Ранним весенним утром в Гранд Опера привезли в нескольких фургонах тяжёлые ящики, и рабочие, пыхтя от натуги, втащили их на сцену.
Два дня было потрачено на то, чтобы протянуть провода, установить на колосниках в разных концах сцены два угольных микрофона, а в кабинете директоров наушники и подключить к чуду техники конца XIX века питание. Но, увы, при первом пуске система работать отказалась. Потратив день на безуспешные поиски неисправности и убедившись, что всё цело и смонтировано согласно чертежам, Клемент Адер — изобретатель, лично руководивший работами, приуныл. Поздно вечером, когда театр опустел, он, решив ещё раз проверить микрофоны на колосниках, поднялся наверх. И вдруг его сзади окликнули:
— Месье, что вы здесь делаете?
Изобретатель вздрогнул и с удивлением уставился на ночного собеседника. Перед ним стоял мужчина в плаще. Лицо незнакомца закрывала чёрная маска. Адер протёр глаза, но человек в чёрной маске не исчез.
— Что вы здесь делаете? — повторил он.
— Здравствуйте… Э-э-э… Налаживаю своё изобретение.
— Да уж… Вижу. Итак, микрофоны Эдисона, провода… Я полагал, вы решили провести сюда телефон.
— Нет, это не телефон. Это — театрофон! Новое слово в искусстве и передаче звука! Здесь установлены два микрофона, и в любом другом месте, куда проложен провод, вы сможете слышать певцов так, будто сидите в партере на лучших местах. Вы понимаете? Не нужно идти в театр, чтобы услышать великую Патти! Любой желающий может слушать оперу дома! Вы представляете, насколько возрастёт популярность оперного искусства?
— Вы намерены сделать оперу доступной? Гм, похвально. Но, похоже, испытания провалились. Что случилось?
— Вы же видите — ничего не работает. В капсюлях наушников вместо голосов слышен лишь неясный шум.
— Возможно, неисправны микрофоны. Вы их проверяли?
— Проверял… Микрофоны, капсюли, провода целы, обрывов нет. В лаборатории всё работало отлично, а здесь… — изобретатель развёл руками. — Не пойму, в чём дело.
— Ну, если микрофоны и наушники исправны, обратите внимание на то, как рабочие проложили провод. Вы заметили, что он местами касается металлических труб? Где-то возник паразитный контакт, и вы просто греете трубы театра. Поверьте моему опыту, на этом вы теряете как минимум треть энергии.
— Да, но я полагал, что изоляция…
— Опера приобрела провод у «Перрена и сыновей», так?
— Да. А в чём дело?
— Видите ли, эти провода меня уже не раз подводили. Кстати, я не в первый раз пенял директорам на низкое качество поставок для моей Оперы… Но господа Дебьен и Полиньи, видимо, снова решили сэкономить на искусстве. Что ж, придётся с ними серьёзно поговорить. А пока заставьте рабочих уложить провод так, чтобы он нигде не касался металла.
— Хорошо, я попробую. Спасибо.
— Не стоит благодарности, мне даже интересно, что получится из вашей затеи.
— Но, месье, позвольте, с кем имел честь?..
— Можете называть меня Эолом, — последовал короткий смешок. — Арфа — один из моих любимых инструментов.
И, взмахнув плащом, собеседник изобретателя, подобно огромной летучей мыши, легко перемахнул с одной балки колосников на другую и вскоре растворился во тьме. Клемент Адер долго смотрел ему вслед…
Когда на следующий день провода были удалены от труб, театрофон, наконец, заработал, и в наушниках в кабинете директоров раздались голоса репетирующих на сцене артистов. Театрофон Адера с успехом демонстрировался на Всемирной выставке и производился серийно.
Своего ночного собеседника изобретатель больше не видел.
А спустя несколько лет, за 13 лет до полёта братьев Райт, поднялся в воздух первый французский самолёт. Аппарат конструкции Клемента Адера, похожий на огромную летучую мышь, назывался «Эол».
В раздел "Фанфики"
Наверх
|