Режиссер: Анис Базми (Anees Bazmee)
Сценарий: Анис Базми (Anees Bazmee)
Кинокомпании: "Neha Arts"
Страна: Индия
Дата выхода: 25 октября 2002 г.
Продолжительность: 2 часа 49 минут

Композитор: Исмаил Дарбар (Ismail Darbar)
Художник-постановщик: Нитеш Могре (Nitesh Mogre)
Грим: Хариш Вадхон (Harish Wadhone)
Специальные эффекты: Санжей Наик (Sanjay Naik), Виней Наик (Vinay Naik)

В ролях: Аджай Девган (Ajay Devgan, Таран), Акшай Кханна (Akshaye Khanna, Радж Гойал), Урмила Матондкар (Urmila Matondkar, Саргам), Фарида Джалал (Farida Jalal, миссис Гойал), Виджаендра Гхатге (Vijayendra Ghatge, Ашвин Мехта), Нирмал Пандей (Nirmal Pandey, Абхиджит Мехта), Сима Бисвас (Seema Biswas, психиатр), Сухасини Малай (Suhasini Mulay, судья) и др.

Нажмите на постеры, чтобы посмотреть в увеличенном размере

Признаюсь честно, индийские фильмы я не смотрела очень давно, последний раз – ещё в девяностых годах прошлого века. Впечатления об индийском кинематографе с тех времён остались довольно смутными: какие-то глупые фильмы с наивным сюжетом, где все танцуют и поют по поводу и без. Начиная смотреть этот фильм и глянув на его продолжительность (почти три часа, мама дорогая!), я приготовилась к худшему – и была приятно удивлена. Пожалуй, индийский кинематограф даже вырос в моих глазах – а возможно, он просто действительно вырос с тех пор, как я встречалась с ним в последний раз. В этом фильме тоже танцуют и поют, без этого никак. Но вместе с тем я встретила здесь совершенно увлекательный и порой непредсказуемый сюжет, который не давал заскучать на протяжении всех трёх часов, что меня несказанно порадовало. Такое и в западных фильмах встретишь нечасто.

Название фильма "Deewangee" в переводе означает "Сумасшествие" (и, разумеется, так же по традиции называется главная песня в фильме). В русском же прокате фильм почему-то получил название "Человеческая подлость" – что, на мой взгляд, не совсем точно отражает его сюжет. Актёрский состав нельзя назвать звёздами первой величины, хотя большинство из них довольно популярны в Болливуде, особенно Аджай Девган, на счету которого почти сотня фильмов и многочисленные награды от кинокритиков. Тем не менее, смотрится всё довольно легко и естественно, типичная для индийского кино наигранность и преувеличенность эмоций здесь глаза не режет.

Длится фильм без малого три часа, и сюжет его почти зримо можно разделить на две части: смотришь одну вполне логичную сюжетную линию, которая так же логично завершается, можно даже запускать титры... А потом ты ахаешь от удивления – и смотришь ещё полтора часа. И если в первой половине фильма привязка к "Призраку Оперы" совершенно слабая (её там почти и нет, я даже удивлялась, почему этот фильм попал в наш список), то вторая половина оказалась настоящим раем для поклонника "Призрака Оперы", ибо здесь уже сплошным потоком идут ассоциации, заимствования, отсылки...

Если начать перечислять сейчас все аналогии с "Призраком Оперы", то получится масса спойлеров, так что здесь я лишь упомяну, что в фильме присутствует любовный треугольник (влюблённая пара и отвергнутый девушкой учитель-композитор), украденная у этого композитора музыка, а также... А что ещё – вы узнаете из подробного синопсиса. Только дочитайте до конца, ибо самое вкусное там будет в финале.


Осторожно! Ниже раскрывается сюжет фильма. И, возможно, его концовка!



Радж Гойал – молодой успешный адвокат, не проигравший ещё ни одного дела. Однажды его пригласили на вечеринку к известному музыкальному продюсеру по имени Ашвин Мехта. На этой вечеринке адвокат знакомится с прелестной певицей, восходящей звездой Саргам. Девушка покоряет его сердце с первого взгляда.


А на следующий день продюсера Мехту жестоко убивают, фактически покромсав на куски с помощью огромного тесака. На месте преступления задерживают малоизвестного композитора по имени Таран: тот убегает от полиции, руки и одежда его испачканы кровью Мехты. Полиция задерживает его и громко объявляет о поимке убийцы.

Певица Саргам приходит к Раджу и просит его защитить Тарана – она утверждает, что музыкант невиновен. Она знает его с детства, именно он обучал её пению, и он никак не мог убить Мехту, потому что он робкий и безобидный, мухи не обидит.


Радж идёт в тюрьму к Тарану и после разговора с ним склоняется к мысли, что музыкант действительно невиновен. Таран утверждает, что пришёл в гости к продюсеру, услышал крики, а когда вбежал в гостиную – тот был уже убит, а из комнаты выбегал какой-то человек, которого он не разглядел. Дальше он ничего не помнит (на этой потере памяти заостряем ваше внимание), когда же он пришёл в себя, то обнаружил, что его руки и одежда испачканы в крови, а за ним уже гонится полиция. Но он никого не убивал.


Радж берётся за дело и на первом заседании указывает судье на отсутствие прямых улик и мотива убийства. Заседание переносят. Таран тем временем исповедуется полицейскому психологу и рассказывает о том, как они с детства дружили с Саргам, он всегда любил девушку и мечтал на ней жениться. Когда она переехала в город и захотела стать певицей, именно он научил девушку петь. Она называет его своим лучшим другом, а он с самого детства любит её больше жизни, их родители обещали их поженить, он считает её своей будущей женой.

У Саргам же тем временем начинает развиваться роман с молодым адвокатом.


На следующем заседании прокурор делает сенсационное заявление: у Тарана был повод убить продюсера! Оказывается, все песни, которые пела Саргам, все песни, которые наделали столько шуму в музыкальном мире, которые, как все считали, написал Ашвин Мехта, на самом деле были написаны Тараном! И ни на одном диске не указано его имя. Ашвин Мехта присваивал себе его музыку, заплатив музыканту всего лишь 50 тысяч рупий – смехотворная цена! Студия звукозаписи Мехты поднялась на этих песнях на немыслимые высоты, а Таран остался там же, где и был. Вот вам и мотив!

Кстати, доказательства эти были предоставлены прокурору братом убитого – Абхиджитом Мехтой. Абхиджит явно доволен тем, какое впечатление произвели на судью слова прокурора.


После заседания адвокат рвёт и мечет: как мог Таран скрыть от него этот факт? Ведь слабым местом обвинения было именно отсутствие мотива, а тут всплывают такие известия! Таран отвечает, что давал слово молчать, поэтому и не стал ничего рассказывать. Он не держит зла на продюсера за воровство музыки: покойный Мехта заверял его, что это произошло случайно, по вине его брата Абхиджита, и обещал, что на следующих дисках имя композитора будет указано, и щедро заплатил ему за ошибку. Таран вовсе не собирался его убивать за такие пустяки, он вообще человек добрый и всепрощающий.


Вечером Радж и Саргам обедают в ресторане, адвокат обещает девушке, что приложит все силы, чтобы оправдать её учителя. Затем адвокат признаётся ей в любви – и получает благосклонный ответ. После чего их роман развивается всё более стремительно.


Там временем адвокат получает новые данные: ему приносят запись частного разговора между миссис Мехта – вдовой продюсера – и его братом Абхиджитом. Из записи следует, что миссис Мехта что-то известно о вечере, предшествующем убийству. Вооружившись этой записью, Радж едет к миссис Мехта, чтобы вызвать её на откровенный разговор. В итоге он получает довольно шокирующие данные: накануне убийства, сразу после вечеринки, троица злоумышленников – продюсер Мехта, его брат Абхиджит и их звукорежиссёр – попытались изнасиловать Саргам. Вернее, изнасиловать её пытался непосредственно Мехта, пособники стояли на страже. Девушку спасло лишь случайное вмешательство миссис Мехта, которая услышала крики и прогнала своего мужа и его подельников. А хуже всего было то, что Таран тоже стал свидетелем этой сцены. Он видел, как Мехта пытался изнасиловать Саргам, а на следующий день Мехту жестоко убили. Неужели это сделал всё-таки безобидный музыкант?


На следующем сеансе полицейский психолог специально показывает Тарану журнал, на обложке которого красуется фотография обнимающихся Раджа и Саргам, а заголовки крупно кричат о романе известного адвоката и певицы. Тарану становится плохо, у него начинает болеть голова. Психолог интересуется, говорила ли ему когда-нибудь Саргам о своей любви. Оказывается – нет, не говорила, но Таран всё же уверен, что она его любит. Психолог продолжает донимать Тарана на тему его односторонней любви к Саргам – и неожиданно тот срывается, приходит в дикую ярость и начинает оскорблять психолога и недвусмысленно угрожать ей убийством. Прежде тихий и робкий композитор вдруг преображается, он становится страшен. Психолог ставит диагноз: раздвоение личности. Он слишком долго прятал вовнутрь свои страхи, проблемы, потери – и теперь внутри него живёт вторая личность, страшная и злая. Эта личность очень сильная, умная, расчётливая и агрессивная, и никому не известно, на что он способен.


Психолог успевает озвучить свои выводы лишь подошедшей Саргам, но больше ничего не успевает: прибегает взбешённый адвокат и налетает на Тарана с криками о том, что тот скрыл от него все факты, что он убил Мехту и солгал ему. Радж продолжает давить – и Таран срывается: в нём просыпается та самая злая личность. Он говорит о себе в третьем лице (привет, Эрик!) и угрожает адвокату: если тот будет продолжает кричать на Тарана, то он его на куски порвёт. Эта вторая личность называет себя Ранджит, якобы он – друг Тарана. И теперь самое интересное: "Ранджит" открыто признаётся в том, что это он убил Мехту! Убил за то, что тот украл песни Тарана, что хотел обесчестить его любимую девушку. Сюрприз!

Итак, свидетелями признания второй личности Тарана стали трое: адвокат, психолог и Саргам. Закончив признание, Ранджит исчез, уступив место основной личности – Тарану. Тот, как всегда, ничего не помнил. Психолог делает заключение: Таран не виновен, он болен. Его надо лечить, а не сажать в тюрьму.


На следующем заседании суда психолог озвучивает своё заключение, но прокурор подвергает его сомнению. Адвокат предлагает Саргам единственный способ спасти её учителя: надо попытаться вызвать в суде его вторую личность, Ранджита. Если судья увидит это перевоплощение своими глазами, то поверит, что он болен и подлежит лечению. На следующем заседании адвокат намеренно поднимает вопрос о том случае с изнасилованием, прокурор невольно подыгрывает ему, оскорбляя Саргам и пытаясь обелить имя покойного Мехты... Они добиваются своего – Таран превращается в Ранджита, устроив драку в зале суда. Приговор: невиновен, подлежит лечению в больнице. Здесь бы создателям фильма поставить надпись "конец" и запустить титры – но нет, это только середина! Дальше будет любопытно.


Итак, Радж сердечно прощается с Тараном: с того снято обвинение в убийстве, его сейчас направят на лечение в клинику, дело выиграно, всё отлично... И уже на пороге Радж останавливается: Таран бросает фразу, знать о которой могла только его вторая личность – Ранджит! То есть вся эта история с раздвоением личности была им разыграна, это фарс! Оказывается, что настоящий Таран – вовсе не робкий заикающийся музыкант, а уверенный в себе расчётливый тип, прекрасно знающий основы психологии, законы и способы ухода от ответственности. А наивный адвокат, получается, освободил виновного убийцу.

Рассказывая всё это, Таран предупреждает Раджа: он считает Саргам своей и не потерпит, чтобы кто-то другой положил на неё глаз. Ему теперь можно всё, он же шизофреник, если убьёт – с него взятки гладки. Поскольку Радж был к нему добр и вообще оказался хорошим честным парнем, сейчас он ему вреда не причинит, но от Саргам адвокату следует держаться подальше.


Осознав произошедшее, Радж задаётся целью исправить свою ошибку. Он рассказывает обо всём своей матери и Саргам, после чего идёт к судье и пытается добиться пересмотра дела. Судья честно предупреждает его, что тем самым он разрушит свою карьеру, но для Раджа это становится делом чести: убийца должен сесть в тюрьму. Пока судебное дело идёт по инстанциям, Радж навещает психиатрическую больницу и видит, что Таран прилагает все усилия, чтобы ввести в заблуждение докторов: его собираются выпустить на свободу уже через несколько дней!


Адвокат идёт на хитрость: он просит у докторов разрешения поговорить с Тараном. В ходе разговора тот делится с ним планами: он сейчас выйдет из больницы, построит дом, женится на Сарган и станет композитором. Но Раджу необходимо задержать его в лечебнице, пока дело будут пересматривать, для этого он разбивает себе лоб об стену и делает вид, что Таран на него набросился и хотел убить! Тарана запирают в карцере, вопрос о свободе уже не стоит.


Вечером Саргам заботливо перебинтовывает лоб любимого Раджа, но при этом утверждает, что не верит в виновность Тарана: она знает его с детства, он для неё – друг и учитель. Она уверена, что может с ним нормально поговорить – и тот согласится остаться для неё всего лишь другом. Радж пытается её убедить, что это опасно для них обоих, что Таран может даже попытаться их убить, но Саргам не верит, что её друг детства может причинить им вред.


Таран тем временем не опускает руки: добившись встречи с доктором, он рассказывает ему душещипательную историю о том, что адвокат разбил себе лоб сам – потому что полюбил его девушку и хочет задержать его в больнице. Его красноречие даёт свои плоды, в итоге ему удаётся убедить докторов в своей невиновности. Музыканта проверяют на детекторе лжи – и решают его освободить.


И вот Таран выходит из лечебницы, его тут же встречают представители звукозаписывающей фирмы: из судебного процесса они узнали имя настоящего композитора известных песен – и предлагают ему заключить с ними контракт! Подписав контракт, счастливый Таран мчится к Саргам – но той нет дома, на месте лишь её подруга. Таран делится с этой подругой своими планами касательно Саргам, однако подруга, замявшись, пытается ему завуалированно объяснить, что Саргам любит другого. Тогда Таран приходит в ярость, избивает девушку и бросается на неё с ножом, намереваясь убить, – и в этот момент домой возвращается Саргам.


Застав Тарана с ножом в руках над избитой и изрезанной подругой, Саргам приходит в ужас. Таран, наставив нож на неё, требует признаться, любит ли она его. Испуганная певица клянётся в своей любви. Обняв Саргам, композитор угрожает её подруге: если она пожалуется в полицию, он её убьёт. Разумеется, в полицию девушки заявлять не стали – Тарана бы выпустили уже через несколько дней, а умирать никому не хочется. Саргам бежит к адвокату и рассказывает о случившемся ему и его друзьям. Но пока дело не отправили на пересмотр, поделать они ничего не могут.


С этого момента жизнь влюблённых превращается в кошмар: Таран постоянно следит за Саргам, куда она ходит и с кем встречается. А затем после нелицеприятной беседы нападает на Раджа, пытаясь задушить его с помощью самодельной удавки (и снова привет, Эрик!). К счастью, Раджу удаётся спастись, и он обращается в полицию с заявлением о нападении.
Тарана объявляют в розыск – но Таран приходит в полицию сам и заявляет, что он не преступник, и вообще это Радж первым на него напал! В доказательство он распахивает плащ – всё его тело изрезано. А с собой он привёл ещё и журналистов – чтобы полиция не сговорилась с ушлым адвокатом. Тарана отпускают.


В очередной раз избежав наказания, Таран отдаётся своей мечте: его песни популярны, он сам дирижирует оркестром, который играет его музыку, его записывают, а главное – для него поёт его любимая Саргам! Он находится на пике славы. И в этот момент его снова берут под стражу – дело наконец-то отправили на пересмотр! Не захотев отправляться в тюрьму, Таран по дороге выхватывает пистолет, стреляет в полицейских и сбегает. Укрыться от полиции ему помогают старые знакомые. Чтобы сбежать из города, ему нужны деньги – и он приходит к Абхиджиту Мехте (напомню, это брат его первой жертвы) и звукорежиссёру, чтобы забрать у них "свои" деньги. Звукорежиссёр пытается позвонить в полицию – и Таран убивает всех свидетелей с помощью удавки.


Получив деньги, Таран собирается бежать из страны – но не один, а вместе с Саргам. И рассчитаться за всё хорошее с адвокатом, который его подставил. Если Радж не отступится, то станет следующей его жертвой. Таран пугает мать адвоката, заявляя, что убьёт её сына из-за Саргам. Напуганная мать просит девушку уйти из их дома и из жизни Раджа – ради него самого. Певица в слезах убегает и возвращается к себе. А возле дома её уже поджидает Таран и запихивает её в фургон.


К счастью, в этот момент подоспевает Радж со своими друзьями-полицейскими – он поехал за Саргам сразу же, как узнал о происшедшем. Они успевают выкурить Тарана из фургона, после чего следует длительная сцена погони, от которой Тарану удаётся уйти.


Далее следует сцена как раз для любителей "Призрака Оперы". Тарана решают ловить на живца: Сарган должна выступить в шоу и спеть его песню. Таран обязательно туда придёт – и тогда его схватят. Рауль... пардон, Радж разрабатывает гениальный план поимки, расставляя полицейских по всему залу. Сарган устраивает ему сцену в стиле "Twisted Every Way", но её совместными усилиями уговаривают принять участие в облаве.

И вот – кульминация: идёт шоу (разумеется, индийские песни и танцы наличествуют на протяжении всего фильма, здесь не исключение), Радж и полицейские внимательно отслеживают ситуацию в зале, а на сцену внимания особого не обращают – и зря! Ибо Таран, убив Пьянджи одного из барабанщиков, занимает его место и выходит на сцену. Девушка его сразу узнаёт, но не знает, как подать знак Раджу и полиции. Вопрос решается просто: Таран начинает петь с ней дуэтом. Радж его тут же узнаёт, сцена фактически повторяет постановку "Дон Жуан" из "Призрака Оперы" 2004 года – та же игра взглядов, тот же накал эмоций, тот же смысл. Однако маски здесь срывать не с кого, поэтому адвокат и полицейские просто выходят на сцену, начинается драка с перестрелкой, публика и танцоры разбегаются, Таран тоже исчезает со сцены.


Саргам в сопровождении полицейских выводят из здания и садят в машину, чтобы шофёр доставил её домой... И тут обнаруживают её шофёра избитым и связанным в кустах. А значит, Таран занял его место и похитил девушку! Полиция бросается в погоню, но поздно, догнать машину не могут.

Таран тем временем увозит Саргам в заброшенное здание возле маяка – отсюда их должен забрать корабль. Девушке удаётся набрать на телефоне номер Раджа и сообщить ему, где они находятся, после чего она пытается сбежать. В процессе догонялок она признаётся Тарану, что любит не его, а Раджа. Таран великодушно заявляет, что её счастье – это его счастье, он отпускает её, но без неё жить не сможет... После чего он приставляет дуло к виску и спускает курок.


Саргам с плачем бежит к его телу... Но Таран её, оказывается, обманул – он и не думал себя убивать. Её слёзы он расценивает как признание её любви к нему, а значит, осталось только одно – убрать соперника. Тот как раз вбегает в здание. Следует перестрелка, во время которой противники расстреливают друг в друга бесчисленное количество патронов, затем рукопашная в лучших традициях индийского кино (при этом создаётся ощущение, что композитор и адвокат всю жизнь только и делали, что учили боевые единоборства), потом музыкант вооружается дубиной, что даёт ему закономерный перевес в драке (хотя адвокат даже такие удары переносит на редкость спокойно)...


Развязка очень драматичная: в драку мужчин приходится вмешаться девушке (удар дубиной по затылку), они с Раджем совместными усилиями добивают Тарана, тот хватает Саргам за руку и, уже подстреленный, очень красиво падает с крыши здания в воду: Саргам держит его за руку, он со слезами на глазах под душераздирающую музыку вспоминает их счастливое детство и юность, она сбрасывает его руку, и он летит... Плюх! Радж очень предусмотрительно поддерживают любимую, чтобы она не сверзилась вниз следом за своим учителем.

А тело Тарана наутро так и не нашли. Зато его песня потом преследовала влюблённых долгие годы... Конец.

Текст © Мышь_полевая

Наверх