Название: Rick Lai's Secret Histories: Criminal Masterminds
"Серые кардиналы преступного мира" из серии "Секретные истории Рика Лэя"
Автор: Рик Лэй (Rick Lai)
Издательство: "CreateSpace"
Дата выхода: 16 апреля 2009 г.
Язык: английский
Формат: мягкая обложка, 308 стр.
ISBN: 9781442120334

Нажмите на обложки, чтобы посмотреть в увеличенном размере.

Рик Лэй в своём творчестве не раз касался темы Призрака Оперы — и не только его, поскольку пишет он преимущественно кроссоверы, задействующие самых разных персонажей мировой культуры. В 2008–2009 гг. он выпустил серию из двух документальных книг под общим названием "Секретные истории Рика Лэя" (Rick Lai's Secret Histories), в которых по-своему изложил для читателей подробности биографии и библиографии тех персонажей, которых использовал в своей работе. Первый том был посвящён "дерзким авантюристам" (Daring Adventurers), второй — "серым кардиналам преступного мира" (Criminal Masterminds). К числу последних автор отнёс и Эрика, Призрака Оперы.

В отличие от документальной книги Жан-Марка и Рэнди Лоффисьеров "Люди из тени: герои и преступники французской бульварной литературы", где биография Эрика, практически полностью вымышленная, подавалась под соусом правдивой истории, в книге Рика Лэя "Секретные истории: серые кардиналы преступного мира" автор всё-таки сдабривает свои тексты изрядной долей "возможно", "можно предположить" и т. д. А кроме того, он довольно неплохо ориентируется в истории, географии и политике 19-го и 20-го веков, что и позволяет ему подводить под свои идеи довольно устойчивую теоретическую базу.

В книге более двадцати глав, в каждой из которых рассказывается об одном (или нескольких) персонажей так называемой pulp-литературы, то есть бульварного чтива. Читатель сможет узнать, например, подлинную историю капитана Немо, или, скажем, о дочери профессора Мориарти. Или, например, сравнить Ктулху и Фу Манчу...

Нас интересует в первую очередь, конечно, глава, посвященная Эрику, Призраку Оперы. Глава носит название "Маска Эрика". Лэй указывает на то, что сам Гастон Леру построил роман таким образом, что тот выглядит как журналистское расследование. О времени действия известно то, что всё произошло "не более тридцати лет назад", кроме того, Эрик в романе предсказывал, что Мег Жири станет императрицей в 1885 году. Таким образом, время действия — между 1880 и 1884 годами. Сам Лэй выбирает для себя 1881 год. (Почему бы и нет, кстати, красивое число.) Далее следует ещё несколько фактов: Призрак родился неподалёку от Руана, дата неизвестна, но, вероятно, произошло это около 1830-го года. Призрак родился уродливым. Грим Лона Чейни из немого фильма 1925 года довольно хорошо отображает характер лицевых повреждений. Однако тот факт, что фильм был чёрно-белым, не позволил Чейни показать, что у Призрака были золотистые глаза.

Кстати, Лэй называет персонаж Призраком — по всей видимости, потому что тот "выбрал имя Эрик случайно".

О родителях Призрака практически ничего не известно. Отец был каменщиком. Мать заставила Призрака носить маску едва ли не с рождения. В раннем возрасте Призрак убежал из дома.

Ещё несколько фактов: Призрак прибился к цыганам, выступал перед публикой в роли "живого трупа", тогда же обучился пению и сценической магии. После того, как Призрак попал в Нижний Новгород, Гастон Леру дает довольно много подробностей из его биографии, тогда как все годы до этого момента остаются загадкой.

Однако, пишет Лэй, в книге есть набор ключей, по которым можно судить о деятельности Призрака до его появления в России.

Он научился трюку с плаванием под водой с тростниковой трубкой для дыхания у вьетнамских пиратов в Тонкинском заливе. Также он жил в Индии, где обучился владению пенджабским лассо. Вероятно, в то же время (до России) он выбрал себе имя Эрик.

Из этих вот данных, которые поставил Леру, Лэй берется методом дедукции восстановить более детально биографию Эрика.

Должна сказать, что определённая логика у Лэя присутствует, манипуляции с историческими фактами он проводит аккуратно, без фанатизма.

Франция в середине 19-го века начала колониальное завоевание Индокитая. Также в середине 50-х увеличилась активность французских миссионеров во Вьетнаме. На кораблях с грузом для миссионеров зачастую команда не была полностью укомплектована, и практиковался киднеппинг — когда какого-нибудь пьяного в бессознательном состоянии приносили на корабль. Очнувшись уже посреди океана, он вынужден был становиться матросом, чтобы получить шанс на возвращение домой. Вероятно, такая участь могла постигнуть и Призрака, когда он развлекал матросов своими фокусами на французском побережье.

Когда корабль с Призраком на борту оказался во вьетнамских водах, можно предположить, что он подвергся атаке пиратов. Призрака оставили в живых из-за его внешности и сделали чем-то вроде маскота, а затем повысили до члена шайки — за выдающиеся заслуги. В 1858 году французский император Наполеон III отправил военных для защиты миссионеров в Индокитае, и, когда военные активизировались во Вьетнаме, Эрик счёл разумным отправиться со всем накопленным богатством в британскую колонию в Индии.

Леру пишет, что Призрак научился убивать людей с помощью так называемого пенджабского лассо. Индийцы, владеющие этой техникой, принадлежат к секте тугов. Они приносят человеческие жертвоприношения богине Кали. Официальная история говорит, что британцы истребили тугов в 1830-х. Но авторы мистических приключений приняли за гипотезу, что культ выжил и существует по сию пору. Например, туги появляются в фильме "Индиана Джонс и храм судьбы" (1984).

Далее Лэй спекулирует фактами из фильма, привязывая их к историческим реалиям. Вымышленное индийское королевство Панкот, где разворачивалось действие фильма, он располагает рядом или внутри провинции Пенджаб, поэтому-то лассо было названо пенджабским.

Вероятно, Призрак стал поклоняться Кали. Кроме того, его могли пустить в заброшенный дворец Панкота. Там он мог изучить дворцовую архитектуру.

Имя Эрик напоминает об Эрлик-хане, демоническом боге монголов. После изучения заброшенного дворца Призрак мог переехать в Афганистан, попасть в священный город Йолган. Там он обнаружил, что жители из-за его внешности сочли аватаром Эрлик-хана. Неправильно расслышав или интерпретировав, Призрак принял имя Эрик.

Далее Лэй переходит в область чистого сочинительства, спекулируя предположениями, что в Йолгане Призрак пробыл около года, священник культа Эрлика-хана пытался держать его под контролем, для чего поил наркотиками. В рассказе Сакса Ромера "Золотой скорпион" (1919) действует некий Фо-Хи, персонаж, который носит маску, и у него такие же золотистые глаза, как у Эрика. Из чего Лэй делает предположение, что Эрик, будучи под действием наркотиков, переспал со служительницей культа Эрлик-хана (но потом ничего не помнил о сексе), а та родила от него сына — собственно, этого Фо-Хи.

Призрак сбежал из Йолгана. Опасаясь, что у священников есть контакты в Индии, он решил уйти на север. Будучи без денег, он решил заработать на ежегодной ярмарке в Нижнем Новгороде. С этого момента у Гастона Леру много подробностей о жизни Эрика.

С этого момента Лэй начинает именовать персонажа Эриком.

Вот тут Лэй делает крайне неприятную ошибку, которая нивелирует все его прежние заслуги, по крайней мере, в моих глазах. Он пишет, что в 1932 году (это правда) Нижний Новгород был переименован. Английский вариант названия Лэй ошибочно приводит как Gorki, хотя должно быть Gorky, Горький, в честь писателя Максима Горького. "Вы не найдете Нижний Новгород теперь на картах, — пишет Лэй, — потому что город переименован. На минуточку, прежнее название возвращено в 1990 году. А книгу Лэй опубликовал в 2009.

Тем не менее, далее.

Итак, слава об Эрике и его искусстве чревовещателя и фокусника достигла до Персии, до ушей "маленькой султанши", любимой жены персидского шаха. Самаркандского купца доставили в королевский дворец в Мазендеране, где его опросил дарога Мазендерана. Султан приказал дароге привезти Эрика.

Эрик стал развлекать султана и его жену тем, что, вооружённый только пенджабской удавкой, сражался с противником, вооружённым пикой или мечом. Чаще всего противниками были люди, приговорённые султаном к казни. Также Эрик обучил маленькую султаншу, как пользоваться лассо, и она убила многих своих служанок. Кроме того, султан поручил Эрику политические убийства и тайные операции против эмира Афганистана.

Леру не упоминает имени шаха, но это, очевидно, Насреддин-шах, который правил Персией с 1846 по 1996. Он посещал Европу несколько раз, так что для читателей романа был знаком. Маленькая султанша — также очевидно — это Анис-аль-Долех, дочь мельника, которую султан заметил во время одной из своих прогулок. Он забрал её во дворец, поместил вначале в свой гарем. Анис-аль-Долех имела большую власть над султаном, поскольку при ней все её родственники получили должности во дворце.

Эрик хотел продемонстрировать и свои умения в области архитектуры. Он убедил султана поручить ему перестройку дворца в Мазендеране. Эрик начинил дворец секретными ходами. Его стали называть Любителем Люков — возможно, потому что он любил посещать тайными проходами покои служанок.

Рик Лэй пишет, что не смог найти информацию, какой именно дворец в Мазендеране перестраивался во время правления Насреддин-шаха. Скорее всего, считает он, это было поместье для охоты, упомянутое в книге лорда Керзона "Персия и персидский вопрос".

Шах был доволен результатами трудов Эрика, но в то же время забеспокоился, как бы кто другой не прознал про секреты дворца, поэтому приказал убить всех, кто был причастен к строительству. Убить Эрика он поручил дароге Мазендерана. Тот, сдружившись с Эриком, спас ему жизнь, за то и был выслан из страны.

Эрик бежал в Турцию и предложил свои услуги султану. Леру пишет, что Эрик построил ловушки и секретные комнаты во дворце Йылдыз. Султаном был Абдул-Хамид II, вступивший на престол в 1876 году. Секретные комнаты в Йылдызе были построены в 1877.

Эрик покинул и турецкого султана, опасаясь, как бы тот не захотел его убить по примеру персидского шаха. Он вернулся во Францию, где нанялся на стройку Гранд Опера. Однако, как мы помним, строительство Гранд Оперы было завершено в 1875 году. Вероятно, передвижения Эрика были такими, считает Лэй: он подружился с Абдул-Хамидом, когда тот ещё не был султаном, потом уехал во Францию, где работал на строительстве Оперы, затем вернулся в Турцию, когда Абдул-Хамид стал уже султаном. И именно тогда переделал для него Йылдыз. Ну, а затем Эрик снова вернулся во Францию.

Далее Лэй спекулирует на тему, кем могла быть таинственная незнакомка, про которую рассказывала мадам Жири — если вы помните, в романе она упоминала, что Призрак иногда водит в свою ложу даму, она то забывала веер, то пользовалась скамеечкой для ног. Как вы помните, в романе есть и ещё одно таинственное лицо — некто в фетровой шляпе, кого видели виконт и Перс, когда преследовали Эрика в подвалах театра. Так вот, Лэй считает, что этот некто — и есть дама из ложи! Она — протеже Призрака, которую тот обучал искусству вводить противника в заблуждение и прочим вещам, в которых сам был мастер. Но влюбиться в неё Эрик не влюбился, потому что, в отличие от Кристины, которая взывала ко всему, что было в нём доброго и благородного, в этой даме собрались демонические черты личности Эрика. Обратите внимание на эту версию, поскольку её Лэй использует в одном из своих романов.

Ну, а далее всё было так, как описано в романе Леру: Эрик отпустил Кристину с виконтом, а сам умер от разбитого сердца.

И вишенка на торте — Лэй пишет, что его скелет был найден в подвалах Оперы. Стыд и позор.

Кроме того, в этой же главе приводится биография Эрика.

1830 — родился под Руаном
1844 — сбежал из дома
1845–52 — показывал себя на ярмарках как "живой труп"
1853 — присоединился к табору цыган
1856 — был похищен моряками и насильно увезён во Вьетнам, где присоединился к пиратам
1859 — попал в Индию
1860 — стал членом секты тугов
1862–63 — поселился в Йолгане, принял имя Эрик
1863–64 — ездит по Средней Азии и России
1864 — дает представления на ярмарке в Нижнем Новгороде
1865–66 — служит султану Персии
1866–67 — служит Абдул-Хамиду, племяннику султана Турции
1867 — возвращается во Францию
1868 — становится строительным подрядчиком
1870–71 — строит потайную квартиру в Опере во время Франко-Прусской войны и Коммуны
1875 — поселяется в театре
1877 — покидает Францию, чтобы заняться переделкой Йылдыз-Киоска
1879 — обучает женщину, которая становится "мужчиной в фетровой шляпе"
1881 — участвует в событиях, описанных Гастоном Леру в романе "Призрак Оперы"

Резюме. Всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно, говорил в своё время Лермонтов, и говорим теперь мы. Неплохая задумка, довольно умелое оперирование фактами, даже некоторое изящество в построении теорий... всё это, увы, приводит к не слишком радостному результату. Ну правда, ведь до перемещения Эрика в Индию всё было довольно логично и, главное, исторически вполне достоверно. Но далее Лэй пытается увязать вместе разные фандомы, что получается не очень аккуратно. Безусловно, это полезный материал для авторов, ищущих свежие идеи, во всяком случае, лично я приветствую разнообразие жанров и тем более сюжеты, раскрывающие прошлое Призрака Оперы. Но я против подачи материала в ключе "всё правда, мамой клянусь".

Так что если относиться к книге Лэя не как к документальной, а как к пособию для фанфикеров, то наш фандом может обогатиться интересными книгами.

Рецензия © Елена ди Венериа

Наверх