"Призрак Оперы" занимает особое место в моём сердце. Он — поддержка в жизни и вдохновение в творчестве, стимул к выбору профессии и источник крупных творческих побед. Образы любимого произведения находят отражение в разных видах искусства, которыми увлекаюсь: в поэзии, прозе, миниатюрах оригами, дизайнерских моделях нарядов для кукол, коллажах, видеоклипах. Даже ставила домашнее театрализованное представление в подарок маме на День рождения.

Я верная поклонница "Призрака Оперы" с 2000 года. Всё началось с маленькой чёрно-белой картинки в учебнике английского языка. Под заголовком "Посмотрите на эти постеры театральных постановок. Какой из них привлечёт ваше внимание и вызовет желание пойти на спектакль?" в числе других была напечатана афиша с кратким описанием сюжета "романтической истории ужасов" "Призрак Оперы". С первого взгляда я почувствовала не просто интерес, а нечто необъяснимо близкое, угадала нечто большее, чем мистическую сказку. Но оказалось, что ни учитель, ни кто-либо вообще не знает о мюзикле подробнее. Компьютеров и Интернета в то время ещё не было, поэтому начался обход библиотек и музыкальных магазинов — увлекательный поиск ценных крупиц информации (роман Гастона Леру почему-то не попался; наверное, оттого что я целенаправленно искала именно мюзикл).
Наконец, в 2005 году на экраны вышла киноверсия театральной постановки. Помню, очень волновалась, понравится ли она, не разрушит ли прекрасный образ, создавшийся в воображении за пять лет; решилась пойти в кинотеатр уже в предпоследний день проката (17.02.2005, с 18:30 до 20:35). Конечно же, с первых минут все опасения исчезли. Я даже представить не могла, насколько грандиозно это произведение на самом деле: серьёзный захватывающий сюжет, чарующая музыка, проникновенные арии, яркие образы… Особенно впечатлила сильная находка режиссёра: на фоне вычурных пышных букетов для дебютантки — единственная красная роза с чёрной лентой как воплощение истинного чувства, одной трагической любви на всю жизнь.
Роман Гастона Леру раскрыл занимательные подробности, показал характеры персонажей под другим углом, помог понять всю глубину и мощь образа Призрака.
С появлением Интернета узнала романтическую историю создания мюзикла "Призрак Оперы" (действительно, подобный шедевр мог сотворить только очень неравнодушный человек), собрала внушительную коллекцию нот, фонограмм, вариантов исполнения арий, экранизаций, исторических и литературных фактов. Любовалась замечательными работами поклонников мюзикла. Познакомилась с творчеством Эндрю Ллойда Уэббера и Сары Брайтман. Выяснилось, что Э. Л. Уэббер — автор моей самой любимой песни в тот период "No Matter What".

"Призрак Оперы" определил выбор моей карьеры. Несмотря на первое, лингвистическое, образование и отличную учёбу, не смогла жить без музыки; стала обучаться академическому вокалу и актёрскому мастерству, мечтая когда-нибудь хоть чуть-чуть прикоснуться к миру любимого произведения. К сожалению, пока этого не случилось. Однако приятно, что первой учебной оперной арией была ария Зибеля из оперы Шарля Гуно "Фауст" (ведь в книге Кристина изначально пела Зибеля). Моё увлечение выручило и на сложном экзамене: творческий проект о Саре Брайтман растопил сердце сурового преподавателя и удостоился отличной оценки.

"Призрак Оперы" — неиссякаемый источник творческого вдохновения. Финальные слова мюзикла, "Не будет больше Музыки ночной!" (точнее, впервые услышанный русскоязычный вариант "Навеки смолкла Песня Темноты…"), явились причиной огромного успеха в области композиции. Меня всегда ранил смысл этих слов, несправедливое забвение музыкального гения. Поэтому в 2010 году отважилась принять участие в административном конкурсе на создание гимна города Озёрска — решила попытаться доказать, что непрофессиональный композитор может от души написать достойное произведение. На тот момент в арсенале была лишь оконченная музыкальная школа по классу фортепиано, основы теории и несколько ранних работ. Ожидая итогов, постоянно повторяла в уме девиз: "За Призрака!" Результат превзошёл все ожидания: по единогласному решению жюри музыка и текст моей песни заняли первое место среди большого количества профессиональных произведений! Под впечатлением прошла курс обучения композиции. Теперь слушаю финал мюзикла спокойнее: дело Призрака живёт.

Я обязана "Призраку Оперы" выходом на высокий уровень и в литературном творчестве. Однажды ночью смотрела по телевизору фильм 2004 года, а за окном был звездопад, и одновременно летело по три звезды. В такой романтической обстановке возникла идея рассказа "Окно судьбы", написанного на одном дыхании. Это не фанфик, а просто история о неравнодушии и вере с отсылками к фильму. В рассказ я вложила свои чувства к мюзиклу "Призрак Оперы": восхищение, любовь и глубокую печальную нежность, а также личные размышления и переживания. И этот рассказ неожиданно принёс победу во всероссийском Конкурсе среди молодых литераторов (Москва, 2013). Впоследствии, благодаря другому произведению, в тайне посвящённому Призраку, — литературному переводу текста песни Лары Фабиан "You’re Not From Here" ("Ты — иной"), я стала лауреатом Международного Форума молодых писателей России, стран СНГ и зарубежья. И рассказ, и перевод были опубликованы в книгах московского издательства. Содержание песни "Ты — иной" созвучно моим чувствам. Поэтому сейчас, наконец, во время исполнения этой песни на сцене появилась возможность — если не через арию из мюзикла, то хотя бы так — рассказать о том, что скрыто в сердце.

Не раз в жизни складывались ситуации, в которых "Призрак Оперы" просто спасал меня. Например, в 2008 году выпало счастье побывать в Париже. Пожертвовав централизованной экскурсией в Нотр-Дам де Пари, попросила гида оставить меня около Гранд Опера (16.07.2008). Провела в театре полдня, исследовала все доступные уголки с отчаянной надеждой убеждённого романтика обнаружить следы Эрика. Смирившись с тем, что поиски безрезультатны, сочинила стихотворение, записала его на листке и спрятала листок в ложе № 26 (легендарная ложа № 5 была закрыта). Стихотворение задумано как мелодекламация на музыку песни "Learn To Be Lonely" ("No One Would Listen") из фильма "Призрак Оперы" 2004 года.

Откровенность


Смотри. Посмотри на меня сейчас:
На глубь голубую распахнутых глаз,
На хрупкий и трепетный мой силуэт,
На слёзы, что выдал нечаянно свет.

Коснись. Прикоснись, как желаешь сам:
Ладонью по русым скользни волосам,
Бессильную руку сомкни со своей,
Холодные пальцы дыханьем согрей.

Почувствуй меня. Это я. Я здесь.
С открытой душой в ожиданьи чудес.
Наивна, растерянна. Нежно любя,
Мечтаю единственной стать для тебя1.

Смотри же. Смотри на меня, родной.
Коснись и доверься — мне сердце открой.
Почувствуй наш миг — дольше часа и дня…
Будь счастлив, любимый… не зная меня.
_________________________________

1 Первоначальный вариант: "Мечтаю я ангелом стать для тебя".

Наконец, скрепя сердце отправилась в обратный путь… Но не тут-то было! На улице оказалось, что местность не совпадает с картой (поскольку экскурсия не была предусмотрена, эта часть была небрежно изображена в турфирме). Вокруг — либо такие же туристы, либо истые французы, не признающие ни английский, ни немецкий языки. Вдруг я вспомнила описание местности в романе. "Ну, — думаю, — навряд ли за один век что-то сильно изменилось". И ведь нашла дорогу! Гастон Леру не подвёл. К слову, тот день был холодный и ветреный. Однако, даже зная, что придётся пробыть на улице до позднего вечера в ожидании туристического автобуса, я оделась не по погоде легко, чтобы предстать в красивом виде перед духом Призрака в Гранд Опера. Конечно, сильно простудилась, но не жалею…

Мне довелось побывать в нескольких городах, имеющих отношение к "Призраку Оперы" и биографии Гастона Леру:
— Париж. Гранд Опера и Музей Гревен (музей восковых фигур, а в нём — аттракцион "Дворец Миражей", ставший прототипом "камеры пыток" Эрика);
— Ницца (место жительства Гастона Леру с 1909 года);
— Канны (где Гастон Леру закончил бакалавриат);
— Венгрия. Будапешт (место проведения съёмок экранизаций 1989 и 1998 гг.);
— Санкт-Петербург (где у Гастона Леру родился сын);
— Нижний Новгород (этап биографии Эрика).


Париж


Ницца


Канны


Будапешт

Благодаря "Призраку Оперы", мне случалось сделать что-то особенное в жизни других людей. Отдыхая в 2010 году в Сочи, увидела афишу концерта молодого иллюзиониста. Один из номеров был заявлен по мотивам мюзикла. Купила для артиста большой букет белых роз (красных не было). Концерт вёл преподаватель этого иллюзиониста. Когда после вышеупомянутого красивого номера я подарила смутившемуся "Призраку" цветы, преподаватель, улыбаясь, обратился к ученику: "Ничего себе! Это всего лишь дебют, а тебе уже дарят цветы — твой первый букет в карьере. Значит, далеко пойдёшь!"

"Призрак Оперы" постоянно входил в мою жизнь во многих обличиях, но самая главная, заветная мечта — увидеть мюзикл на сцене, вживую, — казалась неисполнимой. Честно говоря, я даже не надеялась на то, что его когда-нибудь поставят в России. Как бы то ни было, часто фантазировала на эту тему, думала, насколько чуткая душа и огромное сердце должны быть у человека, исполняющего заглавную роль, у того, кто способен понять, воплотить и одухотворить этот сложный образ. Воображала разные сюжеты, в которых оказывалась на сцене среди неравнодушных людей, единомышленников, глубоко чувствующих и ценящих произведение.
Ведь "Призрак Оперы" буквально помогает мне жить и не сдаваться. Его идея направлена против ксенофобии в любом проявлении; здесь ярко показано, как человек становится изгоем из-за незначительной мелочи, непонятной здравому уму. К сожалению, подобное довелось испытать. Да, я хорошо понимаю Призрака и, признаюсь, во многом считаю его своим литературным альтер-эго — конечно, за исключением криминальной стороны образа. Никто в окружении не разделяет мою страсть к мюзиклам, а романтичность высмеивается, поэтому всегда надеялась через общий интерес к "Призраку Оперы" обрести поддержку и найти друзей.
На эту тему я написала стихотворение, в котором происходит слияние личных размышлений и мотивов экранизации 2004 года. Здесь идёт речь о необъяснимой и непроницаемой душевной глухоте, о невнимании к чувствам ближнего и непонимании того, что нечто субъективно маловажное может быть ценным для него; о невозможности открыть свой внутренний мир и оказаться услышанным. Стихотворение построено на игре значений и звучаний слов. Безнадёжнее, чем глухость ("тишина без проявления жизни"), гуще, чем тишь ("отсутствие звуков, шума; тишина"). ГЛУхость + тиШЬ = глушь.

Глушь


Словно фальшивая тушь,
Вкруг растекается глушь.
Глушь утопает в висках,
Сушь шелестит на губах.
Тщетность плетёт пелену,
Сердце лелеет в плену.
Тихо сочится из стен
Неосязаемый тлен.

Это не страх и не боль.
Это — щемящая роль:
Внешне — смеются уста,
А на душе — пустота.
Скорбь бессловесно саднит.
Терпкая горечь обид
Исподволь гасит мой взгляд…
Неиссякаемый яд.

Что, в заурядности честь?..
Что ж, я такая как есть.
Я хочу жить, верить, сметь!
Я — … И опять онеметь.
Глухость… За что? Почему?
Непостижимо уму.
Крик умирает в ночи.
Глушь сладко шепчет: "Молчи".

Здесь омрачается свет.
Здесь понимания нет.
И из издрогшей руки
Грустно летят лепестки.
Сад изваяний застыл
Там, где кончается смысл.
Там, где бездушие душ,
Сонно сгущается глушь.

Маску скорей уничтожь!
Видишь — уснула вся ложь.
Горе полночной тиши
Молвию слёз опиши.
Пусть и слова исказишь:
Скажешь, что "глушь" — это тишь.
Чёрствые правила — чушь.
Это не тишь, это — ГЛУШЬ.

И вот в 2015 году мечта исполнилась. Я дважды посетила российскую постановку мюзикла "Призрак Оперы" Эндрю Ллойда Уэббера (24.10.2015 и 17.01.2016) и видела двух исполнителей заглавной роли — Дмитрия Ермака и Ивана Ожогина. Оба спектакля по-своему идеальны и незабвенны. Конечно, были моменты (исполнительские и постановочные), которые я представляла несколько по-другому. Но они совсем не важны в сравнении с общим впечатлением. И я благодарна всем создателям, постановщикам и участникам мюзикла, подарившим это чудо российским зрителям, за их вдохновенность, мастерство и огромный труд.
Кроме того мне посчастливилось побывать на экскурсии за кулисы мюзикла (24 октября) и даже — бесценный подарок — встретиться с Призраком (Иваном Ожогиным в полном образе) прямо на сцене театра МДМ сразу после окончания мюзикла (17 января, в честь 500-го спектакля в Москве).
Обоим артистам, и Дмитрию, и Ивану, я приготовила много подарков — своих разножанровых произведений (композиции миниатюр оригами, куклу в авторском фантазийном наряде, книжку с рассказом и стихотворения). А сама наконец-то приобрела осязаемые тематические вещи (не те, что существуют только на экране компьютера). Скупила в театре сувениры всех видов, какие были в наличии. Позже поняла, что денег даже на еду в неблизком пути домой не осталось; но духовная пища придала сил.
С посещением мюзикла 17 января связана интересная история. Я и не предполагала увидеть спектакль дважды, но представился счастливый случай. После того как все зрители ушли, мы — несколько человек, которым выпал шанс встретиться с артистами в честь 500-го спектакля, — остались в фойе по просьбе организаторов ждать плакаты с автографами исполнителей главных ролей (изначально заготовленные для зрителей плакаты закончились). Здание театра я покинула чуть позже остальных и долго стояла перед входом. Хотелось — уже точно в последний раз — ещё немного побыть там, куда стремилась 16 лет.
Возвращалась на Павелецкий вокзал после 11 часов вечера. Вместе со мной на станции метро вышли всего несколько человек и быстро скрылись из виду. А я не торопилась. Медленно брела с отрешённым взглядом. И столько всего было на сердце… Оказавшись в длинном переходе, с удивлением обнаружила, что там никого нет (не раз приезжала в Москву, но подобного не случалось). Вдруг за спиной послышалась красивая музыка. Я оглянулась. В начале коридора стоял скрипач и играл нежную мелодию, исполненную светлой печали (задумавшись, сразу его не заметила). Мне ярко вспомнилась финальная сцена из фильма "Призрак Оперы" 1989 года и саундтрек "Your Eyes See But My Shadow". Происходящее было настолько сильно… Поздний вечер. Длинный пустынный коридор. Одинокий незнакомец-скрипач. И я, возвращающаяся из театра после первой и единственной короткой встречи с самим Призраком. Я остановилась и слушала, а музыкант играл… Гениальный финальный аккорд встречи с мечтой.

В конце расскажу об одной своей давней традиции, связанной с мюзиклом "Призрак Оперы" Э. Л. Уэббера. Узнав дату его премьеры, 9 октября 1986 года, стала ежегодно в этот вечер (точнее, у нас — в эту ночь) петь арию из мюзикла. Сначала — заглавную; когда услышала остальные — свою любимую "The Point of No Return" и иногда другие, лирические. Но однажды я была на концерте певицы и автора-исполнителя Натальи Громовой и купила её диск, увидев, что на нём есть ария "The Phantom of the Opera". Ария записана под номером 13, а последний бонусный 16-й трек — авторская песня "Я молюсь за тебя" (на концерте она не исполнялась). Слушая эту душевную песню, я вспомнила сцену "Angel of Music" из экранизации 2004 года. Не знаю, кому на самом деле посвящено произведение, но для меня оно — молитва об Эрике. Отныне поздним вечером 9 октября я зажигаю свечу, ставлю диск и тихо пою светлую песню-молитву.

Наталья Громова - Я молюсь за тебя

Наверх