Сериал: L'Art du crime ("Искусство преступления")
Страна: Франция
Производство: Gaumont Télévision
Выход сериала: 2017 — по наст. время
Продолжительность: 52 минуты (сезоны 1-2) / 90 минут (сезоны 3-4)

Серия Un fantôme à l'Opéra (Призрак в Опере)
Сезон 3, эпизод 1 (13), премьера серии 25 октября 2019 г.
Продюсеры: Арно де Кремье (Arnaud de Crémiers), Изабель Дежорже (Isabelle Degeorges)
Режиссёры: Эльза Беннетт (Elsa Bennett), Ипполит Дард (Hippolyte Dard)
Сценаристы: Элен Дёшато (Hélène Duchateau), Жюли-Анна Гриньон (Julie-Anna Grignon), Кристоф Жоакин (Christophe Joaquin), Энжел Эрри-Леклерк (Angèle Herry-Leclerc), Пьер-Ив Мора (Pierre-Yves Mora)
Оператор: Максимилиан Дирикс (Maximiliaan Dierickx)
Композиторы: Матьё Ламболи (Mathieu Lamboley)

Нажмите на постер, чтобы посмотреть в увеличенном размере.

В ролях: Николя Гоб (Nicolas Gob, капитан Антуан Верле), Элеонор Бернхайм (Eléonore Bernheim, Флоранс Шассань), Филипп Дюкло (Philippe Duclos, Пьер Шассань, отец Флоранс), Бенджамен Энье (Benjamin Egner, майор Александр Пардо), Амбруаз Саббах (Ambroise Sabbagh, лейтенант Грег Бланки), Дуня Косенс (Dounia Coesens, Жюльет Маритон), Брюно Дебранд (Bruno Debrandt, Эдгар Дега), Агустин Галиана (Agustín Galiana, Эстебан Кортес), Амори де Крэенкур (Amaury de Crayencour, Орельен Дюфур) и др.

"L'Art du crime" (франц. Искусство преступления) — детективный французский сериал о специальном отделе полиции по борьбе с незаконным оборотом культурных ценностей (OCBC). Премьера состоялась в ноябре 2017 года на канале France 2. Осенью 2020 года завершились съемки четвертого сезона.

В центре сюжета — капитан Антуан Верле, который вследствие конфликта с начальством попадает из уголовного розыска в OCBC (хоть он и полный профан в искусстве). В помощь Верле приглашают Флоранс Шассань, эксперта из Лувра. Вдвоем они расследуют преступления, связанные с известными произведениями искусства. Флоранс обладает необычным даром — она может "разговаривать" с авторами этих работ, что в итоге помогает найти ключ к поимке правонарушителя.

В первой серии третьего сезона местом преступления становится Опера Гарнье, а также есть некоторые другие аллюзии на "Призрака Оперы".


Осторожно! Ниже раскрывается сюжет фильма. И, возможно, его концовка!



В Опере во время конкурса молодых танцовщиков происходит убийство — задушен 18-летний Максим Лесаж, ученик балетной школы Эдгара Дега и сын французского посла в Германии. Во рту юноши находят скомканный лист бумаги со стихотворением Дега: "Узор ее шагов запутался, петлится… / Как птица в смертный час, бессильный стан поник <…> Пустяк, казалось бы, но прыгнула не так — / Как жаба прыгнула, и ухожу я в гневе" (прим.: перевод по книге "Импрессионисты. Их современники. Их соратники. Живопись. Графика. Литература. Музыка", 1976).
Полиция допрашивает конкурсантов. Одна из девушек заявляет, что Максима убила Scary Mary — копия скульптуры Дега "Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица", которая находится в балетной школе и якобы наводит порчу. Леа, подруга Максима, заявляет что это все сказки, на что коллега по цеху возражает: "А угрозы у меня на стене? А пропадающая в душе вода?". Флоранс Шассань смотрит на фотографию скульптуры и понимает, что для убийства использовали ленточку от одежды "Танцовщицы". Директор балетной школы, Эстебан Кортес, рассказывает Флоранс и Антуану про Мари ван Гётем — юную балерину, которая послужила моделью для Дега. После того, как скульптура была представлена публике, Мари выгнали из балетной школы (на самом деле судьба девушки доподлинно неизвестна, это вымысел сценаристов), и ученики считают, что призрак балерины появляется, чтобы навредить. Выясняет еще одна деталь: пару недель назад у Максима украли сумку с телефоном, на который тот записывал свои репетиции.







Лейтенант Грег находит в Интернете ролики Максима из серии creepypasta — фейковые видео с целью "доказать" какую-нибудь городскую байку. "Жертвой" Максима стал один из одноклассников, Батист Жалле, который обошел его на ежегодном экзамене — Лесаж написал на зеркале в ванной "грязная крыса" и повесил рядом тушку грызуна.
Флоранс по ходу расследования пытается рассказать Антуану о том, что в детстве они видели одного и того же персонажа (мальчика с картины "Уголок квартиры" Клода Моне — ребенком Верле любил искусство, но после расставания родителей возник психологический барьер). Во время разговора Флоранс не сдерживается и громко проговаривается про детали убийства. Ученики школы, находящиеся поблизости, снимают это на видео и выкладывают в сеть. Майор Пардо, начальник отдела OCBC, вынужден отстранить Флоранс от дела.





Батиста Жалле вызывают на допрос в полицию. Стефани Ломбар, работающая в школе Дега, рассказывает, что не подозревала о серьезности издевательств в школе. На ночь юношу оставляют в участке.
Вечером Флоранс звонит отцу, тот не подходит к телефону. Отложив трубку, женщина "разговаривает" с Эдгаром Дега. Тут заходит Антуан и сообщает, что ее место займет работник полиции с дипломом по искусствоведению. Беседа получается не слишком приятной, и Верле уходит.


Утром в своем кабинете Антуан знакомится с новой коллегой — Жюльет Маритон. Она уже успела допросить Батиста, тот выдал ей пароль от своего компьютера и там нашли карикатуры на Лесажа. Антуан побаивается Жюльет — слишком прямолинейная, грубоватая и напористая. В комнату, где Антуан и его начальник наблюдают за досмотром, заходит Грег и на телефоне показывает телевизионный сюжет об убийстве. Корреспондентка рассказывает, что легенда о зловещей скульптуре Дега зародилась семнадцать лет назад, после несчастного случая с Орельеном Дюфуром, молодым конкурсантом. На фотографии из газеты видно, что у него пострадал левый глаз. Копия "Маленькой танцовщицы" появилась в балетной школе как раз накануне этого происшествия.


Флоранс приходит на работу и встречает там Коррин, пассию своего отца. Женщины едва успевают обмолвиться парой фраз, приходит Пьер Шассань и забирает подругу, чтобы показать итальянскую живопись. Флоранс остается в своем кабинете и ищет зацепки по делу в Опере. Снова "появляется" Дега и цитирует отрывок из стихотворения, найденного на месте преступления. "Ты вновь пьянишь мой взор, который застит мрак!" — продолжает художник, и женщина вспоминает тот факт, что Дега к концу жизни почти ослеп. Она берет планшет и пересматривает ТВ-сюжет: ну конечно, Орельен Дюфур в результате происшествия потерял левый глаз.
Утром Антуан выезжает из участка, Флоранс подкарауливает его машину и садится на заднее сиденье, чтобы ее не засекли рядом с капитаном полиции. Она рассказывает ему свои выводы: появления "призрака" начались сразу после падения Орельена, который потерял шанс на звездную карьеру и теперь работает ночным сторожем. Для конкурса Дюфур подготовил ту же партию, что и Максим. Орельена допрашивают. Сначала он отрицает, что знал погибшего, но потом говорит, что парень приходил и просил помочь с вариацией Зигфрида из "Лебединого озера". Мужчина отказался, но украл у Лесажа сумку, потому что там был телефон, на который Максим записывал свои репетиции. Также в сумке был конверт с репродукциями работ Дега. Грег сообщает Антуану, что у Орельена есть железное алиби, поэтому того отпускают.


Жюльет не находит связи между найденными репродукциями и убийством, и Антуан отправляется в Лувр к Флоранc. В ее офисе он оставляет записку с координатами отеля. Женщина приходит по указанному адресу, Антуан дает ей мобильник для связи и просит помощи — с новой коллегой дело топчется на месте. Флоранс начинает анализировать найденные репродукции. В это время звонит Жюльет — пришли результаты из лаборатории, на конверте с картинами Дега найдены отпечатки приятеля Максима, Селима. Антуан убегает на работу, чтобы успеть на допрос. Флоранс уносит репродукции в свой кабинет и там замечает, что на всех присутствует посторонний зритель, абонент (это люди, которые платили за разрешение присутствовать на репетициях). По телефону она сообщает о своих догадках Антуану.


Селим рассказывает полиции, как около трех недель назад он и Максим снимали новое creepypasta видео и заметили в репетиционной полупрозрачное зеркало — сквозь него был виден свет. За хорошо спрятанной дверью парни находят небольшую комнату с копией скульптуры Дега, а также набросками репетиций учеников школы. Все это принадлежит Арсену Госслену, костюмеру. Чтобы напугать его, Максим предложил отослать мужчине репродукции Дега с изображением абонентов — тонкий намек на самого Арсена. Костюмер догадывается о проделке и Селим признается, что идея принадлежала Максиму. Арсен отрицает причастность к убийству — он всего лишь почитатель работ Дега. Полицейские ему верят, и спрашивают, знает ли он что-нибудь полезное для следствия. Костюмер говорит, что вечером со скульптурой разговаривает одна из учениц – Леа Ферре.



Вечером Антуан и Жюльет подкарауливают Леа. Девушка действительно на полном серьезен спрашивает у "Танцовщицы", зачем она совершила убийство. Мадемуазель Ферре отводят в участок на допрос. Судебный психиатр считает, что Леа могла проявить агрессию после того, как Максим ее бросил (она приемный ребенок и может острее переживать расставания). Жюльет пытается разговорить девушку, на что та отвечает, что будет общаться только с Флоранс Шассань. Леа рассказывает, что год назад ее взяли на место одной из учениц, которая упала с лестницы — это, по словам девушки, сделала Мари. Грег замечает, что многие инциденты были на руку именно Леа — из-за ухода девушек по разным внезапным причинам ее шансы повышались. Майор Пардо заключает, что в школе кто-то покровительствует Леа.


Одна из учениц, Жюдит, получает анонимную угрозу. Верле уговаривает ее помочь полиции — во время конкурса остаться одной и внушить убийце, что она легко уязвима. Антуан расставляет своих людей по залу и за кулисами Оперы. На Верле нападают, капитан преследует злоумышленника, но в итоге получает два крепких удара по голове. Он теряет сознание и приходит в себя уже в больнице. Жюльет и майор Пардо сообщают Антуану, что "призраков" было двое. Коллеги Верле уходят, в палату заходит Флоранс. Антуан вспоминает, что сообщник после первого удара уронил на пол карманные часы — такие носит в кармане жилета Эстебан Кортес. Флоранс помогает Антуану выбраться из больницы и отвозит его к балетной школе. Там они находят директора мертвым в собственном кабинете. Возле тела лежит открытка с картиной Дега "Упавший жокей" и подписью "Я знаю, что ты сделал" — Кортес получил ее утром. Флоранс уходит, так как вот-вот прибудет полиция. Жюльет объявляет, что не собирается участвовать в расследовании, так как Антуан не работает в команде.




Во время беседы с воображаемым Дега Флоранс осеняет догадка относительно смысла картины с открытки. Она приходит в отель на встречу с Антуаном. Открытку отправил Орельен. Кортес и Дюфур семнадцать лет назад были в одном балетном классе, и падение Орельена — отнюдь не несчастный случай. Во время беседы в номер заявляется Жюльет — она понимает теперь, почему не получилось сработаться с Антуаном. Флоранс уходит, вслед за ней и Жюльет.


Орельена снова вызывают в участок, так как на открытке его отпечатки пальцев. Семнадцать лет назад он разбил лицо о зеркало, подскользнувшись на сцене (в день смерти Максима режиссер Оперы рассказал Дюфуру, что кто-то тогда распылил на сцене тальк, отчего и случилось несчастье). Когда Орельен был в больнице, Кортес прислал ему открытку, желая приободрить. Орельен считает, что Эстебан тогда чувствовал вину за случившееся. Антуан находит старое фото Дюфура — у того глаза разного цвета. В школе есть ученица с такой же особенностью — это Леа Ферре. Орельен вспоминает, что у него были отношения с одной из балерин, Ноэми. Она забеременела, сперва отказалась от ребенка, а потом пожалела об этом. Дюфуру в то время было не до того и он посоветовал девушке, которая уже крутила роман с Кортесом, поделиться проблемой с ним. Орельен понимает, что ему отомстила бывшая любовница. В день своей смерти Кортес сообщает Стефани Ломбар (именно под этим именем скрывается Ноэми), что собирается донести на нее. Женщина убивает директора балетной школы.


Антуан и майор едут арестовать Стефани. Леа подходит к скульптуре и говорит, что бросит балет. Из-за угла выходит все слышавшая Стефани и сообщает ей, что она ее настоящая мать. Девушка пятится прочь от женщины, появляются полицейские и арестовывают убийцу.
В участке Антуан сталкивается с Жюльет, которая пришла забрать вещи. Она и майор Пардо замолвили словечко за Флоранс, так что ее должны вернуть к работе в полиции. Верле приглашает Жюльет в кафе. Флоранс собирается уходить из своего кабинета, чтобы наконец-то поговорить с Антуаном и признаться в своих чувствах. Ее на пару минут задерживает отец – он пришел сказать, что с Коррин все кончено. От коллег капитана Флоранс узнает, что он в кафе на набережной. Зайдя туда, женщина видит целующихся Антуана и Жюльет и тут же уходит.


Наверх