Оригинал здесь
Все фотографии, приведенные здесь, взяты из оригинальной статьи.

ПРАДЕДУШКА-ПРИЗРАК,
КАКИМ ЕГО ЗНАЕТ РОН ЧЕЙНИ

Помнишь ли ты, когда первый раз увидел Призрака Оперы в исполнении своего прадеда?

На самом деле, нет. Помню фотографии из нашего архива, какие-то обрывки по телевизору, помню сцену снятия маски… Всегда пугался этой сцены. Но вот тот момент, который мне запомнился, - когда мой приятель устроил в Конектикуте ретроспективу фильмов, и картинку сопровождал живой оркестр. А потом было празднование столетия со дня рождения Лона в 1983. Форри Акерман представлял свою книгу "Лон с тысячей лиц". Потом я продюсировал собственное шоу на Международном кинофестивале в Палм-Спринг. Мы показали там фильм 1925 года, а не обновленную версию 29-го. Мне удалось восстановить оригинальную партитуру, и при показе живой оркестр исполнял музыку, написанную для фильма. А потом, в 97-ом, выпустили марку с изображением Лона. На самом деле фото Лона уже было на марке – в 94-ом ему выпала такая честь, и очень редко когда чье-то изображение появляется на марках дважды. Но мы устроили целую кампанию, и экспертная комиссия сдалась. В конце концов, Лон Чейни был самым оригинальным из всех киношных монстров, и Призрак Оперы – идеальное тому доказательство. Если и не в качестве монстра, то уж как беспрецедентный пример грима.


Ну и где тут у нас пикничок?!



Многие его персонажи – люди, которых не принимает общество, которых называют чудовищами, хотя на самом деле они другие. Я думаю, все персонажи, которых он играл, заставляли людей сострадать им. Особенно Призраку.

Точно. Вне всякого сомнения. Кроме того, все последующие экранные воплощения Призрака рассматриваются через призму игры Лона. И всегда так будет – потому что он был первым и неповторимым. Он играл книжного персонажа и сделал его незабываемым во всей истории кинематографа.

А как вам нравится мюзикл?

Господи, да я его обожаю! Это необыкновенное явление! Я был на премьере в Лос-Анджелесе. Призрака играл Майкл Кроуфорд. Я прошел за кулисы, чтобы познакомиться с ним. И вот я ему представляюсь – а вокруг него суетятся гримеры. А он смотрит на меня, жмет руку и говорит: "Да я столько времени провел, изучая игру вашего деда, пока готовился к этой роли! Я надеюсь, мне удалось воздать ему должное за все, что он сделал". Такие важные для меня слова!..

А ваш дед, Лон Чейни-младший, и сам игравший в фильмах (кто не знает его Оборотня!), рассказывал вам о Чейни-старшем?

Рассказывал – и множество историй. Одну я особенно люблю. У Лона был всегда такой примечательный грим, что многие даже и не знали, как он выглядит на самом деле. А сам он любил наблюдать за людьми, искать новые образы. А в то время как раз закончилась Первая Мировая, и на улицах было много солдат – всевозможно искалеченных во время боевых действий. И вот однажды, гуляя в порту, Лон заметил, что за ним наблюдает компания калек. У одного не было ноги, у другого руки, у кого-то вообще чуть ли не полголовы снесло снарядом. И вот эта компания начинает за ним идти. Он прибавил ходу – те не отстают. Он немного даже испугался, пошел быстрее, в конце концов, добрался до дома. Раздается стук в дверь – на пороге все те же калеки. Оказывается, каким-то чудом они узнали его и пришли сказать, что они очень ему благодарны за то, что все его персонажи так на них похожи. И люди смотрят на убогих и калек на экране, сопереживают им и в жизни начинают более терпимо к ним относиться. Калеки дали Лону прозвище "Король Безобразных", и он всегда с большой теплотой относился к этому прозвищу.


Лаборатория на дому



Какая история! Его грим, кстати, уже стал почти культовым. Как он его делал?

Ну, свой грим Лон сначала пробовал дома. Он доводил его до совершенства, проверял, как он смотрится при разном освещении, насколько натурально все выглядит. И только когда результаты становились удовлетворительными, Лон шел на студию. Он никогда не допускал, чтобы из-за него производство фильма приостанавливалось. А грим Призрака Оперы было довольно болезненно накладывать. Лон экспериментировал над собой – и эксперименты шли с переменным успехом (смеется).

Он был мучеником от искусства, м?

Ходят слухи, что он был чуть ли не мазохистом, но все это очень далеко от истины. Просто, чтобы получить желаемый результат, иногда приходилось терпеть боль.

Даже представить себе не могу, что бы я чувствовал, окажись лицом к лицу с Лоном в костюме и гриме. Какового это вообще – быть рядом с ним, видеть его, так сказать, в цвете? Каково это, когда твой партнер по площадке – Лон Чейни?

Я читал воспоминания людей, которые с ним работали. Во время съемок "Призрака Оперы" у него, кстати, были некоторые трения с режиссером. А в других фильмах он и сам иногда выступал как режиссер. Он взял себе за правило до начала съемок читать книги, по которым ставился фильм. Так он прочитал роман Гастона Леру и долго размышлял над персонажем, как он должен выглядеть. Он всегда стремился показать персонаж таким, каким его рисовал автор.

Я слышал, что Лон кое-какие эпизоды в "Призраке Оперы" ставил сам. И правда – смотришь фильм, и кадры, где появляется Призрак, разительно отличаются от остальных сцен, настолько они превосходно выполнены.

Он не очень ладил с Рупертом Джулианом. Скорее всего, потому что в то время у него заболел отец, а съемки требовали большой отдачи, и он метался между больным отцом и съемочной площадкой. Вот и возник конфликт, тем более, что Лон очень требовательно относился к своей работе. Я знаю, что, например, с режиссером Тодом Браунингом у Лона были чудесные отношения. Они работали вместе в нескольких фильмах, и Тод всегда полагался на Лона, на его идеи по поводу персонажа и по поводу того, как надо снять те или иные сцены.


Рон Чейни в гриме Призрака Оперы

Предположим, что я никогда не видел "Призрака Оперы" с Лоном Чейни. Какую версию мне надо смотреть?

Большинство людей видели версию 1929 года – специально для нее пересняли некоторые сцены, добавили диалоги, новую музыку. Впрочем, ни одну сцену с Лоном не поменяли. Зрители выбирают версию 29 года, потому что изображение в ней более хорошего качества. Хотя все эти переделки вносят некий сумбур в восприятие, теряется логика повествования. Смотришь версию 29 года и пытаешься угадать, а в чем, собственно, дело. Так что если смотреть, то смотреть, конечно, фильм 1925 года.

Твой дед оставил потрясающее наследие. Спасибо тебе большое, что ты заботишься о том, чтобы сохранить его.

Спасибо за добрые слова. Я и правда делаю все, что в моих силах, чтобы сохранить наследие Лона Чейни. Я хочу, чтобы и будущие поколения не забывали его. Мы показывали "Призрака Оперы" и перед тинейджерами. И ты знаешь – эффект был потрясающий. И в наше время подростки с замиранием сердца следят за происходящим на экране. Это не может не радовать.


Перевод (c купюрами): Елена ди Венериа.



На верх страницы