В качестве иллюстраций использованы официальные фотографии постановки и
собственные фотографии автора рецензии. Пожалуйста, не копируйте без разрешения!



Билет на спектакль мы покупали день в день, поскольку схема зала за неделю до вылета выглядела не то чтобы пустующей, но все же довольно свободной в плане наличия мест. И тут, в кассе театра, нас ждала первая удача. Мы купили самые дешевые билеты в последний ряд, и мужчина-кассир абсолютно буднично спросил, «нормально ли нам, там же ничего не будет видно». От такого вопроса мы выпали в осадок — ну конечно, мы понимаем, куда берем билеты. Мы ответили, что хотели бы сидеть поближе, и кассир при нас заполнил некую форму возмещения, в которой поменял наш последний ряд на 4-й ряд партера, 3-4 место. Мы подумали, что он посадил нас где-то с краю (никак иначе подобную щедрость объяснить не получалось), но в театре двойная нумерация мест. Вышло, что мы сидели прямо по центру четвертого ряда! Вау!

С кастом тоже повезло. Мы заранее знали, что Рэйчел Энн Мур (основная Кристина) уходит в отпуск, но не расстроились, так как наравне с ней хотелось увидеть Хайди Карлссон, дублершу. Она очень активна с поклонниками в социальных сетях, и, кроме того, интересным фактом можно считать то, что она училась вместе с Мерцедес Чампаи. Хайди была на класс старше. Затем примерно за два дня до прибытия в Гамбург мы узнали, что дневной спектакль 10-го играет Матиас Эденборн, а зайдя в холл и взглянув на каст-лист, я окончательно пришла в восторг — Раулем был Роберт Дэвид Маркс, хорошо известный мне по роли Графа фон Кролока в Бале Вампиров. Я мечтала увидеть именно его Рауля!

Вкладыш в программку

Полный каст выглядел так:

Heidi Karlsson (дублер Кристины),
Mathias Edenborn (альтернативный Призрак),
Robert D.Marx (дублер Рауля),
Lucina Scarpolini (дублер Мег),
Maaike Schuurmans (мадам Жири),
Lauren Barrand (Флек),
Paul Tabone (Сквелч),
Jak Allen-Anderson (Гэнгл),
Yuri (Густав).

В программку был вложен лист с новоприбывшими членами каста, там как раз была наша мадам Жири, новая Мег, пара членов ансамбля и walk-in кавер Кристины (в Лондоне это называется emergency cover), прекрасная Милица Явановиц, исполнявшая эту роль в венской концертной версии парой лет раньше.

Итак, у нас собрался каст практически из одних дублеров, и это очень здорово!

На Till I Hear You Sing я разглядывала Матиаса и пыталась уловить, как он изменился вокально и актерски с прошлого лета, когда я видела его Призраком в оригинальной постановке. Надо сказать, смотреть «Love Never Dies» и оригинальный мюзикл с одним и тем же актером — хорошая штука, помогает сосредоточиться на причастности сиквела к любимой истории. И действительно, Матиас придал своему мистеру Y возраста за счёт слегка затемненного голоса (в ПО он звучал почти как Хью Панаро, очень тенорово) и жестов. Правда, их было мало. У песни есть кульминация, там хочется больше движения. По сравнению с тем же Тэмом Муту, который в Лондоне очень экспрессивно тряс руками, Матиас больше выражал лицом.

The Coney Island Waltz — всегда невольно сравниваю австралийскую версию с лондонской. Там из темноты возникали сверкающие проекции, вроде скачущих лошадей, колец и т. д., а здесь зритель во всей красе видит цирк уродцев, но я не могу с уверенностью сказать, что одна версия красивее другой. Нынешний вариант выигрывает красками, атмосферой мрачного цирка. Верится, что что-то настолько абстрактное и пугающее действительно мог создать Призрак Оперы.

Only For Him — один из номеров, что я люто ненавижу, потому что это в чистом виде кабаре, с перьями, короткими юбками и прочими атрибутами, а смысла ноль. Но мне понравилось, что Мег-Луцина двигалась плавнее, изящнее других танцовщиц. Ее мягкие руки выдавали в ней балерину — и в актрисе, и в персонаже. Мадам Жири играла Маике Шуурманс, и она была «просто злой». Трудно сказать, из-за чего мадам так взъелась на Кристину, даже при всех этих хлипких объяснениях про то, сколько она и Мег сделали для Призрака, пока Кристина шаталась непонятно где. В оригинале все же у мадам чуть ли не материнская функция по отношению к Кристине, и она вполне довольна ее развивающимися отношениями с ПО, судя по “he will be pleased”. А тут что произошло? Кристина не пригласила их с Мег на свадьбу? Непонятно, откуда вырос конфликт. Мег, в отличии от лондонского варианта, не злится на приезд подруги вместе с матерью, а искренне радуется. Пожалуй, в этот момент, с шалью на плечах и сверкающим взглядом, она больше всего походила на ту Мег, что все мы, поклонники мюзикла, знаем.

Прибытие Кристины — тоже очень красивый визуально момент. Роберт-Рауль делает все по предписанию: играет козла-собственника, которому не нравится, что фотографируют жену, ребенка и т. д. Ребенок, играющий Густава, очень милый, у него вдумчивое лицо. А еще он русский, как выяснилось немного позже. Кристину-Хайди очень полнит красное платье. Зная, что актриса очень много времени проводит в спортзале, я немного удивилась ее фактуре на сцене.

Немного забавно выглядит, что Кристину и Рауля нисколько не смущает черная готичная карета, женщина-карлик и размалеванные лица провожатых. Я бы на месте Рауля не на шутку встревожилась такому приему.

What A Dreadful Town — тут меня Роберт смутил, потому что появился он на сцене уже кипя от гнева, гаркая то на Кристину, то на ребенка и хмуро оглядывая доставшийся семейству номер в отеле. В Лондоне моим Раулем был Дэвид Тэкстон, и поскольку эта сцена практически не перетерпела изменений, я позволю себе сказать, что Дэвиду в этих же рамках удавалось оставаться намного более… лояльным Раулем? Я очень люблю Роберта, но тут мне хотелось, чтобы Кристину дала ему пощечину и ушла. Но ведь так и задумано, верно?

В принципе, я считаю, что подобная перемена в Рауле может быть. В оригинальном мюзикле он показан как импульсивный молодой человек. Все помнят, каким тоном он орет «Angel?!», не найдя Кристину в гримерке? Вот здесь то же самое, но усугубившееся с годами. То есть Рауль не «испортился», вполне возможно, что он всегда был таким — придирки присущи аристократам, раздражительность из-за того, что жену до сих пор помнят по девичьей фамилии — неприятное напоминание о том, что им пришлось пережить. Рауль так надеялся начать все с чистого листа… Но Даэ осталась Даэ.

В то же время видно было, когда он прикрикнул на сына, что ему стало стыдно за свое поведение. Рауль-Роберт эдакий человек-медведь, он довольно неловок в проявлении чувств, не потому, что холоден или строг, а как будто просто не умеет или боится проявлять нежность. В общем и целом, Робер походил скорее на хозяина фабрики, простого человека, разбогатевшего своим трудом, нежели на утонченного графа с длинной родословной.

Look With Your Heart — еще одна песня, от которой меня клонит в сон, хотя она, в общем-то, имеет хороший смысл. Думаю, проблема тут в отсутствии внутреннего темпа. Даже для баллады эта песня безумно вялая и длинная, можно было сократить ее на куплет, мне кажется. Но тут мы умиляемся с ребенка и его матери. У Хайди получилась хорошая мать, очень нежная и внимательная. По крайней мере, по ее взгляду было видно, что ребенок для нее сокровище, и что она чувствует его переживания как свои.

Beneath A Moonless Sky — эффектное появление Призрака, синий струящийся дым. Красота. Очнувшаяся от обморока Кристина, кстати, свои претензии Призраку высказала не больно гневно. Она выглядела слишком ошеломленной для того, чтобы бушевать. Она очень легко попала под власть воспоминаний о проведенной вместе ночи, а значит, любовь к Призраку еще жива, просто Кристине пришлось отказаться от нее и жить дальше. На моменте, где почти произошел поцелуй, и Кристина, и Призрак откровенно кайфанули, провалились в давно забытое чувство близости.

Once Upon Another Time — Хайди поет с горечью, прошлое влечет ее, но она твердо стоит на том, что в настоящем ничего быть не может. Не потому, что Призрак ее внаглую оставил ни с чем и смылся, а потому, что она верна своей семьей и не представляет, что может что-то поменять.

На Bathing Beauty красивые мальчики-танцоры, и этим все сказано. Этот номер я тоже не люблю, все эти водевильчики слишком не вяжутся с чем-то, что мог бы сочинить Призрак. В какую бы депрессию он не опустился, это из-под его пера выйти не могло…

My Dear Old Friend — а вот эта сцена мне нравилась и в оригинальной лондонской постановке, эдакая ярмарка лицемерия. Здесь она несколько потеряла краски, потому что Мег искренне рада видеть Кристину. Это одна из самых соответствующих оригиналу песен, мне кажется, поскольку в ней есть и академичность, и присущие музыке ЭЛУ накладывающиеся друг на друга партии.

Наверно, самым клевым для меня моментом стало следующее: Густав забредает в комнату с пианино, наигрывает мелодию. Призрак спрашивает его, что это за произведение, а ребенок серьезно отвечает: «Оно звучит в моей голове». Вот здесь было стойкое ощущение, что Призрак взглянул в зеркало на себя-ребенка. Когда же Густав запел вокализ (тот же, что пела Кристина в первом мюзикле), сомнения были развенчаны окончательно.

Я не понимаю, зачем было менять мелодию Beauty Underneath, но новый вариант, в принципе, тоже звучит маняще, пугающе и под стать зрелищу. То, что декорации — конусообразные стеклянные столбцы — кружатся, создает эффект некого лабиринта, той самой зеркальной комнаты из книги Гастона Леру. Густаву нравится эта мрачная атмосфера, он хочет видеть больше чудес, больше странных существ… И пугается Призрака, снявшего маску. Ладно бы деформация была как в оригинальном мюзикле или как в Лондоне, но тут гримеры как будто решили «пффф, и так сойдет», так что всем известная выбоина голове Призрака была нарисована, и выглядела очень плоско. Кроме нее, была еще пара каких-то красных пятен — мне показалось, что это от пота размазалась все та же нарисованная штука.

Кристина выглядела очень недовольной тем, что Призрак тут портит психику ее ребенку. Хайди очень настороженно оглядывала погасшие пирамиды. Мне понравилось, что пока Кристина успокаивала Густава, Мег сразу потянулась к Призраку. Здесь видно, что он для нее на первом месте. Она протянула к нему руку с очень сочувствующим выражением, а Призрак как-то черство отмахнулся, мол, твоя жалось мне не нужна, отстань. Кристина говорит с Призраком о Густаве, тот наконец в полной мере осознает, что у него есть наследник.

Финальный номер первого акта — мадам Жири опять злая. Шаблонно злая, грозящая все устроить по-своему.

Why Does She Love Me? В своей рецензии Елена ди Венериа писала, что для Рауля намного актуальнее вопрос, почему Кристина все еще с ним, и я абсолютно согласна, потому что всякий раз, когда он пропевает строчку «почему она любит меня», видно, что Рауль сам не верит в это.

Я специально очень внимательно следила за барменом, пытаясь понять, когда он и Призрак меняются местами. Бармен несколько раз исчезал под стойкой, но лишь в конце песни вместо него появился наш мистер Y. Среди поклонников ходит много приколов, что австралийская версия сделала номер Devil Takes The Hindmost вкусным для слэшеров, и тут не могу не согласиться — Рауль и Призрак друг друга очень уж сексуально сжигают взглядами и тяжело дышат. В немецкой версии название песни переводится примерно как «кто потеряет — тот пойдет ко дну».

Далее Мег делится своим сценическим триумфом с матерью, а та предпочитает наорать на дочь и разбить все ее надежды. Все же сложно поверить, что у Мег настолько нежная психика, чтобы пара обидных слов толкнули ее к убийству чужого ребенка.

Рауль, приходящий к Кристине перед представлением, выглядит как поклонник, пришедший к известной звезде, а не к своей жене. Он очень осторожен и деликатен с ней, знает, что брак висит на волоске. И все же видно, что для них не все кончено. Просто Кристину перетягивают, как канат, а сама она слишком запуталась между любовью и честью своей семьи.

Love Never Dies. Не понимала эту песню, пока не увидела в немецкой версии. Обычно я смотрела на Кристину, и номер казался вялотекущим, а тут моим вниманием всецело завладел Рауль. Когда песня началась, он заметно занервничал, даже хотел уйти, но стоило Кристине запеть про то, что liebe stirbt nie, его глаза наполнились слезами, он как будто заново испытал огромную любовь к ней, благоговение перед ней, и надежду. Призрак в тот момент выглядел мрачнее тучи. Но вдруг Кристина начинает петь непосредственно своему мистеру Y, и Рауль прямо бледнеет. У него на лице застыла такая боль, и одновременно униженность, оскорбленность предательством… У Роберта постоянно двигались желваки, глаза просто горели. Наконец, он опустил голову и ушел. Какая вообще может идти речь о Призраке, когда Рауль так эмоционально пережил сцену?

Призрак и Кристина ликуют, они снова вместе, снова тандем. Кристина находит записку от Рауля, он появляется в верхнем правом углу сцены, и зачитывает ее с угнетенным, но нисколько не злобным видом. Он отпускает свою любовь.

Маленький Густав очень отчаянно цеплялся за перила в попытке высвободиться из хватки Мег, а та идет вперед просто как зомби, глядя перед собой, не моргая, сгорбившись. Как бы я ни ненавидела эту сцену, я начала на ней реветь, и похлеще, чем на финале оригинального мюзикла. Очень трепетен момент, когда Призрак разговаривает с Мег, и одновременно жестами показывает ребенку: сделай шаг вперед, теперь застынь, еще продвинься, стой — и так далее, пока ребенок не оказался в объятьях матери. Этой хитрой тактикой мистер Y был похож на того ПО, которого я знаю, но то, что он додумался упомянуть при неуравновешенной Мег о Кристине… Это просто верх идиотизма для такого умного человека. Впрочем, он сам помешан на Кристине, и быть может, сравнение вырвалось у него совсем неумышленно.

Выстрел, Кристина падает. Долгая сцена смерти. Я всю ее прорыдала, хоть они и пели слишком долго (как и во всех сценах в мюзиклах, когда кто-то вздумывает умереть). Честно, хотелось, чтобы Рауль, Кристина и Призрак устроили шведскую семью, потому что хватит уже страдать! Когда Кристина умерла, Призрак-Матиас словно постарел еще лет на десять. Он двинулся к краю моста, еле передвигая ноги, совершенно не соображая. Мне показалось, что он хотел выброситься, но колени отказались слушаться — и вместо этого он просто рухнул на краю, да так и не заставил себя сдвинуться. Матиас очень большой молодец в плане актерской игры.

То, что Призрак находит утешение в ребенке, — прекрасно. Но в чем должен найти утешение Рауль? Он тоже плакал, обнимая тело Кристины, но для Призрака есть стимул жить, а для него? У него отняли и жену, и сына. Что дальше?

В общем, все мое сопереживание было сконцентрировано на Рауле.

После спектакля я спросила у Матиаса Эденборна, что он чувствует в финале, ведь в первом мюзикле он оставался с разбитым сердцем, зная, что его любовь жива и счастлива, а здесь Кристина навсегда оставляет его. Матиас ответил, что Призраку это на благо, он слишком сильно помешан на Кристине, и для него единственный вариант отпустить ее окончательно — увидеть ее мертвой. Только так он сможет стать нормальным человеком и зажить с чистого листа, сконцентрировавшись на сыне.

Текст © rosemarycountess


Карточки для автографов
Хайди Карлссон


Карточка с автографом
Матиаса Эденборна


Сувенирка

Наверх