На главную На стр. "Мюзикл Уэббера в Польше"

The Phantom of the Opera
A. L.-Webber. Театр Roma, Варшава, Польша


Фото © театр "ROMA", Dariusz Golik, Rafal Zięba, Marta Grono, Елена ди Венериа.


Спектакль в театре "ROMA" смотрела Елена ди Венериа.
Состав:

Призрак Оперы: Damian Bogdan Aleksander
Кристина: Paulina Janczak
Рауль: Łukasz Talik
Фирмен: Jakub Szydłowski
Андре: Wojciech Dmochowski
Карлотта: Barbara Melzer
Пьянджи: Tomasz Jedz



• "Notes"

В кабинете директоров имеются шкафы с книгами. Карлотта – в роскошном малиновом платье, напоминающем наряд Минни Драйвер.

Директора, не побоюсь повториться, великолепны снова.

Как и Рауль. Пожалуй, только сейчас, только после этой сцены, я поняла, наконец, как нужно подавать образ Рауля в мюзикле Уэббера. Юноша, почти мальчик, и в то же время Рауль во всей этой опере – и в Опере – единственный здравомыслящий человек.

Этот мальчик, когда все вокруг прыгали вокруг Карлотты, сел за директорский стол, сличил почерки на письмах, припомнил тут же, что Кристина толковала о каком-то "Ангеле", сложил два и два и понял, что девчонку-то спасать надо… Правда, в силу своего малого жизненного опыта (помним? он юноша, а не мужчина) он придумал именно такой план, какой мы видим в "Точке невозвращения". Но вокруг все безумны, поэтому никто не сказал ему – ты сбрендил? это опасно! Пожалуй, только мадам Жири балансирует на грани, но и она не избежала влияния Оперы…

Почему только сейчас я открыла эту Америку? Тому поспособствовал Лукаш Талик, играющий Рауля. Лукашу 25, а выглядит и того моложе, такому Раулю прощаешь совершенно идиотский и категорически опасный план поимки Призрака… Как не прощаешь даже Стиву Бартону – для меня лучшему Раулю за всю более чем двадцатилетнюю историю мюзикла.

Но вернемся на сцену.

Там Карлотту переодевают в платье графини - сопрано встает на табуретку, и вниз падает длинный подол. Получается такая огромная - читай, великая - примадонна.


• "Иль Муто"

Вот уж воистину пошлая опера!.. Разумеется, другие костюмы и декорации. Комическая сценка, доставившая публике огромное удовольствие от начала и до конца – когда директора объявляли, что петь вместо Карлотты будет Кристина, а на заднем плане маялся актер "Иль Муто", пытаясь найти дырку в занавеси, чтобы наконец-то скрыться со сцены.

(А знаете, как это страшно на самом деле – сидеть в середине партера, а над твоей головой разве что не со свистом проносится люстра?!)



• "Все, о чем прошу"

Без сюрпризов, кроме финала. Кристина приносит на крышу розу, снова подаренную ей Призраком, анонимно, конечно. И кидает ее на пол, поскольку роза не нужна ей – у нее теперь есть Рауль. Со статуи слезает Призрак, поднимает розу, стыдит Кристину и сминает цветок. См. соответствующую сцену из фильма.


• "Маскарад"

И тут не обошлось без фильма. Костюмы и хореография оригинальны, но – все равно "что-то напоминают". Поляки, как и венгры, привнесли национальный колорит в спектакль – Рауль одет в некое подобие гусарской формы. Ну а Кристина в розовом и воздушном, навевающим ассоциации с платьем Эмми Россум.

Призрак одет в нечто совершенно оригинальное, не наполеоновский костюм Батлера, не Красная смерть лондонской постановки… Более всего похоже, что на этот маскарад Призрак надел венецианский костюм.


• "Репетиция"

У Пьянджи явно выраженная любовь к бельканто, Призрак же – авангардист, чьи новаторские идеи не совпадают с предпочтениями ведущего тенора Оперы. И тем не менее, когда Пьянджи попал в нужный ритм, получилось стильно и сильно. Хороший голос.


• "Wishing…"

Кладбищенские декорации – справа склеп папы Дааэ, уменьшенная копия склепа из фильма, на заднем плане машет ветками огромное дерево. То там, то сям – статуи…

(Рауль выбегает из кулис, чтобы предостеречь Кристину… и пробегает мимо, тормозит, видимо, за склепом, и возвращается уже на авансцену.

Призрак великолепно всех имеет в виду с крыши склепа. После неудачного броска файерболом по Раулю – покидает крышу и появляется уже без плаща, зато с двумя шпагами).

Дуэль строго по фильму. При этом оба, и Призрак, и Рауль, вернее, актеры, во время учебы от занятий по сценическому фехтованию не отлынивали. Драка хорошо поставлена и, что еще важнее, хорошо исполнена. Правда, умелое владение холодным оружием сыграло дурную шутку с Призраком. При том уровне владения предметом, который он демонстрировал, так нелепо поддаться виконту – это надо было постараться.

(Пожалуй, единственное объяснение этому факту по сюжету – Призрак поскользнулся, и только это позволило Раулю одержать верх. Ясно теперь, почему Призрак так зол – кому такое понравится).


• "Точка невозвращения"

(И вот тут-то Рауль и предложил свой коварный план. А остальные – хотя кое-кто был раза в два старше виконта – его поддержали).

А теперь представьте себе диван из соответствующей сцены в фильме. А теперь забудьте, ибо ложе на сцене было настолько вызывающе алого колера и навевало настолько развратные фантазии, что страшно становится, какие еще прогрессивные идеи бродили в мозгу Призрака, придумавшего такие декорации.

На заднем плане вытанцовывали мужчины в алых фраках и барышни, изображающие фламенко. Едва началась пресловутая сцена между Аминтой и Дон Жуаном, танцоры побросали свои па и столпились между декорациями (конструкции, символизирующие, видимо, стены), чтобы поглазеть.

Кристина надела костюм, довольно близкий к костюму Эмми Россум. Но Призрак… Призрак, дорогие мои призракоманы, простите за тавтологию, был в черно-белом, с черным шелковым кушаком, банданой на черных волосах, весь такой прямо опасно-привлекательный…

(Каким образом сидящий в подвале Призрак разучил все па, да еще парные, уму непостижимо, видимо, мадам Жири ночи напролет ставила ему ноги в нужные позиции).

На куплете, который поет Аминта, Призрак и Кристина устроили пасодобль. Нет, честно слово, это не фигура речи. Движения рук, ног, повороты головы – пасодобль, только под "Paaaast the point…" и далее по тексту.

На куплете, который поет Призрак, настал черед румбы.

И неизвестно, чем бы закончилось дело, возможно, даже хорошо, если бы Призраку в голову не пришла дурацкая идея спеть строки не из той оперы.



• "Down once more" + финал

(Повреждения на лице Призрака довольно сильно похожи на грим Батлера, что уж скрывать. Каким-то маловразумительным образом рубашка, хорошо заправленная в брюки, оказалась у него выпущенной, совсем как у опять же Батлера… Рауля в свои подземные чертоги Призрак впустил, подняв решетку с помощью рычага, как у Батлера… Зато петлю накинул мастерски, и болтался Рауль в петле, как и положено по канону).

Вполне пристойная по решению сцена. Да, много чего из фильма, но ведь и фильм по мюзиклу.

Вспоминается пратчеттовский "Маскарад" – пока на Уолтере нет маски, он уборщик с развинченной походкой. Едва он надевает маску – он Призрак, двигающийся плавно и пишущий гениальную оперу "про кошек"…

Интересно, что такие ассоциации не возникали у меня при просмотре, например, бродвейских постановок. На сцене варшавского музыкального же театра я увидела отличную иллюстрацию "Маскарада" – как Призрак в маске ловко фехтует, а до этого без маски, согнувшись в три погибели устраивает истерику Кристине, эту самую маску снявшей. Как Призрак грациозно двигается в роли Дон Жуана, а затем, уже без маски как-то скособоченно, ни дать ни взять Квазимодо, передвигаться по своему логову…

Кристина уплыла с Раулем, и кто обвинит ее?

Призрак садится в кресло, накрывается плащом…

(…и за ту долю секунды, когда свет уже погас, но полностью темнота еще не окутала сцену, я заметила, как он покидает свой трон…)

…и появляется Мег Жири в балетной пачке. Она сдергивает плащ с кресла – и показывает зрителям белую полумаску.


• Занавес, поклоны, овации

Как ни старались создатели этого спектакля сделать его похожим на фильм – кстати, пока неясно, это установка самого Уэббера или же наказуемая инициатива режиссера-постановщика? – все равно получилась оригинальная постановка.

Костюмы похожи, но – иные. Мизансцены похожи, но – иные. Как и в Венгрии – в польскую постановку привнесен местный колорит.

Не последнюю роль играют особенности фонетики польского языка. Чш, шч, пш, рж, дж и прочие удивительные звукосочетания лично у меня вызвали стойкое ощущение того, что я смотрю постановку "Призрака Оперы" в исполнении труппы актеров из семейства кошачьих. Кристина мурлыкает Раулю на крыше, Призрак шипит на всех с крыши склепа… и такой кошачий концерт в самом лучшем смысле слова – два акта!

Превосходные второстепенные персонажи! Директора, коим я пела дифирамбы в начале своего рассказа. Карлотта, Мег – отрада глаз и слуха.

Мои личные фавориты – сцена с дуэлью и Point of No Return. Я получила чисто эстетическое удовольствие от актерской игры, пластики, хореографии.

Стоит ли смотреть эту версию мюзикла Уэббера? Стоит, мои дорогие призракоманы. Говорю без тени сомнения.






Часть 1



На верх страницы.