Название: "The Films of Lon Chaney"
Автор: Michael F. Blake

Дата выхода: 25 апреля 1998 г.
Издательство: "Vestal Press"
Язык: английский
Формат: твёрдый переплёт, 376 стр.
ISBN: 9781879511262

Нажмите на обложку, чтобы посмотреть в увеличенном размере

Название: "The Films of Lon Chaney"
Автор: Michael F. Blake

Дата выхода: 9 октября 2001 г.
Издательство: "Madison Books"
Язык: английский
Формат: мягкая обложка, 304 стр.
ISBN: 9781568332376

Нажмите на обложку, чтобы посмотреть в увеличенном размере


Майкл Ф. Блэйк

Автор этой книги Майкл Блэйк (Michael F. Blake) — гримёр, дважды удостоенный американской телевизионной премии "Эмми". Автор пяти книг о кино, три из которых посвящены человеку, который мастерски использовал грим на заре киноискусства. Разумеется, речь идёт о неподражаемом Лоне Чейни, которого современники прозвали "Человек с Тысячей Лиц". Майкл Блэйк, которого называют "ходячей энциклопедией" о жизни и карьере Чейни, посвятил его творчеству свои книги "Lon Chaney: The Man Behind the Thousand Faces", "A Thousand Faces: Lon Chaney's Unique Artistry in Motion Pictures" и "The Films of Lon Chaney". О последней я вам сегодня и расскажу.

Книга представляет собой не что иное как фильмографию актёра. За свою карьеру Лон Чейни снялся в 157 фильмах, более сотни из которых на сегодняшний день считаются утраченными, только 44 фильма дошли до нас в полном или частичном виде. В предисловии к книге Майкл Блэйк рассказывает о своём увлечении, как он познакомился с творчеством Чейни и почему считает его одним из величайших актёров и гримёров мирового кинематографа.

Сразу хочу заметить, что книга была впервые издана в далёком 1998 году, когда Интернета как такового ещё не было — вернее, он уже существовал, но информационное наполнение оставляло желать лучшего. Попросту говоря, он был почти пустым. Всю информацию для этой книги Майкл Блэйк собирал по крохам из газет и журналов, посвящённых киноиндустрии, что само по себе уже заслуживает уважения. Книга была издана в 1998 году в твёрдом переплёте, три года спустя переиздана в мягкой обложке. Сейчас вся эта информация уже есть в сети, причём в намного более полной и достоверной форме, однако на рубеже веков эта книга была едва ли не единственным источником, где перечислялась подробная фильмография Лона Чейни.

Книга разбита по годам. Начиная с 1913 года и заканчивая 1930. После чего идёт перечень и краткое описание нереализованных проектов, появление Лона Чейни в эпизодических ролях в других фильмах (документальных, домашних и пр.), а также информация о фильме 1957 года Man of a Thousand Faces.

Информации о ранних, особенно утерянных, фильмах приводится мало. Технические характеристики, съёмочная группа, кто в главных ролях, краткое содержание, изредка заметки-ревью из газет и журналов и краткие примечания. Через каждые несколько лет — несколько страниц с фотографиями. Майкл Блэйк постарался подобрать для книги действительно редкие и интересные фотографии со съёмок фильмов, а также кадры из самих кинолент. Большинство этих фотографий сейчас уже можно найти в сети, но некоторые я лично в этой книге увидела впервые. Наверняка их тоже можно найти в Интернете, если хорошо поискать, но для издания 1998 года, повторюсь, подборка шедевральная.


Разумеется, чем дальше по времени, тем более подробным и содержательным становится описание фильмов. Самые известные "The Hunchback of Notre Dame" (1923) и "The Phantom of the Opera" (1925) занимают несколько страниц — в отличие от ранних фильмов, описание которых умещалось в паре абзацев.

Настало время пролистнуть страницы и посмотреть, что же автор пишет о "Призраке Оперы". В принципе, здесь всё та же основная информация: абзац с техническими характеристиками, перечислением съёмочной группы и бюджетом фильма. Абзац с подробным перечислением актёров. Синопсис фильма занимает целую страницу: содержание пересказано достаточно аккуратно и сухо, без излишнего драматизма. Ещё страницу занимают краткие выдержки из ревью разных газет и журналов — разумеется, все отзывы восторженные.

Самую интересную часть, как ни странно, представляют собой авторские заметки, занявшие полторы страницы. Майкл Блэйк сообщает, что ведущие журналы и газеты (идёт перечисление) единогласно поместили "Призрака Оперы" в ТОП-10 лучших фильмов года. Раскрывает некоторые подробности контракта, заключённого с Лоном Чейни, и сумму гонорара. Затем кратко рассказывает о трёх премьерах фильма, а также вынужденной переделке финала и других сцен после неудачных премьер в Лос-Анджелесе и Сан-Франциско (обо всём этом вы можете прочитать также и на нашем сайте). О том, что в 1929 году фильм был не просто озвучен, а фактически заново переснят, в книге не говорится, упоминается только озвучка. Самое забавное, что затем автор кратко рассказывает о других экранизациях "Призрака Оперы": 1943, 1962, 1983 и 1990 годов. Фильм 1989 года с Робертом Инглундом в книге не упомянут, зато "Призрак Рая" Брайана Де Пальмы и "Призрак Голливуда" с Джеком Кэссиди — пожалуйста.

Заканчивается обзор перечислением библиотек, фильмотек, музеев и архивов, где можно найти уцелевшие копии фильмов 1925 и 1929 годов. А также перечислением официальных релизов фильма на лазерных дисках. =^_^=


Подводя итоги: эту книгу вряд ли можно порекомендовать в качестве источника информации, поскольку, как я уже сказала, всё написанное в ней можно найти в Интернете, причём в гораздо большем объёме. Однако для коллекционеров она наверняка представляет определённую ценность. Да и просто ознакомиться с фильмографией Лона Чейни, столь заботливо собранной под одной обложкой, было довольно любопытно.

Наверх