Информация для данной статьи взята с сайтов virtualology.com,
collections.vam.ac.uk, the100.ru, а также по материалам
"Encyclopedie des Cantatrices de l'Opera de Paris" и статей из
"Cosmopolitain", "Independent", "Ladies Home Journal" разных лет.


Вполне возможно, Леру создал свою Карлотту, взяв за основу не одну, а двух певиц - сестёр Карлотту и Аделину Патти. Во всяком случае, в их биографиях прослеживаются довольно интересные параллели с этим персонажем.

Портреты сестёр Патти - Карлотты (слева) и Аделины (справа)

Карлотта Патти Аделина Патти

Карлотта Патти (Carlotta Patti) родилась 30 октября 1835 года (по другим данным, в 1840 году) во Флоренции (Италия). Она была дочерью Сальваторе Патти, сицилианского тенора, выступавшего на оперной сцене (умер он в Париже в 1859 году). Ее мать, известная певица Катерина Барилли (урожд. Катерина Чиеза), была родом из Рима, как и её первый муж синьор Барилли, чьё имя она впоследствии использовала на сцене. От Сальваторе Патти у неё было четверо детей: три дочери и сын Карло.

Карлотта была второй из четверых детей. Старшая сестра Амалия (впоследствии тоже ставшая певицей) родилась в 1931 году. Младшие - брат Карло и сестра Аделина - родились в Мадриде с разницей в один год (Карло - в 1842, Аделина - в 1843 году). В 1843 году, вскоре после рождения Аделины, из-за денежных затруднений вся семья переехала в США.

Зачатки музыкального образования Карлотта получила ещё от матери, но вскоре начала уже более серьёзное обучение музыке - она училась игре на пианино у Генри Герца, но вскоре оставила эти занятия, решив заниматься вокалом. Её первое выступление на публике состоялось в Нью-Йорке в 1861 году, на концерте. В следующем году её брат Карло стал первой скрипкой в оркестре новоорлеанской оперы (впоследствии он работал в Нью-Йорке, Сент-Луисе и Цинцинатти), и Карлотта в том же 1862 году присоединилась к брату в концертном туре по Северной Америке. Тур этот был организован их сводным братом, импресарио Морисом Стракошем.

В следующем году Карлотта уехала в Англию и 16 апреля 1863 года появилась на концерте в Ковент-Гардене, где привлекла к себе всеобщее внимание, а уже 9 мая она почти произвела фурор в Хрустальном дворце. После более чем пятидесяти концертов в Лондоне её пригласили петь перед королевой. "Никогда в жизни, - сказала Её Величество, услышав пение Карлотты, - я не слышала никого, кто был бы столь очарователен и так мне понравился".

За последующие шесть лет она выступала сотни раз с неизменным успехом по всему континенту. Её голос был одним из самых развитых известных сопрано, диапазон составлял от "до" верхней октавы до альтового "соль". В 1869 году она вернулась в Нью-Йорк и впоследствии часто выступала по обе стороны Атлантики. Несмотря на то, что она постоянно выступала на концертных площадках, эпизодически она появлялась и в операх, среди её оперных ролей - Королева Ночи в "Волшебной Флейте" Моцарта, роль не для ординарных певиц.

3 сентября 1879 года она вышла замуж за виолончелиста Эрнста де Мунка из Веймара - и с этого момента удалилась от общественной жизни, посвящая большую часть своего времени преподаванию. Умерла Карлотта от рака в Париже 27 июня 1889 года.

Карлотта Патти Карлотта Патти Карлотта Патти Карлотта Патти Карлотта Патти

Посмотреть/скрыть полную фотогалерею


Ее сестра Аделина (полное имя Аделиа Хуана Мария Клоринда) родилась в Мадриде 19 февраля 1843 года и рано показала способности к музыке. Основам пения её учил сводный брат Морис Стракош - известный музыкант и импесарио; сама певица, впрочем, утверждала, что училась всему целиком и полностью сама. Она научилась петь чуть ли не раньше, чем говорить, и в возрасте четырех лет она уже знала многие заглавные арии популярных опер, которые пела с точностью до ноты.

Ей было всего семь, когда она впервые выступила на публике в Триплер Холл в Нью-Йорке, исполнив "Casta Diva" и "Una Vote". Чувствуя себя уже настоящей артисткой, маленькая Аделина наотрез отказалась появиться на сцене с куклой в руках, как того хотели устроители концерта, надеясь умилить американских слушателей.

Затем она гастролировала по британской провинции с Стракошем и Оле Буллом, исполняя заглавные арии из репертуара Женни Линд, Зонтаг и других певиц. В 1854 году она снова вернулась в Нью-Йорк и пела под аккомпанемент пианиста Готтшалка. Помимо голоса и прекрасных музыкальных способностей природа наделила Патти редкой выносливостью. Родители, конечно, понимали, что частые выступления маленькой дочери могут отрицательно сказаться на её голосе, но поскольку другого выхода из отчаянной нужды у них не предвиделось, они разрешали Аделине отправляться на новые и новые гастроли. За четыре года странствий по городам Южной и Северной Америки девочка дала более трёхсот концертов.

С юной Патти в этих путешествиях случались самые настоящие приключения: в Сантьяго девятилетнюю артистку настигло сильнейшее землетрясение, разрушившее весь город; в плавании к берегам Кубы она едва не погибла во время шторма. Говорят, что маленькая Аделина выказала при этих катаклизмах невозмутимое присутствие духа. Строптивость характера, проявившаяся у Патти в раннем возрасте, не раз испытали на себе антрепренёры, партнёры актрисы по сцене, служащие театра. Иной раз её вздорность помогала карьере, но чаще служила поводом для анекдотов о несносной диве.

Она заработала достаточно денег, чтобы закончить музыкальное образование, на чем настаивали родители. В 1855 году стараниями все того же "ангела-хранителя", Стракоша, Аделина прекратила выступления и начала готовиться к карьере оперной певицы. За четыре года Патти освоила девятнадцать партий.

24 ноября 1859 года явилось знаменательной датой в истории исполнительского искусства. В этот день Патти дебютировала в нью-йоркской музыкальной академии в "Лючии ди Ламермур" Доницетти. Редкой красоты голос и исключительная техника артистки вызвали бурю оваций. Уже в первом сезоне она с огромным успехом пела в четырнадцати операх и совершила турне по американским городам. Однако ей был необходим восторг европейского зрителя и признание в Старом Свете.

14 мая 1861 года она пела в Лондоне в "Сомнамбуле" и стала весьма популярной в этом городе за красоту, грацию и артистизм. В том же года она пела на осеннем фестивале в Бирмингеме, а 16 ноября 1862 года впервые появилась в Париже. Затем посетила Голландию, Бельгию, Австрию, Прусcию. После 1864 года она много раз бывала в Лондоне, Бадене, Брюсселе и Риме. В 1874 году она вернулась в Париж.

Аделина Патти Большой успех способствовал Аделине в России. Восемь лет, из года в год, Петербург и Москва испытывали наслаждение, видя и слушая Патти. В Санкт-Петербурге император пожаловал ей орден "За заслуги" и титул "Первая певица двора". Так случилось, что именно в северной российской столице в 1885 году Патти мучительно, с тяжелейшими истериками расставалась с первым мужем, французским дворянином маркизом де Кокс. Подробности скандала со сладострастием смаковались петербургской публикой. Для Аделины воспоминания о разводе стали поводом для того, чтобы надолго забыть дорогу в северную столицу. В следующем году она вышла замуж за итальянского тенора Эрнесто Николини. Через некоторое время после смерти второго супруга она стала женой барона Рольфа Седерстрёма, с которым прожила всю оставшуюся жизнь.

С 1861 по 1880 она пела в Ковент-Гардене каждый сезон, гастролировала по провинции. В 1865, 1877 и 1889 годах пела на Фестивалях имени Генделя. В 1881 году её ангажировали петь в Штатах в серии концертов. Тогда же, а также в сезонах 1884/1885 и 1886/1887 она пела на оперных сценах. В декабре 1887 года она начала гастрольный тур по Южной Америке, Мексике и США.

У неё был потрясающей красоты и огромного диапазона голос, при этом она была талантливейшей актрисой. Она была слишком маленького роста, чтобы петь в большой опере, однако её талант был неоспорим в ролях, требующих патетики, чувственности и кокетства. Благодаря невероятной чистоте и звучности своего голоса Патти покоряла все новые и новые сцены. Уже с возрастом она в полной мере овладела нижней частью своего голосового диапазона и стала петь ещё лучше. Возраст, впрочем, повлиял и на репертуар и стиль пения Аделины – она стала более консервативной; певица прекрасно понимала, в каких именно партиях её уже немолодой голос звучит наиболее выигрышно и старалась придерживаться именно их.

На пике своей карьеры Аделина получала по 5000 долларов за ночь; контракты её, помимо прочего, предусматривали даже то, что её имя на афишах должно было быть написано крупнее, чем имена остальных исполнительниц. Патти отличалась невероятным упрямством и – что куда важнее – столь же невероятной деловой хваткой.

Патти дожила до появления первых грампластинок, и её по-детски восхищала возможность услышать собственный голос. Говорят, что, когда ей как-то проиграли одну из записей, артистка не смогла сдержать слёз от радости: ведь теперь будущее поколение будет судить о её искусстве не только со слов современников. Записи её голоса сейчас можно найти на YouTube.

20 октября 1914 года Аделина Патти навсегда простилась с публикой на концерте, организованном в целях помощи Обществу Красного Креста. Шла Первая мировая война, и знаменитая певица смотрелась на сцене словно осколок ушедшего XIX века. Её последним сольным номером стала любимая англичанами простая песенка "Дом, мой милый дом".

Аделина Патти Аделина Патти Аделина Патти Аделина Патти Аделина Патти

Посмотреть/скрыть полную фотогалерею


Итак, какие именно детали биографии сестёр Патти позволяют нам сделать вывод о том, что Леру писал образ Карлотты именно с них?

Во-первых, это соперничество Кристины и Карлотты в романе. Известно, что Аделина Патти и Кристина Нильссон были конкурентками, имевшими равный успех у публики. Французские критики постоянно сравнивали их и манеру их исполнения, отмечая, что у Кристины был забавный шведский акцент, а Аделина не могла взять таких высоких нот или петь так элегантно, как Кристина.

Во-вторых, характер и поведение певицы. Выступая в Париже, Аделина сделалась любимицей французов. Поэты слагали в честь неё оды, её привычки и манеры стали основой всех светских сплетен Парижа. Молодой девушке трудно было устоять перед лестью и преклонением. Избалованная восхищением Патти даже перестала появляться на репетициях, предоставляя возможность подавать реплики своему импресарио Стракошу. Бедному Морису приходилось распевать любовные дуэты Розины, Лючии или Сомнамбулы. Большого труда стоило добиться согласия артистки хоть на одну репетицию, разве только она внимала уговорам, чтобы разучить новую оперу. О тирании дивы стали даже ходить анекдоты.

Много сплетен родилось в Париже и по поводу чрезмерной страсти Патти к роскоши. Она соглашалась выступать лишь за баснословные гонорары и только с теми постановщиками, которые одевали её в фантастически дорогие костюмы, сшитые по последней моде. Естественно, что головокружение от триумфа не способствовало шлифованию мастерства Аделины. И вскоре среди восторженных дифирамбов газетчиков появились нотки разочарования серьёзных критиков. В одном из отзывов на исполнение Патти роли Розины в "Севильском цирюльнике" рецензент отмечал, что певица внесла в партию множество украшений, совершенно несоответствующих характеру музыки Росини. "...Поневоле говорится об одной лишь Аделине Патти, о её грации, молодости, чудном голосе, изумительном инстинкте, беззаветной удали и, наконец... о её мине избалованного ребёнка, которому было бы далеко не бесполезно прислушаться к голосу беспристрастных судей, без чего ей вряд ли удастся дойти до апогея своего искусства".

В связи с этим вспомним, что в своём романе Гастон Леру довольно нелестно отзывается о Карлотте. Устами Призрака он говорит, что та поет как шрапнель, что она - превосходный, но банальный инструмент. Карлотта у Леру - испанка, танцевавшая в кабаках Барселоны, затем певшая в парижских кабаре и в салонах своих любовников. Она отлично владеет голосом, который имеет широкий диапазон, в её репертуаре роли, о которых можно только мечтать. После триумфа Кристины Карлотта начала строить ей всяческие козни, не давая возможности повторить успех, за что и поплатилась - во время одной из арий Маргариты из "Фауста" Гуно она неожиданно для всех "дала петуха" (не без участия в этом Призрака), а несколькими секундами спустя на партер обрушилась люстра. Некоторое время после этого Карлотта говорила, что больна, а затем нашла способ разорвать контракт, и на её место взяли Кристину.

Говоря о реальном прототипе, надо заметить, что безмерное честолюбие помогло Патти в испытаниях "медными трубами". Она-таки смогла заставить себя работать и, вступая в полосу творческой зрелости, отказаться от прежних дурных привычек. Патти медленно, но неуклонно взрослела, становилась личностью, не дав дурному воспитанию возобладать и погубить её уникальный талант.

Забавно, что у Эндрю Ллойда Уэббера Карлотта меняет национальность - и из испанки, описанной Леру, становится итальянкой, как старшая из сестёр Патти, Карлотта, которая родилась в Италии (в отличие от младшей Аделины, родившейся в Испании). В мюзикле мы видим намёк на некие отношения между примой и тенором по имени Убальдо Пьянджи. При этом брак с итальянцем был как раз у Аделины.

Наверх