Итак, 16 июня 2006 года в Риге, на концертной эстраде парка отдыха "Межапарк" состоялся первый в Балтии показ мюзикла Эндрю Ллойда Уэббера Призрак Оперы ("Operas Spoks").

В постановке принимали участие:

режиссёр из Литвы Рамунас Марцинкус;
дирижёр из Литвы Робертас Сервеникас;
Джеймс Грэм (Великобритания) - исполнитель роли Привидения (потом объясню, почему написал именно так);
Катрин Мёрфи (Великобритания) - исполнительница роли Кристины;

Латвийские исполнители:
Дита Калныня - Карлотта;
Наурис Пунтулис - Рауль;
Юрис Адамсон - Фирмен;
Виестур Янсон - Андре;
Юрис Барткевич - писатель Леру (позже опишу);
Петер Бруверис - автор стихов и переводчик;
хор "Kamer";
симфонический оркестр Музыкальной Академии имени Язепа Витола (худ. рук. Андрис Вецумниек);
танцевальная группа Рижской хореографической средней школы (худ. рук. Регина Каупуж).

Президент Латвии

Дирижер


Итак, сперва о самой постановке.
Сцена Межапарка довольно скромна по размерам, однако имеет внушительную по латвийским меркам площадь для аудитории. Сцена находится под открытым небом.
Декорациями служил экран, на который проецировались различные изображения. Замечу, что до захода солнца разглядеть "декорации" было очень трудно. После захода это стало практически невозможно.

Сам помост у экрана был примерно полтора метра шириной, и декораций на нём, кроме стола Леру в правой оконечности сцены, не было никаких. По правую руку от помоста был небольшой крытый павильон для оркестра. Точно посреди сцены находился трёхъярусный деревянный пандус, на котором располагались камеры и операторы. Для того, чтобы публика могла хоть как-то рассмотреть актёров, изображение транслировалось на небольшом экране слева от сцены.


Относительно качества дальнейших фото скажу, что расстояние между зрительскими рядами (даже ближайшими) и сценой было довольно велико (я по определённым причинам сидел практически посередине, поскольку продажа билетов отличалась редкостным идиотизмом). Посему экран был абсолютной необходимостью.

Представление начиналось в 21:30 и шло двумя часовыми актами с получасовым перерывом. На деле начало было отложено на полчаса (всё это время экран транслировал рекламу, а потом нам показали Двойру Фрейберг, президента Латвии, садящуюся на первый ряд). Второй акт был чуть менее часа. Что и к лучшему.

В завершении прелюдии скажу о публике. Было продано около 5 тысяч билетов (официальная статистика увеличивает эту цифру вдвое, однако на глаз такой уймы народу там не было). Практически все собравшиеся были представителями коренной национальности (т. е. аборигенами), вели себя смирно и честно садились согласно купленным билетам. Ни особого восторга, ни негодования публика не проявляла, показывая чудеса воспитанности и сдержанности.

Теперь о сюжете и течении представления.

Большинство сцен из оригинального либретто было безжалостно выкинуто. Вот их список:
•  Аукцион;
•  Беседы директоров;
•  Ганнибал;
•  Падение задника на Карлотту;
•  "Думай обо мне";
•  Встреча Рауля и Кристины;
•  Письмо Карлотте и Раулю;
•  Красная смерть;
•  Репетиция;
•  Противостояние на кладбище;
•  Дон Жуан (до "Точки без возврата").

Словом, гораздо лучше было назвать это «Ариями из "Призрака Оперы"», нежели оставлять от сюжета жалкие огрызки.
Арии пелись на английском, правда, в некоторых местах был переделан текст (в частности, в речёвке директоров с письмами - наверное, акцент не позволял пропеть). В качестве связующего звена между партиями в разодранном сюжете был применен ход, доселе обитавший в менее популярных версиях "Призрака Оперы".

В качестве персонажа был введен Леру. Он читал стихотворные (чуть не написал "смехотворные", и это не было бы ошибкой) монологи, довольно долгие по хронометражу, на латышском языке. Ничего общего с автором первоисточника, культурным французским журналистом, он не имел - Леру размахивал пером над книгой, иносказательно выражал перипетии сюжета (большинство которых было опущено) и отличался в своём сказительстве гитлеровской экспрессией.

Гастон Леру

Далее о режиссуре. Её как таковой не было заметно, ибо отсутствие сюжета предполагает отсутствие игры. Впрочем, зачатки её всё же были, однако благодаря скомканному сюжету, отсутствию декораций и вообще какого-либо внешнего смысла, она не имела значения. Не мне судить режиссёра-постановщика, однако напрочь убирать суть из повествования - всё же перебор.

В качестве единственной ложки мёда в сторону Director могу упомянуть замечательное, в контексте приятное клише - когда Привидение уводило Кристину в подземелье во второй раз и начиналась погоня (прекрасно сыгранная хором), сцена заливалась красным светом, и по ней и зрительному залу начинали шарить ослепительно-белыми лучами прожектора. Получилось атмосферно, замечательно передавая дух загнанности и поисков.

Хор сработал великолепно. Этой оценки вообще можно удостоить вокал всех латышских участников.

Хореография подкачала. Мало того, что танцы были незрелищны и неинтересны, так ещё и одна из девушек во время Маскарада навернулась лицом в пол.

Оркестр сработал на твёрдо хорошую оценку. Правда, аранжировки были слегка необычны - более всего чувствовался упор на вокал, и в ариях передавалась главным образом ритмика, а не игра. Увертюра была сыграна на трёх синтезаторах и барабанах. Финал остался оригинальным.

Задний план сцены. Слева направо: начало спектакля, Призрак злится на директоров из-за Карлотты, Маскарад, PONR.



Теперь об исполнителях, начиная по возрастающей.

Карлотта.

Персонаж воплощён идеально - сильный безукоризненный голос, при сильных нагрузках приобретавший тембр "пенопластом по стеклу". Карлотте оставили только "Ганнибала" и "Примадонну".

Директора.

Сильный акцент не убавил красоты и силы вокала обоих мужчин. Спето было блестяще, сыграно - на уровне театра.

Рауль.

Рауль оказался самым сильным исполнителем во всем представлении. Сильный (даже мощный) голос, по тембру близкий к Хворостовскому, мелодика, попадание в ноты от и до - и плюс бездна обаяния и молодости певца.


Кристина - Кэтрин Мёрфи.

Хотя в программке упоминается, что Мёрфи-де является "знаменитой исполнительницей роли Кристины", её отвратный вокал и ужасные актёрские способности позволяют эти инсинуации смело отвергнуть.
Голос у девушки молодой, однако не сильно звонкий, и - слаборазвитые лёгкие, отчего любой мало-мальски тяжёлый отрывок она «выдавливала», порой срываясь на крик. Об игре говорить не приходится - сыграла, как лошадь на параде. Выражение лица менялось мало и неуместно, пластика и игра глазами отсутствовали напрочь. Кроме того, в финале она самым бесстыдным образом разрыдалась, перед тем, как поцеловать Привидение. Впрочем, её реакция понятна.

Привидение.

Теперь - о "жемчужинке". "Розе среди навоза". Просто-таки блеск и радость.
Отрину ёрничанье и напишу по существу.
Грэм упомянут в программке как "известный актёр, прославившийся ролью Призрака". Эти слова не просто сомнительны, а откровенно лживы.
Вокал Грэма был более чем плох. Он был не просто слаб и уклонялся в "попсовое" исполнение Батлера (хотя в этом случае Батлер выиграл, он безоговорочно лучше). В длинных вокализах "Музыки Ночи" он срывался в трёх местах, не будучи в силах дотянуть припевы. Он не просто не попадал в ноты — Привидение часто хрипело и срывалось на сип.

Игра его тоже была не на высоте. Дело не во внешности - о ней абзацем ниже. Уморительные рожи, которые корчил Грэм, никоим образом не относились к происходящему. Во время большинства партий он то валился на колени, то падал на брюхо, вытирая сцену. В моменты высшего волнения у Привидения начиналась сердечная недостаточность, и оно начинало часто, прерывисто дышать. Дарт Вейдер в гибриде с астматиком.

Ну, а внешность Привидения была просто выше всяких похвал. Маленький и толстый, с жирным загривком, он был ещё и лыс, что не прикрывалось париком ни минуты времени. Ассоциация с Человеком-пингвином из бартоновского шедевра прижилась моментально. Кроме того, маска была просто нарисована на лице Привидения, и снятия её были довольно символичны.

Подытоживая, могу сказать, что если бы не режиссура и постановка, а также не британцы, шоу удалось бы блестяще.


Дуэт и Музыка Ночи




Stranger...





Рауль и Кристина на крыше




Финальная сцена в подземелье


На верх страницы