Постер


Постер


Постер



Саундтрек:




Книга:


Брайан Де Пальма


Эдвард Прессман


Пол Уильямс


Уильям Финли


Джессика Харпер


Джеррит Грэм


Где смотреть:

Youtube.com


Где купить:

Amazon.com
Ebay.com


Текст © Елена ди Венериа




Phantom of the Paradise ♥♥
ПРИЗРАК РАЯ


Страна: США
Дата выхода: 31 октября 1974 г.
Длительность: 92 минуты
Цветной (Movielab)
Язык оригинала: английский.

Слоганы этого фильма:

He sold his soul for rock n'roll
(Он продал душу за рок-н-ролл.)

He's been maimed and framed, beaten, robbed and mutilated. But they still
can't keep him from the woman he loves.
(Его искалечили, подставили, избили, ограбили, изуродовали.
Но так и не смогли удержать вдали от женщины, которую он любит.)

The most highly acclaimed horror phantasy of our time
(Наиболее известная хоррор-фантазия нашего времени.)

Общая информация
Награды и номинации
Интересные факты




Другие постеры фильма


Продолжение обзора


Сценарист и режиссёр: Брайан Де Пальма (Brian De Palma).
Производство: Pressman Williams.
Заказчик: Harbor Productions).
Дистрибьютор: Twentieth Century Fox Film Corporation.
Продюсер: Эдвард Прессман (Edward R. Pressman).
Исполнительный продюсер: Густав Берни (Gustave Berne).

Музыка и стихи: Пол Уильямс (Paul Williams).
Дополнительная музыка, композитор и дирижер: Джордж Элиссон Типтон (George Aliceson Tipton).
Хореографы: Питер Элблинг под псевдонимом Гарольд Облонг (Harold Oblong) и Уильям Шепард (William Shephard).
Оператор: Ларри Пайзер (Larry Pizer).
Монтаж: Пол Хирш (Paul Hirsch).
Специальные эффекты: Грег Ауэр (Greg Auer).
Грим: Джон Чемберс (John Chambers), Рольф Миллер (Rolf Miller).
Костюмы: Розанна Нортон (Rosanna Norton).
Художник: Джек Фиск (Jack Fisk).


В ролях: Пол Уильямс (Paul Williams, Свон), Уильям Финли (William Finley, Уинслоу Лич / Призрак), Джессика Харпер (Jessica Harper, Феникс), Джеррит Грэм (Gerrit Graham, Биф), Джордж Меммоли (George Memmoli, Арнольд Филбин); Арчи Хан (Archie Hahn), Джеффри Комейнор (Jeffrey Comanor) и Питер Элблинг (Peter Elbling) - в роли участников групп "The Juicy Fruits", "The Beach Bums" и "The Undeads".


Музыкальный продюсер Свон ищет таланты, которые бы украсили открытие его нового детища, дворца рок-музыки, который называется "Рай". Без зазрения совести Свон крадет музыку гениального, но безвестного композитора Уинслоу, и пока тот, подставленный Своном, прозябает в тюрьме, в "Рае" готовят к постановке новую рок-оперу - "Фауст". Уинслоу устраивает побег из тюрьмы, затем, чтобы уничтожить корпорацию Свона, но корпорация в виде печатного пресса чуть не уничтожает его самого. Уинслоу, практически полностью слетевший с катушек, становится Призраком, который начинает терроризировать "Рай". Свон предлагает Уинслоу новый вариант отношений - контракт с дьяволом...

Более подробный синопсис и галерею фильма можно найти на отдельной странице.


Идея для будущего фильма возникла в 1969 году, когда Брайан ди Пальма (Brian De Palma) услышал битловскую песню, превращенную в фоновую музыку, звучавшую в лифте. Что за страна, подумал Пальма, все хорошее могут утилизировать, лишь бы приносило баксы. Сюжет принесли два приятеля Пальмы - Марк Стоун (Mark Stone) и Джон Вейзер (John Weiser), и появившийся в 1971 году сценарий назывался "Phantom of the Fillmore" (Филмор - известный концертный зал в Сан-Франциско). Очевидно сходство сценария с вышедшим в ноябре 1971 года фотокомиксом, появившемся в журнале "National Lampoon Magazine" и называвшемся ни много ни мало "Призрак рок-оперы" ("Phantom of the Rock Opera"). Подробнее о фотокомиксе на отдельной странице. Действие комикса разворачивается как раз в Филморе.

Из-за проблем с авторскими правами на "Филмор" пришлось сократить название фильма до "Phantom". Опять неудачно - на этот раз протест заявила компания "King Features", выпускающая одноименный комикс. Пришлось приписать к названию ...of Paradise. Против этого уже никто не возражал, так название и осталось.

Примерно в то же время Пальма работал над сценарием другого своего фильма, "Sisters". Вместе с продюсером Эдвардом Прессманом (Edward R. Pressman) он продал оба сценария компании "Filmways", но тамошние бонзы были заняты Барброй Стрейзанд и ее фильмами, и в итоге Пальма и Прессман вернули обратно права на сценарии и решили сначала снять "Сестер", потому что этот проект казался полегче "Призрака Рая". Доход от проката "Сестер" пошел в кассу будущего фильма, но этого было мало. Отчаявшись заинтересовать историей о Призраке серьезные студии, Пальма обратился к Густаву Берну (Gustave Berne) из крупной строительной компании, и тот внес свою лепту - 750 тысяч долларов, примерно половину требуемого бюджета. Но с имеющимися деньгами уже можно было начинать подготовку к съемкам.


Роль Уинслоу, сошедшего с ума гениального композитора, была написала специально для Уильяма Финли (William Finley). С Финли режиссер дружил со времен их учебы в колледже Сары Лоуренс. Пальма считал экстравагантного Финли талантливым разноплановым актером и нередко снимал в своих фильмах в ролях второго плана. Пальма мечтал когда-нибудь снять фактурного друга в главной роли, но всё как-то не было подходящего сценария - до "Призрака Рая".

С финансированием было по-прежнему туго, и Пальма, не увидев интереса среди кинопродюсеров, обратился к звукозаписывающим компаниям в надежде соблазнить их заманчивой идеей о музыкальном фильме ужасов. И вот наконец ему повезло - он встретился с Майклом Арсиага (Michael Arciaga) из "A&M Records", который познакомил Пальму с композитором Полом Уильямсом (Paul Williams). Уже сделавший себе имя в мире музыки, Уильямс теперь работал над созданием имени в индустрии кино. Пальма предложил ему написать песни для фильма. Позднее, познакомившись поближе, он решил, что композитор подходит на роль... Призрака, что означало, что Финли опять не получает главную роль. Роль Свона при таком раскладе получал Джеррит Грэм (Gerrit Graham), еще один давний друг Пальмы. Роль Бифа намеревались отдать Питеру Бойлу (Peter Boyle).

Кстати, в раннем варианте сценария Свон вовсе не был Своном. Его звали Фил Спектр (Phil Spectre), и с английского фамилия переводится как "привидение". Позже Спектр был забракован, и на свет появился Дориан - прямое заимствование из "Портрета Дориана Грея" Уайлда, из книги также заимствована тема вечной молодости. Потом Дориан стал Своном, а название компании, которой владел персонаж, превратилось в "Swan Song" - "Лебединая песня".


На съемочной площадке:
Де Пальма, на заднем плане Пол Уильямс.

Тем временем за две недели до начала репетиций Уильямс, по его собственным словам, "немного испуганный" масштабом роли, с согласия Пальмы отказался играть Призрака. Его рост - всего 1 м 57 см, комплекция далека до идеальной, с такой внешностью Призрак будет смотреться смешно, а не внушительно. Тогда же Питер Бойл отказался от предложения сниматься у Пальмы, потому что был занят в другом проекте. Таким образом все переигралось: Финли все-таки получил главную роль, Уильямс стал антагонистом, а Грэму досталась роль Бифа. Джессику Харпер (Jessica Harper), на тот момент не имевшую опыта в киноиндустрии, Пальма увидел на нью-йоркской сцене, пригласил на прослушивание и утвердил на роль Феникс.

Съемки заняли 10 недель (против запланированных 7), начались в 1973 году, закончились уже в следующем. Две недели снимали на студии в Лос-Анджелесе и в Беверли-Хиллз, затем на пять недель уехали в Даллас. Компанию, которой владеет Свон, изображало далласское офисное здание Zales Building, сейчас оно переименовано в Pegasus Park, им владеет нефтяная компания. Роль "Рая" сыграл далласский театр "Majestic Theater" (у этого театра прекрасный адрес - 1925 Elm Street, улица Вязов, дом 1925). После короткого перерыва на Новый год съемки на три недели переместились в Нью-Йорк. По словам Пальмы, съемочный процесс был хаотичен, из-за чего в фильме много ошибок монтажа и операторской работы.

Большое несчастье с копирайтами случилось снова. В мае 1974 года "Led Zeppelin" создала собственную компанию с названием "Swan Song" и незамедлительно подала иск с тем, чтобы защитить лейбл от посягательств Пальмы. Хотя Пальма был уверен, что выиграет дело, от использования "лебединой песни" в фильме пришлось отказаться в силу того, что поджимали сроки, а ожидание решения суда могло растянуться на месяцы. Таким образом, компания Свона стала называться "Death Records". Пришлось переснимать ряд эпизодов, где так или иначе фигурировало прежнее название. Конечно, из-за спешки кое-что все-таки проскользнуло в окончательный вариант фильма.

Во время съемок были и другие проблемы. Например, в Далласе съемочную группу поселили в отель, в котором (а на дворе зима!) не работало отопление и бегали крысы. Из-за финансовых проблем у Пальмы и Прессмана в далласском банке постоянно не было денег, так что обналичить чеки могли только те счастливчики, которые добегали до банка первыми, из-за чего в зарплатный день на съемочной площадке царил первозданный хаос - каждый мечтал опередить других в погоне за деньгами.

Тем не менее, съемки завершились. И - о чудо! - фильм захотело купить сразу несколько студий. Драку за "Рай" выиграла "20th Century Fox", заплатив 2 миллиона долларов против 1,5 млн (по словам Пальмы) или 1,1 млн (по словам Прессмана) бюджета, в любом случае сумма сделки на тот момент была рекордной для независимого фильма. "20-ый Век Фокс" оплатил двухстраничную рекламу фильма в Variety...

...И в прокате фильм провалился. Исключение составил канадский Виннипег, где к удивлению всех фильм продержался в кинотеатрах больше года. В интервью (1977 год) Пальма сказал: "Фильм хорошо приняли в Лос-Анджелесе, но плохо в Нью-Йорке, он провалился в Англии, но успешно шел во Франции. Я всегда считал, что рок и ужасы - по стилистике схожи. Думал, что нашел решение, как их соединить вместе, но, кажется, я ошибся". Самые лучшие отзывы фильм получил в Париже, Токио и Сан-Сальвадоре.

Критики в массе своей фильм приняли холодно. Рекламная кампания была неудачной, и Прессман расторг контракт со студией "20-ый Век Фокс". В середине 1975 года он с Пальмой предпринял попытку заново отрекламировать фильм. Снова были разосланы пресс-релизы, по телевизору показали несколько рекламных роликов. Тогда же было принято решение сделать упор в рекламе на ужасы и на схожесть с "Призраком Оперы". Был придумал слоган "The Most Highly Acclaimed Horror Phantasy of Our Time" ("Наиболее известная хоррор-фантазия нашего времени"). Вторая рекламная кампания хотя и возродила интерес к фильму, но не справилась с задачей, и мировым блокбастером "Призрак Рая" не стал. Тем не менее, он был номинирован на ряд престижных наград.

В том же 1975 году по мотивам фильма была написана книга "Phantom of the Paradise". Автор книги - Бьярне Ростенг (Bjarne Rostaing). Подробнее о ней можно узнать на отдельной странице. Судя по всему, основой книги послужил один из ранних сценариев к фильму, при этом из книги убрана фантастическая составляющая и фаустовские мотивы.

Согласно одному из интервью с Прессманом, в 80-е годы Пальма хотел сделать театральную версию "Призрака Рая", на эту тему он даже беседовал с Уильямсом, с тем чтобы тот расширил партитуру. И тот добросовестно написал для мюзикла 12 новых песен. Но идея так и осталась идеей.

И все-таки фильм не остался забытым. В настоящее время он считается классикой хоррора и киномюзикла.


НАГРАДЫ И НОМИНАЦИИ

• Гран-при на МКФ фантастики, пpиключений и хоppоpа в Авориазе (Фpанция).

• Номинация на премию "Оскар" (США) за песенную музыку (Пол Уильямс и Джордж Элиссон Типтон - уступили Нельсону Риддлу за фильм "Великий Гэтсби").

• Номинация на премию "Золотой глобус" (США) за музыку (Пол Уильямс - уступил Фредерику Лоу и Алану Джею Лернеру за фильм "Маленький принц").

• Номинация на премию "Золотой свиток" (США) за лучший фильм в жанре хоррор (уступил фильму Мела Брукса "Молодой Франкенштейн").

• Номинация на премию "Хьюго" (международная) за драматическое представление (уступил фильму Мела Брукса "Молодой Франкенштейн").

• Номинация на премию Гильдии сценаристов Америки (WGA Award) за оригинальный сценарий комедии (Брайан Де Пальма - уступил Мелу Бруксу, Норману Штейнбергу, Эндрю Бергману, Ричарду Прайору и Алану Агеру за фильм "Сверкающие седла").


ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

• Когда название компании Свона было заменено с "Swan Song" на "Death Records", реплики, в которых звучало прежнее название, были переозвучены, а кадры, в которых появлялся логотип, были пересняты. Но некоторые эпизоды переснять оказалось невозможно, и тогда старый логотип был заменен на новый путем оптического наложения. Однако кое-где логотип остался прежним - см. раздел "Интересные ошибки и неточности".

• Пресс, под который попадает Уинслоу, - настоящий литьевой пресс компании "Ideal Toy Co.". Финли, игравший Уинслоу, волновался, насколько безопасно будет засовывать туда голову, и его заверили, что все под контролем: литейные формы заменили на специальные прокладки из пеноматериала, в центре пресса установили подпорки. Съемки начались, и оказалось, что пресс настолько мощный, что смял подпорки и начал закрываться. Только благодаря быстроте реакции Финли остался непокалеченным. Крик, который слышится в фильме, - его собственный вопль ужаса, абсолютно неподдельный.

• Шлем, который сначала придумали для Призрака, был крайне неудобным, он сильно бликовал, сниматься в нем вообще было трудно, и Призрак Рая получил новый костюм. Его придумал сам Финли - совместно с костюмером Розанной Нортон (Rosanna Norton).

• В эпизоде, когда Свон восстанавливает голос Уинслоу с помощью аппаратуры, звучит пение не Финли, играющего Уинслоу, а Уильямса, который играл самого Свона. Забавно слышать, как Свон оценивает голос Уинслоу как "идеальный": сам себя не похвалишь...

• Пальма назвал персонаж Уинслоу Личем в честь своего преподавателя Уилфорда Лича (Wilford Leach, 1929 - 1988), лауреата двух премий "Тони" за режиссуру бродвейских мюзиклов "Пираты Пензаса" (1981) и "Тайна Эдвина Друда" (1985). Лич преподавал театральное искусство в колледже Сары Лоуренс, где учились Брайан Де Пальма и Уильям Финли.

• Актеры в фильме поют сами - за исключением Бифа, которого дублировал певец Рей Кеннеди (Ray Kennedy)

• Изначально персонажа по имени Филбин звали Арнольд Филбин, а затем Пальма сократил имя. Кстати, он назвал персонаж в честь Мэри Филбин, игравшей Кристину в фильме 1925 года.


TONTO, за инструментом его создатель Малькольм Cесил

• "Электронная комната", в которой Уинслоу сочиняет кантату и где Свон восстанавливает его голос, - настоящая студия звукозаписи "The Record Plant".

• В этой студии на самом деле стоит огромный инструмент, на котором "играет" Уинслоу, - это TONTO (аббревиатура от The Original New Timbral Orchestra - "оригинальный новый тембральный оркестр"), модификация электронного синтезатора, разработанного Робертом Мугом (Robert Moog), пионером электронной музыки. TONTO сделал Малькольм Сесил (Malcolm Cecil), и этот инструмент - единственный в своем роде. После съемок в фильме инструмент использовался несколько раз, в том числе при записи одного из альбомов Стиви Уандера. В настоящее время им владеет сам Сесил, и стоит TONTO в одной из студий неподалеку от Вудстока.

• Кстати, TONTO в фильме не звучит, он используется для антуража.

• В фильме Свон говорит, что кантата Уинслоу - это первая рок-интерпретация "Фауста". Это действительно так. Первая рок-опера о Фаусте была создана лишь в 1993 году Рэнди Ньюманом (Randy Newman), и роль дьявола исполнял сам Ньюман.

• Большинство массовых сцен снимали в Далласе. Народ набирали по объявлению. Съемочный процесс длился очень долго, и люди быстро утомлялись, приходилось их развлекать. Например, однажды Уильямсу пришлось даже давать сольный концерт. Кстати, Джессика Харпер, исполнявшая роль Феникс, тоже снималась в массовке.

• Во время съемок сцены, где звучит "Life at Last", Джеррит Грэм (Биф) был настолько сильно болен, что едва держался на ногах.

• Изначально в качестве группы "Juicy Fruits" хотели взять группу "Sha Na Na", но Уильямс не захотел с ними работать - ему нужны были музыканты, которыми можно было бы командовать и которые были бы способны играть самую разнообразную музыку. Финли привел Пальму на нью-йоркский мюзикл "Lemmings", где играл его хороший знакомый Питер Элблинг (Peter Elbling). Тот пришел на прослушивание на следующий день после разудалой вечеринки и на вопрос Пальмы, не знает ли тот какого-нибудь хореографа, ответил незамедлительно, что поставит что угодно. Потом он привел на съемочную площадку Арчи Хана (Archie Hahn), своего коллегу по мюзиклу, а Уильямс привел Джеффри Комэйнора (Jeffrey Comanor). Так и появилась "Juicy Fruits".

• На площадке, говорит Питер Элблинг, царила неразбериха, но Пальма был в хорошем настроении, несмотря ни на какие трудности. Съемочная группа пользовалась его добрым расположением и называла то "мистер де Пизмо", то "мистер де Плазма".

• В эпизоде, когда Свон разговаривает с дьяволом, который видится как собственное отражение Свона в зеркале, зеркала не было. Были построены декорации - зеркальное отражение ванны, в которой сидит Свон, и когда того показывали со спины, его заменял дублер.

Продолжение обзора


На верх страницы