Авторы-разработчики: Бруно Катала (Bruno Cathala) и Людовик Моблан (Ludovic Maublanc)
Художник: Жан-Мари Мингез (Jean-Marie Minguez)
Год выпуска: 2013 г.
Страна: Франция
Издатель: "Hurrican Games"
Система игры: Mr. Jack
Количество игроков: два
Возраст: от 9 лет
Продолжительность игры: около 30 минут
Языки: французский, английский, голландский
Жанр: детектив, тайна, решение загадок
Категория: дедукция
Ла Карлотта, знаменитая оперная певица, репетирует, готовясь к следующему выступлению. Но с каждым днём
её всё больше и больше пугает серия странных событий: люстра падает и едва её не убивает, из ниоткуда
звучат странные голоса, сами собой захлопываются двери... Всё ясно: в этом месте поселился призрак!
Для неё не может быть и речи, чтобы оставаться в Париже при таких условиях. Поэтому данная загадка
должна быть решена как можно скорее, ибо Карлотта угрожает покинуть Париж, чтобы выступать в Ла Скала
в Милане! Дело очень срочное, вся Франция в панике... Первым этапом расследования стало определение
восьми подозреваемых. У каждого из них есть веские причины желать, чтобы Карлотта ушла...
Сможешь ли ты разоблачить преступника вовремя? Из описания игры.
"Le Fantôme de l'Opéra" ("Призрак Оперы") — настольная игра, разработанная в 2013 году французскими
гейм-дизайнерами Бруно Катала и Людовиком Мобланом для швейцарской компании
"Hurrican Games". Эта команда уже создала несколько очень популярных настольных игр, в числе которых
"Мистер Джек" — "Mr. Jack" (включая массу разновидностей этой игры: "Mr Jack New York", "Mr Jack Pocket" и т. д.),
"Cleopatra and the Society of Architects", "Dice Town: The Indians" и многие другие.
Игра "Призрак Оперы" была вдохновлена романом Гастона Леру, она также базируется на игровой системе "Mr. Jack",
то есть играть в неё предстоит двум игрокам, из которых один будет преступником, другой — сыщиком, который должен его
разоблачить. В "Призраке Оперы" цель Призрака — изгнать из театра примадонну Карлотту, цель Следователя — найти среди
персонажей Призрака прежде, чем тот успеет осуществить свои замыслы.
Сперва давайте внимательно рассмотрим, что же представляет собой данная игра.
Набор включает в себя:
— правила игры
— игровое поле
— деревянные фишки персонажей (8 шт.)
— карточки персонажей (8 шт.)
— доп. картонные фишки (Карлотта, замóк и "погашение света")
— карточки-"алиби" (11 шт.)
— двухсторонняя карта для текущего раунда
Картинки из частной коллекции администрации сайта. Пожалуйста, не копируйте без разрешения!
Нажмите на картинки, чтобы посмотреть в увеличенном размере.
Правила игры
Буклет с правилами игры (формат А4, 24 страницы) содержит подробную информацию на трёх языках: французском,
английском и голландском. Правила тщательно проработаны и требуют вдумчивого изучения — по крайней мере, минуты
две-три им уделить придётся обязательно. Любопытно, что игра предусматривает возможность выравнивания шансов у игроков
(например, если играет взрослый против ребёнка или опытный игрок против новичка).
Чуть подробнее об игре мы расскажем ниже.
Представляет собой плотный картон размером 53 х 41 см с нарисованным зданием Гранд Опера в разрезе. В здании мы видим
10 комнат, соединённых между собой открытыми переходами и потайными ходами (последние обозначены розовым). В правилах
чётко оговаривается, кто из персонажей может, а кто не может пользоваться теми или иными ходами.
Синие прямоугольники внизу — это поля, по которым Карлотта идёт к "выходу" (в правилах также оговаривается, сколько
"шагов" она делает за каждый раунд в том или ином случае). Если Карлотта достигнет крайнего правого поля до того,
как Следователь разоблачит Призрака, то победа остаётся за Призраком, а Карлотта покинет Париж и отправится радовать
своим творчеством Ла Скала.
Фишки персонажей
Восемь разноцветных фишек вырезаны из дерева, с обеих сторон наклеены изображения персонажей. Именно их и будут передвигать
по полю игроки, переводя персонажей из одной комнаты в другую. Если фишка повёрнута яркой стороной вверх,
то персонаж всё ещё является подозреваемым, если бледной — то он уже доказал свою невиновность. К слову о персонажах.
В этой игре восемь основных подозреваемых:
— Кристина Дааэ
— Рауль де Шаньи
— месье Ришар
— месье Моншармен
— Мег Жири
— Мадам Жири
— Жозеф Бюке
— Перс
Как вы уже поняли, отдельного Призрака как такового (то есть того, кого все мы знаем под именем Эрик) среди
персонажей нет, Призраком по сюжету игры является кто-то из этой восьмёрки. В правилах игры даётся описание
каждого персонажа и указан возможный мотив для запугивания Карлотты.
Карточки персонажей
Восемь карточек из плотного картона, на каждой изображён один из персонажей, а иконки внизу показывают
специальные возможности, присущие этому персонажу (например, мадам Жири перемещает картонную фишку
с замком, который запирает какой-либо из коридоров между двумя комнатами, и т. д.) и указывают, в какой именно момент
надо активировать эти возможности (до, после или во время перемещения персонажа). Рубашка этих карточек -
зелёного цвета, с изображением центральной лестницы Гранд Опера.
Дополнительные фишки
Три двухсторонние фишки из плотного картона:
— Карлотта (на протяжении 8 раундов она будет перемещаться по синим квадратам в низу поля по направлению к выходу);
— замóк (этой фишкой мадам Жири блокирует переходы между соседними комнатами);
— "выключение света" (наличие этой фишки в комнате "выключает" там свет, благодаря этому обстоятельству
Следователь в том числе может отделить подозреваемых от невиновных, ибо одно из условий выявления Призрака — как
раз отсутствие света в комнате).
Карточки-"алиби"
Это 11 карт, свидетельствующих о невиновности персонажа. Вернее, восемь из них свидетельствуют о невиновности
(по карте на каждого персонажа), а три одинаковых карты принадлежат Призраку. В начале игры тот игрок, который играет за Призрака,
убирает из стопки одну из карт (таким образом персонаж, лишившийся алиби, и будет Призраком в течение этой игры).
Следователь изредка получает возможность увидеть чьё-либо "алиби" (такую возможность даёт активация персонажа
Рауля де Шаньи)
и исключить увиденного персонажа из списка подозреваемых. Остальных же приходится вычислять с помощью дедукции.
Двухсторонняя карта текущего раунда
Эта карта показывает, кто из игроков — Призрак или Следователь — активирует персонажей в текущем раунде,
а также содержит схематическое изображение порядка действий, которые должен совершить игрок в этом раунде.
Кратко о самой игре
Итак, игроки раскладывают фишки и карты в соответствии с правилами, Призрак убирает одну из карт-"алиби",
выбирая тем самым персонажа, который и будет Призраком, — и игроки начинают битву. Они по очереди активируют
персонажей и задействуют их способности, перемещают фишки персонажей по 10 комнатам Оперы, при этом цель Следователя —
определить невиновных (ключом к этому является взаимное расположение персонажей: находятся ли они в комнате группой
или поодиночке, а также находятся ли они в тёмной или освещённой комнате — иначе говоря, может ли Призрак
без помех и без свидетелей устроить очередной несчастный случай), а цель Призрака —
помешать Следователю раскрыть его личность до того, как Карлотта покинет Оперу.
Чем больше подозреваемых остаётся на доске к
концу каждого хода, тем быстрее Карлотта покинет театр. Если же Призрак получает возможность устроить очередной
инцидент (иначе говоря, если его персонаж к концу хода остался в тёмной комнате или без свидетелей), Карлотта бежит
к выходу ещё быстрее.
В игре множество нюансов, позволяющих по-разному варьировать происходящими событиями, мешая оппоненту добиться своей цели,
благодаря чему играть в неё интересно как детям, так и взрослым.
В августе 2013 года эта игра была представлена Бруно Каталой в Индианаполисе (США) на ежегодном игровом конвенте
"Gen Con". На нижеследующем видео вы можете увидеть, как Бруно рассказывает об игре ведущему конвента Адаму Кансмиллеру
(Adam Kunsemiller), объясняя суть и правила игры. Заодно получите наглядное представление о том,
как всё это выглядит.