Постер


Обложка DVD



Саундтрек


Где купить:

Amazon.com
Ozon.ru
Ebay.com


Текст © Елена ди Венериа



Дуайт Эйч Литтл



Миша Сегал



Менахем Голан



Кевин Ягер



Роберт Энглунд



Джилл Скёлен



Алекс Хайд-Уайт



Билл Найи



Стефани Лоуренс


Pray for them who giveth their immortal 
soul unto Satan...
For each is damned to relive that wretched life...
through all times.
St.Jean Vitius of Rouen
written the day of his execution 
March 7, 1544



ПРИЗРАК ОПЕРЫ
The Phantom of the Opera
1989 г.


Эпиграф к фильму:

"Молитесь за тех, кто душу свою бессмертную отдал Сатане... Ибо каждый из них осужден снова переживать свою проклятую жизнь... вечно на все времена".
Святой Иоанн Витий Руанский, написано в день его казни 7 марта 1544 года.


Слоганы этого фильма

The final curtain is about to drop. (Вот-вот падет финальный занавес)

Only love and music are forever. (Только любовь и музыка вечны)

Robert Englund Was "Freddy." Now he's the... Phantom of the Opera! An all new nightmare! (Роберт Энглунд был Фредди. Теперь он... Призрак Оперы. Совершенно новый кошмар!)


Интересные цитаты и реминисценции
Интересные ошибки и неточности
Грим и спецэффекты
Сиквел: слухи и факты

Начало обзора


ИНТЕРЕСНЫЕ ЦИТАТЫ И РЕМИНИСЦЕНЦИИ

• Св. Иоанн Витий, слова которого приводятся в эпиграфе, скорее всего, выдуман сценаристами. Во всяком случае, пока нигде не найдена информация о его существовании. Более или менее под него подходит Святой Вит, христианский святой, правда, по преданию он был родом с Сицилии и убит в 303 году. Упоминание в приписывающемся ему изречении Руана можно счесть реверансом в сторону романа Леру, в котором автор упоминает этот город в качестве места рождения своего героя.

• Действие фильма происходит в Лондоне, тогда как в книге - в Париже. Режиссер совместно с Энглундом намеренно перенесли действие фильма, чтобы отдать дань британской киностудии "Hammer Film", на которой, кстати, снимался в 1962 году и "Призрак Оперы" Теренса Фишера, а также постараться возродить атмосферу тех лет и тех фильмов. Кроме того, вспомним, что во время событий романа - в 1880-е годы - в Лондоне орудовал маньяк Джек-Потрошитель. Который, кстати, как и книжный Эрик, писал свои письма в лондонскую полицию красными чернилами.

• Театр имени Йожефа Катоны уже был декорациями к фильму о Призраке Оперы - в 1983 году в нем снимался фильм режиссера Роберта Марковитца. Из той команды в фильм Литтла перешли художник Тивадар Берталан (Tivadar Bertalan) и оперный актер и режиссер Андраш Мико (Andras Miko): первый в обоих фильмах был художником-постановщиком, а второй в фильме Роберта Марковитца был актером, игравшим роль Балаша, а в фильме Литтла - постановщиком оперных сцен.

• Фильм снимался в декорациях к "Mack the Knife" (1989), римейку "Трехгрошовой оперы" Бертольда Брехта и Курта Вайля. Менахем Голан, выступавший в качестве продюсера в фильме о Призраке, был в "Маке-Ноже" режиссером.

• В оригинальном романе главная героиня - Кристина - шведка, она спрашивает у Эрика, не намекает ли его имя на скандинавское происхождение. Актриса Джилл Скёлен, игравшая Кристину у Литтла, как раз имеет скандинавские корни. А Роберт Энглунд - швед.

• В начале фильма мы видим очередь на прослушивание. Это напоминает сцену из форрор-фентези Брайана де Пальмы "Призрак рая" (1974). За девушками виден постер мюзикла ("Les Misérables"), а рядом с ним постер бродвейского ревю "Jerome Robbins' Broadway".


Джон Гаван

• Эпизод, рассказывающий о встрече молодого Эрика Дестлера и карлика-дьявола, отсылает нас к фильмам Федерико Феллини.

• Карлик в фильме о Призраке Оперы встречается не только здесь. Карлики появляются у Дарио Ардженто в 1998 году и у Джоэла Шумахера в 2004 году. В фильме Литтла в роли карлика снялся Джон Гаван (John Ghavan, июнь 1947 - 4 апреля 2006 года), который родился в Иране, потом переехал в Англию и снимался в фильмах, где требовались карлики, например, "Flash Gordon" (1980). Но карьера из-за пристрастия актера к алкоголю не сложилась.

• Стенли Кубрик фигурирует в сцене, когда Кристина стирает ноты "Торжествующего Дон Жуана" с компьютера. Эрик спрашивает ее: "Как вам это нравится?" - и цитирует "Сияние" ("The Shining", 1980), экранизацию одноименного романа Стивена Кинга. В 1995 году Энглунд снимется в другой экранизации Кинга - "Давилка" ("The Mangler").

• Скёлен снялась в 1991 году в фильме Popcorn (1991), который тоже насыщен призрачнооперными ассоциациями. Второе название этого фильма - "Phantom of the Cinema".

• Одна из композиций в саундтреке называется "Музыка ножа" (The Music of the Knife), что отсылает нас к композиции "Музыка ночи" (The Music of the Night) из мюзикла Эндрю Ллойда Уэббера.

• Для Стефани Лоуренс роль Карлотты стала четвертой и последней в кинокарьере.


Марк Райан


• Роль Мег в Нью-Йорке - дебютная для актрисы Молли Шеннон (Molly Shannon), которая позднее стала звездой комедийного телешоу "Saturday Night Live".

• В скромной роли грабителя Мотта снялся культовый британский актер, певец, танцор и писатель Марк Райан (Mark Ryan). Среди его ролей в Вест-Эндских мюзиклах - "Эвита" Уэббера.

• А Билла Найи российской публике представлять не надо - его прекрасно знают по фильмам "Реальная любовь", "Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца", "Другой мир".

• Мы уже говорили о том, что Роберту Энглунду не удалось дистанцироваться от роли Фредди Крюгера, ибо создатели намеренно использовали этот образ в рекламе фильма. Они пошли еще дальше. В саундтреке к фильму есть композиция с названием "Обреченный попасть в ад (Фредди в Опере)" Hellbound (Freddy At The Opera) и "Вторженец из Спрингвуда" (The Intruder From Springwood). Спрингвуд - город, в котором происходит действие сериала "Кошмар на улице Вязов".


ИНТЕРЕСНЫЕ ОШИБКИ И НЕТОЧНОСТИ

• Кристина в своей гримуборной начинает урок с Призраком: поет первую строчку арии Зибеля... и артикуляция губ не совпадает с звучащим вокалом.

• Статья критика Харрисона напечатана в газете, дату выхода которой можно разглядеть: понедельник, 6 марта 1885 года. В этот день была пятница.

• Кладбище. На крупном плане можно разглядеть, что ворота сделаны из крашеного дерева, а захлопываются они с характерным металлическим звуком.

• Кристина собирается на могилу отца и берет с собой букет розовых гвоздик, нарциссов и каких-то веточек. На кладбище она прибывает с букетом из пяти красных роз.



• Схватка в логове призрака в Лондоне. Эрик правой рукой тянет Кристину за правую руку. Инспектор стреляет. И на крупном плане мы видим, как Эрик снимает правой рукой кольцо с пальца левой руки Кристины. Ажурная перчатка Кристины при этом спущена к запястью. При смене кадров мы видим снова обе правые руки, и с перчаткой все в порядке.


ГРИМ И СПЕЦЭФФЕКТЫ

В отличие от оригинального романа Гастона Леру, в фильме Литтла уродство Призрака не врожденное, а приобретенное вследствие сделки с дьяволом. Это пока единственный фильм, в котором уродливый Призрак Оперы не носит маску. Вместо нее он наносит на лицо сложный грим, используя носовой протез и куски чужой кожи.

По словам Роберта Энглунда, он согласился на роль в этом фильме не в последнюю очередь из-за того, что грим и спецэффекты были доверены Кевину Ягеру (Kevin Yagher), настоящему мастеру своего дела. Ягер получил от режиссера карт-бланш и воплотил в фильме свое видение Призрака Оперы. Ранее Ягер уже работал с Энглундом во время съемок нескольких серий про Фредди Крюгера в 1985, 1987 и 1988 годах, а кроме того, делал грим в режиссерском дебюте актера - фильме "976-EVIL" (1988).


Бюст Бетховена



Концепцию внешности Призрака Ягер и Энглунд разрабатывали вместе. Она основана на бюсте Людвига ван Бетховена работы американского художника Фрэнка Козика (Frank Kozik). Бетховен представлен в образе Алекса де Ларжа - героя фильма Стэнли Кубрика "Заводной апельсин" (A Clockwork Orange) (1971), поклонника композитора.

Полный грим состоял из трех слоев: грим изуродованного Призрака, поверх которого налагался пластический грим (носовой протез и куски "кожи"), а сверху накладывался косметический грим. В иные дни Энглунду приходилось сидеть по пять часов, пока на него наносили грим слой за слоем и венчали все это париком. Потом Энглунд скажет, что грим Призрака был сложнее, чем при съемках "Кошмара на улице Вязов", но легче, чем в фильме 1995 года The Mangler.

Ниже вы сможете увидеть небольшую фотогалерею непосредственно из гримерной Призрака Оперы:

Из-за жестокости некоторых сцен, усиленных яркими спецэффектами, из фильма пришлось кое-что вырезать, чтобы смягчить рейтинг.

• Удален эпизод, в котором Призрак сдирает кожу с убитого монтировщика Джозефа.

• Сокращен эпизод, в котором Призрак расправляется с тремя напавшими на него грабителями.

• Сокращен и изменен эпизод, в котором Призрак убивает критика Харрисона.

• Удален эпизод, в котором Призрак убивает Карлотту.


СИКВЕЛ: СЛУХИ И ФАКТЫ


Обложка VHS
к "Пляске смерти"

Это факт, что к фильму планировалось снять сиквел под названием "Призрак в Манхэттене" (The Phantom in Manhattan) (по другой информации - "Призрак Нью-Йорка" (The Phantom of New York).

Энглунд подписал контракт с продюсером Менахемом Голаном на два фильма, и вторым после "Призрака Оперы" должен был быть сиквел. Однако в силу ряда причин продолжение истории об Эрике Дестлере не состоялось. В 1991 году в журнале "Fangoria" вышла статья, в которой утверждалось, что сценарий, написанный для сиквела "Призрака Оперы", лег в основу хоррора Dance Macabre (1992). В некоторых источниках, в том числе на сайте IMDb, упоминается альтернативное название этого фильма: "Phantom of the Opera II". На самом деле сюжет "Пляски смерти" не имеет ничего общего с сценарием к сиквелу. Тем не менее, "Пляска" стала вторым фильмом Энглунда у Голана.

Что касается сюжета сиквела, то о нем рассказал сам Энглунд в интервью Тиму Салливану в 2005 году. Пройдя по ссылке, вы найдете перевод интервью.

В журнале Fear в 1989 году появилось интервью с Литтлом, который сказал, что так устал после съемок "Призрака Оперы" и предшествовавшего ему "Хэллоуина-4", что ни о каком сиквеле он сейчас думать не хочет.

Впрочем, кажется, режиссер лукавил. "Призрак Оперы" не имел успеха, собрал низкую кассу, и не было причин затевать съемки продолжения провального фильма.

Тем не менее, в других фильмах кое-какие заимствования из сценария к сиквелу все-таки имели место. По словам Энглунда, явные намеки есть в фильмах Гильермо дель Торо "Mimic" (1997, российское название - "Мутанты") и "Blade II" (2002).

Начало обзора


На верх страницы