ПРИЗРАК ОПЕРЫ
The Phantom of the Opera
1989 г.
Эпиграф к фильму:
"Молитесь за тех, кто душу свою бессмертную отдал Сатане... Ибо
каждый из них осужден снова переживать свою проклятую жизнь... вечно
на все времена".
Святой Иоанн Витий Руанский, написано в день его казни 7 марта
1544 года.
Слоганы этого фильма
The final curtain is about to drop. (Вот-вот падет финальный занавес)
Only love and music are forever. (Только любовь и музыка вечны)
Robert Englund Was "Freddy." Now he's the... Phantom of the Opera! An all new nightmare!
(Роберт Энглунд был Фредди. Теперь он... Призрак Оперы. Совершенно новый кошмар!)
Интересные цитаты и реминисценции
Интересные ошибки и неточности
Грим и спецэффекты
Сиквел: слухи и факты
Начало обзора
ИНТЕРЕСНЫЕ ЦИТАТЫ И РЕМИНИСЦЕНЦИИ
• Св. Иоанн Витий, слова которого приводятся в эпиграфе, скорее всего, выдуман сценаристами. Во всяком случае, пока нигде не найдена информация
о его существовании. Более или менее под него подходит Святой Вит, христианский святой, правда, по преданию он был родом с Сицилии и убит в 303 году.
Упоминание в приписывающемся ему изречении Руана можно счесть реверансом
в сторону романа Леру, в котором автор упоминает этот город в качестве места рождения своего героя.
• Действие фильма происходит в Лондоне, тогда как в книге - в Париже. Режиссер совместно с Энглундом намеренно перенесли
действие фильма, чтобы отдать дань британской киностудии "Hammer Film", на которой, кстати, снимался в 1962 году и
"Призрак Оперы" Теренса Фишера, а также постараться возродить атмосферу тех лет и тех фильмов.
Кроме того, вспомним, что во время событий романа - в 1880-е годы - в Лондоне орудовал маньяк Джек-Потрошитель. Который, кстати, как и книжный Эрик,
писал свои письма в лондонскую полицию красными чернилами.
• Театр имени Йожефа Катоны уже был декорациями к фильму о Призраке Оперы - в 1983 году в нем снимался
фильм режиссера Роберта Марковитца. Из той команды в фильм Литтла перешли
художник Тивадар Берталан (Tivadar Bertalan) и
оперный актер и режиссер Андраш Мико (Andras Miko): первый в обоих фильмах был художником-постановщиком, а второй в фильме
Роберта Марковитца был актером, игравшим роль Балаша, а в фильме Литтла - постановщиком оперных сцен.
• Фильм снимался в декорациях к "Mack the Knife" (1989), римейку "Трехгрошовой оперы" Бертольда Брехта и Курта Вайля. Менахем Голан, выступавший в
качестве продюсера в фильме о Призраке, был в "Маке-Ноже" режиссером.
• В оригинальном романе главная героиня - Кристина - шведка, она спрашивает у Эрика, не намекает ли его имя на скандинавское происхождение.
Актриса Джилл Скёлен, игравшая Кристину у Литтла, как раз имеет скандинавские корни. А Роберт Энглунд - швед.
• В начале фильма мы видим очередь на прослушивание. Это напоминает сцену из форрор-фентези Брайана де Пальмы
"Призрак рая" (1974). За девушками виден постер мюзикла ("Les Misérables"), а рядом с ним постер
бродвейского ревю "Jerome Robbins' Broadway".
Джон Гаван
|
• Эпизод, рассказывающий о встрече молодого Эрика Дестлера и карлика-дьявола, отсылает нас к фильмам Федерико Феллини.
• Карлик в фильме о Призраке Оперы встречается не только здесь. Карлики появляются у Дарио Ардженто в 1998 году
и у Джоэла Шумахера в 2004 году. В фильме Литтла в роли карлика снялся Джон Гаван
(John Ghavan, июнь 1947 - 4 апреля 2006 года), который родился в Иране, потом переехал в Англию и снимался в фильмах, где требовались карлики, например, "Flash Gordon"
(1980). Но карьера из-за пристрастия актера к алкоголю не сложилась.
• Стенли Кубрик фигурирует в сцене, когда Кристина стирает ноты "Торжествующего Дон Жуана" с компьютера. Эрик спрашивает ее:
"Как вам это нравится?" - и цитирует "Сияние" ("The Shining", 1980), экранизацию одноименного романа Стивена Кинга. В 1995 году Энглунд снимется
в другой экранизации Кинга - "Давилка" ("The Mangler").
• Скёлен снялась в 1991 году в фильме Popcorn (1991), который тоже насыщен призрачнооперными ассоциациями. Второе
название этого фильма - "Phantom of the Cinema".
• Одна из композиций в саундтреке называется "Музыка ножа" (The Music of the Knife), что отсылает нас к композиции
"Музыка ночи" (The Music of the Night) из мюзикла Эндрю Ллойда Уэббера.
• Для Стефани Лоуренс роль Карлотты стала четвертой и последней в кинокарьере.
Марк Райан
|
• Роль Мег в Нью-Йорке - дебютная для актрисы Молли Шеннон (Molly Shannon), которая позднее стала звездой
комедийного телешоу "Saturday Night Live".
• В скромной роли грабителя Мотта снялся культовый британский актер, певец, танцор и писатель Марк Райан
(Mark Ryan). Среди его ролей в Вест-Эндских мюзиклах - "Эвита" Уэббера.
• А Билла Найи российской публике представлять не надо - его прекрасно знают по фильмам "Реальная любовь", "Пираты Карибского моря: Сундук
мертвеца", "Другой мир".
• Мы уже говорили о том, что Роберту Энглунду не удалось дистанцироваться от роли Фредди Крюгера, ибо
создатели намеренно использовали этот образ в рекламе фильма. Они пошли еще дальше. В саундтреке к фильму есть композиция с
названием "Обреченный попасть в ад (Фредди в Опере)" Hellbound (Freddy At The Opera) и "Вторженец из Спрингвуда"
(The Intruder From Springwood). Спрингвуд - город, в котором происходит действие сериала "Кошмар на улице Вязов".
ИНТЕРЕСНЫЕ ОШИБКИ И НЕТОЧНОСТИ
• Кристина в своей гримуборной начинает урок с Призраком: поет первую строчку арии Зибеля... и артикуляция губ не совпадает с звучащим вокалом.
• Статья критика Харрисона напечатана в газете, дату выхода которой можно разглядеть: понедельник, 6 марта 1885 года. В этот день была пятница.
• Кладбище. На крупном плане можно разглядеть, что ворота сделаны из крашеного дерева, а захлопываются они с характерным металлическим звуком.
• Кристина собирается на могилу отца и берет с собой букет розовых гвоздик, нарциссов и каких-то веточек. На кладбище она
прибывает с букетом из пяти красных роз.
• Схватка в логове призрака в Лондоне. Эрик правой рукой тянет Кристину за правую руку. Инспектор стреляет. И на крупном плане мы видим, как Эрик снимает
правой рукой кольцо с пальца левой руки Кристины. Ажурная перчатка Кристины при этом спущена к запястью. При смене кадров мы видим снова обе правые руки,
и с перчаткой все в порядке.
ГРИМ И СПЕЦЭФФЕКТЫ
В отличие от оригинального романа Гастона Леру, в фильме Литтла уродство Призрака не врожденное, а приобретенное вследствие сделки с дьяволом. Это пока единственный
фильм, в котором уродливый Призрак Оперы не носит маску. Вместо нее он наносит на лицо сложный грим, используя носовой протез и куски чужой кожи.
По словам Роберта Энглунда, он согласился на роль в этом фильме не в последнюю очередь из-за того, что грим и спецэффекты были доверены Кевину Ягеру (Kevin Yagher),
настоящему мастеру своего дела. Ягер получил от режиссера карт-бланш и воплотил в фильме свое видение Призрака Оперы. Ранее Ягер уже работал с Энглундом
во время съемок нескольких серий про Фредди Крюгера в 1985, 1987 и 1988 годах, а кроме того, делал грим в режиссерском дебюте актера - фильме
"976-EVIL" (1988).
Бюст Бетховена
|
Концепцию внешности Призрака Ягер и Энглунд разрабатывали вместе. Она основана на бюсте Людвига ван Бетховена работы американского художника
Фрэнка Козика (Frank Kozik). Бетховен представлен в образе Алекса де Ларжа - героя фильма
Стэнли Кубрика "Заводной апельсин" (A Clockwork Orange) (1971), поклонника композитора.
Полный грим состоял из трех слоев: грим изуродованного Призрака, поверх которого налагался
пластический грим (носовой протез и куски "кожи"), а сверху накладывался косметический грим. В иные дни Энглунду приходилось сидеть по пять часов, пока
на него наносили грим слой за слоем и венчали все это париком. Потом Энглунд скажет, что грим Призрака был сложнее, чем при съемках "Кошмара на улице Вязов", но легче, чем
в фильме 1995 года The Mangler.
Ниже вы сможете увидеть небольшую фотогалерею непосредственно из гримерной Призрака Оперы:
Из-за жестокости некоторых сцен, усиленных яркими спецэффектами, из фильма пришлось кое-что вырезать, чтобы смягчить рейтинг.
• Удален эпизод, в котором Призрак сдирает кожу с убитого монтировщика Джозефа.
• Сокращен эпизод, в котором Призрак расправляется с тремя напавшими на него грабителями.
• Сокращен и изменен эпизод, в котором Призрак убивает критика Харрисона.
• Удален эпизод, в котором Призрак убивает Карлотту.
СИКВЕЛ: СЛУХИ И ФАКТЫ
Обложка VHS к "Пляске смерти"
|
Это факт, что к фильму планировалось снять сиквел под названием "Призрак в Манхэттене" (The Phantom in Manhattan)
(по другой информации - "Призрак Нью-Йорка" (The Phantom of New York).
Энглунд подписал контракт с продюсером Менахемом Голаном на два фильма, и вторым после "Призрака Оперы" должен был быть сиквел. Однако в силу ряда причин
продолжение истории об Эрике Дестлере не состоялось. В 1991 году в журнале "Fangoria" вышла статья, в которой утверждалось, что сценарий,
написанный для сиквела "Призрака Оперы", лег в основу хоррора Dance Macabre
(1992). В некоторых источниках, в том числе на сайте IMDb,
упоминается альтернативное название этого фильма: "Phantom of the Opera II". На самом деле сюжет "Пляски смерти" не имеет ничего общего
с сценарием к сиквелу. Тем не менее, "Пляска" стала вторым фильмом Энглунда у Голана.
Что касается сюжета сиквела, то о нем рассказал сам Энглунд в интервью
Тиму Салливану в 2005 году. Пройдя по ссылке, вы найдете перевод интервью.
В журнале Fear в 1989 году появилось интервью с Литтлом, который сказал, что так устал после съемок "Призрака Оперы" и предшествовавшего ему
"Хэллоуина-4", что ни о каком сиквеле он сейчас думать не хочет.
Впрочем, кажется, режиссер лукавил. "Призрак Оперы" не имел успеха, собрал низкую кассу, и не было причин затевать съемки продолжения провального
фильма.
Тем не менее, в других фильмах кое-какие заимствования из сценария к сиквелу все-таки имели место. По словам Энглунда, явные намеки есть в фильмах
Гильермо дель Торо "Mimic" (1997, российское название
- "Мутанты") и "Blade II" (2002).
На верх страницы
|