый театр — в греческом или в римском? Гарнье находчиво ответил: «Мадам! Это будет стиль Наполеона III!» Лесть возымела действие, и
так на свет появился новоявленный «стиль Наполеона III», или эклектизм, в котором самым прихотливым образом сочетались декоративные элементы
разных направлений и стилей, а главным критерием выступали роскошь и грандиозное величие.
15 лет архитектор Гарнье колдовал над своим проектом, при реализации которого возникло множество проблем. Строительство усложняли грунтовые воды,
которые скапливались в котловане фундамента: подземное «озеро» до сих пор приходится время от времени осушать.
В 1870 г. ушёл с исторической сцены главный заказчик проекта, император Наполеон III. Франция снова стала республикой, и новые власти отказались
финансировать завершение дорогостоящего проекта, но судьбу Парижской оперы вновь (в который раз!) определил пожар: в ночь с 28 на 29 октября
1873 г. здание на улице Ле-Пелетье сгорело, что сдвинуло с мёртвой точки строительство дворца Гарнье. При пожаре погибли декорации, костюмы,
но была спасена уникальная библиотека с нотными оригиналами. Так, подобно летящей на свет бабочке, сгорел романтический репертуар, уступив место
новой эпохе, в которой личный комфорт зрителей ставился выше любых художественных ценностей...
Роскошное новое здание оперного театра открылось 5 января 1875 г. и с тех пор является одной из важнейших достопримечательностей Парижа.
Расцвеченное позолотой, скульптурами, орнаментами, оно венчает перспективу авеню Опера. Над украшением фасадов театра трудились 14 живописцев
и мастеров мозаики, а также 63 скульптора. Украшающие кровлю здания золотые крылатые фигуры символизируют Гармонию и Поэзию; расположенный в
центре композиции Аполлон триумфально вздымает к небесам лиру. Вход в театр венчают многофигурные скульптурные группы, аллегорически представляющие
Лирическую поэзию, Музыку, Танец и Лирическую драму. Динамичная скульптурная группа «Танец» работы Жана Батиста Карпо с почти обнажёнными фигурами
вакханок в дни открытия театра вызвала негодование части парижан — за непристойность её даже облили чернилами!
Архитектор вписал прямоугольное здание театра в ромбовидный участок, соорудив по сторонам основного объёма отдельные павильоны. Один из них —
«Императорский», им для входа в театр до сих пор пользуются особо важные персоны, другой служил для подъезда к зданию на экипажах.
Обычные посетители входили в центральную дверь и поднимались в зрительный зал по роскошной парадной лестнице; Гарнье стремился к тому,
чтобы театр, подобно храму, вызывал восхищение. В богато декорированном интерьере театрального здания выделялись колонны и фризы цветного
мрамора. Повсюду зеркала, люстры, светильники, скульптуры...
«Гранд-опера снаружи выглядит как вокзал, а внутри чувствуешь себя как в турецких банях», — язвительно отметил композитор Клод Дебюсси.
В 1881 г. в театре появилось электричество. Люстра весь вечер не гасла, в зал входили и из него выходили в любой момент представления.
Парижская опера прежде всего служила местом, где великосветская публика уютно проводила вечера. Этому способствовали просторные фойе и
вестибюли, пышно оформленный интерьер зрительного зала на 2000 мест — бархатные стулья, сусальное золото, фигуры нимф и херувимов. Живописный
плафон зрительного зала в 1964 г. заново расписал художник Марк Шагал.
В театре на улице Ле-Пелетье во время антрактов дамы оставались в зале, и только кавалеры покидали его, чтобы пообщаться, выкурить сигару,
выпить бокал шампанского или чашечку кофе. Однако уже во время открытия нового здания эта традиция была нарушена: в антракте испанская королева
пожелала осмотреть его. Королевскому примеру последовали и другие дамы.
По последнему слову техники была оборудована сцена, за ней выстроили новое роскошное «танцевальное фойе», в котором перед спектаклем
«разогреваются» звёзды балета. До 1930-х гг. богатые поклонники и абоненты встречались здесь с балеринами.
На торжественном открытии дворца Гарнье прозвучали увертюры из разных опер и их фрагменты, был показан балет Лео Делиба и Людвига Минкуса
«Ручей». Пригласили и архитектора, но говорят, что меркантильные французы заставили его заплатить за своё место.
Происходили в здании и роковые события. Так, в 1896 г., во время представления оперы Шарля Гуно «Фауст» одна из посетительниц театра была
убита упавшим противовесом люстры. Этот случай, а также существование под театром таинственного подземного озера и страшные театральные
интриги побудили писателя Гастона Леру в 1910 г. сочинить классический роман ужасов «Призрак Оперы». С тех пор «призрак» стал одной из
притягательных легенд роскошного здания — каждый посетитель мечтает увидеть его. На эту тему был поставлен балет, роман неоднократно
экранизировался, а в середине 1980-х гг. прославленный Эндрю Ллойд Уэббер сочинил одноимённый мюзикл, ставший самым успешным шоу в
истории Бродвея.
После открытия роскошного здания Парижская опера долго не могло похвастаться художественными достижениями в области оперы и особенно
балета — здесь скорее отдыхали, нежели наслаждались подлинным искусством.
Только в 1920-х гг. во многом под воздействием гастролей русских трупп Сергея Дягилева и его последователей в Париже начался настоящий
оперно-балетный бум — возрождались старые, основательно позабытые традиции, создавались экспериментальные спектакли. Уже к середине XX в.
Парижская опера вновь смогла продемонстрировать именитых певцов, музыкантов, танцовщиков и спектакли. Сейчас она имеет первоклассную
постоянную балетную труппу, а для оперных премьер приглашаются лучшие певцы и дирижёры — такова сегодня мировая практика оперного театра.
В 1990 г. у Парижской оперы появилось новое здание на площади Бастилии, по-современному функциональное, даже суровое, без украшений и
излишеств, столь свойственных дворцу Гарнье. О новом театре парижане в шутку говорят: «Бастилия — не опера, а тюрьма». Он действительно
находится на площади, где когда-то возвышался средневековый замок, ставший впоследствии тюрьмой. В XVIII в. Бастилию разрушила революционная
толпа, а основанная Людовиком XIV Королевская академия музыки по сей день продолжает жить полноценной художественной жизнью. Расходы на
содержание Гранд-опера составляют половину из сумм, отпускаемых французским правительством на музыкальное искусство страны. Но такая щедрость
оправдана. Французы гордятся своей Оперой — одной из самых красивых в мире. Если вы не посетили Оперу, значит, не видели Париж...
Виолетта Майниеце
Фото: ®Fotodom.ru/Top Foto/Sipa Press
Иллюстрации:
1. Здание Оперы архитектора Гарнье, литография XIX в.
2. Президент Франции Шарль де Голль и королева Таиланда Сирикит в Парижской опере, октябрь 1960 г.
3. Энтони Куинн и Роми Шнайдер в Парижской опере, 20 декабря 1963
4. Интерьеры здания Парижской оперы
5. Архитектор Шарль Гарнье (1825-1898), благодаря которому на свет появился новоявленный «стиль Наполеона III», или эклектизм
6,7. Огромная люстра над зрительным залом способствовала появлению знаменитого произведения «Призрак Оперы»
8. Новое здание на площади Бастилии
Наверх
|