На главную В раздел "Мюзикл Уэббера"
В раздел "Мюзикл на Бродвее"

"Призрак Оперы" на Бродвее:
пресса о премьере (январь 1988 года)


Несмотря на феноменальный успех мюзикла в Лондоне, далеко не все критики отзывались о нём положительно, проскальзывали в печати и язвительные, порой откровенно негативные отзывы. Тем сильнее волновались его создатели, готовясь к премьере на Бродвее, ведь бродвейские театральные критики были известны на весь мир своим жёстким подходом к оценке постановок, а их обзоры во многом влияли на то, пойдёт публика на спектакль или нет.

Самые большие опасения внушал критик Фрэнк Рич (Frank Rich) по прозвищу "Бродвейский Мясник". Его колонка в New York Times сделала его наиболее влиятельным театральным критиком в США. Считалось, что он может "закрыть шоу" одной своей рецензией. Вечером накануне премьеры режиссёр Харольд Принс сообщил труппе, что в зале сидят "три главных критика", намекая в том числе и на Фрэнка Рича — тот сидел в восьмом ряду, на четвёртом месте, с правой стороны. Во время спектакля Майкл Кроуфорд периодически невольно поглядывал в его сторону. Впрочем, премьера прошла прекрасно, реакция публики была ожидаемой: восторженные крики и стоячие овации. После премьеры состоялась вечеринка в Beacon Theatre, организованная продюсером Кэмероном Макинтошем. Наутро, возвращаясь с вечеринки, Майкл Кроуфорд купил New York Times и прочёл свежую рецензию "Бродвейского Мясника"... Впрочем, давайте по порядку.


Журнал New York от 18.01.1988 г. (до премьеры)

Корреспондент журнала New York Патрисия Моррисро (Patricia Morrisroe) побывала на открытой репетиции мюзикла и посвятила ему огромную статью. Она написала, что режиссёр Хэл Принс надел на репетицию свой "счастливый" свитер, который носил на первой репетиции мюзикла в Лондоне. Далее она упоминает, что "Призрак Оперы" уже поставил рекорд кассовых сборов, собрав 17 млн долларов, хотя шоу ещё даже не открылось. Сейчас, в январе, если зритель захочет купить себе билет с выбором места, — то ближайшие дни, на которые можно это сделать, придутся на Хэллоуин (начало ноября). Далее рассказывается о ближайших планах Уэббера и Макинтоша: они собираются поставить "Призрака" в Японии уже этой весной, Уэббер пишет новый мюзикл "Аспекты любви", а Макинтош продюсирует "Мисс Сайгон". "Призрак Оперы" для них уже как бы пройденный этап, однако для большей части американского каста это совершенно новая история, и они внимательно слушают указания режиссёра. Далее она описывает процесс репетиций, декорации мюзикла (особенно люстру), завораживающую игру Майкла Кроуфорда, музыку. Особое внимание уделяется Саре Брайтман и истории их взаимоотношений с Эндрю Ллойдом Уэббером. Вспоминает журналист и предыдущие кино-адаптации романа Леру, кратко рассказывая и о самом романе (немножко перевирая при этом факты, ну да простим ей)... Статья, на самом деле, довольно содержательная и интересная, приводится множество интересных фактов о мюзикле и его создателях, поэтому тем из вас, кто владеет английским языком, мы очень рекомендуем её к прочтению и приводим полную отсканированную версию.


Журнал Time от 18.01.1988 г. (до премьеры)

На той же открытой репетиции побывал и корреспондент журнала Time Майкл Уолш (Michael Walsh), постаравшийся передать свои впечатление в более юмористическом тоне. Сначала он, нарочито утрируя, кратко пересказывает содержание самых известных мюзиклов Уэббера, после чего приходит к выводу, что главную роль играёт всё же не это самое содержание, а нечто иное, что делает мюзиклы Уэббера самыми известными и успешными шоу в мире. "Призрак Оперы" станет третьим мюзиклом Уэббера (после "Эвиты" и "Кошек"), который будет идти и в Лондоне, и на Бродвее. Также упоминаются рекордные кассовые сборы (и тоже говорится о невозможности выбирать места до ноября, хотя теперь корреспондент пишет не о Хэллоуине, а о Дне Благодарения). Приводится несколько любопытных фактов о самом Уэббере: чем он занимается, на каком самолёте летает, какую недвижимость купил и так далее. Также рассказывается о ближайших планах композитора. Идёт рассуждение об истории мюзикла на Бродвее вообще, Уэббера сравнивают с Сондхаймом. Затем приводится довольно подробная биография Уэббера. В общем, статья посвящена на столько самому мюзиклу, сколько его создателю. Прочитать оригинальный текст статьи вы можете на отдельной странице.


Журнал Variety от 26.01.1988 г.

Самая первая рецензия на мюзикл появилась в американском еженедельнике Variety, она была опубликовала уже в 11 часов вечера 26 января. Театральный критик Ричард Хаммлер (Richard Hummler) писал: "Зрители Лондона были правы. "Призрак Оперы"... оправдывает лихорадочный спрос, который уже подарил ему аванс в 16,5 млн долларов... Спектакль периода 19-го века, сценические фокусы, парящие мелодии и исключительное пение стоят на службе увлекательной и пикантной любовной истории, и всё это поставлено с блестяще организованным талантом Харольда Принса, который снова пребывает в отличной форме". Прочитать оригинальный текст рецензии вы можете на отдельной странице.


Газета The New York Times от 27.01.1988 г.

Та самая рецензия "Бродвейского мясника" из The New York Times Фрэнка Рича (Frank Rich), которого больше всего опасались артисты и постановщики мюзикла. Однако опасались совершенно напрасно, рецензия была довольно одобрительной. "Может быть, вы ужасно проведёте время на "Призраке Оперы", но для этого вам придётся хорошенько постараться", — писал Рич. Особых похвал удостоились работа режиссёра Харольда Принса, дизайнера Марии Бьорнсон и игра Майкла Кроуфорда. А вот Саре Брайтман слегка досталось: критик отметил, что она хорошо поёт, однако плохо играет, что её выражение страха, когда она "делает большие глаза и по-бурундучьи надувает щёки", больше подошло бы для немого фильма с Лоном Чейни. По Уэбберу критик тоже проехался довольно язвительно, досталось и авторам либретто. Но в целом его оценка мюзикла была однозначно положительной. Прочитать оригинальный текст рецензии вы можете на отдельной странице.


Газета New York Daily News от 27.01.1988 г.

Присутствовали на премьере и корреспонденты крупнейшей ежедневной газеты Нью-Йорка New York Daily News, в которой наутро появились рецензии Ховарда Кисселя (Howard Kissel) о самой премьере и Дэвида Хинкли (David Hinckley) о том, какие знаменитости оную премьеру посетили. "Это зрелищное шоу, визуально самое впечатляющее из британских мюзиклов", — пишет Киссель. Как и Фрэнк Рич, он критикует музыку Уэббера и актёрскую игру Сары Брайтман (тоже припоминая немой фильм с Лоном Чейни) и очень хвалит Кроуфорда. Ознакомиться с оригинальным текстом обеих рецензий в газете вы можете на отдельной странице.


Газета Boston Globe от 27.01.1988 г.

На страницах вышедшей в тот же день газеты Boston Globe критик Кевин Келли (Kevin Kelly) написал, что на премьере зрители устроили мюзиклу "самые громкие овации, которые я слышал за долгие годы". Восторженно описывая происходящее на сцене, он резюмировал: "Постановка Принса — и её визуализация Бьорнсон — экстраординарна". Сравнивая "Призрака Оперы" с мюзиклом "Отверженные", он писал, что "Отверженные" — это война и смерть, а "Призрак" — это любовь и надежда. Сравнивая бродвейскую постановку с лондонским оригиналом, который он смотрел в мае прошлого года, Келли делает вывод, что она не уступает ему ни в чём. Полный текст рецензии вы можете прочитать на отсканированных страницах газеты.


Газета Newsday от 27.01.1988 г.

Очень приятную рецензию опубликовала в тот же день американская ежедневная газета Newsday. Театральный критик Аллан Уоллак (Allan Wallach), комментируя небывалый спрос на билеты, писал: "«Призрак Оперы» распродан настолько далеко вперёд, что люди в какой-то момент смогут передавать свои почти недосягаемые билеты в завещаниях и документах о разводе", — и сразу же комментировал, что мюзикл на Бродвее столь же потрясающий, как и в Лондоне. Уоллак — один из немногих критиков, кто вообще упоминает в своей рецензии первоисточник, роман Гастона Леру, и какие реальные события и факты легли в его основу, а также кратко рассказывает о Гранд Опера. Он прекрасно отзывается и об игре Майкла Кроуфорда, и о Саре Брайтман, и буквально парой слов характеризует других артистов. Прочитать оригинальный текст рецензии вы можете на отдельной странице.


Газета USA Today от 27.01.1988 г.

Встречались в этой бочке мёда и ложки дёгтя. Так, например, газета USA Today опубликовала рецензию критика Дэвида Патрика Стернса (David Patrick Stearns), который писал, что "постановке не достаёт размаха Les Miserables и эмоциональной глубины мюзикла Стивена Сондхайма Into the Woods", и язвительно добавлял, что "единственное, что мешает этому шаткому блокбастеру рухнуть под его собственным величием, так это Майкл Кроуфорд". Тем не менее, работа дизайнера Марии Бьорнсон и режиссёра Харольда Принса удостоились похвалы и от него. Прочитать оригинальный текст рецензии вы можете на отдельной странице.


Журнал New York от 08.02.1988 г.

27 января 1988 года о мюзикле писали и другие периодические издания: New York Post, The Hollywood Reporter, Associated Press, Newsweek, The Los Angeles Herald Examiner и многие-многие другие. Мы не будем приводить здесь их все, поскольку в основном все они повторяют друг за другом примерно одни и те же оценки.

Но некоторое любопытство вызывают более поздние публикации. Так, 8 февраля в журнале New York, который ранее опубликовал статью об открытой репетиции (см. выше), была опубликована рецензия Джона Саймона (John Simon). Саймон в целом отозвался о мюзикле одобрительно, однако местами довольно язвительно раскритиковал и главного героя, и некоторые сцены, хорошенько проехался и по музыке Уэббера, и по Саре Брайтман, и даже по техническим трюкам в шоу — мол, место им в цирке. И сам мюзикл охарактеризовал как "хорошее, незамысловатое развлечение, которое стоит дешевле, чем поездка в Мир Диснея". Согласитесь, неожиданная оценка.

А самым забавным в этой ситуации является то, что спустя 21 год, в сентябре 2009 года, всё тот же Джон Саймон напишет для Bloomberg News ещё одну рецензию на мюзикл, и там продемонстрирует почти противоположное мнение: "Бродвейский "Призрак" по-прежнему остаётся королём романтики", поставив ему рейтинг **** (Do not miss). Ниже для вас — сканы первой рецензии 1988 года, а для любопытных на отдельной странице можно прочитать и оригинальный текст рецензии 2009 года.


Газета Anchorage Daily Press от 26.03.1988 г.

Со дня премьеры прошло два месяца, а о мюзикле говорила уже вся страна. 26 марта ежедневная газета Анкориджа (штат Аляска) Anchorage Daily Press выпустила статью театрального критика Майкла Кучвары (Michael Kuchwara) о закулисье мюзикла. Вернее, о том, как накладывается грим Призрака. Статья так и называется: "Художник превращает красивого актёра в ужасного Призрака". Очень интересные подробности наложения грима вы тоже можете узнать из отсканированной вырезки.


Журнал New York от 18.04.1988 г.

Журнал New York, выпустивший в январе большую статью, посвящённую грядущей постановке (см. выше), в апреле того же года опубликовал статью Динитии Смит (Dinitia Smith), которая на этот раз побывала за кулисами мюзикла и решила приоткрыть зрителям завесу тайны, скрывающую главного героя мюзикла — Призрака. Прочитав статью, вы узнаете, как проходит рабочий день Майкла Кроуфорда: во сколько он приходит на работу, каким образом наносит грим, чем обедает, во сколько начинает распеваться и так далее. Сам Майкл делится некоторыми забавными воспоминаниями — например, о том, как вышедшая из-под управления гондола "бегала за ним по сцене, как собачка", а в итоге наехала ему на ногу. Очень много интересных и редко публикуемых подробностей позволят живо представить себе рабочий день самого на тот момент известного актёра Бродвея. Ниже для вас — полная отсканированная версия.


Мы закончили апрелем 1988 года. Дальше будут ещё десятки статей и самых разных публикаций о "Призраке Оперы" на Бродвее, но это уже совсем другая история...


Наверх