Название: Парижская национальная опера
Проект: Оперные театры мира. Цикл документальных фильмов
Количество фильмов в цикле: 4
Порядковый номер фильма в цикле: 2
Жанр: документальный фильм, авторское кино
Страна: Россия
Телекомпания: ООО «Телекомпания “Гамаюн”» по заказу ГТРК «КУЛЬТУРА»
Трансляция: телеканал «Культура»
Дата выхода: 30 марта 2010 года
Длительность: 52 минуты

Авторы проекта: Марина Денисевич, Валерий Спирин
Продюсер: Виталий Ефимов
Исполнительные продюсеры: Дмитрий Дулов, Анна Коряковцева
Режиссёр-постановщик: Валерий Спирин
Автор сценария: Марина Денисевич
Оператор-постановщик: Денис Снегирёв
Режиссёры монтажа: Алексей Блажиевский, Андрей Вязигин
Дизайн: Елена Китаева
Компьютерная графика: Юлия Скуратова
Звукорежиссёр: Сергей Алмаев
Ассистент режиссёра: Александра Борисоглебская
Администратор: Дмитрий Попов
Директор координации: Алексей Фёдоров
Дикторы: Алексей Мельников, Пётр Тобилевич
Текст от автора: Авангард Леонтьев

Ведущий: Николай Цискаридзе

В фильме использована музыка: П. Чайковского, Дж. Верди, Э. Морриконе, Н. Рота
В фильме использованы фрагменты спектаклей: «Евгений Онегин», «Макбет», «Пруст, или Перебои сердца», а также фрагменты из спектаклей театра «Национальная опера Парижа»

Фильм создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.


Телеканал «Культура» представляет уникальный для российского телевидения проект «Оперные театры мира». Четыре фильма об истории и современности, постановках и закулисной жизни, о первых лицах и особом характере ведущих оперных театров — Венской государственной оперы, Парижской национальной оперы, Немецкой государственной оперы и театра «Ла Скала».

«Это проект, к которому канал подходил не один год. Он потребовал очень серьёзной подготовки, работы огромного количества людей и серьёзных вложений», — говорит один из авторов проекта Марина Денисевич.

Роскошные съёмки снаружи и внутри театров, включая места, доступные лишь избранным. Эксклюзивные интервью с директорами и режиссёрами, звёздами балета и оперы, многочисленными гримёрами, костюмерами и другими театральными работниками. И, конечно, очень живое, украшенное интересными сведениями, легендами и пикантными подробностями повествование об истории и современности театров — через судьбы выдающихся музыкантов, через исторические факты и театральные мифы. И это при том, что театры такого уровня обычно совсем не спешат открывать двери в своё закулисье (особенно зарубежным документалистам), а договориться о подобных съёмках крайне непросто.

Важнейшей особенностью цикла является способ подачи материала. «Это занимательное авторское кино, рассчитанное на самую широкую зрительскую аудиторию. Каждая программа — история как бы от лица людей, много слышавших об этих театрах, но впервые попавших в них, да ещё со стороны служебного входа», — говорит Марина Денисевич. Для авторов важна индивидуальность, особенность каждого театра: «Каждый из четырёх театров обладает характером живого человека». В сочетании субъективности и достоверности, в стремлении описать характер каждого театра, помочь почувствовать то, что не фиксирует камера, а именно дух театра, его атмосферу, — своеобразие телевизионного рассказа.

В каждом фильме есть свой ведущий, оперный или балетный артист, наш соотечественник, прославившийся в театре, о котором рассказывает. Это Любовь Казарновская, Николай Цискаридзе, Владимир Малахов, Елена Образцова. Каждый из них непосредственно на месте событий поведал о собственном опыте работы в театре, своих впечатлениях, любимых местах и судьбоносных встречах.

Ведущий программы о Парижской национальной опере — звезда балета Николай Цискаридзе.


Архитектор Шарль Гарнье, закончив своё самое знаменитое творение — Парижскую оперу, написал воспоминания «Строительство Оперы. Как это было». Этим, сам того не ожидая, архитектор способствовал порождению многочисленных легенд и мифов, связанных с одним из самых грандиозных театральных зданий мира. Сами парижане называют Пале Гарнье (там расположена старая, основная сцена Парижской оперы) «прекрасной золотой рамкой». И это очень по-парижски: люди располагаются на ступеньках шикарного оперного театра, перегруженного вычурными деталями, чтобы почитать книжку или поболтать с подругой. Шикарная простота. В этой бутафорской театральности весь Париж с его главной оперной сценой, где всё, за что ни возьмись, превращается в театр…


О судьбах выдающихся исполнителей и композиторов, легендах и театральных мифах, через которые открывается характер Парижской национальной оперы, рассказывают Жиль Модоло, Ролан Пети, Брижит Лефевр, Андрей Клемм, Дмитрий Черняков, Теодор Курентзис, Виолета Урмана и другие. Также в программе — рассказ о том, с чего всё начиналось, и как театр приобрёл такую славу. Зрители услышат об архитекторе Шарле Гарнье и появлении плафона работы Марка Шагала, узнают, почему в театре боятся числа «13» и за кем уже целое столетие закреплена ложа № 5, откуда на крыше театра появились ульи с пчёлами, а в подземном озере — рыбы, увидят часть огромного подземелья и, конечно, фрагменты разных спектаклей — оперных и балетных.


Когда речь заходит о мифах и слухах Пале Гарнье, создатели фильма не обошлись без некоторых, к сожалению, весьма популярных заблуждений. Так, не смогли пройти мимо байки о том, что ложу № 5 запрещено сдавать (подробнее об этом здесь). Когда хореограф Брижит Лефевр рассказывала об истории упавшей люстры, то перепутала реальность и роман, сказав, что в этот день давали оперу «Фауст» (на самом же деле, в этот день давали «Геллу») и «рухнуло всё», в то время как на самом деле упал лишь один противовес (подробнее об этом здесь). Тем не менее, эти досадные мелочи вряд ли могут испортить впечатление от просмотра, особенно для истинного ценителя оперы и балета.


Пожалуй, это тот случай, когда не имеет смысл полностью пересказывать сюжет фильма, а лучше посмотреть его целиком, благо длится он всего 52 минуты. Погрузиться в атмосферу происходящего на сцене и за кулисами, посетить один из красивейших театров мира, от подвалов до крыши, вы сможете, посмотрев видео:


Текст © Алёна Иванова

Наверх