Обложка
|
Обложка
|
|
Двойная жизнь Теофраста Лонге RU
La Double Vie de Théophraste Longuet
Обложка первого издания
|
Как ни странно, но в число книг — возможных прототипов романа "Призрак Оперы" мы не могли не включить
другую книгу самого Гастона Леру. Речь идёт о его дебютном романе — первой книге, которую он издал под собственным именем.
Первоначально этот роман публиковался по частям в газете Le Matin под названием "Искатель сокровищ" (Le Chercheur de trésors)
с 5 октября по 22 ноября 1903 года (49 выпусков). В романе, помимо основной мистической линии о переселении душ, содержалась
история клада, якобы зарытого Картушем, легендарным вором 18 века. Из номера в номер Гастон Леру давал ключи к поиску клада,
за разгадку которых в финале полагался приз: шесть кладов ценой в 3000 франков и один в 7000 франков, итого общая сумма клада составляла
25 тыс. франков.
В сентябре 1904 года роман издан уже под новым названием "Двойная жизнь Теофраста Лонге" (La double vie de Théophraste Longuet)
в издательстве Flammarion.
Разумеется, дебютная работа Гастона Леру не была лишена недостатков, основным из которых я бы назвала манеру обрывать и не доводить до конца
сюжетные линии. Тем не менее, для начала 20 века такое произведение было просто невероятным, ведь в нём смешались самые разные жанры: фантастика,
приключенческий роман, детектив, триллер... Переселение душ, мистические опыты, поиск сокровищ, кровавые убийства, загадка с исчезновением поезда,
знаменитые парижские катакомбы и таинственное племя подземных жителей-мутантов — как такое можно было придумать в 1903 году?
Однако вернёмся к причине, по которой книга оказалась включена в раздел прототипов. Уже в дебютном романе чётко прослеживаются излюбленные
литературные приёмы Гастона Леру, которые мы увидим в "Призраке Оперы". Повествование ведётся от первого лица в стиле журналистского расследования:
мне, журналисту Гастону Леру, попали в руки подлинные документы, и по ним, а также по свидетельствам очевидцев я описываю события, которые
произошли на самом деле. Причём официальная версия гласит вот так, а на самом деле всё было вот так... Знакомо?
Ну и, конечно же, герои. Первое, на что я обратила внимание при знакомстве с "Двойной жизнью...", — это присутствие среди главных героев
доблестного комиссара полиции Мифруа. На всякий случай напомню, что именно господин Мифруа вёл дело об исчезновении Кристины Дааэ,
он регулярно появляется в Опере: допрашивает мадам Жири после инцидента с пропажей денег, допрашивает Рауля после приключений в Перросе, руководит
расследованием после исчезновения Кристины на сцены прямо во время представления, не раз и не два вы встретите его в кабинете директоров.
И вот оказалось, что этого персонажа Гастон Леру придумал намного раньше — а затем решил использовать в другом мистическом романе.
Ещё один герой "Двойной жизни...", с которым Леру не захотел расставаться сразу, — это маг и оккультист господин Элифас де Сент-Эльм де
Тайебург де ля Нокс. Позже этот персонаж появится ещё в романе "Заколдованное кресло", а ниже я приведу вам несколько цитат из
"Двойной жизни...", которые наверняка покажутся знакомыми тем, кто внимательно читал "Призрака Оперы":
...он казался обычным человеком, "таким как все".
Теофраст услышал голос. Он исходил от мужчины, но был мягче и добрее самого мягкого из женских.
Вдруг до нас донеслась прекрасная мелодия. То была молитва г-на де ля Нокс. Из какой ангельской музыки и внеземных вибраций, из каких
звуков звёздной славы и торжествующей любви состояла эта молитва? Сможет ли кто-либо её повторить и воссоздать? Известен ли вам великий
маэстро Искусства и Звука, который может объединить мимолётные элементы этого ароматного бриза весны, что под первыми листьями накануне
смены времён года заводит свою песню, пронизанную надеждой и вечной жизнью?
Не правда ли, знакомо? И наконец, один из главных героев "Двойной жизни..." — Луи-Доминик Картуш, знаменитый французский
разбойник 18 века. Сейчас я могу смело утверждать, что, описывая криминальные таланты и наклонности Эрика, Гастон Леру буквально занимался
самокопированием, приписав Призраку Оперы многие характеристики Картуша. Судите сами:
1. Картуш родился в семье ремесленника, в детстве сбежал из дома и кочевал с цыганами, выступал на ярмарках. Научился у
них лицедейству, а также воровству и мошенничеству. Покинул табор, когда они приехали в Руан.
2. Для Картуша не существует таких понятий, как мораль и закон. Он не отличает добро от зла. Легко и с юмором совершает самые зверские
преступления.
3. Картуш заявляет: "Меня называли Король Всех Воров!" (вот он, прообраз громких "званий" Эрика, таких как "Король иллюзионистов",
"Князь душителей" и т. п.)
4. Картуша в романе также называют "мастером по смене личин".
Придумывая образ Эрика, Гастон Леру собирал его буквально по кусочкам, вкладывая в него черты как реальных исторических личностей, так и
многих литературных персонажей. И прообразом его криминальной составляющей стал именно Картуш с его оригинальным, я бы даже сказала "творческим"
подходом к совершению преступлений.
Убедиться в этом вы можете сами, прочитав на нашем сайте роман Двойная жизнь Теофраста Лонге в переводе
Михаила Кириченко.
Наверх
|
|