Название: "The Phantoms Apprentice"
Автор: Хизер Уэбб (Heather Webb)

Издательство: "Sonnet Press"
Дата выхода: 7 января 2018 г.
Язык: английский
Формат: мягкая обложка, 358 стр.
ISBN: 9780999628508

Нажмите на обложки, чтобы посмотреть в увеличенном размере.



Хизер Уэбб

Хизер Уэбб с мужем и детьми, а также домашним питомцем – кроликом – живет в регионе Новая Англия. Она издала уже несколько книг в историческом антураже, а также стала автором эссе, которое, наряду с множеством других, было включено в книгу о том, как, собственно, писать и издавать книги.

Сразу скажу, я получила большое удовольствие от чтения – и даже рекомендую и вам обратить на нее внимание.

Впрочем, не все в сюжете и персонажах понравилось мне безоговорочно. А что-то не понравилось совсем.

Это одна из тех немногих книг-фанфиков о Призраке Оперы, написанная очень хорошо, грамотно и, к тому же, аккуратно сверстанная. Здесь персонажи говорят на правильном английском, без жаргонизмов и современных вольностей. Раздражает, конечно, вкрапление французских слов – но к этому можно привыкнуть, поскольку остальная речь персонажей довольно аккуратно соответствует эпохе.

Среди персонажей нашлось место для двух оригинальных – это профессор, пытающийся доказать, что призраков не существует, и служанка в доме у мадам Валериус. Они оба получились интересными и живыми. В книгу Уэбб из романа Леру перекочевала сама мадам Валериус – и Перс, которого мы так и не увидим в действии, но он попал раз или два в поле зрения.

Интересным персонажем оказалась итальянская дива Карлотта. Ей отведена роль отрицательного персонажа, но я бы сказала – это интересный отрицательный персонаж.

Уэбб дает свою интерпретацию событий, смешав книгу и мюзикл. Действие ведется от первого лица – репортером выступает Кристина. Ее роль в повествовании значительно расширена. Я бы даже сказала – практически полностью переделана. В книге Уэбб мы видим Кристину – сильную личность, которая отвечает сама за себя, делает, что хочет, занимается, чем хочет, во второй половине книги начинает и говорить, что хочет.

Еще в предисловии Уэбб пишет, что хотела сделать Кристину феминисткой. Все это восхитительно, конечно, но, во-первых, эта героиня в корне отличается от оригинальной Кристины, какой ее выписал Леру. А во-вторых, поведение новой Кристины не оправдано психологически. При том воспитании, окружении и образе жизни, что вела героиня до 19 лет (когда мы впервые ее встречаем) – она попросту не смогла бы обрести такие черты характера, которые принялась демонстрировать.

Еще один момент, который мне не понравился совершенно. Кристина в этой книге увлечена фокусами – хобби странное для того времени, но имеющее право на существование. Кроме одного момента. Кристина самоучка. Конечно, чему-то обучила ее мама, и это та еще история, фокусник однажды показал ей какой-то карточный фокус… и все. И дальше автор пишет, что Кристина-де очень любила всякие механизмы, замки и т. п.

…Эта новая Кристина, если уж говорить честно, мне не понравилась. При том, что задумка – показать сильную духом молодую женщину, которая борется за свою независимость, за право голоса и право быть той, кем она хочет, - эта задумка прекрасна сама по себе. Просто до конца не вытянута.


Осторожно, спойлеры!



Итак, мы встречаем Кристину – компаньонку и воспитанницу мадам Валериус. Она рано потеряла мать, а отца – всего пару лет назад. Он учил ее музыке, сам был отличным скрипачом и хотел, чтобы она сделала карьеру певицы. Кристина хорошо поет, но ее страсть – это фокусы и иллюзии, что папа крайне не одобрял.

Однако он решил сделать ей подарок – и повел на представление приезжего иллюзиониста. В павильоне внезапно начался пожар, было много жертв, в том числе погибла ассистентка фокусника – и сам папа Дааэ.

Однажды мадам Валериус устраивает праздник, на который зовет дам с сыновьями – старушка решила устроить Кристине дебют и, если повезет, выдать замуж, а то что она, бедняжка, непристроенная в жизни. На вечере Кристина знакомится с профессором Делакруа, который занимается вопросами спиритуализма и хочет доказать, что привидений не бывает.

Он дружил с мужем мадам Валериус и теперь поддерживает протеже мадам Валериус, Кристину, в ее желании стать хористкой в Опере. Собственно, желание небольшое, но у мадам осталось мало денег (вот тут непонятный момент, потому что позднее по тексту выясняется, что у нее в Париже есть брат – почему тот не взял сестру, старушку, да еще и неходячего инвалида, на свое попечение…). И Кристина решает зарабатывать самостоятельно.

Ее берут в хор. На первой же репетиции хормейстер отзывает Кристину в сторону и, вместо того, чтобы отругать, что ее голос не вписывается в хор, говорит, что, напротив, голос слишком хорош для хора – это голос будущей примы. И на радостях назначает Кристину в дублерши Карлотте.

Карлотта не слишком восторженно это воспринимает, но в целом – на первый взгляд это неплохая женщина, только не в меру эксцентричная. Она даже зовет Кристину с собой на какую-то вечеринку.

Тем временем профессор Делакруа встречается с Кристиной и говорит, что, мол, в Опере завелось привидение – ходят такие слухи. И он, профессор, просит Кристину быть его глазами и ушами в театре. Ему-де очень хочется доказать, что это не настоящий дух, а просто чье-то хулиганство. Кристина соглашается.

А однажды вечером в коридоре к ней пристает машинист сцены. И Кристина впервые слышит голос, который пугает машиниста, а Кристине говорит, чтобы она бежала домой и не боялась ничего. Позднее выясняется, что машиниста звали Жозеф Буке.

Кристина сообщает о голосе Делакруа. Но не сообщает о том, что голос позвал ее снова – уже чтобы давать уроки пения.

Тем временем события посыпались со страшной быстротой. Карлотта привела Кристину на свою вечеринку, там Кристина увидела друга детства, Рауля, с которым дружила и которому старик Дааэ давал уроки игры на скрипке. Во время одной из своих прогулок по театру – она выискивала всякие тайные проходы – она встретила опять Буке, и опять ее спас Призрак. Позднее открылось, что Буке умер. Кристина приятельствует с Мег, чья мать, как оказалось, носит записки от Призрака директорам.

Призрак хочет, чтобы Кристина пела Маргариту вместо Карлотты. И такая возможность появляется. Кристина имеет большой успех.

Рауль возобновляет свое знакомство с Кристиной, посылает ей букеты. С другой стороны Ангел Музыки, он же Призрак Оперы, требует от Кристины, чтобы она не дружила с Раулем, «а то хуже будет». И Кристина вместе с мадам Валериус едет в Перрос – проветриться, подумать…

Туда же за ней едет Рауль, они почти объяняются, но не до конца. Кристина вечером идет навестить могилу своего отца, а потом оказывается, что Рауль пошел за ней, и на кладбище на него чуть ли не напал Призрак, во всяком случае, постарался напугать. К удивлению Кристины в Перрос также приезжает Делакруа, который, казалось бы, вообще там не должен был оказаться.

Кристина возвращается в Париж. Во время одного из представлений, где Карлотта пела Маргариту, она «дала петуха», а Призрак еще и обрушил люстру. А потом появился перед Кристиной и вывел ее воздухом подышать на улицу.

Вот тут становится понятно, что, во-первых, это не «наш мальчик», то есть, во-первых, не персонаж из романа Леру (хотя где-то там мельком он упоминает, что был в Персии, и мимокрокодил Перс тоже оттуда, но для сюжета это не играет вообще никакой роли). Во-вторых, это и на мюзикловый вариант мало похоже. А маска у него вообще на левой стороне лица.

Ну, и в-третьих, этот Призрак ни разу не герой Кристининого романа. Он натуральный псих, к тому же убийца (см. Буке и жертва падения люстры). Он одурманивает Кристину эфиром и утаскивает в свое логово под Оперой.

Она приходит в себя, переодетая, в спальне, с закрытой дверью. Призрак, он же Эрик, ведет себя в рамках приличия, но мы видим, что он реально неадекват. Кристина тоже это видит и пытается найти способ убежать. В какой-то момент она находит чертежи театра, которые рисовал сам Эрик, и перерисовывает кое-что. Эрик показывает ей свое творение – «Триумф Дон Жуана», он собирается подкинуть оперу директорам, «этим дуракам, которые управляют моим театром», как он выразился (а мы вспоминаем тут либретто). Кристина очарована музыкой и под ее воздействием срывает маску. Под ней страшные шрамы от ожогов. И тут на нее снисходит озарение – Эрик был тем самым иллюзионистом, на чье представление она пошла тогда с отцом. То есть в пожаре, в котором погиб старик Дааэ, пострадал и Эрик.

Эрик имеет в планах жениться на Кристине, а вот Кристина не чувствует к нему ничего, кроме жалости, но благоразумно не озвучивает это, потому что мало ли, как поведет себя псих.

Кристина просит Эрика научить ее трюкам. И он берется за обучение. Потом все-таки отводит на поверхность и берет слово, что она не будет встречаться с Раулем и сыграет главную роль в его опере.

Кристина все-таки встречается с Раулем, и они объясняются. Рауль делает ей предложение. Радостная, она готовится к балу-маскараду в Опере. А на балу они, как и в романе Леру, отправляются на крышу, чтобы поворковать. Впрочем, радость их не продлилась долго, потому что как только они спустились с крыши, Рауля поймала Карлотта и при Кристине сообщила, что беременна и ждет, когда Рауль на ней женится.

Кристина в шоке. А тут еще посреди толпы появляется сам Призрак – в костюме Красной Смерти, как полагается, и открыто начинает всех оргнизовывать на постановку своей оперы. Этот момент мне показался наименее правдоподобным из всех. Ну, кроме Кристины, самоучкой освоившей сложные фокусы.

Масла в огонь подливает Делакруа, обнаруживший свою сущность. Это он поджег павильон, в котором работал Эрик-фокусник, то есть Делакруа косвенно виноват в смерти папаши Дааэ и ассистентки Эрика. А все почему? Потому что у Делакруа рано умерла мать, а отец верил в спиритуализм и считал, что может говорить с духом своей жены. А на одном из представлений Эрика тот внушил несчастному вдовцу, что жена его ждет, и тот покончил с собой, оставив Делакруа сиротой. С той поры Делакруа разыскивал Эрика, чтобы поквитаться. А то, что в тот момент Кристина пришла на представление, - чистой воды случайность.

Делакруа потом приходит к Кристине и шантажирует ее – она должна достать бумаги Эрика, его записки про фокусы, иначе Делакруа что-нибудь сделает с мадам Валериус.

Кристина бежит к Эрику – и видит, как он застрелил невинного человека вообще ни за что. Так погибла мадам Жири.

Кристина бежит к Раулю домой, единственному человеку, который ей может помочь. Рауль объясняет, что ничего у него с Карлоттой не было, да, они как-то встретились, в тот вечер Рауль сильно напился (был печальный повод), Карлотта пыталсь затащить его в постель, но он устоял. Но Кристина (вот тут хотелось треснуть ее по башке) сказала, что ребенок ни при чем – и даже если Рауль не отец, он обязан жениться.

Но, слава богу, позже Кристина придумала, как заставить Карлотту оставить Рауля в покое. И вообще Кристина соорудила грандиозный план, как и Делакруа на место поставить, и от Эрика сбежать, и за Рауля выйти замуж.

Карлотте она просто сказала, что один раз выйдет на сцену в опере Призрака – и уедет из Парижа на веки вечные, и вся публика снова будет Карлоттина. Та согласилась, тем более, что вообще не была беременна.

Во время представления публика с восторгом слушала и смотрела, и Эрика самолично вышел на сцену, как и собирался. В назначенное Кристиной время появилась полиция, которую Рауль правильно организовал. Полиция схватила Эрика, правда, тот быстро освободился из наручников, но его опять схватили и увели.

Осталось решить вопрос с Делакруа – и Кристина пошла его разыскивать. Он оказался в подземном доме Призрака. Кристина его застала в тот момент, когда он застрелил Перса. Вот так оказался слит персонаж, вообще никаким боком в сюжете не участвовавший.

В общем, так получилось, что Делакруа погиб в пожаре, а Кристина выбралась не без помощи, судя по всему, духа собственного отца (такой вот своеобразный ответ на тему спиритуализма).

В эпилоге мы видим ее, триумфально выступающую в Америке. Рауль ей хлопает из зала. В последнем абзаце Кристина замечает нечто, некую тень в зале. И на этом жирном намеке книга завершается.

Синопсис © Елена ди Венериа

Наверх