Le Journal intime du fantôme de l'Opéra
Marion Dumond-Gros

Издательство: Lettres du Monde
Дата выхода: июнь 2000 г.
Язык: французский
Формат: мягкая обложка, 91 стр.
ISBN: 9782730101424

Нажмите на обложки, чтобы посмотреть в увеличенном размере.


Про Марион Дюмон-Гро известно очень немного. Она проработала тринадцать лет в рекламе и десять — в сетевом маркетинге, после чего оставила работу, чтобы заняться воспитанием дочери и полностью посвятить себя писательству. Единственной ее официально выпущенной книгой является "Дневник Призрака Оперы", который был написан с февраля по декабрь 1999 года и выпущен в июне 2000 года.

Книга тонкая (меньше ста страниц), дневник занимает примерно две трети, при этом много недатированных записей, будто Эрик постоянно что-то дописывал, не заботясь о том, чтобы поставить точное число (в целом же события охватывают 1875-1877 гг. и 2005 г.). Текст разбит на восемь глав, четвертая и пятая главы составляют практически половину книги. В начале есть посвящение M.J. и всем Ангелам Музыки, а в конце есть благодарности Мути, Мими и Джиму.

Написана книга хорошо, есть интересные размышления, но не все так однозначно. Жаль, но "Дневник Призрака Оперы" едва-едва выходит за рамки первоисточника — ожидания найти здесь что-то про детство Эрика и его многочисленные странствия не оправдаются. Практически не удостаивается какого-либо внимания Перс — а ведь отношения между ним и Эриком едва ли не интереснее, чем между Эриком и Кристиной. Время от времени Эрик пишет в своих записях "дорогой журнал", что лично у меня категорически не вяжется с его образом — вряд ли автор "Торжествующего Дон Жуана" мог опуститься до подобной сентиментальной банальности. Пытливый читатель может также найти пару-тройку параллелей с "Фантомом" Кей (в частности, эпизоды, когда Эрик впервые слышит голос Кристины или сравнивает строительство Оперы с родами).

Вместо пролога приведена цитата о том, как творческая натура Эрика взяла верх, когда он увидел подземелья театра. Автор по ходу действия будет довольно старательно следовать роману Леру — вплоть до подробностей, что именно Кристина ела на ужин в гостях у Призрака. Но, например, описать чувства Эрика после снятия девушкой маски не смогла или не захотела.


Осторожно, спойлеры!



Глава 1. Январь 2005 года. В Париже почти месяц стоят сибирские морозы, властям приходится решать возникшие проблемы — население к такой погоде просто не готово. В ночь на пятое число происходит сильный пожар — горит здание Гранд-Опера. На место происшествия едет пожарная часть Сент-Оноре десятой роты (в Париже пожарные являются частью действующей французской армии). Прапорщик Ален Антонини и сержант из его бригады замечают за одной из колонн строительные леса (видимо, идет какая-то плановая реставрация). Подойдя поближе, они обнаруживают баллоны с ацетиленом — очень горючим газом. Пожарным удается прорваться внутрь здания и подняться по лестнице. Из пятой ложи Антонини видит картину пожара: огонь идет сверху вниз. Происходит взрыв, который приводит к очередным разрушениям и обвалам потолков. На Мартина, одного из пожарных, падает колонна, его спасают товарищи. Перед тем, как покинуть горящее здание, Ален оборачивается и замечает на полу квадратный предмет. Он поднимает его и видит, что это книга. Опера рушится под натиском огня.

Глава 2. Ален возвращается домой после трех дней дежурства. Вместо того, чтобы наконец выспаться, Ален наливает себе большую кружку кофе и открывает книгу. У находки кожаный переплет немного выцветшего красного цвета и хорошую дорогую бумагу. Внутри — сделанные красными чернилами личные записи. Какие-то страницы исписаны очень мелким почерком, а где-то всего несколько предложений. На первой странице Ален с помощью лупы различает дату — 5 января 1875 года, т.е. 130 лет назад.

Париж, 5 января 1875 года. Эрик пишет о своих ощущениях в день открытия Оперы — тщеславие тешит тот факт, что высшее общество стремится попасть на церемонию, он чувствует себя хозяином мира. Вскоре после этого, Эрик бродит по театру и чувствует, что теперь это место не принадлежит полностью ему, что пятнадцать лет, отданных на рождение этого грандиозного сооружения, смели тысячи шагов и голосов чужих людей. "Все суета", — философствует он. Для Эрика его дом на озере это Рай под Землей, в то время как то, что наверху — для него Ад. Подняться наверх для него все равно что тореадору выйти на арену, но душа его остается внизу. "Мир ночи подобен миру музыки. Немногие из нас могут войти в него, многие только касаются его, предпочитая воображать, а не открывать его". Проходят месяцы, Эрик никого не видит и не желает видеть. Он спрашивается себя, сможет ли когда-нибудь закончить своего "Дон Жуана". Ему все меньше хочется быть похожим на других.

Глава 3. Из первых впечатлений Алена становится понятно, что он читал роман Леру и теперь потрясен тем, что читает дневник настоящего, невыдуманного Призрака Оперы.

Париж, январь 1876 года. Эрик уже год живет в доме у озера (видимо, он обустроился только-только к концу строительства). Если бы не любовь к музыке, то он и не появлялся бы в пятой ложе — слишком много опасностей и рисков надо избегать для этого (вот как? Эрик презирает род людской и в то же время боится каких-то людишек?). Эрик восторженно пишет об операх "Тристан и Изольда", "Ромео и Джульетта", "Кармен" и, конечно же, "Фауст".

Глава 4. 29 августа 1876 года. Кратко перечисляются произошедшие события — смена дирекции, смерть Бюке. Эрик вспоминает, как увидел на сцене Кристину — тогда, по его словам, он "повстречал Любовь". Он описывает первую встречу с девушкой в ее гримерной. При этом напрямую девушка не называет его Ангелом музыки и вообще он не знает о рассказах ее отца — в первый раз, когда она услышала его, она просто шепчет самой себе "Похоже на голос ангела…". Между ними быстро устанавливается взаимное доверие, и далее следуют недели уроков.

Накануне "Фауста" Кристина обещает Эрику петь только для него, и эти слова уносят его на седьмое небо. Буквально на следующей странице он рефлексирует как подросток из-за предательства Кристины — преподнес ей сердце на блюдечке, а она бросила его на землю и пр. Он пренебрежительно отзывается о Рауле, что он ему не соперник. "Вы любите его!" — сокрушается Эрик, от детства Кристины и Рауля он переходит к своему собственному и вспоминает неприятие отца и жалость матери.

Париж. Январь 1877. Во время представления падает люстра, Кристина прибегает в свою гримерную и просит Эрика показаться ей. Он предпочитает не говорить с девушкой во время их путешествия к его дому, потому что, как ему кажется, молчание и взгляды означают больше. Эрик описывает дни, проведенные с Кристиной (вот тут есть расхождения с романом Леру — например, он пишет, как они пили чай на веранде чайного салона рано утром).

Глава 5. Алену звонит сержант и докладывает, что состояние раненного в Опере пожарного остается критическим. Прапорщик одевается и едет в госпиталь Валь-де-Грас. Мы узнаем, что Ален уже потерял на службе троих товарищей. Пробыв там несколько часов, он уезжает домой, принимает душ и спит до темноты. Проснувшись, Ален продолжает читать найденный дневник.

Поцелуй Кристины и Рауля на крыше разрывает сердце Эрику, Призрак рыдает у подножия Аполлона. Вся жизнь мелькает у него перед глазами (от детства до пребывания в Персии): "Моя жизнь – это проходы, подземные люки, уловки и иллюзии…". Ночью Эрик приходит к Раулю, но почему-то опущен эпизод с пистолетом. Тогда Призрак собирался убить юношу, но почему-то передумал и ушел. Эрик пишет про взаимодополняемость противоположных элементов — огня и воды, черного и белого, ночи и дня. "Не это ли истинная гармония?" — риторически спрашивает он.

Далее следует самая длинная запись в книге (11 страниц). Эрик называет "мелочными" планы молодых сбежать. Через мадам Жири он передает записку Кристине, что знает о готовящемся побеге. Эрик смотрит "Фауста", свет гаснет и Кристина внезапно исчезает со сцены. Он торопится в подвалы. Добравшись до третьего уровня, Эрик видит Кристину — это она сама таким образом выбрала его (а не он похитил ее во время выступления, как у Леру). Они едут верхом на Цезаре до озера и спят на одной постели (написано очень двусмысленно и не ясно, занимались они любовью или нет).

Эрик просыпается и чувствует, что в дом кто-то пробрался. Он тихонько встает и видит, что Перс и Рауль попали в комнату пыток (при этом Эрик почему-то уверен, что Перс не знает устройства этого изобретения). Призрак запускает механизм и наблюдает, как незваные гости страдают от жары. Кристина выходит из комнаты и с ужасом узнает о происходящем. Эрик говорит, что если ее влечение к нему было лишь позорным любопытством, то у них нет ничего общего. Он выключает комнату пыток, снимает с руки Кристины обручальное кольцо и отпускает ее. Он идет на берег подземного озера, заходит в его воды и начинает петь. Уже собравшись погрузиться с головой под воду, Эрик слышит сзади голос Кристины — девушка идет к нему. Он помогает ей выбраться на берег и прогоняет. Кристина срывает с него маску и говорит, что любит его. Она вручает ему свое письмо Раулю, которое не успела передать юноше, и оставляет Эрика наедине со своими мыслями. Призрак наконец верит, что Кристина способна любить его таким, каким он сам себя не способен любить.

Глава 6. На этом дневник заканчивается. Ален решает исследовать колонну в пятой ложе на предмет следов Призрака. На часах полночь, но пожарного это не останавливает. Надев униформу, Ален приезжает на своем стареньком "форде" к Опере — точнее, ее руинам. Прапорщик без труда попадает внутрь, сославшись на служебную проверку. Он идет в пятую ложу и оттуда лицезреет уничтоженное за несколько часов творение Эрика. Ален находит в полу дыру, которую закрывала упавшая колонна. Мужчине этот проход кажется знакомым... В этом провале он находит кожаную сумку, в которой лежат безделушки — пара носовых платков, перчатки, бант с туфли и... письмо Кристины Раулю. Девушка пишет другу детства, что с Эриком чувствует себя как никогда живой, что "его душа сияет, как бриллиант, и его сердце способно вместить в себя всю империю мира".

Глава 7. Утро. Ален стоит на берегу Сены и размышляет о любви Кристины и Эрика, что она — другого сорта, единение не двух тел, но двух душ вне границ человеческого существования.

Глава 8. Прапорщик относит найденный в Опере дневник книгоиздателю, и напоследок упоминается событие, которое и повлияло на это решение. Ален пришел к Мартину в больницу и заснул от усталости. Врачи незадолго до этого объявили, что спасти Мартина не смогут (он пока в коме). Во сне Ален попал в дом Эрика. Он услышал музыку и понял, почему на людей мелодии, сыгранные Эриком, имели такой эффект — они заставляли забыть обо всем, это было послание чистой Любви и Веры. Ален понял тогда, что должен предъявить миру доказательства реального существования Призрака Оперы. Прапорщик проснулся и увидел, что Мартин пришел в себя. Среди суматохи, последовавшей за внезапным выходом молодого человека из комы, Ален увидел силуэт Эрика — тот на прощание улыбнулся под маской, сверкнув глазами.

Синопсис © Laruno

На верх страницы