На главную В раздел "Книги"
В раздел "Документальные книги"

"The Phantom of the Opera"
Classic Silents — Volume 1
Philip J. Riley


"The Phantom of the Opera"
Серия: Classic Silents — Volume 1
Автор: Филип Райли (Philip J. Riley)

Издательство: "Magicimage Filmbooks"
Дата выхода: 13 октября 1996 г.
Язык: английский
Формат: мягкая обложка, 320 стр.
ISBN: 9781882127337

Нажмите на обложку, чтобы посмотреть в увеличенном размере.



Филип Райли

Безусловно, один из самых основательных, если не самый основательный, трудов по истории создания немого черно-белого фильма «Призрак Оперы» с блистательным Лоном Чейни в главной роли.

Автор книги — Филип Райли (ум. 2016), — как и знаменитый Рэй Брэдбери, написавший предисловие для настоящего издания, проникся игрой Лона Чейни детстве. Спустя пару лет Райли потратил все свои деньги, заработанные на доставке газет, на кинопроектор и копию полюбившегося «Призрака Оперы».

В дальнейшем судьба свела его с издателем Форрестом Акерманом, экспертом в области фантастических фильмов, фильмов ужасов и фильмов в жанре фэнтези. Днем Райли работал на Акермана (и пожертвовал в его коллекцию редкие предметы — шляпу и зуб Дракулы, реквизит Лона Чейни для так и не снятого фильма), а по вечерам играл по клубам. По словам Райли, он зажигал в свое время с Элтоном Джоном, Дэвидом Боуи и Стиви Уандером.

Увлечение классическими фильмами ужасов и коллекционирование сценариев этих фильмов привело Райли в MGM и Universal, свело со многими значимыми фигурами в киноиндустрии. Райли познакомился, подружился и, как следствие, сумел разговорить многих людей, причастных к созданию черно-белых немых фильмов, в том числе и тогдашнего руководителя студии «Юниверсал» — Карла Лэммле-младшего. Например, вспоминает Райли в своей книги о «Призраке Оперы» однажды он бродил по Лос-Анджелесу, разыскивая убежавшего пса. Ему помогла пожилая дама, к которой на следующий день Райли пришел с букетом — благодарить. А дама оказалась… Мэри Филбин! Сначала они просто приятельствовали, потому что Райли не решался забрасывать ее вопросами, но позднее она сама начала рассказывать ему истории со съемочных площадок. У Филбин была болезнь Альцгеймера, и прошлое она помнила гораздо лучше, чем настоящее…

Со временем Райли получил доступ в подвалы студии «Юниверсал», о которых, кажется, забыли и сами владельцы компании. Его открытий хватило не на одну книгу.

Серия «Classic Silents» так и ограничилась одним томом, во всяком случае, другая книга, «Горбун из Нотр-Дама», в котором также снимался Лон Чейни, не носит никакого номера. Также Райли написал несколько книг, объединенных в серию «Классические фильмы ужасов студии Universal», а также ряд внесерийных изданий.



Что же из себя представляет «Призрак Оперы»? Это 317-страничный том в мягкой обложке, почти квадратный по форме. В нем собраны редкие и очень редкие материалы — ранние сценарии, история создания фильма, архивные фотографии, кадры, вырезанные при окончательном монтаже и многое, многое другое.

Предваряет все вступительное слово самого Филипа Райли, где он рассказывает, как полюбил «Призрака Оперы» и как много лет собирал материал для книги.

Затем следуют введение Рэя Брэдбери (написано в 1993 году), предисловие Мэри Филбин (от 1989 года) и вступление Рона Чейни, правнука Лона Чейни-старшего и основателя фонда Чейни (написано в 1999 году).

Глава 1. От Легенды к Сценарию

Райли приводит биографию Гастона Леру — не слишком детальную, чтобы не увлекаться мелочами, но вполне дающее представление об авторе как о человеке с особенностями характера и творческим потенциалом. Впрочем, Райли не везде скрупулезно точен. Именно его интерпретация биографии содержит абзац, повествующий о том, как Леру промотал миллион франков, состояние, доставшееся ему после смерти родителей. Именно из этой книги примерно этими же словами и перекочевала байка на другие тематические ресурсы.

Помимо биографии Райли описывает процесс, как Леру пришел к идее романа, приводит подробный синопсис, а также пересказывает легенду о Фаусте.

Еще несколько страниц занимает история о том, как позже идея снять фильм о Призраке Оперы появилась, развилась и в итоге была взята в работу на студии «Юниверсал».



Глава 2. Создание «Призрака Оперы»

В этой главе множество интересных, но кратких фактов о режиссере Руперте Джулиане и актерах, выбранных на главные роли. Здесь же зарисовка «из жизни» — о том, какой была студия «Юниверсал» в 1924 году, об отделе художественного оформления. Очень интересны страницы с фотографиями студии времен, когда там возводился знаменитый павильон 28, в котором снимался фильм, в частности — полностью воспроизведенный зрительный зал Гранд Опера. И, разумеется, не обойден вниманием грим, созданный Лоном Чейни для этого фильма.



Глава 3. Пятый исправленный сценарий, авторы Эллиот Клоусон и Раймонд Шрок

Глава занимает немногим менее 100 страниц. Здесь полностью приводится сценарий — фактически, это копия оригинала, который хранится в библиотеке Академии кинематографии. Райли пишет, что это один из трех сохранившихся сценариев. На нем стоит автограф Мэри Филбин (1989 года). Судя по пометкам на страницах, сценарий принадлежал кому-то из съемочной группы или самому Джулиану. В книге сценарий воспроизведен «как есть», то есть, по сути, это сверстанные сканы с оригинала, с пометками, опечатками и т. п. На одной и той же странице, например, в разных абзацах написано то Erik, то Erick…

В окончательный монтаж фильма вошло большинство сцен из этого сценария.



Глава 4. Начало съемок — 9 октября 1924 года

Здесь мало текста и много фотографий и рисунков с пояснениями о том, как протекал процесс съемок. Часть представленных фотографий (о стротельстве павильона и монтаже декораций) можно увидеть на этой странице.

Глава 5. Призрак №1 — версия Чейни-Джулиана

Здесь освещается превью в Лос-Анджелесе. Приводятся кадры, вырезанные при дальнейшем монтаже, а также реакция публики и профессионалов. Кроме того, здесь же Райли собрал коллекцию медиа-материалов — статьи с рекламными материалами, рецензиями и отзывами на фильм.

Глава 6. Призрак №2 — версия Шрока-Седжвика

За Лос-Анджелесом последовала основательная переделка фильма, перемонтаж и досъемка, и, наконец, еще один предпремьерный показ, на этот раз в Сан-Франциско.

Глава 7. Призрак №3 — версия Вебера-Пивар

Наконец, еще одна переделка, и премьера в Нью-Йорке. Короткая, по сути, глава, где снова приводятся вырезки из газет, на этот раз — о премьере и о том, какие знаменитости ее посетили.

Глава 8. Лон Чейни (почти) говорит!

Вот эту главу, конечно, хотелось бы видеть длиннее и насыщеннее. Здесь Райли рассказывает о том, как на студии пришли к идее переделать и озвучить «Призрака Оперы». Кроме того, очень коротко, по абзацу на каждого, он рассказывает о судьбе многих участников съемочного процесса.

Книга получилась, с одной стороны, очень насыщенной, с другой — несколько, на мой взгляд, бессистемной. Безусловно, прочитать сценарий, по которому снимали фильм, было интересно, однако он, в том виде, в каком приведен в книге, занял непозволительно много места, украв его, по сути, у главы о том, как фильм делали звуковым. (Хотя, конечно, может быть, у Райли было мало информации об этой части истории, кто знает…)

В любом случае — это по-своему уникальное издание, которое обязан иметь каждый поклонник Лона Чейни, фильма «Призрак Оперы» (1925 г.) и Призрака Оперы в принципе.

Текст © Елена ди Венериа

Наверх