I was born to love you… And need you, and let you go free…(c)

Dracula

Макс Шрек в роли графа Орлока

     Да, они оба любили токайское, носили черное и спали в гробах.
     Оба – герои классических черно-белых, немых фильмов, современных блокбастеров и даже Бродвейской сцены. Имена обоих уже стали нарицательными, образы превратились в архетипы. Они - Призрак Оперы, созданный Гастоном Леру, и граф Дракула, созданный Бремом Стокером.

     И князя Дракулу, и Эрика – Призрака Оперы сейчас относят к категории "монстры с душой", которую так любят романтично настроенные дамы и барышни. Однако именно в "душевности" и заключается различие между ними. Эрик изначально был обычным человеком, то есть не обладающим сверхъестественными способностями, зато у него было любящее человеческое сердце. А вот граф Дракула как литературный персонаж был этого лишен. В самом начале ему была доступна лишь жажда живой крови, граничащая с похотью.
     Говоря по справедливости, Призрак Оперы в момент своего появления на киноэкране тоже был далеко не рыцарем.
     В фильме 1925 года ( в главной роли – Лон Чейни) Эрика сделали настоящим злодеем в противовес счастливой влюбленной паре Рауль/Кристина. Любопытно, что изначальный вариант финала совпадал с книжным. Но после предварительного просмотра создатели фильма отчего-то решили, что образ из романа выглядит слабым и неубедительным. Таким образом, Эрик пал жертвой мейнстрима двадцатых годов.

     В 1922 году была снята и первая экранизация "Дракулы", где главный герой (то есть злодей) был чудовищем, внешний облик которого лишен всего мало-мальски привлекательного.
     Тем интереснее выглядит нынешняя ситуация, когда оба персонажа, пройдя долгий путь в кино и на сцене, снова уравнялись в правах.
     Теперь князь вампиров стал глубокой, страдающей личностью, любовная линия Дракулы и Мины Мюррей-Харкер считается почти каноном, а ушастый граф Орлок ("Дракула" в фильме 1922 года), еще и таскающий свой гробик под мышкой, вызывает скорее смех, чем ужас.
     Торжество традиции и морали в обеих историях кажутся наивной сказочкой, а образы Джонатана и Рауля – банальными и неинтересными.
     Что не удивительно – в традициях двадцатого века, в искусстве модерна и постмодерна, идеалом становится не красота, а уродство.

Lon Chaney

Лон Чейни в роли Призрака Оперы

     Дракула и Призрак Оперы – два различных архетипа, однако еще Гастон Леру осознанно или случайно придал своему герою черты персонажа, придуманного Брэмом Стокером всего лишь несколькими годами ранее. Как небольшая литературная игра – Леру помещает в роман, который по форме напоминает журналистское расследование, намеки на "вампирскую" тематику. Тем самым он открыл дорогу другим – которые пошли дальше и соединили образ Призрака с Дракулой, и получился такой "Вампир в Опере". При этом не Дракуле придали черты Призрака Оперы, а именно Призрака превратили в вампира. Скорее всего, это говорит о том, что Дракула как архетип более глубоко проработан и имеет под собой более распространенную систему мифов.

     Первый случай "овампиривания" был замечен в 1978 году, в фильме Il mostro dell'opera, в котором вампир терроризировал оперный театр. Вампиров очень любят авторы любовных романов – я могу назвать не менее пяти книг, в которых так или иначе обыгрывался бы образ Эрика-вампира, например, "Свет во тьме" (Embrace the Night) Аманды Эшли. Кроме того, авторы подсознательно чувствуют, что между двумя персонажами существует некая общность черт, и они охотно "сводят" Призрака и Дракулу вместе в одном произведении. Например, The Munster's Revenge (1981 г.), где Эрик (в гриме, напоминающем грим Лона Чейни в этой роли) является родственником семейки Манстров, в составе которой и Франкенштейн, и Дракула. Есть и варианты для детей, наример, Граф Дакула (1989 г.) про утку-вампира, пришедшего в театр.

Вампир в Опере как некий фьюжн, безусловно, интересный вариант развития персонажа, открывающий массу перспектив - Призрак на балу вампиров, например, или превращение Рауля из виконта де Шаньи в графа Дракулу... Возвращаясь к оригинальным персонажам - их судьба, уготованная авторской волей, также схожа, оба находят свою любовь, а затем смерть, но какие разные нравственные и этические проблемы ставятся в двух романах, какие категорически разные в итоге персонажи.


На верх страницы